Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика учебника.

Общая характеристика учебника

1.1 Учебник Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия 8 класс» предназначен для первого года обучения неорганической химии в общеобразовательных учреждениях.

1.2 Учебник базового уровня, но содержит материал для углублённого обучения, нацеливает обучающегося на самостоятельный индивидуальный маршрут творческого развития при появившемся интересе к той или иной теме.

Авторами данной программы являются сами создатели данного учебника.

1.3 Анализируемый учебник написан Рудзитисом Гунтисом Екабовичем - химиком-педагогом из советской Прибалтики, лауреатом международных премий по химическому образованию и учителем с большим практикующим опытом Фельдманом Фрицем Генриховичем.

1.4 Общий объём данного учебника составляет 182 страницы, с 7 по 177 – это учебный материал, остальные страницы объясняют правильное обращение с учебником, содержат необходимые таблицы и сведения для повседневной учебной работы в рамках заданного курса.

1.5 Учебник издан в твёрдом переплёте, но для более лёгкого веса, картон обложек облёгчён, не такой прочный, как у учебников предыдущих поколений. В этом есть свой плюс и минус. С одной стороны, обучающемуся легче носить такой учебник в купе с остальными, потому что общий вес школьного рюкзака достаточно влияет на здоровье школьника. Но с другой стороны, такая обложка быстрее изнашивается, а так как срок реализации учебников в системе образования 5 лет, то к истечению данного срока данная книга выглядит как правило, непрезентабельно.

Учебник достаточно иллюстрирован, используемая палитра красок не яркая. Она не шокирует, не привлекает чрезмерное внимание к картинкам, но служит достаточным подспорьем для более понятного трактования изучаемого материала. Схемы и таблицы сделаны предельно чётко с точки зрения построения, не занимают на листе много места, поэтому с ними легче работать, при необходимости можно легко их найти в учебнике.

Общая характеристика учебника.

2.1 Виды тексов учебника: научная статья, адаптированная для соответствующего возраста обучающихся. В разделе: знаете ли вы, что… содержатся энциклопедические сведения, изложенные научно-популярным языком.

2.2 Теоретико-познавательные тексты это статьи параграфов и дополнительный материал по теме, инструментально-практические тексты – это система алгоритмов для описания опытов.

2.3 Если рассмотреть параграф конкретно, то излагаемый материал мне не кажется достаточно сложным, он рассчитан на среднего ученика, то есть общедоступный пониманию для первого года изучения неорганической химии, для введения в науку. Не перегружен терминами и специфическими научными названиями приборов и явлений, сложными для понимания данной возрастной группой школьников. Также я заметила, что авторы учебника неоднократно опираются на предшествующий опыт обучающихся, ненавязчиво дополняя его новыми сведениями. Эта опора на прошлое делает предмет не изолированным из всего цикла естественно-научных дисциплин, а плавно дополняющим его новыми знаниями об окружающем мире. Если взять конкретный параграф (например, § 1. Предмет химии. Вещества и их свойства.), то я увидела следующее: материал занимает 2 страницы – это хорошо, потому что научный текст большого объёма тяжело изучить в таком возрасте: знания о веществе опираются на полученные первоначальные представления с уроков физики, что облегчает обучение; наиболее важный для запоминания материал выделен синим цветом, то есть он бросается в глаза и непреднамеренно несколько раз прочитывается и запоминается на зрительном уровне; схема №1 – логична вплетена в курс изложения, систематизирует знания. Единственное, что вызывает опасение, это вопросы для повторения, которые даны в конце второго параграфа. Может быть, я не поняла ещё гениальную задумку авторов, но, мне кажется, разумнее было бы в конце данного параграфа дать несколько вопросов читателям на рефлексию изученного и на опережение. Например: В чём различия понятий «физическое тело» и «вещество»? Приведите свои примеры. Назовите основные свойства веществ. Назовите вещества, у которых наиболее выражены те или иные свойства. Попробуйте сравнить вещества между собой по тому или иному свойству, расставьте их в порядке увеличения (уменьшения) явного выражения того или иного свойства. Некоторые из подобных вопросов можно было бы поместить и в середине параграфа, нацеливая обучающегося на самостоятельные поисковые действия, которые потом будут закреплены (или опровергнуты) читаемым далее материалом.

2.4 На стр.11 учебника представлен инструментально-практический текст – выделение веществ из неоднородной (гетерогенной) смеси. Первый опыт – отстаивание. Алгоритм содержит пошаговое выполнение опыта с краткими комментариями получившегося результата и его использованием на практике. Также здесь содержатся иллюстрации выполняемого опыта. Мне кажется, текст достаточно полный, понятный для воспроизводства на практике. Педагог, конечно, обязан говорить обучающимся о технике безопасности, тем более данный опыт достаточно несложен, но авторы учебника, мне кажется, перед первым данным материалом должны поместить подробный инструктаж по технике безопасности. В дальнейшем я бы рекомендовала делать гиперссылки по ходу выполнения на тот или иной пункт инструктажа, который является наиболее важным для безопасности в каждом конкретном случае.

2.5 В учебнике немного дополнительных текстов. Он не перегружен вспомогательным и развлекательным материалом. Я считаю, что это правильно. По мере необходимости у обучающихся возникнет возможность обращения к другим источникам информации, помимо учебника. Дополнительные тексты ёмкие и лаконичные. Читая их, хочется узнать больше. Таким образом, обращения к другим источникам информации (для изучения более глубокого и детального обозначенного материала) заложено самими авторами учебника в ходе параграфа.

2.6 Пояснительные тексты в учебнике содержатся, но они пронизывают его красной нитью через весь изучаемый параграф и практическую его сторону. Такие тексты не идут отдельной статьёй, если только это не текст введения и заключение. Последние нацеливают читателя на предстоящее изучение и подводят выводы, нацеливая на будущее. Тексты же пояснительные остального вида не содержат назидания, не вызывают отторжения у обучающихся. Это не советы и навязчивые указы, а краткие пояснения, важные и необходимые именно в данный момент.

3. Характеристика внетекстовых компонентов учебника.

3.1 Учебник содержит полные иллюстрации к описываемому словесно материалу, дополняет его, не перегружает. Необходимый набор картинок можно рассматривать как рациональный. Иллюстрируется, как правило, новый для понимания текст, а известные обучающимся сведения не нуждаются в дополнительном наглядном изображении, так как для них опора – воображение, основанное на предшествующем опыте. Умения работать с таблицами, графиками и схемами – это универсальные учебные умения. Данный учебник химии помогает детям привить необходимые навыки для работы с данным видом кодированной информации, а также опирается на знания, взятые из других учебных областей. Например, из естественно-математического цикла.

3.2 Аппарат организации усвоения уже излагался мною выше. Но, ещё раз обращусь к тому, что кроме вопросов по закреплению, нужны вопросы стимулирующего на самостоятельную активность характера, содержащие в себе смысл, который вскользь касается авторами учебника в ознакомительном параграфе. Таким образом, обучающиеся вынуждены искать углублённые знания для ответа (если у них есть в этом необходимость) в других источниках информации. Тоже касается и заданий.

3.3 Основные положения параграфа в тексте выделяются рамкой синего цвета, а главные положения – жирным шрифтом. Целесообразность этого приёма в том, что такие понятия сразу бросаются в глаза, неосознанно несколько раз прочитываются и лучше запоминаются, особенно обучающимися с доминирующей зрительной памятью.

3.4 Иллюстрации для организации самостоятельной деятельности обучающихся используются. Я нашла несколько таких заданий, где нужно расположить их в правильной последовательности опыта, сделать нужные подписи и выводы. Закончить схему или создать свою по вышеизложенному подобию – такие задания для самостоятельной работы тоже есть. Даже повышенный уровень сложности: создай свою схему по описанию опыта. А вот с таблицами заданий меньше, хотя встречаются и они. Задания, предлагаемые обучающимися для организации самостоятельной работы с таблицами, аналогичны тем, что предлагаются для работы со схемами и рисунками.

3.5 Систематизация знаний проводится не в конце каждого отдельно взятого параграфа, а после законченной группы параграфов, объединённых общей темой. В этом есть своя целесообразность: возможно построение отдельного проектного урока по закреплению, в котором обучающиеся в самостоятельно созданных пилотных группах продемонстрируют свои находки по интересующему их материалу другим ученикам. Больший объём пройденного даёт большие возможности для творческого полёта мысли.

3.6 Система обобщения в учебнике прослеживается после каждой главы. Так как химия – это практическая экспериментальная наука, то и обобщение даётся не в общепринятом виде: фронтальный, тематический или итоговый опросы и контрольные (что тоже имеет место быть, но в меньшем объёме). Обобщаемые формируемые знания закрепляются в практических и лабораторных работах, так выводы, извлечённые из них, дольше удерживаются в памяти и служат отправной точкой для следующих знаний, изложенных далее в последующей главе. И так далее: от простого к сложному.

3.7 На стр 5 учебника в синей рамке дан аппарат навигации в виде условных обозначений. Ориентировку можно проводить по значкам: синий треугольник – материал, изучамый при повторении (иногда в старших классах); синий квадрат – дополнительный материал, вопрос в синем квадрате – вопросы и упражнения, синий кружок – задачи. На стр.178-179 расположено оглавление, которое также способствует быстрой ориентировке в материале учебника, что особенно важно на этапе итоговых и тематических повторений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...