Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Руководство, лидерство, стиль управления.




 

Для того, чтобы выполнять свои функции, вести коллектив к намеченной цели, руководитель должен обладать властью.

Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью различного рода средств: права, авторитета, принуждения, воли, убеждения.

Власть – это право и реальная возможность управлять людьми, влиять на них.

 

Власть нужна руководителям для достижения целей предприятия, выстраивания поведения персонала в нужном для этого направлении.

Основаниями для получения власти одними, подчинения ей других являются:

закон - когда власть основана на требованиях нормативных документов: законов, указов, постановлений, приказов и т. п.;

п ринуждение - власть основывается на страхе, боязни репрессий;

убеждения - исполнитель подчиняется, исходя из воспринятых им внутренних побуждений и установок;

вознаграждение - за подчинение дают материальные или духовные блага;

знания - носитель власти обладает сведениями, необходимыми подчиняющемуся;

подражание - подчинение вызвано тем, что подчиняются другие («стадное» чувство);

участие - подчинение вызвано желанием участвовать в делах, осуществляемых носителем власти;

традиции - подчинение связано с существующими в данной среде обычаями (подчинение старшим по возрасту, женщин - мужчинам и т. д.);

харизма - подчинение основано на доверии, симпатии, вызванной качествами личности руководителя или лидера;

вера - подчинение основано не на рациональных мотивах, а на безоговорочном внутреннем убеждении в том, что так надо, ибо носителю власти и влияния «виднее» (религиозная вера, вера в профессионализм врача, в авторитеты).

Власть проявляется через руководство и лидерство.

Руководство имеет место, когда власть реализуется через формальные, официально закрепленные иерархические структуры, действующие по определенным правилам.

Термин «руководство» часто используется в качестве синонима понятия «управление». Различие состоит в том, что управление связано с объектом любой природы (предприятием, техническим устройством, живым организмом), а под руководством понимается управление только «живым» объектом - человеком, коллективом

Лидерство имеет место, когда власть и влияние основываются не только на отношениях формальной подчиненности, но и на личных качествах лидера.

Лидерство — это способность активизировать людей, умение быть образцом для подражания и оказывать влияние на людей для достижения целей предприятия.

В теоретических работах лидерство рассматривается в разных аспектах: с позиций характерных черт людей-лидеров, особенностей их поведения, ситуационного подхода к организационному лидерству. В соответствии с этим сложился определенный портрет лидера, обладающего некоторым набором черт:

Характер: энергичность, способности и упорство в достижении целей.

Мотивация к лидерству, ярко выраженное стремление к влиянию на других и демонстрация желания принимать на себя ответственность.

Честность и правдивость, открытость и прямолинейность в отношениях с другими людьми и последователями.

Уверенность в своих способностях, установка на большие задачи, оптимизм по поводу преодоления препятствий в их достижении.

Знания, связанные с работой, позволяющие лидеру принимать обоснованные решения и предвидеть их последствия.

» Эмоциональная зрелость, сохранение спокойствия и хладнокрвия в стрессовых ситуациях, реальное представление о собственных сильных и слабых сторонах, отсутствие эгоцентризма, нормальное восприятие критики.

.

Не все руководители на предприятии могут быть лидерами, так же как не все лидеры являются руководителями.. Но в современных условиях все большее количество руководителей осознают важность лидерских качеств, так как только таким путем можно развивать творчество и внедрять новшества, находить лучшие пути для достижения и превышения плановых установок, для включения в эти процессы всех сотрудников. Поэтому лидерство является важнейшей составной частью тех ролей, которые руководители выполняют в современной организации.

Стиль руководства - это совокупность методов, приемов и действий, наиболее характерных для руководителя в его отношениях с подчиненными, наиболее привычная для него манера общения с ними. Каждый руководитель имеет свой, только ему присущий стиль

Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения руководителя в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Как видно, стиль руководства — явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. Регламентируется стиль личными качествами руководителя.

В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный тип, "почерк" руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так и не существует двух одинаковых руководителей с одинаковым стилем руководства.

Традиционной является классификация, в которой выделяются авторитарный (автократический), демократический, либеральный и анархический стили руководства.

Для авторитарного (автократического) стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему. Данному стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой руководитель единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд.

Данный стиль не стимулирует инициативу подчиненных, она, наоборот, часто наказуема автократом, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. Под началом автократа неприятно работать, ибо увольнение "неугодных" является целью его управленческой деятельности. В споре он часто произносит сакраментальную фразу: "Мы с тобой не сработаемся". В таких условиях, естественно, отсутствует удовлетворенность трудом, так как подчиненные автократу сотрудники считают, что их творческие силы не находят должного применения.

Руководитель, использующий преимущественно демократический стиль, стремится как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В общении с подчиненными предельно вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям. Требователен, но справедлив. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива.

Руководитель с либеральным (невмешателъским) стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная са­мостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности. Отличает либералов безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления.

Из имеющегося арсенала средств воздействия на коллектив основное место у либерала занимают уговоры и просьбы. При выполнении управленческих функций пассивен, можно сказать, "плывет по течению". Руководитель-либерал боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчиненных.

Руководитель либерального стиля не проявляет сколь-нибудь выраженных организаторских способностей, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных и, как следствие, его управленческая деятельность нерезультативна.

Характеристика стилей управления

Стиль управления Характеристика стиля
  Авторитарный стиль     ♦ концентрация власти в руках руководителя; ♦ выключением механизма самоуправления путем присвоения себе права всеобщего контроля; ♦ высокая степень регламентации деятельности подчиненных; ♦ отстранение подчиненных от процесса выработки решений; ♦ моральное давление на подчиненных; ♦ требование неукоснительного соблюдения либо собственных распоряжений (тогда говорят о жестком авторитарном стиле), либо различных инструкций (тогда говорят о бюрократическом стиле управления). ♦ Если автократ избегает прямых угроз и принуждений, допускает работников к выработке некоторых, зачастую незначительных решений, использует в качестве мотиваторов моральные поощрения, тогда говорят о благосклонном авторитарном или псевдодемократическом стиле руководства
Демократический стиль ♦ влияние на потребности высоких уровней ♦ не навязывание собственной воли руководителя подчиненным; ♦ предоставление подчиненным возможности вырабатывать соб­ственные решения; ♦ наличие контроля за деятельность руководителя со стороны подчиненных.
  Либеральный стиль   ♦ предоставлением подчиненным полной свободы в определении собственных целей деятельности, в выборе средств достижения этих целей, в осуществлении самоконтроля; ♦ в минимальном участии руководителя в управлении коллективом; ответственностью руководителя за деятельность подчиненных
  Анархический стиль   Анархический стиль от либерального отличается тем, что руководитель стремится избегать ответственности за деятельность подчиненных и не позволяет им контролировать собственную деятельность  

 

Исследования немецких ученых выявили зависимость между результатами труда и стилем руководства. Эффективность различных стилей оценивалась в течение трех лет. Самые высокие результаты наблюдались у коллектива, где преобладает демократический стиль руководства, и самые низкие — у коллектива с либеральным и авторитарным (рис.11.3.).

 

Продолжительность работы руководителя, лет

Рис.11.3.. Эффективность различных стилей работы руководителя: 1— авторитарный стиль; 2 — либеральный; 3 — демократический.

 

Исследовались производительность труда, психологический климат, текучесть кадров и прибыль.

Следует иметь в виду, что каждый из указанных стилей "в чистом виде" встречается очень редко. Гибкость руководителя и заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации

Адаптивное руководство предполагает осознание гибкого подхода к руководству (в зависимости от задач, ситуации, традиционных ограничений в данной стране и т.д.)

Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно и получить все, что можно от подчиненных, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Если бы кого-то попросили назвать какой-то один, «лучший» стиль руководства, это был бы «адаптивный» или стиль «ориентированный на реальность».

Давая описание этого ориентированного на реальность стиля, отметим, что он развивается по многим направлениям. Кроме того, разрабатываются правила принятия решений, которые могут служить ориентирами того, как и когда надо менять стили руководства. Если проанализировать соответствующую литературу, можно заметить, что считающийся «эффективным» стиль руководства меняется в зависимости от ситуации. Ни один стиль руководства не может считаться самым эффективны, поэтому эффективные руководители - это те, кто может вести себя по-разному в зависимости от требований реальности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...