Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К дипломному проектированию




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

 

ПО НАПРАВЛЕНИЮ

080800.62 «прикладная информатика»

 

Составитель: профессор кафедры ИСиПМ МГТУ Качала В.В.

 

Мурманск


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ. 4

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ. 5

2. ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА.. 10

2.1. Тематика дипломного проектирования. 10

2.2. Структура дипломного проекта. 11

2.3. Раздел «Реферат». 11

2.4. Раздел «Введение». 13

2.5. Раздел «АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ». 13

2.3.1. Организационно-экономическая характеристика предметной области. 14

2.3.2. Экономический анализ предметной области, выявление и анализ проблем и целей. 14

2.3.3. Бизнес- и информационные процессы предметной области. 15

2.3.4. ИТ-инфраструктура организации. 16

2.3.5. Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации. 20

2.3.6. Постановка задачи проектирования ИС.. 20

2.4. Раздел «АНАЛИЗ И ВЫБОР ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ». 24

2.4.1. Анализ существующих разработок. 25

2.4.2. Обоснование выбора технологии проектирования. 26

2.4.3. Выбор и обоснование проектных решений. 27

2.4.4. Концепция информационной системы.. 30

2.5. Раздел «ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ». 30

2.5.1. Различные варианты структуры проектной части диплома. 31

2.5.2. Функциональная архитектура. 31

2.5.2. Технологическое обеспечение. 32

2.5.3. Информационное обеспечение. 32

2.5.4. Математическое и алгоритмическое обеспечения. 35

2.5.5. Программное обеспечение. 35

2.5.6. Аппаратное обеспечение. 40

2.5.7. Организационное обеспечение. 40

2.5.8. Особенности проектирования ИС на базе тиражируемого продукта. 41

2.5.9. Обеспечение информационной безопасности. 41

2.5.10. Контрольный пример. 42

2.6. Раздел «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА». 43

2.7. Раздел «Заключение». 43

3. Требования к оформлению пояснительной записки дипломного проекта.. 44

3.1. Общие правила. 44

3.2. Оформление заголовков разделов. 46

3.3. Оформление, расположение и нумерация формул. 47

3.4. Оформление списков. 49

3.5. Оформление таблиц. 50

3.6. Оформление рисунков. 52

3.7. Оформление списка литературы.. 52

3.8. Оформление приложений. 55

3.9. Формирование папки с пояснительной запиской к дипломному проекту. 56

ПРИЛОЖЕНИЯ. 57

П1. Примерная тематика дипломных проектов. 58

П2. Последний лист пояснительной записки. 59

П3. Содержание иллюстративного материала для защиты дипломного проекта. 60

 




ВВЕДЕНИЕ

Дипломное проектирование является заключительным этапом обучения студентов в вузе. Задача дипломного проектирования – разработка проектного решения, связанного с созданием или совершенствованием экономической информационной системы на базе современных информационных технологий, средств вычислительной техники и передачи данных, экономико-математических методов и моделей.

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по специальности высшего профессионального образования.

Итоговая государственная аттестация состоит из аттестационных испытаний следующих видов:

· сдача междисциплинарного государственного экзамена;

· защита дипломного проекта.

В пособии рассмотрены все аспекты данной работы, а также даны методические указания по оформлению и порядку работы над дипломом.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080800.62 «Прикладная информатика», утвержденного Министерством образования и науки РФ 25.12.2005.

Настоящие методические указания построены на базе Методических указаний к дипломному проектированию для специальности 080801[1], здесь также использованы материалы из Методических указаний по дипломному проектированию для направления «Информационные системы», специальностей: «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика (в экономике)»[2] и ресурсы Интернет.


1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Общее руководство и контроль над ходом дипломного проектирования осуществляет выпускающая кафедра. Решением кафедры каждому дипломнику назначается руководитель, что закрепляется приказом ректора. Руководитель дипломного проекта назначается кафедрой на весь период дипломного проектирования, однако, решением кафедры кроме руководителя могут быть назначены консультанты, которые контролируют соответствующие разделы проекта (работы) и оказывают по ним помощь студенту. Без подписи консультантов готовый диплом не допускается к защите.

Следует подчеркнуть, что основной обязанностью руководителя является определение направления проектирования, предостережение студента от грубых ошибок. При этом руководитель не несет ответственности за ошибки в расчетах, недостатки в стиле и грамотности изложения материала, качество его оформления. Подписи руководителя и консультантов удостоверяют, что работа выполнена самостоятельно и в соответствии с заданием.

Работа над дипломным проектом включает в себя ряд этапов.

1. Выбор и закрепление объектов преддипломной практики. Для сбора материалов для дипломного проектирования студент направляется на преддипломную практику.

Преддипломная практика может проходить на предприятии, в организации или в учебном заведении.

Руководство практикой со стороны вуза осуществляет преподаватель выпускающей кафедры – руководитель дипломного проекта, со стороны предприятия – руководитель из числа специалистов по профилю специальности.

Перед началом практики студент должен оформить направление на практику.

2. Выбор и закрепление темы дипломного проекта. Тематика дипломных проектов должна быть актуальна, соответствовать современному состоянию и перспективам развития экономических информационных систем (ИС) на базе ЭВМ и разнообразных средств сбора, передачи и отображения информации. При определении тем дипломных проектов следует исходить из реальной потребности организаций (предприятий, учреждений, банков, фирм) в разработке и из возможности внедрения фрагментов будущего проекта в производство. Тема дипломного проекта выбирается совместно студентом и его научным руководителем. Окончательное заключение о целесообразности и актуальности темы дипломного проекта осуществляется заведующим выпускающей кафедрой, а затем утверждается приказом ректора на основе поданного студентом заявления.

3. Разработка и утверждение задания на дипломный проект. Студент совместно с руководителем разрабатывает задание на дипломный проект, которое включает план проекта в виде диаграммы Гантта. План проекта подписывается студентом и руководителем. Один экземпляр Плана в течение недели сдается на кафедру, второй – размещается в приложении к пояснительной записке к дипломному проекту, а затем и в раздаточном материале.

4. Сбор материала для проектирования на объекте практики. Во время практики необходимо: ознакомиться с деятельностью организации, изучить основные направления его деятельности, выявить его миссию и цели, а также проблемы, более подробно изучить работу объекта информатизации (построить модели «Как есть»), собрать материалы, необходимые для проектирования.

5. Составление и защита отчета по практике. В установленные сроки (определяемые графиком дипломного проектирования) студенты должны представить отчет по практике и справку о прохождении практики. После окончания практики происходит ее защита научному руководителю и аттестация в виде зачета с оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка за зачет по практике приравнивается к оценке по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов успеваемости студента.

Студенты, не выполнившие программу практики или получившие неудовлетворительную оценку, не допускаются к дипломному проектированию и отчисляются из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном положением о зачетах и курсовых работах и договором на обучение.

6. Написание и оформление пояснительной записки и презентации, входящих в дипломный проект. Законченная и подписанная студентом, а также консультантами, пояснительная записка представляется руководителю.

7. Сдача проекта на кафедру и подготовка выступления в ГАК. Пояснительная записка к дипломному проекту вместе с письменным отзывом руководителя представляются зав. кафедрой, который решает вопрос о допуске проекта к защите.

8. Предварительная защита дипломного проекта на выпускающей кафедре. За 2–3 недели до защиты перед ГАК назначается предварительная защита. Предварительная защита имеет две задачи:

а) проверить завершенность всех разделов проекта (работы) и готовность к защите;

б) помочь студенту в подготовке выступления на защите (подготовленное студентом выступление должно быть обязательно согласовано с руководителем).

Предварительная защита проходит перед комиссией, в которую входят заведующий кафедрой и ведущие преподаватели. Для предварительной защиты студенту необходимо иметь готовый дипломный проект с проработанными всеми (!) разделами дипломного проекта.

В процессе предварительной защиты студент кратко излагает суть дипломного проекта и отвечает на вопросы членов комиссии. После ознакомления с дипломным проектом и получения ответов студента, комиссия принимает решение о возможности ее защиты в ГАКе.

Дипломный проект может быть не допущен к защите при невыполнении существенных разделов задания, а также при грубых нарушениях правил оформления работы. Не допускаются к защите студенты:

· не выполнившие полностью учебный план;

· не сдавшие в срок дипломный проект;

· представившие дипломный проект, не отвечающий требованиям и заданию.

В случае неполучения допуска к защите дипломного проекта по результатам предзащиты, окончательно вопрос о допуске рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя. Если кафедра решает не допускать проект к защите, протокол заседания передается декану, а затем на утверждение ректору университета для издания приказа об отчислении. Решение кафедры о недопуске студента к защите принимается не позднее, чем за неделю до защиты.

9. Направление проекта на рецензию. Выпускные квалификационные работы подлежат обязательному рецензированию высококвалифицированными специалистами внешних организаций, предприятий, учебных заведений.

В случае принятия положительного решения дипломный проект представляется для внешнего рецензирования. Рецензент в письменном виде готовит отзыв о дипломном проекте, в котором обязательно указывает замечания и пожелания. Подпись рецензента заверяется печатью предприятия, на котором работает рецензент. Рецензия должна быть получена не позднее, чем за три дня до защиты.

Во время защиты дипломного проекта в ГАК зачитывается рецензия, поэтому дипломнику целесообразно подготовить ответы на приведенные в рецензии замечания.

В случае выявления рецензентом серьезных замечаний к дипломному проекту, выпускающая кафедра имеет право отправить работу на доработку и повторное рецензирование с возможной защитой в следующем году.

10. Защита в ГАК. Не позднее, чем за три дня до защиты студент сдает секретарю ГАК полностью оформленную и переплетенную пояснительную записку (со всеми подписями), отзыв руководителя и рецензию, электронную версию дипломного проекта и презентацию.

Защита перед ГАК производится в следующем порядке:

· Объявляется тема работы.

· Выпускник в течение 10–12 минут излагает краткое содержание выполненной работы (состояние рассматриваемого вопроса в настоящее время, принятые решения поставленных задач и основные результаты, полученные в работе).

· Выпускник отвечает на вопросы, предложенные членами ГАК и всеми присутствующими (вопросы могут вытекать не только из конкретного содержания проекта, но и из смежных областей как теоретического, так и практического характера).

· Зачитывается рецензия.

· Выпускник отвечает на замечания рецензента (при наличии возражений он кратко обосновывает свои доводы).

· Зачитывается отзыв руководителя.

· Выпускник произносит заключительное слово.

· ГАК выносит решение об оценке работы и защиты и о присвоении автору работы квалификации «Бакалавр прикладной информатики». Это делается на закрытом заседании ГАК после защиты 7–12 работ. Решение ГАК объявляется публично.

При работе над дипломным проектом и при его защите необходимо учитывать следующее.

Доклад должен быть предварительно написан. Выступая перед аудиторией, его не нужно читать, важно рассказывать, следуя логике доклада; прочесть можно выводы (если их нет на слайде). Говорить, нужно повернувшись лицом к залу, при обращении к иллюстрациям лишь ненадолго поворачивать к ней голову. Важно делать паузы перед каждым новым разделом доклада и не возвращаться к упущенной мысли словами: «Я забыл сказать, что…», разрушая созданный перед этим контекст; постарайтесь «ввернуть» забытое в другом месте.

Следующая таблица поможет «спрогнозировать» реакцию членов ГАК на дипломный проект и его защиту. В таблице показано, что влияет на повышение оценки, а что ее занижает:

 

Оценка повышается, если Оценка понижается, если
Общая характеристика работы
Исследование актуально (решает назревшие проблемы) Тема работы надумана, не имеет обоснования
Работа отличается новизной (новый подход, методика, метод анализа) Исследование выполнено по шаблону
Автор самостоятельно собрал оригинальные материалы Автор использовал материалы других исследователей
Объект исследования труднодоступен, необычен, оригинален Объект общедоступен, банален
Доклад
Докладчик свободно рассказывает о работе, а не читает с листа Докладчик читает с листа, усыпляя аудиторию
Автор свободен в построении хода мыслей, активен Автор скован и периодически теряет нить изложения
Доклад построен логично, имеет хорошую структуру Структура доклад не продумана
Доклад содержит интригу и держит аудиторию в тишине Доклад прост как репа, констатирует данные
В докладе активно используются иллюстрационный материал, он – опора докладчика Докладчик редко обращается к презентационным материалам
Иллюстрации
Иллюстраций достаточно много Иллюстраций мало
Они соответствуют теме доклада и довольно полно представляют результаты Результаты представлены неполно и односторонне
Иллюстрации наглядны, позволяют отследить закономерность без пояснений автора Обозначения невразумительны, использованы необычные сокращения
В докладе используются все иллюстрации Привлечены посторонние иллюстрации из других сходных областей знания
Хороший художественный уровень исполнения (четко, ярко, крупно) Блеклые, мелкие и неразборчивые
Ответы
Краткие, достаточно громкие, уважительные (без: «Я уже говорил…») Многословные; размытые; неуважительные; слишком тихие; молчание
Точные, исчерпывающие (по форме: «Да,…..») Мнение автора так и остается неизвестным
Привлечение данных литературы, мнений и определений классиков науки Собственные измышления без учета известных фактов
Правильная русская (или английская) речь Ошибочное использование слов, нарушение падежей и склонений
Заинтересованное отношение к вопросу как к способу поиска истины «Оборона», вопрос рассматривается как способ предвзятого отношения к докладчику

2. ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО
ПРОЕКТА

2.1. Тематика дипломного проектирования

В соответствии с квалификационной характеристикой направления 080800.62 «Прикладная информатика» возможны следующие основные направления тематики дипломных проектов[3]:

· Проектирование и разработка автоматизированных экономических информационных систем (ИС), обеспечивающих автоматизацию информационных процессов различных сфер экономики.

· Разработка ИС управления различными экономическими объектами или автоматизированных систем информационной поддержки принятия решения для менеджеров различного уровня.

· Разработка систем электронной обработки данных.

· Разработка систем электронной торговли.

· Разработка систем электронного документооборота.

· Разработка проекта внедрения ИС.

· Разработка системы информационной безопасности для ИС.

· Прикладная научная работа в области автоматизации информационных процессов и применении математических моделей и методов в управлении экономическими объектами.

При этом объем охвата ИС и ее компонентов в качестве объектов проектирования может быть от автоматизации отдельного бизнес-процесса до ИС масштаба подразделения организации или небольшой компании. В первом случае большее внимание уделяется алгоритмам и программированию, во втором – системному проектированию.

Тема дипломного проекта должна быть, прежде всего, актуальной, т. е. соответствовать потребностям и логике развития современной науки, техники и производства.

Название темы дипломного проекта должно быть кратким, отражать доминанту (основное содержание) проекта и состоять из двух частей: в первой части указывается суть дипломного проекта, а во второй – объект информатизации (автоматизации), например: «Автоматизация учета основных средств в ЗАО «Исток».

Сразу следует отметить, что количество слов в названии дипломного проекта (а также заголовков разделов пояснительной записки), как правило, не должно превышать 7!

Особенно следует обратить внимание на то, что тема дипломного проекта должна быть абсолютно одинаковой во всех документах, а именно: в приказе ректора о темах дипломных работ, на титульном листе дипломного проекта, в задании на дипломный проект, в рецензии на дипломный проекти в отзыве руководителя!

2.2. Структура дипломного проекта

Вне зависимости от решаемой задачи и подхода при проектировании структура дипломного проекта такова[4]:

 

(Чистый лист)

<Титульный лист>

<Задание на проектирование>

Реферат

ОГЛАВЛЕНИЕ

Перечень условных обозначений, терминов и сокращений (при необходимости)

Введение

1. Анализ предметной области

2. АНАЛИЗ И ВЫБОР ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

3. Проектная часть

4. оценка эффективности проекта

Заключение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

<Последний лист> (см. прил. 6)

(Чистый лист)

 

Следует обратить внимание на то, что здесь приведены обобщенные названия разделов, а в конкретной работе надо писать названия в соответствии с темой работы. Например, вместо «ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ» писать «ПРОЕКТ АВТОМАТИЗАЦИИ …» или «ПРОЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ …».

2.3. Раздел «Реферат»

Реферат – сжатое точное изложение содержания, включающее основные фактические сведения и выводы без какого-либо толкования и критических замечаний.

Реферат должен содержать: сведения об объеме работы (количество страниц, иллюстраций и таблиц, количестве используемых источников), перечень ключевых слов и текст реферата. Текст реферата должен отражать: объект исследования; цель работы; метод исследования и полученные результаты, их новизну; степень внедрения; степень апробации работы; область применения.

Рекомендуемый объем текста реферата до 500 знаков. Реферат пишется на русском и английском языках (оба реферата на одной странице).

Перечень ключевых слов должен включать до 15 слов в именительном падеже, отпечатанных прописными буквами и расположенных в строку через запятые.

 

Пример написания реферата:

РЕФЕРАТ

 

С. 165, рис. 15, табл. 4, лит. 47 источников

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, УЧЕТ ГСМ, БАЗА ДАННЫХ, SADT, IDEF0, ER-МОДЕЛЬ, DFD, ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ЛОКАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕТЬ.

 

Разработан проект информационной системы оперативного учета горюче-смазочных материалов (ГСМ) для ЗАО «Наша нефть».

Дано описание ЗАО «Наша нефть», выполнен экономический анализ, выявлены основные проблемы. Построены модели «как есть» с использованием методологий IDEF0 и DFD. Сформулированы цель и задачи проектирования и требования к информационной системе. Произведен выбор и обоснование методов проектирования информационной системы, а также проектных решений по СУБД, ЛВС и информационной безопасности.

Построена функциональная модель компании «как должно быть», описано программное, компьютерное, сетевое и технологическое обеспечение автоматизированной информационной системы учета ГСМ, описывается решение по организации защиты данных.

Оценена экономическая эффективность реализации проекта.

Работа находится на стадии внедрения (принято решение о внедрении, рассматривается вопрос о внедрении).

 

REFERENCE

<текст реферата на английском языке>

2.4. Раздел «Введение»

Введение (общим объемом не более 3 страниц) должно содержать общие сведения о проекте, его краткую характеристику, резюме по главам. В нем необходимо отразить:

· актуальность выбранной темы;

· объект и предмет исследования;

· цель и задачи, решаемые в проекте;

· какие решения автора выносятся на защиту;

· используемые методики;

· практическую значимость полученных результатов.

В конце Введения следует указать инициатора выполняемой работы.

Например:

Данная работа выполнялась по инициативе автора.

Тема дипломного проекта предложена кафедрой.

Данная работа выполнялась по заказу организации.

Во введении необходимо также описать кратко (по одному абзацу) содержание глав пояснительной записки дипломного проекта.

Например:

В первой главе проведен …

Рекомендуется писать введение по завершении основных глав проекта, перед заключением. В этом случае исключена возможность несоответствия «желаемого» и «действительного».

2.5. Раздел «АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ»

Раздел имеет следующую структуру:

 

1. Анализ предметной области

1.1. Организационно-экономическая характеристика организации

1.2. Экономический анализ предметной области, выявление и анализ целей и проблем

1.3. Бизнес- и информационные процессы предметной области

1.4. ИТ-инфраструктура организации

1.5. Постановка задачи проектирования ИС

 

Целью раздела является рассмотрение существующего состояния предметной области, характеристик объекта и системы управления, выявление и анализ проблем предметной области, наличие компьютеризированных информационных технологий, состав средств компьютерной техники и программного обеспечения, оценка их достаточности и эффективности для решения задач информатизации (автоматизации).

Раздел пишется на основании результатов преддипломной практики.

2.3.1. Организационно-экономическая характеристика предметной области

В качестве предметной области (объекта автоматизации или информатизации) может выступать:

l организация (предприятие, учреждение, фирма, объединение и т. п.),

l ее подразделение,

l отдельный вид деятельности (бизнес-процесс).

Организационно-экономическая характеристика предметной области должна включать:

– наименование, организационная форма, юридический статус и миссию организации (необходимо выяснить миссию организации, оценить правильность ее формулировки и, если надо, дать свою формулировку),

– его организационную структуру (с указанием общей численности работающих);

– краткую характеристику технико-экономических аспектов подразделений.

Такими аспектами являются:

· основные задачи;

· тип производства (услуг);

· номенклатура готовой продукции (услуг);

· номенклатура материалов и ресурсов.

Характеризуя предприятие, необходимо акцентировать внимание на тех его структурных компонентах, в которых будут использованы результаты данного дипломного проектирования. Необходимо указать, если есть, головную организацию и дочерние организации.

Для коммерческих предприятий следует показать положение на рынке: основные конкуренты, аналогичные предприятия, масштабы деятельности, сфера влияния, доля рынка.

Необходимо установить базовые экономические и другие показатели, характеризующие деятельность организации (например, прибыль, рентабельность, число обслуживаемых клиентов в единицу времени, скорость выполнения задачи или услуги и т. п.). Далее описать основные тенденции развития организации в виде таблицы с динамическими рядами основных ее технико-экономических показателей за последние 3–5 лет.

2.3.2. Экономический анализ предметной области, выявление и анализ проблем и целей

Следует выявить связи базовых технико-экономических показателей предметной области со средствами их улучшения. Для этого надо провести анализ целей организации (предметной области) и ее проблем.

2.3.2.1. Анализ целей предметной области

Сначала формируется основная цель, которая, как правило, имеет следующую структуру: глагол-действие, пояснение, объект-цель.

Построение «дерева целей» начинается с процедуры структуризации: расчленения основной цели на составные элементы, называемые подцелями, каждая из которых является средством, направлением или этапом ее достижения. Затем каждая из подцелей в свою очередь рассматривается как цель и расчленяется на компоненты.

2.3.2.2. Анализ проблем предметной области

Вначале выбирается и сжато формулируется одна (или несколько) из ключевых проблем достижения целей-желаний. При этом главная проблема (проблема в вершине «дерева проблем») не должна быть главной проблемой достижения высшей цели: необходимо найти на дереве целей наиболее проблемные подцели (достижение которых вызывает наибольшие трудности).

Следует сделать акцент на проблемах и недостатках, устранение которых предполагается осуществить в проекте, например:

· невозможность расчета показателей, необходимых для управления объектом из-за сложности вычислений или большого объема информации;

· высокая трудоемкость обработки информации (привести объемно-временные параметры);

· низкая оперативность, снижающая качество управления объектом;

· невысокая достоверность результатов решения задачи из-за дублирования потоков информации;

· несовершенство организации сбора и регистрации исходной информации;

· несовершенство процессов сбора, передачи, обработки, хранения, защиты целостности и секретности информации и процессов выдачи результатов расчетов конечному пользователю и т. д.

2.3.3. Бизнес- и информационные процессы предметной области

Здесь необходимо в рамках предметной области (объекта исследования) выделить и кратко описать основные и вспомогательные (обеспечивающие) бизнес-процессы.

Далее подробно рассматриваются проблемные бизнес-процессы, в том числе и процессы управления и документооборота. Для чего строятся функциональные модели «как есть». Модели позволяют понять суть информационных процессов, реализуемых в анализируемом бизнес-процессе, что помогает при их автоматизации.

В области информационного обеспечения управления рассматриваются потребности субъекта управления в экономической и другой информации для принятия управленческих решений, а также имеющиеся проблемы информационного обеспечения.

Необходимо описать источники информации, способы ее хранения, передачи и переработки (используя методологию DFD).

Кроме того следует:

· описать существующую технологию выполнения выбранной для рассмотрения функции управления (или комплекса функций), т. е. указать на следующее:

- особенности расчета показателей;

- перечни и источники используемых входных документов;

- перечни и адресаты результатных документов;

- места их обработки;

- методы и технические средства, применяемые для их обработки;

- методы защиты конфиденциальной информации (сведений, составляющих коммерческую или производственную тайну);

· привести схемы документооборота и таблицы, содержащие прагматические оценки потоков информации (объемы в документах, показателях и символах за год, трудовые затраты на их обработку за год, частоту возникновения и др.), выделив в схеме документы и таблицы, содержащие конфиденциальную информацию;

· выявить основные недостатки, присущие существующей практике управления и обработки экономической информации.

Описание задачи должны быть выполнено в виде единого связного текста и может сопровождаться диаграммами структурного системного анализа и обобщающими таблицами или разъясняющими схемами.

Для выполнения анализа объекта управления и решаемой задачи рекомендуется использовать методологии IDEF0, IDEF3, DFD, UML, ARIS.

2.3.4. ИТ-инфраструктура организации

В этом разделе необходимо:

· идентифицировать существующие ИС и описать бизнес-процессы, которые они поддерживают;

· дать описание сетевой архитектуры, компьютерной техники и средств телекоммуникаций;

· указать используемое системное и прикладное программное обеспечение;

· описать работу ИТ-подразделений и служб.

ИС в организации (подразделении). Надо выявить и описать существующие автоматизированные ИС и АРМы, а также указать, какие бизнес-процессы они поддерживают.

Сетевая архитектура. Сетевая архитектура представляет собой множество технических средств: сервера, клиентские устройства доступа, каналы связи. Необходимо рассмотреть, в случае наличия, существующую локальную вычислительную сеть, оборудование, структурированную кабельную сеть и ее атрибуты.

В случае если в процессе дипломного проектирования в состав оборудования ЛВС не вносится никаких изменений, то показать текущее состояние сети в виде логической схемы. Степень подробности зависит от сложности рассматриваемой сети, применения специализированного оборудования, средств маршрутизации, защиты сети и т. д. – обсуждается с руководителем проекта и консультантом по данному разделу диплома. Соответственно в этом случае раздел «Сети» в проектной части не рассматривается и не готовится.

Далее необходимо указать наличие доступа к внешним телекоммуникациям (в частности, выход в Internet), параметры подключения.

 

Пример сетевой архитектуры представлен на рис. 1.

 

Рис. 1. Пример сетевой архитектуры

Компьютерные средства. Необходимо кратко описать компьютерные средства, используемые в организации (подразделении). Примером такого описания может быть следующая таблица:

 

Компьютерная техника Количество
Компьютеры всего  
из них: компьютеры в ЛВС  
серверы  
несвязанных ЛВС  
Принтеры  
из них лазерные  

 

Далее следует привести обобщенные параметры компьютеров.

Программная архитектура. Программную архитектуру целесообразно формировать исходя из существующих программных систем (программных продуктов), которые функционируют в рамках или параллельно с прочими обеспечивающими системами. В качестве основы работы программных продуктов целесообразно опираться на операционную систему, в которой они функционируют (рис. 2).

Следует описать используемые операционные, антивирусные программы, браузеры и т. п.

 

 
 


Рис. 2. Пример программной архитектуры

Прикладные программные средства. Необходимо указать имеющиеся офисные программы, бухгалтерские, складские и другие информационные системы. Необходимо показать, для решения каких задач они используется, например, в виде следующей таблицы:

 

№ п/п Программа Решаемая задача
  Microsoft Office 2010 Ведение текущей документации, подготовка отчетов для вышестоящей организации
  Statistica 7.0 Анализ временных рядов по результатам продаж
 

 

В заключение (или в каждом подразделе) надо провести анализ и сделать выводы о достаточности и эффективности использования имеющихся программных средств и компьютерного оборудования.

2.3.5. Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации

В этом разделе следует отметить имеющиеся решения по политике безопасности в компании, а также программные и аппаратные средства информационной безопасности (ИБ) и защиты информации (ЗИ), если эти методы и средства используются, то каким образом.

При анализе системы и имеющихся в ней методов и средств ИБ и ЗИ необходимо отразить:

а) существующую в компании политику безопасности (нормативно-правовые и организационно-распорядительные документы, регламенты, процедуры, должностные инструкции и т. д.), рекомендуется указать основные положения политики безопасности (регламенты использования сети Internet, электронной почты, доступа к служебной информации, доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, установки и использования программного обеспечения);

б) существующие программные и аппаратные средств ИБ и ЗИ, их использование в организации (привести перечень используемых средств, отразив их назначение, параметры и возможности);

в) порядок реализации системы обеспечения ИБ и ЗИ (кто этим занимается, кто отвечает, структура);

г) обеспечение ИБ и ЗИ на различных уровнях: программный, аппаратный, организационный (права доступа, права пользователя системы, парольная защита, доступ к базе, программные средства защиты, встроенные средства защиты, ведение логов и так далее);

д) какие используются средства защиты для Internet-систем от внешних угроз (взлом сайта, нарушение его работы и так далее);

е) какие используются средства защиты от инсайдерских угроз (хищение и порча данных сотрудниками организации, ошибки при пользовании программным и аппаратным обеспечением и так далее).

В заключении необходимо сделать выводы о степени обеспечения ИБ и ЗИ, а также необходимости соответствующих разработок.

2.3.6. Постановка задачи проектирования ИС

2.3.6.1. Анализ путей решения имеющихся проблем

При анализе путей решения имеющихся проблем строится «дерево целей» аналитика (проектировщика), которое является позитивным зеркальным отражением негативного дерева проблем.

И к этому дереву в качестве «веток» пристраиваем возможные стратегии решения проблем (достижения целей).

Далее следует провести анализ стратегий, который заключается в выборе целей, которые могут быть достигнуты путем создания информационной системы. Дополнительно можно р

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...