Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные свойства объемно-пространственных форм архитектуры. ТИЦ стр. 68




Понятие архитеткурная композиция. Его сущность в различных видах архитектуры.

Архитектурная композиция (творение, сочинение) - это система создания проекта и самого объекта архитектуры.Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающих художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям.Наука об архитектурной композиции изучает общие закономерности построения формы в архитектуре и средства достижения единства формы и содержания.Архитекторы призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания: с одной стороны - удобство и пользу (функциональная задача), с другой - прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача), с третьей - красоту форм (эстетическая задача).Требования к современной архитектуре научно обоснованы. Наука изучает особенности отдельных типов зданий, взаимосвязь помещений, вопросы оборудования, размеры и формы пространства, необходимые для конкретных социальных процессов, освещение, акустику. Все эти требования учитываются при строительстве общественных и жилых зданий. Научно обоснованы выбор места для жилых и общественных зданий в городе, размещение зеленых массивов с целью создания города как единого целостного организма с учетом воздействия климатических и природных условий, ландшафта, ориентации зданий по странам света.Наконец, психология и физиология человека также предъявляют требования к архитектурным композициям зданий. Архитектура, являясь средой обитания человека, воздействует на чувства, отражается в сознании человека и тем самым участвует в формировании его духовного мира. Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих, рождение целостного образа на основе комплекса требований - главнейшая задача архитектуры.

Основные свойства объемно-пространственных форм архитектуры. ТИЦ стр. 68

 

Наше представление о всякой форме, в том числе и архитектурной,


никогда не бывает полным, Любая архитектурная форма имеет бесчисленное множество объективных свойств. Из этого множества существенными для эмоциональной выразительности формы следует считать


не только связанные с ее назначением или конструктивно-технической


основой, но также характеризующие ее внешний вид. Из последних


особо важными являются размеры и геометрическая характеристика


формы. Остальные лишь корректируют выразительность основных.


К вспомогательным свойствам архитектурной формы относятся ориентация в пространстве, светлота, цвет, фактура и членение, А в формах


члененных, состоящих из отдельных элементов, существенны также


и такие объективные свойства как метр, ритм, пропорции, равновесие.


Они используются ч архитектурной композиция как средство организации элементов в единую, устойчивую для восприятия систему.

Все эти свойства не выступают в чистом виде, все они проявляются


в самых различных сочетаниях и взаимодействии. Варьируя сочетания


только этих свойств (без изменения функциональных и технико-конструктивных), архитектор может значительно изменять эмоциональную


выразительность архитектурной формы. Такая зависимость выразительности формы от указанной группы свойств делает целесообразным


глубокое изучение их на моделях архитектурной форгд.т, лишенных


функционального или технико-конструктивного содержания. Однако


такой метод научной абстракции применяется и при изучении функциональных» технико-конструктивных свойств формы.

Рассмотрим также свойства формы как размеры, геометрическая


характеристика, ориентация в пространстве, светлота, цвет, фактура,


членение. Все они — объективны, но в процессе восприятия формы


у воспринимающего складывается субъективная эмоциональная® оценка ее свойств. Субъективность эмоциональной с,цепки формы определяется субъективностью природы восприятия. Однако субъективное


восприятие возникает под воздействием объективных свойств формы


и таких объективных: закономерностей восприятия, как относительность, целостность, избирательность, ассоциативность, иллюзиопность.

Таким образом, изучение объективных свойств формы тт их эмоциональной оценки невозможно без изучения закономерностей психологии


восприятия.

 

Размеры — объективное свойство формы, которое оценивается человеком одновременно по абсолютным и относительным критериям.


И в том, и в другом случаях в основе оценки лежит сравнение: при


абсолютной оценке — сравнение размеров формы с общепринятыми


единицами измерения; при относительной — с величинами различного


значения. При абсолютной оценке размеров одномерные формы измеряются длинами; двухмерные — площадями; трехмерные — объемами.

 

Геометрическая характеристика выражается соотношением основных параметров формы.

Геометрическими параметрами формы являются размеры по всем


направлениям развития формы, углы между линейными и плоскостными элементами, ограничивающими форму, кривизна границ формы


и т. д. Геометрическая характеристика, являясь одним из основных


свойств формы, определяет ее характер (шар, куб, конус, параллелепипед, плоскость, линия).

Эмоциональная выразительность объективных свойств обоих видов


архитектурной формы — тела и пространства — в большой мере зависит от ее геометрической характеристики.

В зависимости от того, что представляет собой форма — тело или


пространство — ее геометрическая характеристика описывает распределение (неизменяемость иди изменение) массы или пространства


внутри формы.

Геометрическая характеристика является одной из объективных


основ для становления эмоциональных оценок формы — ее динамичности и статичности, а также ее мерности.

Динамичность формы — это эмоциональная оценка изменения, точнее нарастания массы или пространства внутри границ формы, преобладающего в каком-либо направлении развития формы.

Статичность формы — это эмоциональная оценка неизменяемости


массы или пространства внутри границ формы по всем направлениям


ее развития.

Качественное различие двух прямо противоположных оценок динамичности и статичности формы определяется различием количественных соотношений параметров разных форм. Из всего многообразия


этих соотношений существенными для становления эмоциональной


оценки динамичности или статичности формы являются тождество,


нюанс, контраст. Тождество в соотношении параметров формы оценивается эмоционально как ее статичность, нюанс — как тенденция


к динамике, слабо выраженная динамичность, а контраст — как ярко


выраженная динамичность формы.

Оценки динамичности и статичности формы, подвершенные корректирующему влиянию всех других объективных свойств формы, кроме


размеров, особенно сильно меняются при членении формы на элементы.

Соотношения параметров формы определяют и другую ее эмоциональную оценку—мерность. Мерность формы в отличие от размерности — это эмоциональная оценка ее объемности, плоскостности,


линейности.

 

Ориентация формы в среде. Любая форма обязательно находится


в среде (толо расположено в среде пространственной, а пространство


частично или полностью ограничено телами). Взаимное расположение


формы и среды представляет еще одно ее объективное свойство —


ориентацию. Ориентацию формы в среде определяют соотнесением ее


положения с каким-либо ориентиром, присущим среде,

В эмоциональной опенке ориентации формы в среде и связанной


с ней коррекцией выразительности других ее свойств большую роль


играют такие ориентиры, как горизонтальная плоскость и расположение стран света.

Ориентация формы относительно горизонтальной плоскости (с учетом наблюдателя, также всегда сориентированного относительно среды)


может стать мощным средством эмоциональной выразительности, сообщая ей такие эмоциональные качества, как устойчивость (табл. 35. а)


и неустойчивость. Например, статичные по своей геометрической характеристике тела куб и шар, будучи наклонно сориентированы относительно горизонтальной плоскости (табл. 35, б), в силу нашего зпапия,


полученного в результате жизненного опыта, воспринимаются как


неустойчивые формы. Несмотря на то, что сама по себе форма статична,


благодаря определенной ориентации в среде, она может казаться


неустойчивой (динамичной) относительно среды.

ИГ, наоборот, динамичная по своей геометрической характеристике


форма может быть так сориентирована в среде, что создает эмоциональное ощущение устойчивости (табл. 35, в). Пирамида Хеопса —


пример такой устойчивой формы в архитектуре.

Пирамида такой же формы, ориентированная относительно пространства (среды) иным образом, будет восприниматься как неустойчивая (табл. 35, г). Пример— музеи современного искусства в Каракасе


архитектора Оскара Нимейера.

Светлотой называется свойство структуры поверхности формы


отражать часть падающего на нее светового потока. Количественно


светлота соответствует отношению отраженного потока к падающему.


Величина этого отношения определяет шкалу ощущений, именуемых


в быту светлыми п темными оттенками. Примером светяотных свойств


поверхностей формы может служить монохромное фото.

Будучи объективным свойством формы, светлота обладает способностью эмоционально воздействовать на зрителя. Различие светлот


определяет большую градацию эмоциональных оценок при восприятии.

 

Фактура При эмоциональной оценке размеров форм и расстояний до них


теплые окраски их поверхностей иллюзорно увеличивают и приближают эти формы; холодные -- уменьшают и отдаляют их.

Молекулярная структура материала формы или ее пигментации


позволяет воспринимать описанные выше оптические свойства поверхности формы: светлоту и цвет.

Более крупная физическая структура поверхности формы, различаемая невооруженным глазом (кристаллы, крупинки песка, каменные


крошки и т. д.) дает возможность воспринимать физико-механические


свойства материала: монолитность, рыхлость и т. п. Эти свойства проявляются в фактуре н текстуре поверхности формы. Текстура выражает


только физико-механические свойства материала, а фактура, кроме


того, выражает и характер обработки его поверхности.

Однако оба эти понятия тесно взаимосвязаны. Широкие возможности современной техники обработки материалов (штамповка, горячая


обработка и др.) позволяют получать фактуру поверхности, не соответствующую свойствам и структуре материала. С другой стороны,


в зависимости от характера обработки поверхности материала фактура


может способствовать выражению его текстуры. Так происходит при


полировке среза камня, когда его текстура начинает просматриваться


очень выразительно.

Кроме того, светлота как объективное свойство формы влияет на


восприятие других свойств формы: размеров, массы и т. д. Например,


темные поверхности кажутся меньше, светлые —- больше; темные формы воспринимаются более тяжелыми, светлые — более легкими. Неравномерная светлота поверхности формы влияет на оценку ее геометрической характеристики. Например, плоская поверхность может


восприниматься как вогнутая или как выпуклая.

Однако светлота лишь количественно характеризует свойство поверхности формы отражать световые лучи.

Ведь наш глаз ощущает световые лучи с длинами волн приблизительно от 400 до 750 нм. При этом различия в длинах волн воспринимаются глазом как различия в цвете — от фиолетового до красного


(через все цвета спектра воспринимается приблизительно 150 оттенков). Поэтому чрезвычайно важным свойством формы является цвет,


раскрывающий качественные различия отраженных от ее поверхности


лучей.

 

Цветом называется свойство структуры поверхности формы избирательно отражать световые лучи определенной длины волны.

Именно различия длин волн, отраженных от поверхностей форм,


дают нашему глазу огромное разнообразие ощущений, раскрывающих


красочное богатство окружающего мира. Характеристика каждого


оттенка определяется тремя основными параметрами.

Длина волны — параметр, определяющий ощущение цветового тона


оттенка, например длина 720 нм — красный, 400 нм — сине-фиолетовый и т. п.

Чистота цвета—доза чистого спектрального цвета в сложном составном оттенке, определяющая ощущение насыщенности.

Яркость — параметр, определяющий ощущение светлоты оттенка.

Цвет как объективное свойство формы обладает большой эмоциональной выразительностью. Прежде всего, все оттекки спектра эмоционально связываются с чувственным восприятием,температуры тел.


Так, красные, оранжевые, желтые цвета ассоциируются с теплом;


зеленые, голубые, синие, фиолетовые — с холодом. Кроме, передачи


ощущения тепла и холода, цвет активно влияет на настроейие. человека, например красный цвет возбуждает, мобилизует, желтый веселит,


зеленый и голубой успокаивают, а синий и фиолетовый даже угнетают.

 

Расчлененность формы — это ее объективное свойство, заключающееся в том, что она как целое состоит из элементов.

Благодаря целостности и соотносительности восприятия, расчлененность формы и ее корректирующее влияние на выразительность остальных свойств формы как целого оцениваются эмоционально. Для


оценки расчлененности важиы: объективные свойства члененной формы


как целого, объективные свойства каждого из элементов формы, система


соотношений элементов с целым и между собой по всем объективным


свойствам. Таким образом, в основе оценки расчлененности формы


лежит сопоставление объективных свойств целого и его элементов,


а также самих элементов между собой по всем свойствам.

Чтобы сравнивать отдельный элемент с целым, нужно уяснить, что


именно мы понимаем под элементом, полученным членением формы,


и какими средствами может быть вообще расчленена форма.

С точки зреиия восприятия и эмоциональной опенки расчлененности


формы нерасчлененными (не состоящими из элементов) можно считать точку, прямую, кривую постоянной кривизны (от ее отрезка до


полного круга) и шар — единственную из трехмерных форм, обладающую этим свойством. Очевидно, что нерасчлененными воспринимаются те формы, у которых синкретно (непрерывно) изменяются границы


(контуры у двухмерных и поверхности у трехмерных).

Формы с дискретным (прерывистым скачкообразным) изменением


границ оцениваются при восприятии как члененные на элементы. Например, в квадрате или кубе при их восприятии оценивается равенство


размеров углов и сторон или граней и одновременно неравенство


сторон и граней по их ориентации в пространстве, а в кубе еще п неравенство его поверхностей по освещенности и светлоте. Иначе говоря,


установив соотношения свойств отдельных, элементов, можно сделать


заключение о свойствах целого.

Наравне с изменением границ формы дискретное изменение любого


из ее свойств является средством ее членения. Например, шар может


быть расчленен на элементы (с точки зрения восприятия) одним только


дискретным изменением цвета, светлоты или фактуры поверхности.

Согласно всему вышесказанному, расчлененность архитектурной


формы — понятие достаточно широкое. Поверхность (двухмерное пространство) стены расчленена на элементы цветными пятнами панно:


оконный проем членит панель на два элемента (пространственный —


окно и тело — панель); перепад уровней террасы ступенями или уступами членит ео пространство на отдельные элементы; пространство


улицы разрезает плотную городскую застройку, членя ее на районы


или микрорайоны и т. д.

Членение формы придает отдельным элементам относительную


самостоятельность и дополняет ее свойства целого еще и свойствами


элементов, полученных при членении, В силу относительной самостоятельности элементов при восприятии члененной формы мы соотносим


их свойства между собой, устанавливая тем самым их взаимосвязь.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...