Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выгода от международного перемещения трудовых ресурсов для принимающей страны.




Последствия международной миграции рабочей силы разнообразны. Они проявляются как в странах, которые экспортируют рабочую силу, так и в странах, которые импортируют ее, принося определенные выгоды и потери обеим сторонам, хотя, как показывает анализ, выгод больше в странах-импортерах рабочей силы, а в странах-экспортерах в целом потери превышают выгоды. Мир в целом выигрывает, поскольку свобода миграции позволяет людям перемещаться в страны, где они могут внести больший чистый доход в мировое производство.

Страны, принимающие рабочую силу, получают такие преимущества:

1) в стране, которая ввозит рабочую силу, особенно квалифицированную, повысятся темпы роста экономики: дополнительный спрос на товары и услуги иммигрантов стимулирует рост производства и создает дополнительную занятость в стране их пребывания;
2) повышается конкурентоспособность произведенных страной товаров в результате уменьшения затрат производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы и возможностью сдерживать рост заработной платы местных работников благодаря повышению конкуренции на рынке труда;
3) принимающая сторона выигрывает за счет налогов, размер которых зависит от квалификационной и возрастной структуры иммигрантов. Высококвалифицированные специалисты, которые владеют языком принимающей страны, сразу становятся крупными плательщиками налогов;
4)значительный доход приносит трансферт знаний из страны эмиграции. При импорте квалифицированных работников и научных кадров принимающая страна экономит на расходах на образование и профессиональную подготовку. Так, в США 230 членов Национальной Академии Наук, 33% лауреатов Нобелевской премии – иммигранты;
5) иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор на случай роста безработицы: они могут быть уволены в первую очередь;
6) эмигранты улучшают демографическую картину развитых стран, которые страдают от старения населения. В Германии, Франции, Швеции 10% всех новорожденных рождаются в семьях переселенцев. В Швейцарии – 24%, в Люксембурге – 38%.
К негативным последствиям, порожденным миграцией, относятся: социальные конфликты, обострение межнациональных проблем, преступность и пр. Все это используется правительствами принимающих стран как аргументы в пользу политики ограничения иммиграции, отбора иммигрантов, которые допускаются в страну.

Страны-экспортеры рабочей силы также получают определенные выгоды:

1) снижение уровня безработицы, и, как последствие – снижение социального напряжения в стране;
2)бесплатное обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой технологией, организацией и т.д.
3) получение доходов в результате денежных переводов эмигрантов.

Эти переводы включаются в статью «Частные переводы» платежного баланса и составляют для многих стран значительную часть валютных поступлений. С возвращением на родину мигранты привозят с собой ценности и сбережения на сумму примерно равную сумме их переводов.
Расчеты зарубежных специалистов показывают, что роль частных переводов особенно важна для стран со средним уровнем развития. В этих странах доходы от экспорта рабочей силы в отдельные годы превышают поступления с остальных видов внешнеэкономической деятельности. По данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, услуг – 50%, а от экспорта рабочей силы значительно выше. Например, переводы в Пакистан от работающих за рубежом превышают поступления от экспорта товаров и услуг в 5 раз. В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали поступления от экспорта товаров и услуг. На начало 90-х годов около 40 стран имели поступления от мигрантов не менее 100 млн. дол., а 10 стран – около 1 млрд. дол.

С другой стороны эти страны имели такие последствия экспорта рабочей силы: 1) сокращение налоговых поступлений из-за уменьшения числа плательщиков налогов; 2) постоянная миграция означает, что происходит отток квалифицированных, инициативных работников, так называемая «утечка мозгов», которая приводит к замедлению темпов роста научно-технического и культурного уровня страны. По подсчетам специалистов, эти потери в середине 90-х годов составили около 73 млрд. дол.

Государство может противодействовать негативным последствиям миграции таким образом:
- запрещение миграции;
- введение налога на «утечку мозгов» с целью компенсации государственных капиталовложений в эмигрантов;
-создание государством высоко прибыльных отраслей, осуществляющих экспорт рабочей силы. Например, азиатские НИС создали мощную высоко прибыльную отрасль экономики – экспорт рабочей силы, которая занимается подготовкой и вербовкой работников необходимых специальностей для работы за границей. Переводы денег на родину экспортируемыми работниками приносят государству значительных доход. Так, например, экспортные работники Южной Кореи в соответствии с действующим законодательством обязаны 80% заработка пересылать на родину в твердой валюте через национальные банки.

 

Последствия международной миграции рабочей силы достаточно разнообразны. Они проявляются как в странах, экспортирующих рабочую силу, так и в странах, импортирующих ее, принося определенные выгоды и потери обеим сторонам, хотя, как видно из анализа, выгод больше в странах - импортерах рабочей силы, а в странах - экспортерах в целом потери превышают выгоды. Мир в целом выигрывает, поскольку свобода миграции дает людям возможность перемещаться в страны, где они могут внести больший чистый доход в мировое производство. Страны, принимающие рабочую силу, получают следующие преимущества: а) в стране, шо ввозит рабочую силу, особенно квалифицированную, ускоряются темпы роста экономики: дополнительный спрос на товары и услуги иммигрантов стимулюс рост производства и создает дополнительную занятость в стране их пребывания; б) повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанного с более низкой ценой иностранной рабочей силы и возможностью сдерживать рост заработной платы местным работникам из-за повышенной конкуренции на рынке труда; в) принимающая страна выигрывает за счет налогов, размер которых зависит от квалификационной и возрастной структуры иммигрантов. Высококвалифицированные специалисты, уже владеющие языком принимающей страны, сразу становятся крупными налогоплательщиками; г) значительный доход приносит трансфер знаний из страны эмиграции. При импорте квалифицированных работников и научных кадров принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку. Так, в США 230 членов Национальной академии наук, 33% лауреатов Нобелевской премии иммигранты; д) иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор на случай роста безработицы: они могут быть освобождены в первую очередь. е) иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих от старения населения. В Германии, Франции, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев, в Швейцарии - 24%, в Люксембурге - 38%. К негативным последствиям, порожденных иммиграцией, относятся: социальные распри, конфликты, обострение межнациональных проблем, преступность и т. Изменения плотности населения и социальные распри используются правительствами принимающих стран как аргументы в пользу политики ограничения или постепенности иммиграции, отбора иммигрантов, допускаемых в краину.П. X. Линдерт иронически замечает по этому поводу: "Статуя Свободы держит свою лампу ярко зажженной для физиков, инженеров и специалистов по ЭВМ" [28, с. 442]. Современная миграция в страны ЕС порождает ряд специфических проблем. К основным из них следует отнести: - После 2000 заметно увеличивается доля иностранцев, которые работают в сфере - Услуг, а не в производственной сфере (в сталелитейной, металлообрабатывающей промышленности, автомобилестроении) - Распространение ЕС порождает проблему массовой миграции населения из стран, присоединившихся к "богатых" стран Союза; - Значительное увеличение нелегальных мигрантов. Количество "нелегалов", которые находятся в странах ЕС, выросла в 1993 - 2005 pp. с 2 до 3500000 чел.; в основном это выходцы из стран Северной Африки и Азии. Страны - экспортеры рабочей силы также получают определенные выгоды: а) снижение уровня безработицы и, как следствие, - социального напряжения в стране; б) бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным павичкам, ознакомление с передовой технологией, организацией труда и тому подобное; в) получение доходов в СКВ в результате денежных переводов эмигрантов. Эти переводы включаются в статью "Частные переводы" платежного баланса и представляют для многих государств значительную часть валютных поступлений. С возвращением на родину мигранты привозят с собой ценности и сбережения на сумму, примерно равную сумме их переводов. Следовательно дополнение к национальному доходу страны-экспортера рабочей силы можно рассматривать как удвоенную сумму переводов. Расчеты зарубежных специалистов показывают, что роль частных переводов особенно велика для стран со средним уровнем развития. У этих стран доходы от экспорта рабочей силы в отдельные годы превышают поступления из остальных видов внешнеэкономической деятельности. По данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, услуг - 50%, а от экспорта рабочей силы значительно выше. Например, переводы в Пакистан от работающих за рубежом превышает поступления от экспорта товаров и услуг в 5 раз. В Египте в 90-х годах переводы эмигрантов составляли более 3700000000 долл. в год, а эксплуатация Суэцкого канала - 970 млн долл. В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали поступления от экспорта товаров и услуг. Сейчас около 43 стран мира имеют поступления от мигрантов не менее 100 млн долл., А 10 стран - более 1 млрд долл. Это - одна сторона последствий миграции для стран-экспортеров рабочей силы. С другой стороны, эти страны имели такие последствия экспорта рабочей силы: а) сокращение налоговых поступлений из-за уменьшения числа налогоплательщиков; б) постоянная миграция означает, что происходит отток квалифицированных, инициативных работников, - "утечка мозгов", который приводит к замедлению темпов роста научно-технического и культурного уровня страны. По подсчетам специалистов, эти потери составляют около 76 млрд долл. Возможными путями снятия негативных последствий эмиграции рабочей силы могут быть такие меры государства: § запрет эмиграции; § введение налога на "утечка лучших голов", компенсировать государственные капиталовложения в эмигрантов § создание государством высокодоходных отраслей, осуществляющих экспорт рабочей силы. Такая практика существует. Например, азиатские НИС создали мощную высокоприбыльную отрасль экономики -экспорт рабочей силы, которая занимается подготовкой и привлечения работников требуемых специальностей для работы за рубежом. Переводы денег на родину экспортируемыми работниками приносят государству значительный доход. Так, например, экспортные работники Южной Кореи в соответствии с действующим законодательством обязаны 80% заработка переводить на родину в твердой валюте через национальные банки. П.Х. Линдерт делает следующие выводы о последствиях миграционных процессов: "... выигрывают сами мигранты, их работодатели и рабочие, которые остаются в стране иммиграции; несут потери конкурирующие рабочие принимающей страны и предприниматели в стране предыдущего местонахождение мигрантов... Принимающая страна выигрывает и по счет изменений на рынке рабочей силы, и за счет положительного влияния на государственный бюджет. Страна эмиграции теряет за счет обоих этих факторов "[28, с. 442]. Для стран, принимающих мигрантов, важными являются вопросы, связанные с управлением и контролем над миграционными потоками. Так, в странах ЕС миграционные системы, которые регулируют потоки трудовой миграции, делятся на два основных вида: краткосрочное пребывание иностранцев для удовлетворения пикового спроса по сезонной занятости и долгосрочное пребывание, что связано с миграцию рабочей силы. Несмотря на то, что страны ЕС еще не разработали единой иммиграционной политики, не приняли единых миграционных квот, в целом эта политика осуществляется на основе общих принципов, которые предусматривают: ограничение въезда низкоквалифицированной рабочей силы на борьбу с нелегальной иммиграцией; унификацию национальных правовых норм по отношению к иностранцам, которые находятся на территории стран ЕС. Для повышения эффективности управления миграционными потоками и сокращения незаконной миграции Европейский Союз на 2004-2008 pp. выделял 250 млн евро [32, с 5] Большинство этих средств направляется на финансирование различных программ по предотвращению незаконной миграции в странах массового выхода "нелегалов". Усиливается контроль на внешних границах ЕС в отношении иммигрантов, создается единая база данных виз выдаваемых и содержащие биометрические характеристики. Страны ЕС пытаются своевременно вносить изменения в национальные миграционные системы с учетом внутренних факторов и принципов общеевропейской политики в этой сфере. Вопросы для самоконтроля 1. В чем сущность международной миграции рабочей силы? 2. Какие причины международной миграции рабочей силы? 3. Назовите и определите основные этапы международной миграции 4. Какие основные направления миграционных потоков? 5. Что представляют собой современные центры притяжения рабочей силы? 6. Какие последствия перемещения трудовых ресурсов для стран, принимающих рабочую силу и для стран-экспортеров рабочей силы?

http://studbooks.net/9107/ekonomika/posledstviya_peremescheniya_trudovyh_resursov

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...