Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-экономические формы товародвижения и товароснабжения




На процессы товароснабжения и товародвижения оказывают влияние существующие организационные формы торговли и уровень организа­ции коммерческой работы производственных и торговых предприятий. Степень сложности товароснабжения и товародвижения во многом определяется складывающимися между поставщиками и покупателя-


9,3, Организационно-экономические формы товародвижения... __________ 239

ми хозяйственными связями и спецификой самих товаров. Многие ско­ропортящиеся продовольственные товары, а также непродовольствен­ные товары простого ассортимента, не требующие подсортировки, завозят с производственных предприятий непосредственно в магазины. Следует отметить, что в период переходной экономики в стране была ликвидирована прежняя, распределительная система, которая находила свое отражение и в процессах товародвижения и товароснаб­жения. Применительно к рыночным условиям еще только предстоит создать соответствующий порядок снабжения. Пока же оптовые пред­приятия заинтересованы только в том, чтобы всемерно расширить свой оптовый товарооборот, увеличить свою прибыль. Поэтому они часто не содействуют установлению одноактной и даже однозвенной торговли, препятствуют установлению прямых связей покупателей и поставщиков, включаясь в качестве посредников даже там, где в них не нуждаются. При этом они применяют складской или транзитный товарооборот в тех случаях, в каких для них самих, а не для их покупа­телей эти формы оборота оказываются выгодными. Более того, склад­ской оборот они нередко осуществляют без должной подработки и подсортировки товаров, превращая свои склады в место простой пере­валки товаров, а иногда отпускают товары покупателям прямо «с ко­лес», т. е. без завоза на склад, однако делая свою наценку на товар. Сти­мул таков: чем меньше операций на складах, тем меньше расходов и больше прибыль.

Следует иметь в виду, что оптовая торговля есть только начальная стадия торговли товарами народного потребления, поэтому ее нужно вести так, чтобы всемерно содействовать успешному ходу окончатель­ной реализации товара с наименьшими издержками и, соответствен­но, не допуская существенного увеличения цен. Для этого необходимо правильно выбирать не только формы оптового товарооборота, но и формы товародвижения, и формы товароснабжения розничной сети. О тесной взаимосвязи этих экономических категорий говорит гот факт, что псе они выступают в одинаковых формах — транзитной и складской.

В рыночных условиях появилась объективная необходимость пра­вильно определять и применять на практике такие важнейшие поня­тия, как транзитным товарооборот, транзитное товародвижение, тран­зитное и складское товароснабжение, так как от этого зависят затраты, цены на товары и в конечном итоге конкурентоспособность товара.

Ранее, в условиях действия единых прейскурантных цен, четкого понятия этих категорий не существовало; широко пользовались еди­ным, но неясным термином «транзит».


240 ________ Глава 9. Организация товародвижения итовароснабжения розничной...

Так, под транзитом в оптовой торговле понималась такая форма товародвижения, когда товар из производственного предприятия или сбытового склада направлялся в розничную торговую организа­цию (ее склад или магазин), минуя склады оптовой торговли. Даже если товар направлялся на оптовые склады потребительской коопе­рации, минуя только склады государственной оптовой торговли, это тоже считалось транзитом.

Получалось, что «транзит» был формой товародвижения. Однако что же это за транзитная форма, если товар минует только склады оптовых предприятий, но завозится на сбытовые склады изготовите­лей, и на склады розничных организаций, и на склады потребкоопе­рации и другие? Ясно, что определяемый таким путем «транзит» не является транзитной формой товародвижения. Это не что иное, как только транзитная форма оптового товарооборота данного оптового предприятия.

В действительности существуют три понятия, связанные с терми­ном «транзит»:

1) транзитная форма товародвижения, означающая движение това­ра с производства непосредственно в магазин, без завоза на скла­ды розничных торговых организаций, оптовых и сбытовых пред­приятий;

2) транзитный товарооборот оптового предприятия, т. е. продажа им товаров без завоза на свои склады;

3)транзитная форма товароснабжения розничной сети, осуществ­ляемая розничной организацией без завоза па свои склады.

Транзитная форма товародвижения, имеющая первостепенное на­роднохозяйственное значение, может наиболее экономично осуществ­ляться при прямых торговых связях: розничное предприятие или организация - производственное предприятие, без совершения какого-либо транзитного товарооборота. Если и товарообороте участвует оп­товое предприятие, то для обеспечения транзитного товародвижения они совершают транзитный оборот. Но далеко не всякий транзитный товарооборот обеспечивает транзитное товародвижение, как и не но всех случаях транзитная форма товароснабжения совпадает с тра плит­ным товародвижением. Например, тортовое оптовое предприятие продало фирме но транзитной форме товар, который находится па сбытовом складе производителя. В этом случае не может быть тран­зитного товародвижения, а будет либо одно:шенное, если со сбытового склада товар отгрузят в магазин, л ибо двухзвенное, если отгрузку про-


9.3. Организационно-экономические формы товародвижению. ^^ _____ 24

изведут на склад фирмы. В первом случае товароснабжение примет транзитную форму, а во втором — складскую.

Ряд товаров, характеризующихся сезонностью производства, слож­ностью ассортимента или ограниченностью районов производства, тре­бует на своем пути к магазину «временных остановок», образования запасов для бесперебойного удовлетворения покупательского спроса, подсортировки, расфасовки. К таким товарам относятся, например, са­хар, плодоовощные консервы, ряд бакалейных, кондитерских товаров и др. Прохождение этих товаров через складское звено (оптовой или роз­ничной торговли) называют складской формой товародвижения.

Складская форма товародвижения характеризуется различной звен-ностью, которая зависит от количества складов, через которые прохо­дит данный товар. На звенность товародвижения влияют производ­ственные, транспортные и торговые факторы. К производственным относятся размер и размещение промышленных и сельскохозяйствен­ных предприятий, специализация и сезонность производства товаров; к транспортным — наличие и состояние транспортных путей, грузоподъ­емность транспортных средств, минимальные нормы отгрузки товаров, наличие контейнеров и контейнерных площадок; к торговым — размер и размещение розничных торговых предприятий, сложность торгового ассортимента и физико-химические свойства товаров, размер и разме­щение оптовых предприятий.

При использовании складской формы товародвижения следует стремиться к его однозвенности, которая может быть даже более эф­фективной, чем транзитное товародвижение, так как, несмотря на до­полнительные издержки на погрузочно-разгрузочные работы и склад­ские операции, складская форма компенсирует их максимальной готовностью товаров к продаже, расширением ассортимента в магази­не, снижением уровня товарных запасов.

В крупных городах магазинам приходится иметь дело с многими де­сятками грузоотправителей, что значительно усложняет их работу по формированию товарного ассортимента. Интенсивный процесс укруп­нения и универсализации продовольственных магазинов еще более обострил положение. Для решения этой проблемы проводится работа по созданию в стране высокоэффективной системы товародвижения, основанной на использовании, как правило, одно.шепной формы дви­жения товаров. Для этого в составе оптовой (или розничной) торговли создаются механизированные (автоматизированные) склады, которые организуют комплектование партий товаров для магазинов; хранение запасов товаров; отправку товаров магазинам с гарантией их качества и


242 ________ Глава 9. Организация товародвижения итовароснабжения розничной...

количества; поставку магазинам в соответствии с их долгосрочными и экстренными заказами и в наиболее благоприятном режиме (в нера­бочее время); поставку основной массы товаров в таре-оборудовании (в контейнерах, на поддонах, лотках и т. п.); в порядке исключения организуют фасовку товаров, пока промышленность не возьмет на себя эту функцию.

Организация таких складских звеньев является гарантией непрерыв­ного снабжения магазинов, повышения оборачиваемости товарных за­пасов, сокращения трудовых и материальных затрат, связанных с хра­нением запасов товаров, большей маневренности в их использовании.

Такая система товародвижения позволяет каждому магазину сократить число поставщиков и общее количество ежедневных поста­вок в 2-3 раза, повысить коэффициент стабильности ассортимента, сократить трудозатраты на операциях по перемещению товаров, уменьшить площадь помещений для хранения товаров и др.

Двухзвенное товародвижение оправдано лишь в тех случаях, когда оптовые предприятия территориально отдалены от магазинов. В этом случае со складов оптового предприятия товары завозят на склады розничных торговых организаций, а оттуда — в магазины.

Для измерения звенности движения всех товаров или товаров от­дельных групп служит коэффициент звенности товародвижения, ко­торый вычисляется как отношение складского товарооборота (опто­вой и розничной торговли) к розничному. Коэффициент звенности товародвижения показывает, через сколько складских звеньев прошел товар, и служит важнейшим синтетическим показателем экономи­ческой и организационной деятельности аппарата торговой фирмы.

Что касается складской и транзитной форм товароснабжения, то они являются производными от участия или неучастия складского хозяйства розничных организаций и товароснабжении тех или иных предприятий. Если розничная организация привлекает свои склады к товароснабжению, значит товароснабжение будет складским, если же не привлекает — транзитным.

Транзитная форма товароснабжения (особенно, если она совпадает
с транзитным товародвижением) исключает расходы по погрузке-вы­
грузке и хранению товаров на складах, ускоряет продвижение товаром
в торговую сеть, содействует лучшей сохранности товаров. Однако
неправильное применение этой формы может привести к нарушени­
ям полноты и комплектности ассортимента товаров в магазинах и за­
медлению оборачиваемости, особенно если товар достигает излишне
крупными партиями и в узком ассортименте. %


 

 

9.3. Организационно-экономические формы товародвижения...

Транзитное поступление товаров от иногородних промышленных предприятий с перевозками в магазины авторефрижераторами или с железнодорожных станций доступно лишь очень крупным универ­сальным магазинам, имеющим возможность принимать товары парти­ями в размере установленных норм транзитной отгрузки. Поэтому для большей части магазинов применяется транзитная форма товароснаб­жения с одногородних производственных или пригородных сельско­хозяйственных предприятий.

Скоропортящиеся и вообще требующие быстрой реализации това­ры (молочные продукты, мясо, колбасные изделия и мороженая рыба, хлеб) при всех условиях необходимо доставлять в магазины непосред­ственно с местных предприятий — молочных заводов, мясокомбинатов, холодильников, хлебозаводов. Транзитом с местных производствен­ных предприятий доставляют также товары простого ассортимента — макаронные изделия, сахар, мыло и др. По этой же форме (поле—мага­зин) в летнее время завозят свою плодоовощную продукцию сельско­хозяйственные предприятия.

Снабжение магазинов со складов оптовых предприятий отличается рядом преимуществ. Оптовые предприятия имеют достаточно широкий ассортимент товаров, удовлетворяющий требованиям многих магазинов. Наибольшего эффекта эта форма снабжения достигает при поставке то­варов в специализированные и крупные универсальные магазины. Такие товары, как кондитерские изделия, овощные и фруктовые консервы, про­чие бакалейные товары, доставляют чаще всего со складов оптовых пред­приятий по торговле продовольственными товарами.

При снабжении мелких, неспециализированных магазинов часто бо­лее предпочтительной оказывается складская форма товароснабжения. Складская форма товароснабжения образуется при движении това­ров от производителей или от оптовых предприятий до магазинов через собственные склады розничной торговой организации. Такие склады имеют возможность отправлять в торговую сеть товары укруп­ненными партиями, включающими самые разнообразные товары, тре­буемые магазинами, и производить при этом дробную подсортировку (например с укладкой в одну единицу тары-оборудования товаров различных наименований).

Но достигнуть полной эффективности снабжения с собственного склада можно лишь при условии, если сам склад получает товары не в порядке их перевозки с местных, одногородних предприятий опто­вой торговли, а непосредственно от производственных предприятий, а также иногородних поставщиков.


244 ________ Глава 9. Организация товародвижения итовароснабжения розничной...

Во всех случаях, когда товары поступают с одногородних складов (безразлично, оптовых или розничных организаций), на них должны выполняться все необходимые операции по подготовке товаров к про­даже — распаковка, подсортировка, проверка по качеству, а при необ­ходимости фасовка и укладка в тару-оборудование.

Розничные организации могут централизовать товароснабжен-ческие функции своих мелких и средних предприятий и выполнять их экономически более рационально, используя ту или иную форму товароснабжения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...