Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средствами игрушек традиционного характера

Юлия Акимова

РАЗВИТИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ИГРЫ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

СРЕДСТВАМИ ИГРУШЕК ТРАДИЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

 

Самодеятельная игра как ведущий вид деятельности ребенка-до-школьника находится сегодня в состоянии кризиса, что вызывает тревогу многих специалистов: педагогов, психологов, нейрофизиологов. Противопоставляя игре целенаправленное обучение, овладение полезными навыками, происходит подмена самодеятельной игры педагогической методами: «игровая форма», «игровые средства», «игровые занятия», «игровые технологии» и др.
Ключевые слова: игра, игрушки, проект «Родная игрушка».

Игровая деятельность дидактического характера всегда присутствовала и будет присутствовать в дошкольном образовании, но нельзя забывать, что обучающая игра не содержит в себе главных, специфических функций самодеятельной игры. Игра - это не просто форма жизни ребенка, ей принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии человека, формировании его специфических способностей. Каковы же главные признаки игры как ведущей деятельности?

Лев Семенович Выготский в качестве главной характеристики игры, определяющей ее отличие от любой другой деятельности, определил наличие мнимой ситуации: «Ребенок в игре начинает действовать не от вещи, а от мысли, не в реальной, а в мыслимой, воображаемой ситуации». В игре с мнимой ситуацией, по мнению Л.С. Выготского, развиваются главные новообразования дошкольного возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и др. Становление этих качеств способствует формированию сознания и внутреннего плана действия как наиболее специфических характеристик личности.

Кроме того, Л.С. Выготский называл игру «величайшей школой социального опыта», акцентируя внимание на том, что в задачи воспитания входит скорее не выработка определенного количества социальных навыков и умений, а формирование творческих способностей к быстрой и умелой социальной ориентировке. «Бросая ребенка в новые ситуации, подчиняя его новым условиям, игра заставляет ребенка бесконечно разнообразить социальную координацию движений и учит такой гибкости, эластичности и творческим умениям, как ни одна другая область воспитания» [3].

Игра, по мнению Л.С. Выготского, оказывает непосредственное влияние на развитие мышления ребенка. Он считает, что всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение. Как только среда представляет неожиданные и новые комбинации, требующие от поведения человека новых реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление. Именно в игре, считает Выготский, и происходит столкновение элементов среды. Таким образом, игра «первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребенка» [2].

Л.С. Выготский не обходит вниманием игру, говоря и об эмоциональном развитии ребенка. Он считает игру лучшей формой организации эмоционального поведения. «Игра ребенка всегда эмоциональна, она будит в нем сильные и яркие чувства, но она же учит ребенка не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и с ее конечной целью» [3].

Ученик и последователь Л.С. Выготского Д.Б. Эльконин основными признаками игры как ведущей деятельности считал роль и воображаемую ситуацию: «Только тогда, когда в игре детей возникает воображаемая ситуация и роль, она приобретает для них новый смысл и становится той длительной эмоциональной игрой, которая обычно и наблюдается у детей этого1 возраста» [5]. Важно, что мотивом игры Д.Б. Эльконин определяет удовольствие, получаемое от самого процесса.

Мнимая или воображаемая ситуация, роли; эмоциональность, социальность, творческий характер - все это главные признаки игры как ведущей деятельности, по мнению величайших ученых прошлого тысячелетия. На их теории игры опирается большинство современных педагогических и психологических теорий и практик.

О роли игры говорится сегодня в различных законодательных документах. Например, статья 31 Конвенции о правах ребенка гласит: «Каждый ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают».

Международная ассоциация игры (IPA), опираясь на данную статью Концепции о правах ребенка, развернула общественное движение в защиту детской игры, обеспечения права ребенка на игру. Члены IPA считают, что статья 31 Конвенции нарушается значительно чаще других прав. Главная причина ее игнорирования заключается в том, что право на игру не признается, не осознается и не понимается ни родителями, ни властями, ни специалистами.

В интерпретации членов IPA главные признаки игры заключаются в следующем:

• Игра - это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или прерывать ее. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей.

• Игра должна приносить эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является процесс деятельности, а не ее результат.

• Игра - это всегда спонтанность, непредсказуемость, активное опробование себя и предмета игры. Она не должна подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз. Даже если это игра по правилам, выигрыш заранее не определен и элемент случайности неизбежен.

Еще один важный документ, непосредственно касающийся детской игры, - ФГТ. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в отношении игры написано следующее: «...основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра». Но игра как форма и игра как деятельность - это две диаметрально противоположные игры.

Игра как форма организации работы с детьми возникает всегда по инициативе взрослого, преследующего воспитательные, обучающие цели. Такая игра носит дидактический характер, ребенок часто становится объектом образовательного процесса. Свободная активность, спонтанность, непредсказуемость, импровизация, эмоциональный подъем в такой игре - явления редкие, а скорее всего, полностью отсутствующие.

Игра как ведущая деятельность, возникает всегда по инициативе детей. В ней все: замысел, правила, содержание - принадлежит детям. В такой игре ребенок создает, «творит» свой мир в соответствии со своими желаниями и идеями. Роль взрослого - создание условия для возникновения такой игры, вдохновение детей на самостоятельную игровую деятельность.

Вмешательство взрослого в детскую игру, отражение в ней «нужного» содержания превращает игру в занятие. Дети, постоянно ведомые взрослыми, не проявляют инициативу, а значит, и не видят ее результатов; они не умеют придумывать игры, а значит, не чувствуют своей самостоятельности и независимости. «Недоигравший ребенок» не хочет учиться, он отличается инфантильностью и безответственностью.

Сегодня необходимо четко различать игру как форму педагогического процесса и как деятельность. Еще в конце прошлого столетия С.Л. Новоселова предложила классификацию игр, основанием которой служила инициатива в игре. В рамках этой классификации впервые были четко разведены игры, составляющие ведущую деятельность дошкольника и обеспечивающие его возрастное развитие, и игры, несущие специализированную обучающую функцию или приобщающие ребенка к определенным культурным эталонам. Было выделено три основных класса игр:

• 1-й класс составили игры, возникающие по инициативе самих детей, т.е. самодеятельные. В них дети сами задают цель игры, выбирают средства и способы ее осуществления, сами создают игровые проблемные ситуации и находят решения доступными им игровыми способами;

• 2-й класс игр отличается тем, что инициатива в них принадлежит взрослому. Именно он задает цели игры, определяет способы и средства ее реализации, даже если лично в игре и не участвует. К играм этого класса обращаются чаще всего в обучающих и воспитательно-образовательных целях;

• 3-й класс игр определяется исторической инициативой этноса, в глубинах которого они возникают. Это так называемые традиционные или народные игры [6].

Именно в играх 1-го класса формируются основные возрастные новообразования. Однако важно понимать, что для появления и успешного развития самодеятельной игры игровой опыт ребенка обязательно должен включать игры 2-го и 3-го классов, возникающие по инициативе взрослого. Таким образом, мы снова возвращаемся к наиважнейшей роли взрослого в деле развития самодеятельной игры как ведущей деятельности ребенка-дошкольника.

Первыми педагогами детей дошкольного возраста, ответственными за их воспитание, охрану и укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей ФГТ, определили родителей (законных представителей ребенка). Значит, основной груз ответственности за развитие и поддержание ведущей деятельности собственного ребенка лежит на плечах родителей. Но что знают современные родители об игре? Какие средства используют они для организации игровой деятельности своего ребенка?

В целях выявления представлений родителей о роли игры и игрушки в жизни современного ребенка было проведено исследование, основанное на анкетировании и последующем обсуждении анкетных данных. Результаты данного исследования показали, что большинство родителей не уделяют должного внимания выбору игрушек, организации игровой среды, развитию самостоятельной игровой деятельности собственного ребенка. В приоритете - раннее обучение счету и чтению на основе дидактических настольных и компьютерных игр; сюжетно-ролевые игрушки и мультфильмы импортного происхождения.
В свой книге «Психология игры» Д.Б. Эльконин говорил: «Игра в развернутой форме ролевой игры продолжает жить в детстве, представляя собой одну из основных форм жизни современного ребенка» [5]. А какая игра сегодня представляет основную форму жизни современного ребенка?

К сожалению, игра сегодняшних детей отличается простейшими манипуляциями, бессмысленной беготней, возней. Сюжеты современных игр дети черпают не из наблюдений за жизнью взрослых, а с экранов телевизоров и мониторов компьютеров, что приводит к обеднению, примитивизации игры. Уровень развития игры (по Д.Б. Эльконину) современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.

Один из основных вопросов исследования касался интерпретации понятия «развивающая игрушка», ставшая сегодня некой приметой времени. К числу развивающих игрушек родители отнесли конструктор (в основном ЛЕГО), игры-вкладыши, сортировщик, кубики, головоломки, пазлы, пирамидки и др. Основными признаками развивающих игрушек являются, по мнению родителей, их направленность на развитие логики, мышления, внимания, речи. Такие игрушки должны быть интересными, увлекательными, безопасными, иметь много деталей, звук. Что же действительно способствует преобладанию подобных игрушек в игровых наших детей?

Педагогическая деятельность, не учитывающая психофизиологических особенностей познавательной сферы детей, а также возрастных этапов развития головного мозга, может привести к эмоциональному, информационному, сенсомоторному, нейровегетативному и психогенному стрессу, истощающему иммунную систему.

Основываясь на бесспорных научных фактах развития головного мозга, определим, на что же должны в первую очередь обращать свое внимание родители и педагоги? Прежде всего, на то, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития правого, эмоционального, полушария. Его еще называют гуманитарным, образным, творческим.

Нормальное протекание развития правого полушария головного мозга ведет к полноценному развитию межполушарного взаимодействия в дошкольном возрасте (до семи лет), что является наиважнейшим фактором успешного обучения и развития ребенка в школьном возрасте. Нагрузка в дошкольном возрасте на левое полушарие может привести к нарушению скоординированности межполушарного взаимодействия и соответственно скоординированной работы обоих полушарий.

Произвольное обучение знакам до пяти лет, преобладание в игровой ребенка дидактических игр с низким эмоциональным потенциалом, дефицит общения со сверстниками и взрослыми - основные психологопедагогические причины нарушения этапов развития головного мозга.

Все, что так необходимо для нормального развития правого полушария: эмоции, чувства, образы, творчество, общение - всем этим богата самодеятельная, сюжетно-ролевая игра - основной источник радости и развития ребенка-дошкольника. Ребенку, не прошедшему школу игры в детстве, во взрослой жизни будет трудно социализироваться, адаптироваться к постоянно меняющемуся миру человеческих отношений. Низкие творческие способности, бедная эмоциональная сфера станут препятствием на пути достижения успеха во всех сферах жизни: семейной, профессиональной, культурной. Отсутствие зачатков игры станет препятствием на пути раскрытия его потенциала, реализации способностей. По выражению Владимира Петровича Зинченко, «игровая дистрофия остается на всю жизнь».

Интересен тот факт, что признаками, которыми должны обладать игрушки, способствующие организации самодеятельных, сюжетно-ролевых игр, обладают традиционные игрушки. Это отразили родители в своих анкетах. Вот основные характеристики этих игрушек: вызывают теплые эмоции, нежные чувства; понятные и простые, развивают творчество, социальная и т.д. К традиционным игрушкам родители отнесли куклу, матрешку, плюшевого мишку, пирамидку, неваляшку, лошадку и др.

В 2010 г. педагогами дошкольного образования (Ю.А. Акимовой, И.И. Самковой) совместно с компанией ЗАО «Элти-Кудиц» был инициирован проект «Родная игрушка». Целью этого проекта стало не просто сохранение культурного наследия путем создания игрушек традиционного характера, но и развитие самодеятельной сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.

Как же это происходит на практике? Игровые комплекты линии «Родная игрушка» используются, прежде всего, на организованных по инициативе взрослого занятиях (в ДОУ и дома). В этих целях к игровым комплектам нами разработаны варианты игр дидактического характера. По окончании занятия очень важно оставить игрушки детям в свободное пользование. На занятии вы как бы «запускаете» игру, а дальше она разворачивается детьми самостоятельно.

Интерес к игрушкам, после того как дети поиграли вместе со взрослым, не угасает, а, напротив, только разгорается. Взрослый, раскрывая перед детьми потенциал игрушек, создает условия для развития сюжетно-ролевой игры, вдохновляет детей на самостоятельную игровую деятельность.

Для того чтобы игрушка способствовала созданию разнообразных сюжетов, в ней должна быть гибкость и простота. Все это есть в игрушках традиционного характера. Эти игрушки хранят в себе не только традиции старинного ремесла, но и семейные традиции, общечеловеческие ценности. В них - тайна замысла, простор для развития воображения, фантазии.

Обратимся за примером к самому популярному комплекту линии «Родная игрушка» - «Жили-были, поживали...». Изба с утварью создана специально для семьи кукол. Его основа - семейные традиции, культурно-историческое наследие. В этом особая ценность комплекта.

 

Изба


 

Семья


------


Куклы комплекта могут быть разными, открывая перед детьми пространство для развития воображения, фантазии. С ними интересно организовывать игры на тему отношений между детьми и родителями. Проигрывая ситуацию, погружаясь в мир человеческих отношений, ребенок открывает для себя способы решения собственных жизненных ситуаций, пути выхода из различного рода затруднений. То, что по окончании занятия игра всегда продолжается, факт, подтвердившийся на практике не один раз.

Большим воспитательным и развивающим потенциалом обладает игровой комплект для детей от трех лет «Потешки». Его основа -образные игрушки, близкие и понятные каждому ребенку. Каждая игрушка комплекта самоценна. Его уникальность заключается в возможности комбинировать игрушки, значительно расширяя сюжетную линию игр, обогащая их содержание.

Неменьшим развивающим потенциалом обладает игровой комплект «Туески с затеями». В старинных туесках хранятся затеи, важные для развития современного ребенка: вкладыши, сортировщик, шнуровка,

Радужный

волчок

Туесок с затеями

чудесный мешочек и др. Особое значение комплект приобретает в коллективной игре. Смешивая компоты, собирая фруктово-ягодные гирлянды, дети обмениваются друг с другом фруктами. Таким образом, малыши учатся договариваться, общаться, взаимодействовать.

Еще одна игрушка, созданная специально для коллективной игры, направленной на развитие межличностных отношений, - это забавы для рисования: «Радужный волчок» и «Лоскутная каруселька». Управляя игрушкой с помощью шнурочков, можно нарисовать картинки, которые

 

Забавы

поднимут настроение всем играющим. Результат будет зависеть от умения играющих общаться, договариваться. Кроме того, несколько вариантов сборки игрушки позволяют создавать игры, различные по сложности и содержанию: качающаяся пирамидка, волчок-балансир, кару-селька-балансир.

Таким образом, использование игровых комплектов линии «Родная

игрушка» позволяет организовать игры трех классов (по классификации С.Л. Новоселовой): игры, организованные по инициативе взрослого; самодеятельные игры (по инициативе детей); игры, основанные на истории, традициях народа.

В заключение важно сказать о значении традиционной игрушки:

• для общества - это «зеркало культуры»;

• для взрослого - важнейшая составная часть образовательной среды; посредник общения; орудие воспитания, обучения, развития; средство развлечения;

• для ребенка - источник радости, предмет для творчества.

Список литературы

Авдулова Т.П. Психология игры. Современный подход. М.: Изд. центр «Академия», 2009.

Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл: Экс-мо, 2004.

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: АСТ: Астрель, 2010.

Сиротюк А.Л. // Управление ДОУ. 2002. №5.

Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 1999

Трифонова Е.В. К вопросу об определении игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. // Современный детский сад. 2011. № 2. С. 2-7.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...