Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-воспитательные учреждения закрытого типа




 

Статья 26. Основания и порядок подготовки материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

 

Комментарий к статье 26

 

Глава III комментируемого Закона направлена на регулирование вопросов административного производства в отношении несовершеннолетних, которые не подлежат уголовной ответственности, в целях их помещения в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

1. Пункт 1 комментируемой статьи направлен на регулирование вопросов о передаче прекращенного уголовного дела, а также материалов об отказе в его возбуждении в отношении несовершеннолетних, которые к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Прекращенное уголовное дело - дело, в отношении которого суд, либо следователь, либо дознаватель приняли решение о его прекращении, то есть о прекращении проведения дальнейшего досудебного производства или судебного производства. Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела - это постановление органа дознания, следователя или прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, а также все процессуальные документы, которые были оформлены в результате проведения процессуальных действий, в том числе следственных действий.

Передачу такого дела, а также материалов об отказе в его возбуждении осуществляют орган внутренних дел или прокурор, то есть те субъекты, которые изначально принимают постановления о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении. Однако предоставление такого права только органам внутренних дел и прокурору не в полной мере соответствует положениям УПК РФ, так как согласно статье 146 УПК РФ постановления о возбуждении уголовного дела, постановления о его прекращении, постановления об отказе в его возбуждении принимают не только прокурор, но и следователь, и дознаватель. Однако в случае принятия подобных постановлений судом, следователем или дознавателем пункт 1 комментируемой статьи обязывает именно прокурора передать такое уголовное дело и материалы о прекращении уголовного дела в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Иными словами, прокурор в таком случае определенным образом вторгается в порядок досудебного или судебного производства по уголовному делу в отношении отдельных категории несовершеннолетних.

Что касается органов внутренних дел, то, предоставляя им право передать прекращенное уголовное дело или материалы об отказе в его возбуждении, пункт 1 комментируемой статьи вступает в противоречие с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", статья 12 которого к обязанностям полиции относит только возбуждение уголовных дел, производство дознания по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно, выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно. Таким образом, учитывая положения указанного Федерального закона, органы внутренних дел могут передать в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав только материалы об отказе в возбуждении уголовного дела.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи цель такой передачи - рассмотрение комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав вопроса о принятии в отношении отдельных категорий несовершеннолетних мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. В то же время полагаем, что прежде всего такой целью является не решение вышеуказанных вопросов, а предупреждение таким способом совершения ими преступлений в будущем.

Помещение несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". При этом положения данного Федерального закона не содержат указаний по существу порядка помещения несовершеннолетних в указанные учреждения, а, напротив, предусматривают, что порядок направления несовершеннолетних граждан в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов и условия их пребывания в таких учреждениях определяются комментируемым Законом. Таким образом, ни комментируемым Законом, ни Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не определен порядок помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Вместе с тем такой порядок установлен статьей 432 УПК РФ, согласно которой суд о помещении несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа выносит постановление, копия которого в течение 5 суток направляется несовершеннолетнему осужденному и его законному представителю, а также в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, прокурору и в суд, постановивший приговор. В указанное учреждение несовершеннолетний может быть направлен на срок до наступления совершеннолетия, но не более трех лет.

Обратим внимание на то, что пункт 1 комментируемой статьи обязывает передать прекращенное уголовное дело или материалы об отказе в его возбуждении в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав незамедлительно. При этом в пункте 1 комментируемой статьи содержание такой незамедлительной передачи не определено, что влечет за собой на практике неоднозначность толкования данного термина. Вместе с тем полагаем, что неоднозначность может предполагать необходимость передачи прекращенного уголовного дела или материалов об отказе в его возбуждении в тот же день, в котором принято постановление о прекращении уголовного дела или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Аналогичное требование о незамедлительной передаче пунктом 1 комментируемой статьи установлено и в отношении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, если она принимает решение о ходатайстве перед судом о помещении вышеуказанных категорий несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. При принятии такого решения комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав направляет постановление в орган внутренних дел или прокурору. Помимо данного постановления комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав должна направить в орган внутренних дел или прокурору также и представленные материалы. При этом опять же пункт 1 комментируемой статьи содержание таких представленных материалов не конкретизирует. В то же время имеются основания полагать, что к таким представленным материалам должны относиться переданные органом внутренних дел или прокурором материалы об отказе в возбуждении уголовного дела, а также прекращенное уголовное дело, которое, исходя из абзаца первого пункта 1 комментируемой статьи, к материалам не относится, но при этом также может быть передано в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. В этом в пункте 1 комментируемой статьи видится недостаток в его содержании.

Цель такого направления постановления о ходатайстве перед судом о помещении указанных категорий несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и материалов в орган внутренних дел или прокурору - их приобщение к прекращенному уголовному делу и материалам об отказе в его возбуждении, которое необходимо прежде всего для подтверждения окончания уголовно-процессуальной работы с указанными категориями несовершеннолетних.

На наш взгляд, пункт 1 комментируемой статьи содержит существенный недостаток относительно возложения на органы внутренних дел, прокурора, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав обязанности передавать и направлять соответствующие документы и материалы в оригиналах, а не в копиях. Полагаем, что более верным и целесообразным было бы закрепление за ними обязанности по направлению и передаче копий, так как оригиналы в целях оптимальной организации работы органов внутренних дел, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав должны оставаться в работе указанных органов.

Необходимо отметить, что на практике имеются случаи привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников вышеуказанных органов за нарушение ими требований пункта 1 комментируемой статьи.

Пример: в Саратовской области сотрудник Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области Е. обратилась с исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о необоснованности и незаконности привлечения ее к дисциплинарной ответственности, в удовлетворении которого Кировским районным судом города Саратова было отказано. К дисциплинарной ответственности Е. была привлечена за допущение нарушений законности в деятельности подчиненного подразделения, ненадлежащую оценку и неудовлетворительный контроль за состоянием работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, непринятие мер к устранению выявленных недостатков, также за допущенные подчиненными сотрудниками нарушения пункта 1 комментируемой статьи.

В судебных материалах отмечалось, что нарушение пункта 1 комментируемой статьи повлекло за собой снижение такой формы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, как применение к указанным несовершеннолетним мер воспитательного воздействия или ходатайства перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. При таких обстоятельствах наложение на Е. дисциплинарного взыскания в виде строго выговора следует признать законным и обоснованным. Существенных нарушений порядка привлечения Е. к дисциплинарной ответственности, регламентированного приведенными выше нормативными правовыми актами, не установлено (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 25 июля 2013 г. N 33-4651).

2. Пункт 2 комментируемой статьи предоставляет органам внутренних дел и органам прокуратуры право на получение документов, необходимых для решения вопроса о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Между тем пункт 2 комментируемой статьи содержит в части, касающейся регулирования порядка получения таких документов, два существенных недостатка. Во-первых, пункт 2 комментируемой статьи не определяет перечень таких документов, а лишь указывает, что эти документы являются необходимыми. Учитывая положения пункта 1 статьи 27 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 27), к таким "необходимым" документам можно отнести все перечисленные в пункте 1 статьи 27 комментируемого Закона документы. Но, с другой стороны, поскольку пункт 1 комментируемой статьи не конкретизирует перечень этих документов, то к ним могут быть отнесены любые документы, которые по усмотрению сотрудников органов внутренних дел и органов прокуратуры необходимы им для подготовки материалов в целях их рассмотрения судом для принятия решения о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. К таким документам могут быть отнесены также и справка с места работы родителей таких несовершеннолетних, справка о состоянии здоровья таких родителей (например, психического здоровья) и т.д., несмотря на то, что перечень документов, указанных в пункте 1 статьи 27 комментируемого Закона, закрытый.

Во-вторых, предоставление таких документов, исходя из пункта 2 комментируемой статьи, должно осуществляться соответствующими органами и учреждениями. Также в пункте 2 комментируемой статьи не раскрывается понятие и статус таких "соответствующих" органов и учреждений. Тем не менее имеются основания полагать, что такими органами являются органы и учреждения, в распоряжении и (или) в ведении которых находятся документы, которые необходимы для решения вопроса о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, например медицинские учреждения. Однако пунктом 2 комментируемой статьи учтено, что указанные документы могут находиться в ведении не только органов и учреждений, но и коммерческих организаций, например медицинских организаций, образовательных организаций, которые органами и учреждениями не являются, так как, в частности, согласно пункту 1 статьи 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Вышеуказанные документы должны представляться органами и учреждениями на основании запросов соответственно органов внутренних дел и органов прокуратуры. Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции" полиция, в частности органы внутренних дел, имеет право запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации. Также часть 4 статьи 21 УПК РФ предусматривает, что требования, поручения и запросы, в том числе прокурора, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Срок исполнения таких запросов составляет десять суток, которые исчисляются с момента получения органами и учреждениями запросов. Применение данного положения на практике требует дополнительного толкования в целях конкретизации. Для того чтобы исчислять срок исполнения указанных запросов, необходимо определить момент их поступления в органы и учреждения, в чьем ведении и (или) распоряжении находятся необходимые органам внутренних дел и органам прокуратуры документы. Такой момент, как правило, фиксируется в общем отделе (канцелярии) соответствующего органа или учреждения либо лицом, на которое возложены обязанности по ведению делопроизводства в органе или учреждении. Учитывая, что срок исполнения запросов исчисляется в сутках, сотрудникам общего отдела (канцелярии) либо вышеуказанному лицу следует на поступившем запросе указать не только дату его поступления, но и время.

Исчисление срока исполнения запросов органов внутренних дел и (или) органов прокуратуры означает, что такие сроки включают в себя не только рабочие дни, но и выходные дни. При этом такие дни должны исчисляться путем отсчета с момента поступления запроса органов внутренних дел и (или) органов прокуратуры двадцати четырех часов в течение десяти таких периодов либо до десяти.

3. Пункт 3 комментируемой статьи направлен на регулирование вопросов проведения медицинского, в том числе психиатрического, освидетельствования до решения вопроса о помещении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Гарантия того, что в отношении указанной категории несовершеннолетних будет проведено медицинское, в том числе психиатрическое, освидетельствование до того, как будет решен вопрос о его помещении в указанное учреждение, необходима для определения возможности помещения его в такие учреждения и соблюдения его прав и законных интересов.

Из Правил медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 259, следует, что медицинское освидетельствование - это медицинская процедура, проводимая с целью установления у несовершеннолетнего наличия или отсутствия заболевания, включенного в Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 518. К числу таких заболеваний относятся, например, туберкулез - любая форма активного туберкулеза, болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Поскольку согласно пункту 3 комментируемой статьи проводится в том числе и психиатрическое освидетельствование (освидетельствование, проводимое на предмет установления психических расстройств и расстройств поведения), то устанавливается также наличие или отсутствие таких заболеваний, как, например, шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, умственная отсталость.

Основаниями для проведения медицинского, в том числе психиатрического, освидетельствования являются следующие процессуальные документы:

1) постановление начальника органа внутренних дел или прокурора. Данное постановление является основанием для проведения такого освидетельствования, если на его проведение дал согласие несовершеннолетний, который достиг пятнадцатилетнего возраста. При этом подпункт 1 пункта 3 комментируемой статьи не устанавливает форму такого согласия. Полагаем, что в целях подтверждения факта такого согласия оно должно быть дано в письменной форме.

Установление возраста в пятнадцать лет в целях дачи согласия на проведение медицинского, в том числе психиатрического, освидетельствования, на наш взгляд, ничем не обоснованно, так как согласно положениям гражданского законодательства частичная дееспособность наступает с четырнадцати лет, но при этом полная может наступить и в шестнадцать лет. Кроме того, общий возраст уголовной ответственности составляет шестнадцать лет. В этой связи считаем возможным повысить возраст несовершеннолетнего, по достижении которого он может дать согласие на проведение медицинского, в том числе психиатрического, освидетельствования, до шестнадцати лет.

В случае если несовершеннолетний не достиг возраста пятнадцати лет, такое письменное согласие должны дать его родители или иные законные представители, что полностью соответствует ГК РФ и УПК РФ;

2) постановление судьи. Это постановление является основанием для проведения медицинского, в том числе психиатрического, освидетельствования при условии, что ни несовершеннолетний, достигший возраста пятнадцати лет, ни его родители или иные законные представители не дали согласия на проведение вышеуказанного медицинского освидетельствования.

Полагаем, что предоставление судье права решения вопроса о проведении медицинского, в том числе психиатрического, освидетельствования без согласия вышеуказанных субъектов является обоснованным, потому что именно судье в соответствии с федеральным законодательством принадлежит право отправления правосудия по всем категориям судебных дел, в том числе и в отношении несовершеннолетних.

3.1. Пункт 3.1 комментируемой статьи содержит процедурные нормы, конкретизирующие порядок проведения медицинского, в том числе психиатрического, освидетельствования в случае, если несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности, и (или) его родители или иные законные представители не дали согласия на такое освидетельствование. В этом случае начальник органа внутренних дел или прокурор подает в суд заявление о проведении вышеуказанного освидетельствования. Требование к такому заявлению пункт 3.1 комментируемой статьи не устанавливает, но, исходя из положений подпункта 2 пункта 4 статьи 15 комментируемого Закона и пункта 1 комментируемой статьи, можно предположить, что такое заявление подается в письменной форме с указанием того, что имеются основания полагать, что несовершеннолетний страдает психическим расстройством, по причине которого он во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими и, соответственно, нуждается в помещении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

При этом, исходя из пункта 3.1 комментируемой статьи, к такому заявлению в зависимости от основания направления несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа должны быть приложены прекращенное уголовное дело в отношении такого несовершеннолетнего или материалы об отказе в его возбуждении либо постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в котором содержится ходатайство о направлении указанного несовершеннолетнего в такое специальное учреждение. Кроме того, к заявлению в обязательном порядке должно быть приложены постановление начальника органа внутренних дел или прокурора о проведении медицинского освидетельствования, в том числе психиатрического, а также материалы, которые подтверждают тот факт, что несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности, достигший возраста пятнадцати лет, и (либо) его родители или иные законные представители отказались от проведения такого медицинского освидетельствования.

В то же время пункт 3.1 комментируемой статьи содержания указанных материалов не определяет. Полагаем, что к таким материалам можно отнести письменно оформленный отказ несовершеннолетнего и (или) его родителей или иных законных представителей от проведения в отношении несовершеннолетнего медицинского освидетельствования либо постановление начальника органа внутренних дел или прокурора о проведении медицинского освидетельствования, в том числе психиатрического, со свидетельской надписью несовершеннолетнего и (или) его родителей или иных законных представителей, подтверждающей факт такого отказа.

Такое заявление подается в суд по месту жительства несовершеннолетнего, то есть в тот суд, который расположен в районе проживания несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности.

3.2. Пункт 3.2 комментируемой статьи определяет срок и порядок рассмотрения заявления начальника органа внутренних дел или прокурора о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, которое подается в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 комментируемой статьи (см. комментарий к пункту 3.1).

Срок рассмотрения такого заявления составляет трое суток, которые исчисляются с момента подачи указанного заявления. Полагаем, что аналогично порядку исчисления срока, предусмотренного пунктом 2 комментируемой статьи, срок рассмотрения данного заявления должен исчисляться с того дня и с того времени, когда это заявление поступит в канцелярию суда, сотрудникам которой необходимо на данном заявлении указать дату и время его поступления в суд.

При этом согласно пункту 3.2 комментируемой статьи в течение указанного срока заявление начальника органа внутренних дел или прокурора о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, рассматривается судьей единолично, то есть судом в составе одного судьи, но не коллегией судей.

По результатам рассмотрения данного заявления при отсутствии согласия несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности и достигшего возраста пятнадцати лет, либо согласия его родителей (иных законных представителей) суд может принять одно из следующих постановлений:

1) о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего;

2) об отказе в удовлетворении заявления начальника органа внутренних дел или прокурора о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности.

Особенностью принятия этих постановлений, а точнее, одного из них, является то, что оформляются они, безусловно, только в письменное форме и содержат однозначное принятие решения либо о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, либо об отказе в удовлетворении соответствующего заявления о таком проведении. Кроме того, в постановлении суда должно быть указано обоснование принятия одного из таких решений.

4. Пункт 4 комментируемой статьи определяет порядок действий врачебной комиссии медицинской организации государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в случае, если ею будет выявлено, что у несовершеннолетнего имеются заболевания (одно из заболеваний), которые указаны в Перечне заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 518.

Наличие таких заболеваний не позволяет поместить несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в целях его содержания и обучения, потому что таким образом будет причинен вред правам и законным интересам тех несовершеннолетних, которые уже содержатся в специальных учебно-воспитательные учреждениях закрытого типа, либо будут в целом нарушены их права и законные интересы.

В этом случае все имеющиеся материалы в отношении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности (например, прекращенное уголовное дело, материалы об отказе в его возбуждении, запрошенные органами внутренних дел и (или) органами прокуратуры документы, необходимые для рассмотрения судом материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в вышеуказанные специальные учебно-воспитательные учреждения), должны передаваться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

При этом пункт 4 комментируемой статьи не определяет субъекта, который должен передавать такие материалы, но из пункта 3 комментируемой статьи следует, что это могут быть начальник органа внутренних дел, прокурор и суд. Эти материалы должны передаваться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для решения вопроса о применении в отношении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, мер воспитательного воздействия. Отметим, что пункт 4 комментируемой статьи в контексте с пунктом 1 комментируемой статьи и комментируемым Законом в целом содержит один существенный недостаток, заключающийся в том, что в комментируемом Законе используется категория (термин) - принудительные меры воспитательного воздействия, а именно:

- предупреждение;

- передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

- возложение обязанности загладить причиненный вред;

- ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (статья 90 УК РФ).

Поэтому в этой части пункт 4 комментируемой статьи нуждается в уточнении относительно мер воспитательного воздействия, которые могут быть применены к несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности.

Кроме того, пункт 4 комментируемой статьи не устанавливает срок, в течение которого должны передаваться материалы о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Считаем, что исходя из положений Правил медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 259, такой срок должен составлять пятнадцать рабочих дней, исчисляемых со дня получения руководителем медицинской организации постановления начальника органа внутренних дел или прокурора или постановления судьи (см. комментарий к п. 3 комментируемой статьи). В то же время вышеуказанные Правила предусматривают, что основанием для проведения медицинского освидетельствования являются только постановления следователя или дознавателя, в производстве которых находится уголовное дело. Считаем, что в этой части необходимо рассмотрение вопроса о внесении необходимых изменений в данные Правила.

При этом в целях обеспечения начальнику органа внутренних дел, прокурору и суду возможности передать вышеуказанные материалы в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав необходимо, чтобы врачебная комиссия медицинской организации государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения провела такое медицинское освидетельствование в срок до пятнадцати рабочих дней, который обеспечил бы начальнику органа внутренних дел, прокурору и суду возможность в пределах указанного срока передать материалы о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4.1. В пункте 4.1 комментируемой статьи рассматриваются вопросы об оказании несовершеннолетнему, в отношении которого рассматривается вопрос о помещении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, психолого-медико-педагогической помощи и определению форм его дальнейшего обучения и воспитания.

Психолого-медико-педагогическая помощь представляет собой совокупность оказываемых вышеуказанному несовершеннолетнему услуг со стороны специалистов в области психологии, медицины, педагогики, направленных на поддержание его нормального психического и физического здоровья, а также нравственного развития и обеспечения получения им всех возможных видов образования. Определение форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетнего, в отношении которого рассматривается вопрос о помещении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, - это деятельность по выявлению наиболее подходящих и оптимальных для конкретного несовершеннолетнего из числа тех, в отношении которых рассматривается вопрос о помещении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, вариантов процесса организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни, а также вариантов осуществления деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Из пункта 4.1 комментируемой статьи следует, что в целях оказания такой помощи и определения форм дальнейшего обучения и воспитания психолого-медико-педагогической комиссии необходимо подготовить рекомендации. Такие рекомендации, как правило, представляют собой брошюры, содержащие методический комплекс, то есть определенные направления, перечень мероприятий и совокупность действий и мер, которые следует реализовать и принять для оказания психолого-медико-педагогической помощи и определения форм дальнейшего обучения и воспитания.

В целях подготовки таких рекомендаций психолого-медико-педагогическая комиссия на основании постановления начальника органа внутренних дел или прокурора проводит комплексное обследование несовершеннолетнего, которое представляет собой обследование на предмет выявления наличия у несовершеннолетнего различных видов заболеваний, психических расстройств, а также отставаний в психическом развитии.

5. Пункт 5 комментируемой статьи регулирует вопросы принятия в отношении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в отношении которых готовятся материалы о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, принудительных мер воспитательного воздействия, а именно передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, которым, исходя из пункта 5 комментируемой статьи, является администрация организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или иной организации.

Соответственно, такие меры на основании пункта 5 комментируемой статьи принимаются в отношении несовершеннолетних, имеющих родителей или иных законных представителей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В первом случае несовершеннолетние передаются под надзор родителей или иных законных представителей, а во втором - администрации организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или иной организации.

Полагаем, что данная норма была введена федеральным законодателем в целях обеспечения несовершеннолетним, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возможности исправления, психологического изменения в условиях семьи, семейной заботы, а также опеки со стороны организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или иных организаций.

Относительно порядка применения к указанным несовершеннолетним таких мер принудительного воспитательного воздействия пункт 5 комментируемой статьи предусматривает, что должностное лицо подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел (как правило, это инспектор по делам несовершеннолетних) обязано на основании постановления начальника органа внутренних дел или его заместителя запросить от одного из родителей или иных законных представителей либо руководителя детского учреждения, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, письменное обязательство, в котором содержится изложение принятой вышеуказанными субъектами обязанности об обеспечении надлежащего поведения несовершеннолетних и их явки по вызовам в суд. Между тем такой порядок содержит ряд существенных недостатков:

1) из данного порядка не представляется возможным установить содержание постановления начальника органа внутренних дел или его заместителя, на основании которого инспектор по делам несовершеннолетних должен запросить указанное обязательство. Вместе с тем полагаем, что такое постановление должно содержать императивную норму о применении к несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, принудительных мер воспитательного воздействия и необходимости запроса от одного из родителей или иных законных представителей либо руководителя детского учреждения вышеназванного письменного обязательства;

2) отсутствует единообразие в употреблении наименований организаций, предназначенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С одной стороны, они именуются организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или иными организациями, а с другой стороны - детскими учреждениями, в то время как, исходя из положений гражданского законодательства, учреждения и органи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...