Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 18 Оценка и анализ внешней и внутренней среды менеджмента




Внешняя среда- совокупность факторов, условий влияющих на деят-ть орг-ции и находящихся вне зоны влияния менеджера.

Макро( косвенное возд-е)-часть внеш среды на которую бизнес не оказывает влияние, но она влияет на него непосредственно или апосредственно. Создает условия действия орг-ции и границы допустимого для неё.

Факторы косвенного возд-я:

* полтич (полит стабильность, конкуренция партий),* эконом (темпы инфл, колеб курса), * соц (уровень соц стабильности, труд этика ),*технолог( уровень н-т прогресса ),*демограф (численность насел,уровни рожд,миграции), * правовые,*природные,*культурные.

Микро( прямое возд-е)-все группы прямо влияющие или находящиеся под непосредственным влиянием основной деят-ти орг-ции.Это: потребители, конкуренты, поставщики, посредники, контактные аудитории.

Внешняя среда характерна сложностью, подвижностью, неопределенностью.

Внутренняя среда- это элементы, которыми располагает субъект управления(менеджер).Мескон выделяет следующие внутренние переменные: *Цель -желаемый результат, к которому стремится орг-ция. * Структура -совокупность взаимосвязанных уровней управления и функциональных областей. *Задачи -часть работы или серия работ, которая должна быть выполнена установленным способом в заранее установленные сроки. Выделяют 3 вида задач: работы с людьми, материалам, информацией. *Технология -средство с помощью которого входящие в производство элементы преобразуются в выходящие. *Люди -кадры орг-ции. которые создают ее продукт, формируют ее культуру. Различаются по следующим параметрам: Способности-----восприятием Потребности----отношением

1.)SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории:сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы.Это последовательности шагов приводящих к выбору стратегии. Это анализ в общем виде и не содержит экон категорий.

2.)5М- выделение только значимых тем, критических точек, которые зависят от целей, размера орг-ции и хар-ра её деят-ти.

(менеджмент, маркетинг, персонал, финансы, производство).

3.)метод Макенси «7S»- орг-ция состоит из 7 элементов:стратегия, структура, сис-ма управления, персонал, квалификации персонала, ценности, стиль.

4.)»4Р»- покупатель-----товар,рынок, цена, продвижение.

Вопрос 19 Методы управления Экономические социально-психологические организациооно-распорядительные.

Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Традиционно выделяют административные, экономические и социально-психологические методы.

Экономические: Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей участник процесса преследует и общественные, и групповые цели. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы, кредитование, поручительство, возможность купить продукцию по себестоимости. Организационно-распорядительные – это сп-бы воздействия субъекта на объект, основанные на силе и авторитете власти, указов, приказов, постановлений, законов, распоряж-й, инструкций и т.д. Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. К числу организационных методов относят: организационное проектирование, регламентирование, нормирование, распорядок рабочего дня, режим отдыха. Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, должностные инструкции, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.). При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения. При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж, устная рекомендация) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения. Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных. Они делятся на:

1) М-ды организ-го возд-я –это система законодательных актов страны и регионов; система нормативно-директивных документов орг.; система планов, заданий программ. 2) М-ды распорядит-го воздействия – приказы, разъяснения со стороны администрации.

Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: соци

Вопрос 20 Содержание разнообразие и специализация функций управления.

Сложная структура современной организации образует еди­ное целое благодаря целенаправленному воздействию на ее ос­новные связи и процессы. Это достигается в результате управ­ленческой деятельности, представляющей собой сочетание раз­личных функций, каждая из которых направлена на решение сложных специфических проблем взаимодействия между отдель­ными подразделениями фирмы. Сфера управления охватывает все стороны деятельности организации: производство, НИОКР (инновации), сбыт, финансы, коммуникации и т.д.

Кратко круг проблем, решаемых управленческой деятель­ностью, сводится к следующему: определение конкретных це­лей развития, выявление их приоритетности, очередности и последовательности решения. На этой основе разрабатываются хозяйственные задачи, определяются основные направления и пути их решения, вырабатывается система мероприятий для решения намеченных проблем, определяются необходимые ре­сурсы и источники их обеспечения, устанавливается контроль выполнения поставленных задач.

Реализация общих задач требует создания необходимых условий в сфере управления:

функций маркетинга — для приспособления производ­ства к требованиям и спросу рынка (методами разработки внут­рифирменных программ маркетинга по каждому продукту и про­гноза развития); функций планирования — для обоснованного определе­ния основных направлений и пропорций развития материально­го производства с учетом источников его обеспечения (метода­ми разработки планов и прогнозов); функций организации — для налаживания организаци­онных отношений между различными подразделениями по выполнению решений и плановых показателей хозяйственной дея­тельности на конкретный период; функций оперативного руководства — для мгновенного вмешательства в процесс деятельности организации, чтобы реализовывать запланированные и организованные мероприятия и при необходимости упреждать расхождение между планируе­мым и фактически происходящими событиями; функций контроля — для проверки выполнения деятель­ности и сравнения с намеченными целями и направлениями раз­вития (составлением балансов, счетов прибылей и убытков и т.д.); функций мотивации — для морального и материального стимулирования персонала при выполнении задач по достиже­нию целей организации. Характерно, что вне зависимости от уровня управления менеджеры должны 40% времени использовать для выполнения основных функций управления.

 

 

Вопрос 21 Планирование как функция менеджмента содержание технология организация. Файоль СИСТЕМА ПЛАНОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

Планирование - одна из функций менеджмента. В широком смысле планирование – вид чел. деят-ти по установлению целей и путей их достижения.

Планир основ-ся на ряде принцепов:

1.единство – план-е должно носить системный хар-р. Изменение в планах одного подраздел-я, отраж-ся на планах др. подразделений;

2.непрерывность: планы служат основой для дальнейшей работы; 3.гибкость: планы должны учитывать изменения внутренней и внешней среды; 4.экономичность: затраты на планирование значительно меньше получаемых выгод;

5.точность- планы д/б детализированы и конкретизированы, в той степени, в к-й позволяют внутр-е и внеш-е условия деят-ти орг.

Методы планирования: 1. бюджетный – составление отчетных и плановых бюджетов(таб., отражающие составление или распред-е ресурсов в соответствии с поставленными целями) 2. балансовый – увязка 2-х бюджетов(ресурсов, к-ми будет располагать орг. и потребп\н-ти в них в рамках планового п-да 3. Нормативный метод – основа - нормы и нормативы, выделяют норму выработки, норму обслуживания, норму времени, норму численности. Нормирование бывает прямым и косвенным. 4. Математические методы. оптимизационным расчетам на основе различного рода моделей. 5. К простейшим моделям относятся статистические, например корреляционная, отражающая взаимосвязь двух переменных величин. С её помощью можно с определённой степенью вероятности предсказать, а соответственно и запланировать наступление события Б, если происходит связанное с ним событие А. 6. Методы линейного программирования дают возможность путем решения системы уравнений и неравенств, связывающих ряд переменных показателей, найти их оптимальные величины во взаимном сочетании. Это помогает по заданному критерию выбрать наиболее подходящий вариант функционирования или развития объекта управления, с тем, чтобы обеспечить максимальную прибыль, минимизировать затраты. 7. Графические методы – а)Метод сетевого планирования. Работы связывают между собой событиями, представляющие собой итог какой-то деятельности. События могут быть исходными, которым не предшествуют никакие работы, промежуточными, представляющими собой результат одной или нескольких работ, завершающими, свидетельствующими о достижении поставленной цели. Все работы и события объединяются в календарный сетевой график, имеющий вид цепной диаграммы. Цель и события изображаются на нем кружками, в которых указываются их содержание и порядковый номер, расшифровывающий в прилагаемом тексте, а работы – стрелками, ведущими от одного кружка к другому. Стрелки несут на себе информацию времени выполнения работ и связанных с ними затратах. б) Метод планирования Паттерн. - строится система целей и подцелей, для каждой из которых эксперты устанавливают «вес», коэффициенты относительной важности, а также коэффициенты взаимной связи. Пропорционально коэффициентам значимости происходит распределение ресурсов между отдельными целями, подцелями, проблемами, работниками. Метод позволяет определить возможность полученных результатов в других областях, сроки выполнения отдельных работ, их этапы вплоть до внедрения.

Возможности применения различных методов планирования имеют свои границы.

Формы планирования: кратк-е, средн-е, долг-е.

Виды планирования: по срокам: долгосрочное план-е (от 5 лет)(стратегическое планирование); 2.средн-ое (от 1 до 5лет) (различные программы); 3.кратк-е (до 1г) (оперативные планы на день и др.). по степени обязательности исполнения: дерективное(обязат-е); индикативное(рекомен-е). по содержанию плановых решений: стратег-е, тактич-е, оперативно-календарное планир-е.

4 типа планирования:

Вопрос 22 Мотивация как функция управления

Мотивация как функция управления - это процесс, с помощью которого руководство организации побуждает работников действовать так, как было ранее запланировано и организовано, поскольку успех организации в определенной мере зависит от того, насколько эффективно действуют участники производственного процесса. Таким образом, мотивацию в организации можно трактовать как побуждение членов организации к действию. При этом мотивация представляет собой, с одной стороны, побуждение, навязанное индивидам извне, а с другой - это самопобуждение.

Чтобы разобраться в этой двойственной природе мотивации, важно понять, что поведение человека в трудовом процессе определяется взаимодействием различных внешних и внутренних побудительных сил, среди которых следует прежде всего выделить стимулы и мотивы.

Под стимулом подразумевается материальная награда определенной формы, например, заработная плата.

Мотивы, являясь личностным побуждением к активности, тесно связаны со средой жизнедеятельности. В ней содержится вся совокупность потенциально возможных стимулов. Индивидуальность человека появляется в выборе стимулов.

Мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Виды стимулов:

принуждение;

материальное поощрение;

моральное поощрение;

самоутверждение

Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Однако, чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, нужно сначала усвоить смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.

Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к действию.

Нужда, потребность побуждают или мотивируют человека к действию. В широком смысле мотивация - это функция управления, процесс побуждения индивидуума к деятельности для достижения целей организации и/или личных целей.

Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.

Рассмотрим виды мотивов к труду:

а) мотив социальности (потребность быть в коллективе).

б) мотив самоутверждения Герцберга, он является собственно мотивирующим фактором для сотрудников высокой квалификации;

в) мотив самостоятельности

г) мотив надежности (стабильности)

д) мотив приобретения нового

е) мотив справедливости. ё) мотив состязательности.

Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов:

- 1 этап - возникновение потребностей - человек ощущает, что ему чего-то не хватает, он решает предпринять какие-то действия;

- 2 этап - поиск путей устранения потребностей, определение направлений действий, как именно и какими средствами можно удовлетворить потребность;

 

Вопрос 23 КЛАССИФИКАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ МОтИВАЦИОННЫХ ТЕОРИЙ

Мотивация- это вид управ-й деят-ти, имеющей целью активизировать людей, раб-щих в орг и побуждающий их эф-но трудиться для выполнения целей, поставленных в планах.

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий. Первая стадия – возникновение потребностей. Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Третья стадия – определение целей (направления) действия. Четвертая стадия – осуществление действия. Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. Шестая стадия – устранение потребности.:

Иерархия потребностей по Маслоу, доработанная психологом из Гарварда, Мурреем, включает: физиологические потребности, удовлетворение которых необхо­димо для выживания. К ним относятся потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности; потребности в безопасности и уверенности в будущем. К ним от­носятся потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем; социальные потребности. К ним относятся необходимость соци­альных связей, чувство, что тебя принимают другие, чувства при­вязанности и поддержки; потребности в уважении.

Теория приобретенных потребностей(МакКлеманд): п-ть достижения успеха; п-ть соучастия (причастности); п-ть власти. Данные пот-ти формир-ся в процессе воспитания, обучения, развития личности.

Теория психологического развития личности(выготский): в психике чел присутствует 2ур развития: низший, высший. Они обуславливают присутствие и развитие низших и высших потребностей. Потребности низшего ур-ня первичны(физиолог-е пот-ти). Формы их удовлетворения связаны с материальным стимулулиров-м, а высшие с соц-м. они удовлет-ся в творческой трудовой деят-ти.

Комплексная модель мотивации Шейна: состав потребностей людей зависит от многих ф-ов. Наиболее значимыми яв-ся – стадии личного развития чел и жизненной ситуации.

Процессуальные теории мотивации – поведение чел опред-ся не только пот-ми, но и восприятием ситуации, ожиданиями, связанными с ней:

Д.Аткинсон – поведение чел предоставляя рез-т взаимодействия, индивид-х кач-в личности и ситуации ее восприятия. Мотивация вкл в себя: стремление к успеху, избежание неудач, вероятность успеха, привлекательность успеха.

Врум Теория ожиданий: ожидания в отношении затрат труда – результатов (соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами), ожидание в отношении результатов – вознаграждения (ожидание определенного вознаграждения, в ответ на достигнутый уровень результатов), валентность (предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения).

Адамс Теория справедливости: утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих такую же работу. Варианты действия: добиться увеличения вознаграждения, снижения затрат,

Выводы по вопросу. В связи с тем, что существуют различные теории мотивации, менеджер должен: установить набор критериев (принцип), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника. Данные критерии, сведенные воедино, формируют личную философию, которая представляет собой основополагающее поведение. Создать атмосферу, благоприятную для мотивации работающих. Активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, что бы работник был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе и понимать чего от него ждут.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...