Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какое из следующих определений наиболее точно соответствует понятию «нормальная прибыль»?




а) Прибыль, получаемая фирмой при МС = MR.

б) Прибыль, получаемая типичной фирмой в отрасли.

в) Прибыль, которую фирма получила бы при нормальном ведении дел.

г) Минимальная прибыль, необходимая для того, чтобы фирма оставалась в пределах данного направления деятельности.

д) Прибыль, обеспечивающая предпринимателю комфортный уровень жизни.

13. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:

а) Значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандар­тные товары.

б) Имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене.

в) Все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке.

г) Имеет место свободный вход и выход на этот рынок.

д) Все предыдущие ответы верны,

14. Кривая предложения на долгосрочных временных интервалах для:

а) Отрасли с возрастающими издержками — вертикальная линия.

б) Отрасли с постоянными издержками — имеет отрицательный наклон.

в) Отрасли с убывающими издержками — горизонтальная линия.

г) Отрасли с постоянными издержками — вертикальная линия.

д) Все предыдущие ответы неверны,

15. На рис..4 показана динамика общего дохода и общих издержек фирмы. Очевидно, что:

а) Фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции.

б) Постоянные издержки фирмы равны $ 2000 в месяц.

в) Фирма максимизирует свою прибыль, если будет выпускать около 4 еди­ниц продукции в месяц.

г) Все предыдущие ответы верны.

д) Верно только а) и б).

16. Основываясь на рис. 8.4, можно утверждать, что:

а) Предельные издержки ниже предельного дохода, когда выпуск продукции меньше 3 единиц в месяц.

б) Предельные издержки выше предельного дохода, когда выпуск продукции больше 5 единиц в месяц.

в) Средние издержки равны среднему доходу только при одном конкретном объеме выпуска.

2 4 6

Выпуск (ед./месяц)

Рис; :9А. Кривые TR и ТС фирмы

г) Все предыдущие ответы верны.

д) Верно только а) и б).

ВЕРНО/НЕВЕРНО

1. Если рыночная цена товара постоянна, то увеличение объема выпуска продукции не повлияет на размер прибыли фирмы.

2. Если кривая общего дохода фирмы лежит ниже кривой общих издержек, то при любых объемах выпуска продукции прибыль фирмы имеет отрица­тельное значение.

3. «Золотое» правило для оперирующей на конкурентном рынке фирмы: выбирайте такой объем производства, при котором предельные издержки равны рыночной цене продукта.

4. Фирма максимизирует прибыль, сокращая производство до нуля, если цена продукта ниже средних переменных издержек.

5. В реальной экономике не было и нет рынков, удовлетворяющих всем условиям совершенной конкуренции.

6. Когда фирма получает экономическую прибыль, то говорят, что она имеет только нормальную прибыль.

7. Кривая спроса для конкурентной фирмы имеет отрицательный наклон.

8. Спрос на продукцию конкурентной отрасли абсолютно эластичен по цене.

9. Конкурентная фирма в долгосрочном равновесии получает нормальную прибыль.

10. Если кривая предельных издержек фирмы пересекает кривую ее средних переменных издержек в точке, соответствующей $ 400, то фирма остановит производство при текущей цене продукта меньше $ 400.

11. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде определяется возрастающей частью кривой средних переменных издержек.

12. Для конкурентной фирмы цена продукта равна предельному доходу.

13. Фирма получает нулевую экономическую прибыль, когда ее общий доход равен общим издержкам при данном объеме выпуска продукции.

14. На конкурентном рынке в долгосрочном периоде нормальная прибыль равна нулю.

15. Фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции на долго­срочных временных интервалах, выбирают объем выпуска продукции, при котором Р = минимум LAC.

16. Реакция отрасли на изменения в рыночном спросе зависит в частности от длительности рассматриваемого периода.

ПРОБЛЕМЫ

1. В табл. 8.1 содержатся данные об издержках и доходах фирмы, опериру­ющей на рынке совершенной конкуренции. используя эту информацию, выполните следующие задания, а) Рассчитайте соответствующие показатели и заполните таблицу.

Таблица 8.1

Перемен- ный ресурс

(Q) Объем продукции (TVC) Общие переменные издержки

(Pn) Цена переменного ресурса

(Pq) Цена единицы продукции (АТС) Средние издержки

(TR) Общий доход (AVC) Средние переменные издержки

(AR) Средний доход

(MR) Предельный доход (AFC) Средние постоянные издержки

(ТС) Общие издержки

(TFC) Общие постоянные издержки (МС) Предельные издержки

 

б) При каком объеме выпуска фирма максимизирует прибыль или миними­зирует убытки?

в) На рис. 8.5 постройте кривые AR, MR, АТС, AVC, AFC, MC. Покажите оптимальный объем производства. Объясните свой выбор.

2. Ниже представлена функция общих издержек конкурентной фирмы в краткосрочном периоде:

Выпуск продукции (в ед.) О 1 2 3 4 5

Общие издержки (в долл.) 10 12 16 22 30 40

а) Какой объем выпуска продукции выберет фирма, если рыночная цена товара составит: (1) — $ 3, (2) — $ 5, (3) — $ 7, (4) — $ 9?

б) Какую прибыль получит фирма, если рыночная цена товара составит: (1) - $ 3, (2) - $ 5, (3) - $ 7, (4) - $ 9?

в) Если отрасль состоит из 1000 фирм, и каждая из них имеет такую-же функцию издержек, как показано выше, то функция рыночного предложения будет выражена следующим образом:

Цена (в долл.) 3 5 7 9

Объем предложения (в ед.) ______ ______ ________ ________

г) Если функция рыночного спроса выглядит так, как показано ниже, какова будет равновесная цена продукта?

Цена (в долл.) 3 5 7 9

Объем спроса (в ед.) 3000 2000 1500 1000

д) Какова величина объема выпуска продукции каждой фирмы?

е) Какую прибыль будет получать каждая фирма?

ж) Что будут делать фирмы в долгосрочном периоде: вступать в отрасль или покидать ее?

3, На рис, 8.6 показаны кривые дохода и издержек двух различных фирм, функционирующих в конкурентной отрасли, Используя эту информацию, определите; верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения.

а) При объемах выпуска q0 фирма 1 не сможет минимизировать убытки.

б) При объеме выпуска q0 фирма II получает только нормальную прибыль.

в) Обе фирмы оперируют на краткосрочном временном интервале,

г) Фирма I несет экономические убытки, равные площади PZab.

д) Фирма II получает экономическую прибыль, равную площади ZPab.

е) Общий доход, получаемый фирмой I, равен площади OZaqo

ж) Постоянные издержки фирмы II равны площади WZbc.

з) Общие переменные издержки фирмы I равны площади OWcqo.

и) Постоянные издержки фирмы I равны площади OVdqo

к) Спрос на продукцию фирмы I совершенно неэластичен по цене,

л) Спрос на продукцию фирмы II совершенно эластичен по цене,

м) Общие издержки фирмы I равны площади OPbqo

н) Общие издержки фирмы II равны площади OZbqo.

ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ

Основные термины и понятий

1. е; 2. с; 3. л; 4. б; 5. к; 6. з; 7. о; 8. ж; 9. д; 10. а; 11. в; 12. г; 13. р; 14. и; 15, м; 16. н; 17. п; 18. т,

 

Упражнения

1. См. рис. 8.7.

а) Прибыль максимальна при выпуске ОА, где МС = MR = Р.

б) Площадь прямоугольника BPDC.

в) Этот график отражает краткосрочное равновесие, т. к. фирма получает экономическую прибыль свыше «нормальной прибыли». В долгосрочном рав­новесии новые фирмы войдут в отрасль, и каждая фирма получит лишь нормальную прибыль.

г) Снижение спроса первоначально привело бы к падению рыночной цены товара и к уменьшению прибыли фирм. В долгосрочном периоде некоторые фирмы покинули бы отрасль, рыночное предложение товара уменьшилось, и цена товара вновь возросла.

Выпуск

Рис. 8.7. Кривые издержек фирмы, оперирующей

в условиях совершенной конкуренции

2. а) ОВ: цена, при которой фирма точно покрывает минимальные средние переменные издержки.

б) OD.

в) CDRP.

г) Между ОВ и OD.

д) Часть кривой SMC выше точки К.

е) Выше OD.

3. в).

4. а) График соответствует рынку совершенной конкуренции, т. к. рыночная цена для данной фирмы постоянна (линия общего дохода — прямая).

б) Краткосрочный период, т. к. имеются постоянные издержки.

в) 2 долл.

г) 30 долл.

д) 25 и 45 единиц.

е) Около 35 единиц.

Тесты

1. в; 2. в; 3. г; 4. д; 5. г; 6. б; 7. в; 8. б; 9. а; 10. в; 11. д; 12. г; 13. д; 14. д; 15. г; 16. д.

Верно/Неверно

1. Н; 2. В; 3. В; 4. В; 5. В; 6. Н; 7. Н; 8. Н; 9. В; 10. В; 11. Н; 12. В; 13. В; 14. Н; 15. В; 16. В.

 

Проблемы

1. а) См. табл. 8.2.

Таблица 8.2

б) Между 110 и 120 единицами.

в) См. рис. 8.8. 110 или 120 единиц. При этом выпуске MR = МС.

2. а) 1, 2, 3, 4.

б) -$9, -$6, -$ 1, +$6.

в) Объем предложения: 1000; 2000; 3000; 4000

г) $5.

д)2 единицы.

е) - $ 6.

ж) Фирмы будут покидать отрасль.

3. а) Н; б) Н; в) В; г) В; д) В; е) Н; ж) В; з) В; и) В; к) Н; л) В; м) Н; н) В,

Тема 9 МОНОПОЛИЯ

Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Этот термин относится и к самому единственному продавцу товара. Возник­новению монополии способствуют юридические и естественные барьеры для входа в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов.

Кривая спроса на продукт монополии является кривой рыночного спроса, имеющей отрицательный наклон. Поэтому монополист может оказывать вли­яние на цену, контролируя выпуск товара.

В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы про­дукции, всегда ниже ее цены. Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода и предельного дохода простой монополии, Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, предельный доход равен нулю и общий доход максимальный.

Монополия максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам, Цена, уста­навливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, дающего максимум прибыли. Такая цена всегда выше предельных издержек. Так как монополия может манипу­лировать объемом производства и ценой продукта, для нее не существует какой-то определенной кривой предложения.

В некоторых ситуациях монополия может осуществлять ценовую дискри­минацию — устанавливать разные цены на один и тот же продукт для разных покупателей. В случае совершенной ценовой дискриминации (на каждую продаваемую единицу продукции устанавливается соответствующая цена спроса) монополист перераспределяет в свою прибыль весь излишек покупателей. При этом монополия предлагает на рынок такой же объем продукции, какой был бы в условиях конкурентной отрасли. Монополия может использовать сегментирование рынка, то есть устанавли­вать разные цены для различных групп покупателей. Такая ценовая дис­криминация увеличивает прибыль монополии только если группы покупате­лей различаются по чувствительности на изменение цены. Чтобы максими­зировать прибыль, монополия выпускает такой объем продукции, при ко­тором MR = МС, а затем назначает для каждой группы покупателей (рынка) максимально возможные цены, которые они готовы заплатить.

В сравнении с конкурентной отраслью монополия, максимизирующая при­быль, стремится произвести меньший объем продукции и установить более высокую цену на свой товар. Ущерб от монополии можно представить в виде чистых потерь общества, возникающих из-за того, что монополист производит меньше, чем объем эффективного выпуска. Кроме того, монопо­лия перераспределяет в свою пользу часть доходов потребителей.

Существуют отрасли в которых экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена. Такие отрасли называются естест­венными монополиями и находятся под контролем государства. По отноше­нию к естественным монополиям возможны различные варианты госу­дарственного регулирования ценообразования:

1. Цена устанавливается равной предельным издержкам (Р = МС).

2. Цена устанавливается равной средним издержкам (Р = АС).

3. Устанавливается «двухставочный тариф».

Эффективность всех перечисленных вариантов регулирования проблема­тична.

Учебные цели

1. Уяснить понятие монополии.

2. Определить условия, при которых может существовать монополия.

3. Показать, как монополия выбирает объем выпуска продукции и цену, при которых прибыль максимальна.

4. Объяснить, почему монополии иногда практикуют ценовую дискримина­цию, а также показать последствия ценовой дискриминации.

5. Сравнить результаты функционирования монополии и конкурентной отрасли.

6. Раскрыть содержание различных вариантов государственного регулирова­ния естественной монополии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...