Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы и темы творческих работ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГЛЕБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

    УТВЕРЖДАЮ
    директор школы ______________О.В. Жукова
    «___»_____________2017 год

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету:

«Этика и психология семейной жизни»

На 2017 - 2018 учебный год

Класс

Педагог-психолог: Кобзева И.Н.

   
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО заместитель директора по ВР
Протокол от «___»_________2017 года ______________ Е.А. Павлючкова
№________ «______»______________2017 года
   

 

 

Год

Пояснительная записка

Рабочая программа основана на программе Т.В. Андреевой «Психология семьи».

В современном мире семья переживает острый кризис, вызванный утверждением индивидуализма в семейной жизни, активной пропагандой вседозволенности в отношении полов. При этом у подрастающего поколения изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи. Сложившаяся ситуация усугубляется низким уровнем педагогической культуры многих родителей, неумением серьезно заниматься воспитанием собственных детей. Именно дефицит любви и отсутствие знаний о воспитании и развитии ребенка приводят к негативным явлениям современной действительности, таким как падение уровня физического и психического здоровья детей, снижение духовно-нравственных ценностей, усложнение процесса адаптации в обществе.

Самоценность семьи проявляется в межличностных отношениях. Потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей не позволяют формированию адекватных внутрисемейных отношений. В этой связи важнейшими задачами психолого-педагогического сопровождения старшеклассников являются направленность воспитательного процесса на усвоение нравственных основ межличностных отношений, формирование навыков общения в социальном окружении, выработка умения разрешать и предупреждать конфликты.

Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода: рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Духовное и моральное здоровье семьи во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества. Именно семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.

Уроки семьи и семейных ценностей являются первым шагом, частью программы действий образовательного учреждения, направленной на возрождение воспитательного потенциала семьи. Роль семьи в жизни человека, права и ответственность ее членов друг перед другом, нравственные и правовые аспекты этих вопросов могут стать темами обсуждения на уроках и классных часах в школе.

Содержание данного курса включает в себя изучение семьи как нравственной основы современного человека, анализ кризисных явлений современной семейной жизни, формирование положительных отношений в семье, анализ психологических аспектов мужского и женского поведения, изучение психологии детско-родительских отношений, формирование личностных качеств, необходимых для семейной жизни.

Предлагаемый курс нацеливает на выработку потребности в создании семьи, развитие адекватных межличностных отношений, на духовно-нравственное воспитание и развитие. Содержание курса определяется системой знаний, умений и навыков теоретического и прикладного характера, формами и методами деятельности учителя и ученика, видами творческой и самостоятельной работы. Данный курс разработан как альтернативный источник знаний, позволяющий у обучающихся сформировать правильные социальные установки при выборе спутника и создании семьи.

Программа курса рассчитана на 34 часа в год.

Цели курса:

· расширить информационное поле обучающихся о семейно-брачных отношениях, возможных затруднениях и путях их преодоления;

· формировать уважительное отношение к семье и ее ценностям, будущему отцовству и материнству, подготовка их к сознательному созданию собственных семей.

 

Задачи курса:

· формировать теоретические знания о семье как социальном институте;знакомить с нравственными нормами брака в традиционной культуре;

· обучить нравственным основам взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;

· выработать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей;

· формировать знания об особенностях развития детей и основных проблемах их воспитания; об экономике и быте семьи;

· обучить умению разрешать и предупреждать конфликты, усвоение правил поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;

· выработать навыки взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

· развивать эмоционально-волевую сферу учащихся.

 

Реализация программы курса «Этика и психология семейной жизни» предполагает учет следующих принципов:

· гуманистического характера взаимодействия между педагогом и учащимися;

· использования методов проблемного обучения;

· соблюдения системы и последовательности в реализации предлагаемого материала;

· закрепления полученных знаний на практических занятиях.

 

Методы обучения:

· словесные (рассказ, объяснение, беседа);

· методы обучения на проблемной и диалоговой основе;

· наглядные (использование ММТ, демонстрация таблиц, схем, иллюстраций);

· практические (тренинги, дискуссия, игры, упражнения, использование кино- и видеоматериалов, ресурсов ИКТ и др.).

 

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).

 

Требования к уровню подготовки обучающихся. По окончании курса у обучающихся должны быть сформированы:

· представления о роли и значении брака и семьи для общества, об этических нормах взаимоотношений мужчин и женщин, о внутреннем укладе семьи;

· осознанное желание планировать семью;

· навыки взаимодействия в межличностных отношениях.

Обучающиеся должны уметь:

· находить, анализировать и пользоваться необходимой информацией из доступных источников;

· использовать механизмы внутригруппового регулирования конфликтных ситуаций.

 

Виды занятий:

· урок-лекция (преимущество этого урока заключается в том, что он отличается четкостью и логикой изложения);

· урок-беседа (преимущество заключается в наличии обратной связи, активности и доверительности учеников);

· урок-консультация (предполагается приглашение специалистов: врача, юриста, психолога);

· открытый урок (могут быть приглашены родители учеников). В этом случае корректируются отношения между родителями и детьми;

· практические занятия (проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов). Предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями, необходимыми для самосознания и саморазвития.

Планируемые результаты обучения учащихся:

· формирование понимания важности создания семьи, представлений о семейном счастье и условий для ее создания;

· знать основные родственные связи в семье, этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности членов семьи;

· выработка нравственной готовности к созданию семьи;

· развитие умения понимать состояние и проблемы другого человека, быть терпимым;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Критериями эффективности реализации учебным учреждением данного курса являются:

· формирование у учащихся теоретических знаний о семье как социальном институте;

· динамика основных показателей воспитания детей (личностная, социальная, психологическая культура);

· характер изменения социальной, социально-психологической, нравственной атмосферы в образовательном учреждении;

· динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей в образовательный и воспитательный процесс.

 

Формы и темы творческих работ

1. Мини-сочинения, рисунки, коллажи по темам: «Любовь моими глазами», «Мое представление о распределение ролей в семье», «Кто глава семьи», «О любви и ненависти».

2. Анализ афоризмов о любви, браке и семье.

3. Доклады по темам: «Внутренний уклад семьи», «Переходный возраст», «О мужественности и женственности».

4. Конспекты по темам «Планирование семьи», «Как создать счастливую семью», «Причины разрушения семьи», «Школьная любовь».

5. Презентаций по темам: «Общение в семье», «Формирование готовности к материнству», «Формирование готовности к отцовству», «Виды материнской и отцовской любви», «Пространственно-предметный мир семьи».

 

Контроль знаний

Отметочная система оценивания по результатам итоговых проектных работ по темам курса.

 

Календарно-тематическое планирование

 

    Тема урока Кол-во часов   Тип урока       Элементы содержания урока Дата по плану Дата по факту ИКТ, ЦОРы, оборудование, наглядность Дата Примечание
План Факт
       
  Введение в курс «Этика и психология семейной жизни»   Урок -беседа Ознакомление с целями и задачами курса 02.09          
Раздел I. Особенности межличностных отношений юношества
  Психология личности   урок-лекция, практические занятия Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность 09.09   демонстрационный материал      
  Психология межличностных отношений   урок-лекция, практические занятия Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения 16.09   демонстрационный материал      
  Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек   урок-лекция, практические занятия Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность и т. д. 23.09   Презентация по теме      
  Выбор идеала.   урок-лекция, практические занятия Гипотезы эталона выбора. Синдром одиночества. 30.09   Презентация по теме      
  Любовь.   урок-лекция, практические занятия Любовь и влечения. Стороны чувства любви. Социальный характер любви. Стадии любви. Юношеская любовь. 14.10 21.10   демонстрационный материал      
  Любовь как высшее человеческое чувство   урок-лекция, практические занятия Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность к любви. Способность к любви как выражение высшего уровня личностного развития. 09.11 16.11   Презентация по теме      
  О дружбе и товариществе   урок-лекция, практические занятия Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ - человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба как высшая степень товарищества. 02.12 09.12   Презентация по теме      
  Культура выстраивания отношений   урок-лекция, практические занятия Как правильно выстраивать отношения. Знакомство. Темы для общения. Совместные увлечения. 16.12 23.12 30.12   Презентация по теме      
Раздел 2. Личность и семья. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества
  Что такое семья   урок-лекция, практические занятия Истоки возникновения семьи. 13.01   демонстрационный материал      
  Семейные ценности   урок-лекция, практические занятия Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях 20.01   Презентация по теме      
  Роль семьи в воспитании личности   урок-лекция, практические занятия Формирование личности, раскрытие лучших ее способностей как важнейшие задачи семьи. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей. 27.01   Презентация по теме      
  Семья в различных культурах: христианстве, исламе и буддизме.   урок-лекция, практические занятия Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей. 03.02 10.02 17.02   демонстрационный материал      
  Семейные традиции   урок-лекция, практические занятия Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях 03.03   Презентация по теме      
  Нравственные нормы брака   урок-лекция, практические занятия Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание партнера по взаимной любви; супружеская верность, добрачные отношения между юношей и девушкой. 10.03   Раздаточный материал по теме      
 
  Что такое готовность к браку   урок-лекция, практические занятия Брачный возраст. Осознание молодыми людьми обязательств друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. 17.03   демонстрационный материал      
  Мотивы вступления в брак   урок-лекция, практические занятия Мотивы вступления в брак. 24.03   Презентация по теме      
  Здоровье супругов и будущего потомства   урок-лекция, практические занятия Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности. 31.03 07.04   Презентация по теме      
  Семья и ее функции   урок-лекция, практические занятия Основная функция семьи - продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. 21.04     демонстрационный материал      
  Особенности молодой семьи   урок-лекция, практические занятия Супружество и его ответственность за духовно-нравственное состояние членов семьи. Жена - незаменимый помощник мужа, отца. Душевная роль жены на семейном совете. 28.04   Презентация по теме      
  Совместимость и удовлетворенность супругами браком   урок-лекция, практические занятия Что такое совместимость. Удовлетворенность супругами отношениями в браке 05.05   Презентация по теме      
  Сущность брака и семьи: вчера и сегодня     урок-лекция, практические занятия Расширение представлений об институте семьи и брака; развитие рефлексии собственного отношения к семье; формирование ценностей толерантной личности.   12.05   Презентация по теме      
  Что такое конфликты   урок-лекция, практические занятия Расширение представлений о понятии конфликта, их видов 19.05   демонстрационный материал      
  Профилактика семейных конфликтов   урок-лекция, практические занятия Расширение знаний о природе семейных конфликтов     Презентация по теме      
  Правовые основы семьи   урок-лекция, практические занятия Семья и закон. Рассмотрение правовых отношений супругов. 26.05   Презентация по теме      
  1. итого                  

 

 

Список литературы

1. Андреева Т. В. Психология семьи. – СПб.: Речь, 2007. – 384 с

2. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 304 с.

3. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. - М.: Класс, 1995.

4. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд — М,: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с.

5. Сатир В. Вы и ваша семья. - М.: Апрель-ПРЕСС, 2000. - 320 с.

6. Таннен Д. Общаться с родными. Как / Дебора Таннен; пер. с англ. Т. Новиковой. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

7. Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.

8. Хеллингер Б. Порядки любви. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 400 с.

9. Хоментаускас Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989.

10. Шутценбергер А. Синдром предков. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.

11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4 изд.- СПб.: Питер, 2008. – 672 с.: ил.- (Серия»Мастера психологии»)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...