Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по выполнению курсовой работы




Аккредитованное негосударственное образовательное учреждение

Высшего образования

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Кафедра бухгалтерского учёта, финансов и налогообложения

 

Сергеева И. А., Захожий А. В.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

 

(для студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика»

(бакалавр), специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность»)

 

 

Москва, 2016


Методические указания по подготовке и защите курсовых работ ля студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика (бакалавр)», специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» обсуждены на заседании кафедры «Бухгалтерского учета, финансов и налогообложения» и рекомендованы к изданию

Протокол № 9 от 27 апреля 2016 г.

 

Рецензент:

Губернаторова Н. Н., к.э.н.,доцент кафедры финансов и кредита Калужского филиала Финансового университета при Правительстве РФ

 

С32 Сергеева И. А., Захожий А. В. Методические указания по подготовке и защите курсовых работ для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика (бакалавр)», специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность». – М.: МФЮА, кафедра бухгалтерского учета, финансов и налогообложения, 2016. – 40 с.

 

Методические указания по подготовке и защите курсовых работ предназначены для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика (бакалавр)», специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность».

Данные методические указания подготовлены для студентов и научных руководителей в качестве руководства по подготовке и защите курсовых работ.

Методические указания определяют порядок разработки заданий, планирования структуры, объема, содержания и оформления курсовой работы, сроки ее подготовки, представления к защите и организации зашиты, а также соответствующего контроля и помощи студентам на всех этапах их работы над курсовой работой.

 

УДК 657я73

ББК 65.052(075.8)

 

 

Сергеева Ирина Александровна

Захожий Андрей Викторович

Методические указания по подготовке и защите курсовых работ

Компьютерный набор, верстка И. А. Сергеева А. В. Захожий
Формат 60x90/16. Гарнитура Times New Roman
Усл. п.л. 2,5. Изд. № 32.1.2 – 2016. Тираж ___экз.
Заказ № ______

Отпечатано в МФЮА

© Сергеева Ирина Александровна, 2016

© Захожий Андрей Викторович, 2016

© МФЮА, 2016


СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Методические указания по подготовке к написанию курсовой работы.. 4

1.1 Общие требования к курсовой работе. 4

1.2 Цели и задачи курсовой работы.. 4

1.3 Выбор темы.. 5

1.4 Подбор литературы........................................................................... 6

2 Методические указания по выполнению курсовой работы.. 9

2.1 Структура курсовой работы.. 9

2.2 Содержание курсовой работы.. 10

2.2.1 Титульный лист. 10

2.2.2 Введение. 10

2.2.3 Основная часть. 13

2.2.4 Заключение. 16

2.2.5 Список использованных источников и оформление ссылок. 17

2.2.6 Приложения. 20

2.3 Требования к оформлению курсовой работы.. 21

2.4 Процедура зашиты курсовой работы.. 24

3 Методические рекомендации для преподавателей, руководящих курсовой работой 27

Приложения. 29

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общие требования к курсовой работе

Курсовая работа должна соответствовать следующим критериям:

- направленность на достижение поставленной цели;

- четкость структуры;

- логическая последовательность изложения;

- полнота освещения вопросов;

- убедительность аргументации;

- краткость, ясность и точность формулировок;

- конкретность изложения результатов работы;

- доказательность выводов, конкретность и обоснованность рекомендаций;

- грамотное оформление курсовой работы как по структуре, так и по содержанию.

Объем курсовой работы, как правило, должен составлять 25-30 страниц без учета приложений.

Студент несет полную ответственность за достоверность информации, представленной в курсовой работе, обоснованность решений и допущенный плагиат в соответствии с законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Курсовая работа не должна:

– носить описательный характер;

– быть сведена к изложению элементарных вопросов;

– включать материалы, не относящиеся к выбранной теме.

 

Цели и задачи курсовой работы

Целью исследования, проводимого в работе, является раскрытие темы, факторов, механизмов и обоснование направлений (путей) совершенствования (оптимизации) бухгалтерского учета, отчетности, экономического анализа, как средств управления коммерческой организацией.

Объект исследования – предприятие, организация, фирма, на материалах которых выполняется курсовая работа.

Предмет исследования определяется темой и планом работы, актуальность которой должна быть раскрыта.

Задачи исследования – это теоретические и практические результаты, которые должны быть получены в работе, итоги и решения которых будут способствовать достижению поставленной в работе цели.

Таким образом, основными задачами курсовой работы являются:

- теоретическое обоснование и раскрытие сущности, исторических аспектов, процессов реформирования профессиональных категорий, явлений и проблем по тематике работы;

- анализ собранного и обработка материалов (конкретного предприятия) по теме курсовой работы,

- изыскание путей (способов, методов) улучшения организации бухгалтерского учета, отчетности, аудита и аналитической работы на предприятии (учреждении);

- разработка обоснованных предложений по совершенствованию практики ведения бухгалтерского учета, организации аудита и методики составления финансовой отчетности на конкретном предприятии (учреждении).

 

Выбор темы

Выбор темы определяется интересами студента, предприятия, научного руководителя, а также объемом и качеством знаний студента и умением их использовать, его склонностями, наличием у него идей и доступностью источников данных. Тема курсовой работы должна быть не только актуальной, но и реально выполнимой, постижимой интеллектуально. Важен также психологический настрой студента на выполнение курсовой работы по выбранной теме.

Выбор темы осуществляется, исходя из примерного перечня тем курсовых работ, рекомендуемых кафедрой. Студент, желающий выполнять курсовую работу на тему, не предусмотренную примерной тематикой, должен обосновать свой выбор и получить разрешение у руководителя работы.

Курсовую работу целесообразно выполнять по теме, по которой у студента уже имеются определенные наработки. Курсовая работа является продолжением ранее начатых исследований, которые нашли отражение в подготовленных в процессе обучения докладах, рефератах, эссе и т. п., а также выполненных ранее студентом отчетах о пройденных практиках. В свою очередь, курсовая работа может стать основой для будущих научных исследований в рамках выпускной квалификационной работы.

Тематика курсовых работ ежегодно обновляется и утверждается кафедрой в сентябре каждого учебного года. Тематика курсовых работ четко соответствует содержанию дисциплины, по которой в соответствии с учебным планом пишется курсовая работа. Закрепление темы за студентом производится на основе заявления, где указывается выбранная тема, ставится отметка о согласовании с научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой.

 

Подбор литературы

Усложнение экономических процессов и явлений закономерно обусловило и значительное увеличение количества научной и учебной литературы, представляющей разные точки зрения по исследуемой в курсовой работе проблематике. Поэтому перед студентом встает задача из всего многообразия учебников, учебных пособий, монографий и статей, посвященных различным аспектам функционирования финансово-экономической системы страны, выбрать и сосредоточить внимание на работах тех авторов, которые внесли наибольший вклад в разработку выбранной проблемы.

Следует помнить, что сферы профессиональной деятельности экономистов, бухгалтеров и финансистов в значительной степени регулируются нормативными правовыми актами в области бухгалтерского учёта, налогов, кредитных институтов, денежного обращения, что определяет правила и порядок выполнения тех или иных бизнес-процессов. Поэтому работа должна содержать отсылки к действующим (что особенно важно) нормативным правовым документам, и в списке литературы им должно отводится значительное место. Необоснованное указание редакции нормативно-правового акта является излишним.

Целесообразно использование электронных ресурсов сети Интернет (книг, пособий и иных учебных материалов, размещённых на сайтах учебных заведений, электронных библиотек, специализированных организаций и т.п.). В этом случае необходимо указание электронного ресурса в списке литературы с максимальным количеством реквизитов источника.

Помощь в определении круга таких авторов студенту оказывает научный руководитель. Исходя из его рекомендаций, студент приступаете к подбору литературы и составлению списка используемых источников по теме курсовой работы.

В процессе написания работы изучаемую литературу целесообразно разбить на несколько групп:

1. Нормативные правовые акты (кодексы, федеральные законы, постановления правительства РФ, документы министерств и ведомств, правовые акты органов местного самоуправления).

2. Основная (учебники, монографии, статьи в научных журналах, методические разработки и пособия МФЮА).

3. Дополнительная (статьи в периодической печати, аналитические обзоры, материалы электронных ресурсов);

4. Специальная (словари, справочники, статистические сборники, отраслевые экономические обзоры, схемы, графики).

Изучение основной, дополнительной и специальной литературы позволит определить основные понятия, ключевые положения и термины по рассматриваемому вопросу, их трактовку как официальную, так и в альтернативном вариантах, подобрать иллюстративный материал, статистические данные, которые можно будет использовать в дальнейшем анализе, что позволит сформировать аргументационную базу для доказательства действующих тенденций и закономерностей развития финансово-экономической системы. Привлечение статистических показателей позволит студентам определить количественные параметры рассматриваемых процессов и приобрести навыки использования экономико-статистических методов обработки информации (средние величины, динамические ряды, группировки и т. д.).

Опираясь на помощь руководителя, студент должен определить теоретические основы рассматриваемой проблемы, рассмотреть представленные в литературе точки зрения разных ученых по изучаемому вопросу, проанализировать их аргументы, выявить противоречия, критически оценить представленные взгляды на рассматриваемый вопрос. В ходе такого размышления над литературными источниками пополняется, уточняется, вырабатывается собственный научный аппарат исследования, приобретаются навыки подбора аргументов для доказательства своих позиций по тем или иным вопросам. Внимательная работа с научной литературой не только формирует собственное понимание студентом тех или иных процессов, но и позволяет акцентировать внимание на том аспекте проблемы, рассмотрение которого составит цель работы.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Успешное выполнение курсовой работы во многом зависит от четкого соблюдения установленных сроков и последовательного выполнения отдельных этапов работы.

Важным документом является развернутый план курсовой работы, который, в частности, отражает структуру и содержание работы.

 

Структура курсовой работы

План курсовой работы разрабатывается студентом и утверждается руководителем. При его составлении необходимо исходить из того, что он является «путеводной нитью» при рассмотрении той проблемы, идеи или вопроса, который необходимо раскрыть в работе. План работы должен в дальнейшем развернуться в логически стройный текст, поэтому нагромождение в нем большого количества вопросов, отсутствие логики и взаимосвязи между ними будут являться свидетельством недостаточного овладения теоретическим материалом, неумения отделить главное от второстепенного.

Рекомендуемая структура курсовой работы включает следующие составляющие, каждая из которых является обязательной:

1) титульный лист;

2) введение;

3) основная часть (состоит из отдельных глав, которые разбиваются на пункты и подпункты);

4) заключение;

5) список использованных источников;

6) приложения.

Каждая структурная часть (глава) начинается с новой страницы. Наименования приводятся с абзаца, с прописной (заглавной) буквы. Точка в конце наименования не ставится. Главы, пункты и подпункты обозначаются арабскими цифрами с точкой-разделителем при необходимости. (см. образец оформления в Приложении 1).

 

Содержание курсовой работы

Содержание определяется информацией, представленной в работе в том порядке, который предусмотрен планом и структурой.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей курсовой работы (номер страницы не проставляется) и заполняется по строго определенным правилам оформления, принятым в ВУЗе. Образец оформления титульного листа приводится в Приложении.

Введение

Объем введения для курсовой работы составляет 2-3 страницы.

Введение является вступительной частью работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, ее существующее состояние. Обязательная структура введения включает следующие составляющие:

- актуальность темы;

- цель исследования;

- задачи исследования;

- объект исследования;

- предмет исследования;

- теоретическая и эмпирическая база исследования;

- структура исследования.

Актуальность исследования выражается, с одной стороны, в своевременности и значимости разрешения проблемной ситуации, в необходимости получения нового полезного результата для объекта исследования, с другой стороны, в недостаточной изученности отдельных аспектов проблемы (предполагается, что именно эти аспекты проблемы будут решены студентом в курсовой работе).

Цель исследования ориентирует на его конечный результат – теоретико-познавательный и практически-прикладной. Задачи исследования формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования, то есть цель исследования логически диктует структуру его задач – теоретических и практических.

Например, для курсовой работы на тему «Применение бюджетирования в российских коммерческих организациях (на примере ООО «X»)» цель целесообразно сформулировать в следующем виде: цель работы заключается в теоретическом обосновании и разработке мероприятий, направленных на совершенствование планирования доходов и расходов организации на основе применения бюджетов. Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:

– проанализировать …;

– исследовать …;

– предложить …;

– разработать … и т. д.»

В задачах исследования объект (например, конкретное предприятие) не упоминается. Объект исследования формулируется после задач исследования.

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания. Под объектом исследования понимается избранный элемент реальности, который обладает четкими границами, относительной автономностью существования по отношению к окружающей среде. Объектом исследования может быть предприятие, регион, страна и любая другая обособленная целостность.

Пример формулировки объекта исследования для вышеназванной темы курсовой работы: «объектом исследования является коммерческая организация «X», созданная в форме общества с ограниченной ответственностью и осуществляющая деятельность в сфере …».

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования – это отношения, складывающиеся в границах объекта исследования. Предмет исследования практически совпадает с названием курсовой работы.

Пример формулировки предмета исследования для выше указанной темы курсовой работы: «предметом исследования являются методика осуществления процесса бюджетирования деятельности коммерческой организации».

Теоретическая база исследования должна быть представлена требованиями нормативных документов, регулирующими данную область хозяйственной деятельности, устанавливающими правила отражения в учёте фактов хозяйственной жизни, классическими и современными научными разработками и концепциями отечественных и зарубежных специалистов, исследовавших данную проблематику.

Эмпирическая база исследования служит основой для обеспечения доказательности теоретических положений, достоверности выводов и рекомендаций и представлена, как правило, статистическими данными и аналитическими материалами (например, Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка России, Министерства финансов РФ); информационными ресурсами INTERNET; материалами, размещенными в справочных правовых системах «КонсультантПлюс» и «Гарант»; данными по теме исследования, собранными лично автором: авторскими расчетами и т.д.

Структура исследования представляется следующим образом: «Курсовая работа изложена на … страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, содержит … приложений и список использованных источников, включающий … наименований. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования. В первой главе рассмотрены … Во второй главе определены … В третьей главе разработаны… В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы и разработаны рекомендации, направленные на…».

Основная часть

Основная часть работы включает главы, разделенные на пункты и подпункты, в которых последовательно и логично раскрывается содержание исследования. Количество глав, параграфов и пунктов не регламентируется и зависит от специфики исследуемой проблемы и круга изучаемых вопросов. Однако, как правило, основная часть курсовой работы состоит из трех глав, каждая из которых включает 2-3 пункта.

Основная часть предусматривает:

– выбор направления исследования, включающий обоснование принятого направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной или разработку общей методики проведения исследования;

– теоретическое (библиотечное) исследование, включающее определение характера и содержания теоретических исследований, методы и инструменты исследования, методы расчета;

– экспериментальное (практическое) исследование объекта по выбранной теме, включающее расчеты, измерение, анализ, обобщение и оценку результатов исследования, в том числе оценку достоверности результатов, выводы и предложения по направлению дальнейших работ;

– обобщение и оценку результатов исследования, пути основных направлений совершенствования конкретных сторон исследуемого объекта, включающие разработку конкретных рекомендаций с оценкой достоверности полученных результатов и обоснованием их эффективности и практического использования.

Первая глава имеет теоретический характер. В ней рассматриваются теоретические основы проблемы, раскрывается сущность экономических процессов и ключевых категорий, анализируется научный вклад ученых, которые занимались разработкой данной проблемы, проводится сопоставление различных точек зрения, позиций, подходов к проблеме и обосновывается собственная позиция автора курсовой работы, дается аргументация авторского видения проблемы, раскрываются закономерности и тенденции изучаемого процесса, специфика их осуществления в современных пространственно-временных условиях.

В первой главе основной части:

- целесообразно рассмотреть теоретические и методологические вопросы исследуемой темы на основе изученных материалов из различных источников;

- кратко дать анализ изучаемой проблемы в ее состоянии на сегодняшнем этапе;

- отразить собственную позицию по исследуемому вопросу в виде выводов, сформулированных в конце.

Необходимо показать высокий уровень знания теории по изучаемой теме на основе проработки различных источников. При этом следует выявить особенности взглядов, подходов и мнений различных авторов, систематизировать, выполнить анализ и сформулировать свою точку зрения с обоснованием предпочтительности своего подхода по вопросам рассматриваемой темы.

Аргументы, подтверждающие верность своего подхода, целесообразно подкрепить анализом статистических данных из ежегодников, журналов, газет и других источников, в том числе из источников внутренней среды организаций.

Для обеспечения соблюдения авторских прав в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» обязательно наличие внутритекстовых ссылок на материалы и цитаты из использованных источников информации, даже если цитируемое представлено в работе не дословно, а в произвольной форме. Пример внутритекстовой ссылки: [4, с. 16] – номер книги в списке использованных источников четвертый, страница в книге шестнадцатая.

В конце каждого параграфа первой главы должны быть представлены краткие выводы по содержанию параграфа.

Вторая глава основной части курсовой работы носит аналитический характер. В ней представлен глубокий и конкретный анализ деятельности объекта исследования по направлению выбранной темы с использованием определенных методов и инструментов его изучения, освоенных студентом во время обучения (статистика, прогнозирование, моделирование, оптимизация, экономический анализ, факторный анализ, ситуационный анализ и др.).

В начале второй главы основной части приводится краткая характеристика объекта исследования, после чего студент переходит к непосредственному анализу объекта в соответствии с темой исследования на основе расчетов, графиков, диаграмм, таблиц, экспертных оценок и т.п. Анализ осуществляется по данным за три (не менее) последних года с целью выявления закономерностей, особенностей и динамики показателей предмета исследования. При анализе следует опираться на теорию, методологию и выводы первой главы с учетом поставленных задач по достижению цели.

Результаты анализа должны быть наглядно отражены в иллюстративной форме в виде самостоятельно структурированных таблиц и рисунков в соответствующих местах текста или в приложениях. На все таблицы и рисунки должны быть ссылки в тексте.

Анализ должен быть полным, объективным в отражении сторон деятельности объекта в соответствии с выбранным предметом исследования (темой). При этом должны быть выявлены факторы, влияющие на результаты деятельности объекта исследования.

В конце каждого параграфа второй главы должны быть представлены краткие выводы по содержанию параграфа.

В третьей главе основной части студент разрабатывает основные направления совершенствования некоторых конкретных сторон исследуемого объекта на основании:

- теоретических подходов и прогрессивных достижений мировой и отечественной практики, отраженных в первом разделе;

- полученных результатов анализа во втором разделе;

- своих идей.

Эти направления представляют в виде алгоритмов, моделей, схем функционирования и развития процессов и структуры объекта. Они являются исходными данными для разработки проекта по совершенствованию исследуемого объекта.

В третьей главе должны быть:

- сформулированы конкретные рекомендации;

- представлена оценка их экономической, социальной эффективности или дано обоснование другого положительного эффекта;

- отражена возможность практического использования предложенных рекомендаций;

- разработана программа по реализации рекомендаций, которые имеют высокую практическую ценность.

В конце каждого параграфа третьей главы должны быть представлены краткие выводы по содержанию параграфа.

Допускается отсутствие деления третьей главы курсовой работы на отдельные параграфы.

Заключение

Рекомендуемый объем заключения для курсовой работы составляет 2 страницы. В заключении курсовой работы следует подвести итоги исследования, обязательно отметив ключевые положения, к которым можно отнести авторскую или общепринятую трактовку понятия, его сущностные черты, классификационные признаки, факторы, оказывающие влияние, и конкретные предложения, способствующие решению сформулированных во введении задач.

В заключении должны быть:

- обобщены результаты исследования;

- показана прикладная значимость результатов исследования:

- показана новизна результатов исследования;

- определены перспективные направления исследований по данной теме (проблеме);

- показана возможность распространения полученных результатов на другие объекты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...