Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направление подготовки – «Педагогическое образование». Бакалавриат

УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры педагогики

От 07.09.2016 протокол № 1

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Очная форма обучения

Направление подготовки – «Педагогическое образование». Бакалавриат

 

1. Понятие о дидактике. Процесс обучения и его основные признаки. Функции и движущие силы процесса обучения. Учение и преподавание, их взаимосвязь.

2. Основные этапы (логика) процесса усвоения знаний и умений.

3. Основные виды обучения в современной общеобразовательной организации: объяснительно-иллюстративное, программированное, дифференцированное, индивидуальное. Компьютеризация процесса обучения. Предпрофильное и профильное обучение в современной общеобразовательной организации.

4. Содержание общего образования как основа формирования культуры личности. Характеристика основных компонентов содержания общего образования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

6. Государственный образовательный стандарт: цель, содержание, основные функции.

7. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования в общеобразовательной организации: учебный план, учебная программа, учебники, учебные пособия.

8. Характеристика основных дидактических концепций: теория поэтапного формирования умственных действий, теория развивающего обучения, теория проблемного обучения, теория содержательного обобщения и др.

9. Общая теория методов обучения. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике.

10. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся: словесные, наглядные, репродуктивные, поисковые. Проблема совершенствования методов обучения в современной общеобразовательной организации.

11. Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся: познавательные игры, учебные дискуссии, поощрения, наказания и др. проблема оптимального выбора методов обучения.

12. Методы контроля и самоконтроля в обучении: письменные работы, лабораторные и практические работы. Виды контроля: текущий, тематический, итоговый, фронтальный, дифференцированный, машинный и безмашинный, программированный контроль.

13. Функции контроля и оценки знаний и умений.

14. Организационные формы обучения. Проблема организационных форм обучения в истории педагогики.

15. Характеристика общих, дополнительных, вспомогательных и эпизодических форм организации педагогического процесса.

16. Урок — основная форма организации учебного процесса в общеобразовательной организации. Проблема классификации уроков: по этапам урока, по способу проведения, по дидактическим целям. Типы уроков: логика и структура уроков различных типов.

17. Фронтальная, групповая и индивидуальная работа с обучающимися на уроке. Требования к современному уроку. Экскурсия, урок-дискуссия, урок-конференция и др.

18. Современные авторские школы как результат инновационной педагогической деятельности. Школа диалога культур (Библер В.С., Курганов С.Ю.). Школа самоопределения (Тубельский А.Н.). Школа адаптивной педагогики (Ямбург Е.А.). Школа-социокультурный комплекс (Подерягин В.С.). Сельские учебно-воспитательные комплексы Белгородчины и др.

19. Воспитание в системе целостного образовательного процесса, его исторический характер. Развитие научных представлений о воспитании. Воспитание как система. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г.

20. Гуманистическое воспитание как тенденция мирового образовательного процесса. Проблема цели в воспитании. Цели и задачи гуманистического воспитания.

21. Современные концепции воспитания обучающихся: социокультурные основания, содержание, технологии. Проблема классификации концепции воспитания.

22. Структуры и этапы развития воспитательной системы. Характеристика отечественных воспитательных систем (Иванов И.П., Библер В.С., Караковский В.А. Воспитательные системы школ-комплексов Белгородчины).

23. Характеристика закономерностей и принципов гуманистического воспитания.

24. Формирование базовой культуры личности как содержательная основа воспитательной работы в общеобразовательной организации. Проблемы философской – мировоззренческой подготовки обучающихся.

25. Гражданское воспитание обучающихся. Формирование правовой и политической культуры, культуры межнационального общения обучающихся в современной общеобразовательной организации. Детское общественное движение в России.

26. Трудовое воспитание и культура профессионального самоопределения. Профориентационная работа в общеобразовательной организации.

27. Формирование эстетической культуры обучающихся: эстетика детской жизни, эстетическое восприятие природы, искусство в эстетическом развитии личности.

28. Воспитание физической культуры учащихся. Система физического воспитания в общеобразовательной организации.

29. Методы воспитания. Характеристика методов формирования сознания личности.

30. Методы воспитания. Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения обучающихся.

31. Методы воспитания. Характеристика методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.

32. Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике. Развитие теории коллектива в педагогике.

33. Основные признаки детского воспитательного коллектива. Этапы и уровни развития детского коллектива. Основные условия развития детского коллектива.

34. Классный руководитель в воспитательной системе общеобразовательной организации. Конвенция ООН о правах ребенка.

35. Сущность педагогической технологии. Задачная природа педагогической технологии. Этапы развития педагогической задачи.

36. Технология конструирования воспитательного процесса в деятельности классного руководителя.

37. Технология осуществления коллективной творческой деятельности.

38. Технология педагогического общения: понятие, стадии, стили.

39. Характеристика основных признаков государственно-общественного управления образовательными системами.

40. Характеристика общих принципов управления образовательными системами.

41. Общеобразовательная организация как педагогическая система и объект научного управления.

42. Педагогический анализ во внутришкольном управлении.

43. Целеполагание и планирование как функция управления общеобразовательной организацией.

44. Функция организации в управлении общеобразовательной организации: содержание, формы.

45. Внутришкольный контроль в управлении образовательными системами: виды, формы и методы.

46. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами: общеобразовательная организация, семья, общественность.

47. Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся.

48. Инновации в образовании. Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки. Критерии педагогических инноваций.

49. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей в общеобразовательной организации и их аттестация.

50. Социальная педагогика как наука и область педагогической деятельности.

51. Социальный педагог в системе образования: функции, обязанности и права. Содержание социально-педагогической деятельности.

52. Воспитание и обучение в первобытном обществе.

53. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока.

54. Система образования и педагогическая мысль в Античном мире Средиземноморья.

55. Воспитание и школа в Западной Европе эпохи Средневековья.

56. Педагогические взгляды Я.А. Коменского.

57. Педагогическая теория Дж. Локка.

58. Педагогическая мысль эпохи Просвещения в Западной Европе.

59. Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо.

60. Педагогическая деятельность и взгляды И.Г. Песталоцци.

61. Педагогическая теория И. Гербарта.

62. Педагогические взгляды А. Дистервега.

63. Социально-педагогические опыты и взгляды Р. Оуэна.

64. Цель и задачи воспитания в педагогических теориях Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, Р. Оуэна.

65. Проблемы факторов, определяющих развитие личности в педагогических теориях Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.

66. Принцип природосообразности воспитания, его трактовка в педагогических теориях Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега.

67. Теория развивающего обучения в трудах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега.

68. Принцип наглядности обучения в дидактических взглядах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега.

69. Идея трудового воспитания в педагогических теориях Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна, Г. Кершенштейнера.

70. Школа и педагогика в России XVII – XVIII в.в.

71. Школа и педагогическая мысль России в первой половине XIX века.

72. Великий русский педагог К.Д. Ушинский: анализ основных педагогических идей.

73. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого.

74. Школьная реформа 60-х годов XIX века в России.

75. Школа и педагогическая мысль в России в период правительственной реакции 70-х – 80-х годов XIX века.

76. Просвещение в России конца XIX – начала XX веков.

77. Советская школа в период с 1921 по 1929 гг.

78. Советская школа в период с 1930 по 1940 гг.

79. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы (1941-1958 гг.).

80. Советская школа и педагогика в период с 1958 г. по 1992 г. Школа и педагогика России в конце XX в. – начале XXI в.

81. Педагогическая деятельность и взгляды А.С. Макаренко.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...