Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советы и учредительное собрание




Учредительное собрание — представительный орган в России, избранный в ноябре 1917 года и созванный в январе 1918 года для принятия конституции. Национализировало помещичью землю, призвало к заключению мирного договора, провозгласило Россию демократической республикой, тем самым ликвидировав монархию. Отказалось рассматривать Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая наделяла советы рабочих и крестьянских депутатов государственной властью. Распущено Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом советов рабочих и крестьянских депутатов, роспуск подтверждён III Всероссийским Съездом Советов рабочих и крестьянских депутатов.

Созыв Учредительного собрания в качестве органа верховной демократической власти был требованием всех социалистических партий в дореволюционной России — от народных социалистов до большевиков. Выборы в Учредительное собрание состоялись в конце 1917 г. Подавляющая часть избирателей, участвовавших в выборах, около 90%, проголосовали за социалистические партии, социалисты составляли 90% всех депутатов (большевики получили только 24% голосов). Но большевики пришли к власти под лозунгом «Вся власть Советам!» Свое единовластие, полученное на Втором Всероссийском съезде Советов, они могли сохранить только опираясь на Советы, противопоставляя их Учредительному собранию. На Втором съезде Советов большевики пообещали созвать Учредительное собрание и признать его властью, от которой «зависит решение всех основных вопросов», но это обещание не собирались выполнять. 3 декабря на съезде Советов крестьянских депутатов Ленин, несмотря на протест ряда делегатов, заявил: «Советы выше всяких парламентов, всяких Учредительных собраний. Партия большевиков всегда говорила, что высший орган — Советы». Большевики считали Учредительное собрание главным своим соперником в борьбе за власть. Сразу после выборов Ленин предупредил, что Учредительное собрание «обречет себя на политическую смерть», если выступит против Советской власти.

Ленин использовал ожесточенную борьбу внутри партии эсеров и заключил политический блок с левыми эсерами. Несмотря на расхождения с ними по вопросам многопартийности и диктатуры пролетариата, сепаратного мира, свободы печати большевики получили необходимую им поддержку, чтобы удержаться у власти. ЦК эсеров, уверовав в безусловный престиж и неуязвимость Учредительного собрания, не предпринял реальных шагов для его защиты.

23 ноября 1917 года большевики под руководством Сталина и Петровского занимают уже выполнившую свою работу Комиссию по выборам в Учредительное собрание, назначив в ней новым комиссаром Урицкого М. С. 26 ноября Предсовнаркома Ленин подписывает декрет «К открытию Учредительного собрания», потребовавший для его открытия кворума в 400 человек, причём открывать Собрание должно было, согласно декрету, лицо, уполномоченное Совнаркомом, то есть большевик. Таким образом, большевикам удалось отсрочить открытие Собрания до момента, когда в Петрограде соберутся его 400 делегатов.

28 ноября в Петрограде собираются 60 делегатов, в основном — правых эсеров, которые пытаются начать работу Собрания. В тот же день Предсовнаркома Ленин объявляет вне закона партию кадетов, выпустив декрет «Об аресте вождей гражданской войны против революции». Сталин комментирует это решение словами: «мы определенно должны добить кадетов, или они нас добьют». Левые эсеры, в целом приветствуя этот шаг, выражают недовольство тем, что подобное решение было принято большевиками без согласования со своими союзниками. Резко против выступает левый эсер Штейнберг И. З., который, назвав кадетов «контрреволюционерами», выступил при этом против ареста в данном случае целой партии поголовно. Закрывается кадетская газета «Речь», которая через две недели вновь открывается под названием «Наш век».

29 ноября большевистский Совнарком запрещает «частные совещания» делегатов Учредительного Собрания. Тогда же правые эсеры формируют «Союз защиты Учредительного собрания».

В целом внутрипартийная дискуссия заканчивается победой Ленина. 11 декабря он добивается переизбрания бюро большевистской фракции в Учредительном Собрании, часть членов которого высказалась против разгона. 12 декабря 1917 Ленин составляет «Тезисы об Учредительном собрании», в которых заявляет, что «…Всякая попытка, прямая или косвенная, рассматривать вопрос об Учредительном собрании с формальной юридической стороны, в рамках обычной буржуазной демократии, вне учета классовой борьбы и гражданской войны является изменой делу пролетариата и переходом на точку зрения буржуазии», а лозунг «Вся власть Учредительному собранию» был объявлен лозунгом «калединцев». 22 декабря Зиновьев заявляет, что под этим лозунгом «кроется лозунг 'Долой Советы'».

20 декабря Совнарком принимает решение открыть работу Собрания 5 января. 22 декабря постановление Совнаркома утверждается ВЦИК. В противовес Учредительному собранию большевики и левые эсеры готовятся созвать III Всероссийский Съезд Советов в январе 1918 года. 23 декабря в Петрограде вводится военное положение.

Почти одновременно с возникновением Временного правительства, даже несколько раньше, складывается другая, принципиально отличная система органов власти. 27 февраля 1917 г., когда депутаты распущенной царем Думы размышляли над тем, что им делать, в том же Таврическом дворце, только в другом его крыле, начали собираться депутаты Петроградского Совета. Если Временное правительство стремилось обеспечить юридическую преемственность с царизмом, советы 1917 г. возродили ту идею, которая возникла в массах еще в 1905 г.

Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов стал первым органом революционной власти. Но вслед за ним, и очень скоро, по всей стране создаются Советы рабочих, солдатских, крестьянских и разных других депутатов. Первоначально Петроградский Совет выполнял функции руководителя советской системы. Однако скоро эта система стала упорядочиваться. Советы возникали в отдельных населенных пунктах, гарнизонах, воинских частях, в том числе и на фронте, хотя носили порой разные наименования. Вскоре возникла известная тенденция к их объединению, консолидации, созданию именно системы органов. Так, например, сельские советы одной волости решали созвать свой волостной съезд. Советы нескольких волостей, в свою очередь, собирались на уездные съезды советов, а уездные — на губернский. В конце концов были созваны всероссийские съезды советов.

В отличие от советов 1905 г. новые советы сразу стали создаваться как объединенные: если раньше существовали отдельно советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов, то новый Петроградский Совет сразу объединил рабочих и солдат. Другие советы последовали его примеру. Полного объединения всех родов советов, правда, не произошло, но скоро сложились две основные системы: советы рабочих и солдатских депутатов и крестьянские советы. Конечно, строгого разграничения между этими системами не было, но тем не менее во всероссийском масштабе сложились руководящие органы именно по названным объединениям. В мае 1917 г. был созван Всероссийский съезд крестьянских советов, а в июне — советов рабочих и солдатских депутатов.

Советы создавали свои исполнительные органы — исполнительные комитеты. Это касалось и съездов советов. Поскольку съезды советов — волостные, уездные, губернские — позаседав, распускали своих депутатов по домам, то возникла потребность в постоянно действующем органе, который исполнял бы их решения. Так возникли уездные, губернские и иные исполнительные комитеты советов. Во главе обеих систем стали соответственно Центральный Исполнительный Комитет крестьянских Советов и ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, избранные названными съездами.

Все советские органы были выборными. Выборы проходили в порядке, который подсказывало народное творчество, то есть первоначально без каких-то особых правил. Постепенно жизнь вырабатывала такие правила, которые потом сложились в более или менее упорядоченное избирательное право.

Первые советы рабочих депутатов обычно избирались по предприятиям, на собраниях трудовых коллективов, в которых иногда участвовали, а иногда и не участвовали служащие. Солдатские комитеты избирались по воинским подразделениям и частям, крестьянские советы — на сельских сходах. Таким образом складывалась избирательная система, при которой избирали и избирались все трудящиеся, но в выборах не участвовала буржуазия (кроме сельских Советов, в выборах которых участвовали все крестьяне, в том числе и зажиточные). Мы видим, что новое избирательное право формировалось как классовое, а не общенародное. Трудящиеся в рамках своего класса обладали всеобщим избирательным правом, независимо от пола, национальности, вероисповедания и всех других цензов, кроме, пожалуй, возрастного, который был достаточно зыбким.

Советы, рожденные революцией, сразу стали органами власти. При этом сложилась своеобразная ситуация, когда Временному правительству принадлежала номинальная власть, а Советам — фактическая. Сложилось известное двоевластие.

4)Государственное строительство в первой половине 1918г. («Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»)

В конце 1917 г. – начале 1918 г. региональные политические группировки начали декларировать государственную независимость. Возникли республики Армения, Азербайджан, Грузия, Эстония, Латвия, Литва, Украина, Белоруссия, Башкирская автономия и др. Смена власти в октябре 1917 г. еще больше способствовала сепаратизму.

Основы национально-государственной политики Советского государства были сформированы в Декларации прав народов России от 2 ноября 1917 г. Основные принципы советской национальной политики были следующие:

  1. Равенство и суверенность народов России.
  2. Право народов на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
  3. Отмена всех национальных и религиозных привилегий и ограничений.
  4. Свободное развитие национальных меньшинств.

Правом отделения воспользовалась, прежде всего, Финляндия. В декабре 1917 г. Советское государство признало ее независимость. Советское правительство признало и состоявшееся при Временном правительстве отделение Польши. Учреждение РСФСР было провозглашено 25 октября 1917 г., но при этом понятие «федеративная республика» не было разъяснено. В Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа уже дано определеннее: «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик».

Впервые вопрос о федерации советских республик был поставлен на IIIсъезде Советов. Съезд решил дать каждой нации право на своих полномочных съездах рассмотреть вопрос о возможности участия в новой федерации.IIIсъезд Советов принял постановление «О федеральных учреждениях Российской Федерации», в котором закреплялась система органов федеральной власти: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК.

Строительство советской федерации шло путем создания автономных единиц внутри РСФСР. Формой автономии в то время была республика. В первой половине 1918 г. были созданы Туркестанская, Таврическая, Донская, Кубано-Черноморская, Терская республики. Возникли они в рамках прежних административно-территориальных единиц. Четкого правового статуса этих республик не было. Большая часть из них перестала существовать в результате захвата территорий интервентами и белогвардейцами. После освобождения они не восстанавливались. Позднее, уже после гражданской войны, все республики создавались по национально-территориальному принципу, т.е. каждый член федерации имел определенную территорию, компактно населенную той или иной национальностью.

Для проведения национальной политики был создан народный комиссариат по делам национальностей (его возглавлял И.В. Сталин). Наркомат по делам национальностей испытывал сильное давление и справа, и слева. Справа требовали расширения прав автономий, а старые большевики обвиняли наркомнац в том, что он «создает национальности» и разжигает национальные чувства, которых объективно нет. Вообще надо отметить, что дискуссии по национально-государственному строительству велись интенсивно, накал страстей был очень велик. Левые эсеры (а также видный работник наркомата юстиции М. Рейснер) предлагали ввести административно-территориальный принцип государственного устройства. Национально-государственное разделение они считали буржуазным пережитком. Субъектами федерации должны были стать общины-коммуны, объединенные в областные федеративные республики. Эти субъекты федерации должны были иметь самые широкие права по управлению своей территорией, т.е. такой вариант означал децентрализацию государственного управления, с чем не согласны были большевики. Большевики стояли за более крепкую государственность, они в этом споре победили.

Итак, сделаем вывод: Российская империя начала распадаться еще до октября 1917 г. Смена власти в октябре 1917 г. еще больше способствовала сепаратизму. В первой половине 1918 г. автономные единицы внутри РСФСР возникли по административно-территориальному принципу, позже субъекты федерации создавались по национально-территориальному принципу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...