Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

1. Как автор опре­де­ля­ет сущ­ность науки? Най­ди­те и вы­пи­ши­те из тек­ста любые два опре­де­ле­ния по­ня­тия наука. Сфор­му­ли­руй­те соб­ствен­ное опре­де­ле­ние этого по­ня­тия, опи­ра­ю­ще­е­ся на зна­ние курса.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Наука и на­уч­ное по­зна­ние.

<...> Наука — это ис­то­ри­че­ски сло­жив­ша­я­ся форма че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, на­прав­лен­ная на по­зна­ние и пре­об­ра­зо­ва­ние объ­ек­тив­ной дей­стви­тель­но­сти, такое ду­хов­ное про­из­вод­ство, ко­то­рое имеет своим ре­зуль­та­том це­ле­на­прав­лен­но ото­бран­ные и си­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ные факты, ло­ги­че­ски вы­ве­рен­ные ги­по­те­зы, обоб­ща­ю­щие тео­рии, фун­да­мен­таль­ные и част­ные за­ко­ны, а также ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния.

Наука — это од­но­вре­мен­но и си­сте­ма зна­ний, и их ду­хов­ное про­из­вод­ство, и прак­ти­че­ская де­я­тель­ность на их ос­но­ве.

Для вся­ко­го на­уч­но­го по­зна­ния су­ще­ствен­но на­ли­чие того, что ис­сле­ду­ет­ся, и то, как оно ис­сле­ду­ет­ся. Ответ на во­прос о том, что ис­сле­ду­ет­ся, рас­кры­ва­ет при­ро­ду пред­ме­та науки, а ответ на во­прос о том, как осу­ществ­ля­ет­ся ис­сле­до­ва­ние, рас­кры­ва­ет метод ис­сле­до­ва­ния.

Ка­че­ствен­ное мно­го­об­ра­зие дей­стви­тель­но­сти и об­ще­ствен­ной прак­ти­ки опре­де­ли­ло мно­го­пла­но­вый ха­рак­тер че­ло­ве­че­ско­го мыш­ле­ния, раз­ные об­ла­сти на­уч­но­го зна­ния. Со­вре­мен­ная наука — чрез­вы­чай­но раз­ветв­лен­ная со­во­куп­ность от­дель­ных на­уч­ных от­рас­лей. Пред­ме­том науки яв­ля­ет­ся не толь­ко вне­по­лож­ный че­ло­ве­ку мир, раз­лич­ные формы и виды дви­же­ния су­ще­го, но и их от­ра­же­ние в со­зна­нии, т.е. сам че­ло­век. По сво­е­му пред­ме­ту науки де­лят­ся на есте­ствен­но-тех­ни­че­ские, изу­ча­ю­щие за­ко­ны при­ро­ды и спо­со­бы ее осво­е­ния и пре­об­ра­зо­ва­ния, и об­ще­ствен­ные, изу­ча­ю­щие раз­лич­ные об­ще­ствен­ные яв­ле­ния и за­ко­ны их раз­ви­тия, а также са­мо­го че­ло­ве­ка как су­ще­ства со­ци­аль­но­го (гу­ма­ни­тар­ный цикл). Среди об­ще­ствен­ных наук осо­бое место за­ни­ма­ет ком­плекс фи­ло­соф­ских дис­ци­плин, изу­ча­ю­щих наи­бо­лее общие за­ко­ны раз­ви­тия и при­ро­ды, и об­ще­ства, и мыш­ле­ния.

Пред­мет науки вли­я­ет на ее ме­то­ды, т.е. при­е­мы, спо­со­бы ис­сле­до­ва­ния объ­ек­та. Так, в есте­ствен­ных на­у­ках одним из глав­ных при­е­мов ис­сле­до­ва­ния яв­ля­ет­ся экс­пе­ри­мент, а в об­ще­ствен­ных на­у­ках — ста­ти­сти­ка. Вме­сте с тем гра­ни­цы между на­у­ка­ми в до­ста­точ­ной сте­пе­ни услов­ны. Для со­вре­мен­но­го этапа раз­ви­тия на­уч­но­го по­зна­ния ха­рак­тер­но не толь­ко по­яв­ле­ние смеж­ных по пред­ме­ту дис­ци­плин (на­при­мер, био­фи­зи­ка), но и вза­им­ное обо­га­ще­ние на­уч­ных ме­то­до­ло­гий. Об­ще­на­уч­ны­ми ло­ги­че­ски­ми при­е­ма­ми яв­ля­ют­ся ин­дук­ция, де­дук­ция, ана­лиз, син­тез, а также си­стем­ный и ве­ро­ят­ност­ный под­хо­ды и мно­гое дру­гое. В каж­дой науке раз­ли­ча­ют­ся эм­пи­ри­че­ский уро­вень, т.е. на­коп­лен­ный фак­ти­че­ский ма­те­ри­ал — итоги на­блю­де­ний и экс­пе­ри­мен­тов, и тео­ре­ти­че­ский уро­вень, т.е. обоб­ще­ние эм­пи­ри­че­ско­го ма­те­ри­а­ла, вы­ра­жен­ное в со­от­вет­ству­ю­щих тео­ри­ях, за­ко­нах и прин­ци­пах; ос­но­ван­ные на фак­тах на­уч­ные пред­по­ло­же­ния, ги­по­те­зы, нуж­да­ю­щи­е­ся в даль­ней­шей про­вер­ке опы­том. Тео­ре­ти­че­ские уров­ни от­дель­ных наук смы­ка­ют­ся в об­ще­тео­ре­ти­че­ском, фи­ло­соф­ском объ­яс­не­нии от­кры­тых прин­ци­пов и за­ко­нов, в фор­ми­ро­ва­нии ми­ро­воз­зрен­че­ских и ме­то­до­ло­ги­че­ских сто­рон на­уч­но­го по­зна­ния в целом <...>

(Спир­кин А.Г.)

2. Как автор опре­де­ля­ет пред­мет и метод науки? При­ве­ди­те ав­тор­ские ха­рак­те­ри­сти­ки пред­ме­та и ме­то­да. Опи­ра­ясь на текст и зна­ние курса, при­ве­ди­те клас­си­фи­ка­цию наук в за­ви­си­мо­сти от пред­ме­та ис­сле­до­ва­ния. При­ве­ди­те при­мер любой кон­крет­ной науки и изу­ча­е­мо­го ею пред­ме­та. (Сна­ча­ла на­зо­ви­те науку, а затем изу­ча­е­мый ею пред­мет).

3. Автор пишет: «В каж­дой науке раз­ли­ча­ют­ся эм­пи­ри­че­ский уро­вень, т.е. на­коп­лен­ный фак­ти­че­ский ма­те­ри­ал - итоги на­блю­де­ний и экс­пе­ри­мен­тов, и тео­ре­ти­че­ский уро­вень, т.е. обоб­ще­ние эм­пи­ри­че­ско­го ма­те­ри­а­ла, вы­ра­жен­ное в со­от­вет­ству­ю­щих тео­ри­ях, за­ко­нах и прин­ци­пах; ос­но­ван­ные на фак­тах на­уч­ные пред­по­ло­же­ния, ги­по­те­зы, нуж­да­ю­щи­е­ся в даль­ней­шей про­вер­ке опы­том».

Опи­ра­ясь на зна­ние курса, при­ве­ди­те по два при­ме­ра зна­ния, по­лу­чен­но­го путем эм­пи­ри­че­ских и тео­ре­ти­че­ских ис­сле­до­ва­ний

 

4. Автор пишет об ин­те­гра­ции на­уч­но­го зна­ния, сбли­же­нии между собою ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния в раз­ных об­ла­стях зна­ния, под­чер­ки­вая, что «тео­ре­ти­че­ские уров­ни от­дель­ных наук смы­ка­ют­ся в об­ще­тео­ре­ти­че­ском, фи­ло­соф­ском объ­яс­не­нии от­кры­тых прин­ци­пов и за­ко­нов, в фор­ми­ро­ва­нии ми­ро­воз­зрен­че­ских и ме­то­до­ло­ги­че­ских сто­рон на­уч­но­го по­зна­ния в целом». Толь­ко ли ин­те­гра­ция ха­рак­тер­на для со­вре­мен­ной науки?

Сфор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния и при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в ее обос­но­ва­ние

 

5. Какая функ­ция про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния на­зва­на ав­то­ром? Что яв­ля­ет­ся эко­но­ми­че­ским сти­му­лом для ин­ве­сти­ций в про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние? Какие спе­ци­фи­че­ские рас­хо­ды на при­об­ре­те­ние об­ра­зо­ва­ния не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать при опре­де­ле­нии эф­фек­тив­но­сти ин­ве­сти­ций?

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Спе­ци­аль­ное и про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние... это форма ин­ве­сти­ций в че­ло­ве­че­ский ка­пи­тал, аб­со­лют­но ана­ло­гич­ная вкла­ды­ва­нию денег в обо­ру­до­ва­ние, зда­ния и про­чие не­оду­шевлённые формы ка­пи­та­ла. Функ­ция такой ин­ве­сти­ции за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы по­вы­сить эко­но­ми­че­скую про­дук­тив­ность че­ло­ве­ка. Если ин­ве­сти­ция до­сти­га­ет этого ре­зуль­та­та, об­ще­ство сво­бод­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства воз­на­граж­да­ет че­ло­ве­ка более вы­со­кой опла­той его услуг. Это раз­ли­чие в вы­руч­ке яв­ля­ет­ся эко­но­ми­че­ским сти­му­лом для ин­ве­сти­ций ка­пи­та­ла в форме ма­ши­ны или в форме че­ло­ве­ка. В обоих слу­ча­ях до­пол­ни­тель­ная вы­руч­ка долж­на со­из­ме­рять­ся с за­тра­та­ми, понесёнными для её по­лу­че­ния. Когда речь идёт о спе­ци­аль­ном об­ра­зо­ва­нии, глав­ные за­тра­ты со­сто­ят в до­хо­де, упу­щен­ном в пе­ри­од обу­че­ния, в про­цен­тах на при­быль, упу­щен­ных в связи с от­кла­ды­ва­ни­ем за­ра­бот­ка, и в спе­ци­фи­че­ских рас­хо­дах на при­об­ре­те­ние об­ра­зо­ва­ния, таких как плата за обу­че­ние и за­тра­ты на учеб­ни­ки и обо­ру­до­ва­ние...

Ин­ве­сти­ции в че­ло­ве­че­ский ка­пи­тал нель­зя фи­нан­си­ро­вать на тех же усло­ви­ях и с такой же лёгко­стью, как ин­ве­сти­ции в ка­пи­тал фи­зи­че­ский. Не­труд­но по­нять, по­че­му так про­ис­хо­дит. Когда даётся дол­го­сроч­ная ссуда на фи­нан­си­ро­ва­ние ин­ве­сти­ций в фи­зи­че­ский ка­пи­тал, кре­ди­тор спо­со­бен за­ру­чить­ся обес­пе­че­ни­ем в виде не­дви­жи­мо­го иму­ще­ства или остав­шей­ся части тре­бо­ва­ний на сами ма­те­ри­аль­ные ак­ти­вы и в слу­чае не­упла­ты может рас­счи­ты­вать на ре­а­ли­за­цию хотя бы части своих ка­пи­та­ло­вло­же­ний путём про­да­жи ма­те­ри­аль­ных ак­ти­вов. Если он даёт ана­ло­гич­ную ссуду на уве­ли­че­ние до­ход­но­сти че­ло­ве­ка, ему, оче­вид­но, не­воз­мож­но за­ру­чить­ся ана­ло­гич­ным обес­пе­че­ни­ем... Такие ин­ве­сти­ции не­из­беж­но свя­за­ны с боль­шим риском. Сред­няя ожи­да­е­мая при­быль может быть вы­со­ка, но от­кло­не­ния от сред­ней ве­ли­чи­ны бы­ва­ют весь­ма ве­ли­ки. Одна оче­вид­ная при­чи­на от­кло­не­ний - это смерть или утра­та тру­до­спо­соб­но­сти, но куда важ­нее, ви­ди­мо, раз­ли­чия в спо­соб­но­стях, энер­гич­но­сти и удач­ли­во­сти. Вслед­ствие этого, если предо­став­лять дол­го­сроч­ные ссуды, обес­пе­че­ни­ем ко­то­рых будет один лишь ожи­да­е­мый бу­ду­щий за­ра­бо­ток, зна­чи­тель­ная про­пор­ция их не будет воз­вра­ще­на...

Какие бы ни были тому при­чи­ны, изъ­я­ны рынка при­ве­ли к не­до­стат­ку ин­ве­сти­ций в че­ло­ве­че­ский ка­пи­тал. По­это­му го­су­дар­ствен­ное вме­ша­тель­ство можно обос­но­вать как «тех­ни­че­ской мо­но­по­ли­ей» (по­сколь­ку рас­про­стра­не­ние таких ка­пи­та­ло­вло­же­ний на­тал­ки­ва­ет­ся на­ад­ми­ни­стра­тив­ные рас­хо­ды), так и не­об­хо­ди­мо­стью вы­пра­вить си­ту­а­цию на рынке (по­сколь­ку рынок в дан­ном слу­чае не вы­ка­зал гиб­ко­сти).

 

(М. Фрид­мен)

6. Какие фак­то­ры, по­рож­да­ю­щие риски ин­ве­сти­ций в че­ло­ве­че­ский ка­пи­тал, рас­смот­рел автор? Ис­поль­зуя текст, ука­жи­те три фак­то­ра риска.

 

7. По­че­му в со­вре­мен­ной эко­но­ми­ке су­ще­ствен­но воз­рос­ло зна­че­ние че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния.

 

8. По­че­му, по мне­нию ав­то­ра, не­об­хо­ди­мо го­су­дар­ствен­ное вме­ша­тель­ство в сферу про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния? Какие меры в сфере про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния в усло­ви­ях рынка может пред­при­нять го­су­дар­ство? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, ука­жи­те три меры.

 

9. Какую роль право и мо­раль иг­ра­ют в жизни ин­ди­ви­да? Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, при­ве­ди­те три по­зи­ции.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Право и мо­раль как со­ци­аль­ные ре­гу­ля­то­ры не­из­мен­но имеют дело с про­бле­ма­ми сво­бод­ной воли ин­ди­ви­да и его от­вет­ствен­но­сти за свои дей­ствия. Право и мо­раль как важ­ней­шие эле­мен­ты цен­ност­ной ори­ен­та­ции че­ло­ве­ка не могли бы ни воз­ник­нуть, ни су­ще­ство­вать, если бы че­ло­век не был наделён сво­бод­ной волей. Они об­ра­ще­ны к ра­зу­му и воле че­ло­ве­ка, по­мо­гая ему адап­ти­ро­вать­ся к слож­но­му и из­мен­чи­во­му миру об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний.

Право и мо­раль все­гда об­ра­ще­ны к сво­бод­ной воле ин­ди­ви­да. Вме­сте с тем они вы­сту­па­ют как «ме­ри­ла» этой сво­бо­ды, опре­де­ляя гра­ни­цы сво­бод­но­го по­ве­де­ния лич­но­сти. Но в этой общ­но­сти уже за­ло­же­ны свой­ства, опре­де­ля­ю­щие спе­ци­фи­ку права и мо­ра­ли. Право вы­сту­па­ет в ка­че­стве фор­маль­ной кон­крет­но-ис­то­ри­че­ски обу­слов­лен­ной меры сво­бо­ды. <...>

Право в силу своей при­ро­ды очер­чи­ва­ет сво­бо­ду внеш­них дей­ствий че­ло­ве­ка, оста­ва­ясь ней­траль­ным по от­но­ше­нию к внут­рен­ним мо­ти­вам его по­ве­де­ния. Иное дело - мо­раль, ко­то­рая не толь­ко опре­де­ля­ет гра­ни­цы внеш­ней сво­бо­ды, но и тре­бу­ет внут­рен­не­го са­мо­опре­де­ле­ния лич­но­сти. И в этом смыс­ле мо­раль - не­фор­маль­ный опре­де­ли­тель сво­бо­ды.

Раз­ли­чие ха­рак­те­ра сво­бо­ды в пра­во­вой и нрав­ствен­ной сфе­рах опре­де­ля­ет и раз­ли­чия в ха­рак­те­ре пра­во­вой и нрав­ствен­ной от­вет­ствен­но­сти. Раз­ли­чия в пра­во­вой и мо­раль­ной от­вет­ствен­но­сти со­сто­ят в ха­рак­те­ре мо­ти­ва­ции; в раз­ли­чии пра­во­вых и мо­раль­ных санк­ций и оце­ноч­ных ка­те­го­рий, ле­жа­щих в их ос­но­ве; в раз­ли­чии субъ­ек­тов, при­ме­ня­ю­щих эти санк­ции. <...>

Про­во­дя раз­ли­чия между пра­во­вы­ми и мо­раль­ны­ми санк­ци­я­ми, сле­ду­ет учи­ты­вать кон­крет­но-ис­то­ри­че­ские усло­вия, в ко­то­рых дей­ству­ют эти со­ци­аль­ные ре­гу­ля­то­ры. Боль­шая жёсткость пра­во­вых санк­ций по срав­не­нию с мо­раль­ны­ми - это не уни­вер­саль­ное от­ли­чие, су­ще­ство­вав­шее во все эпохи и во всех об­ще­ствах. Сте­пень жёстко­сти мо­раль­ных санк­ций, как и пра­во­вых, была раз­лич­ной в раз­ные пе­ри­о­ды у раз­лич­ных на­ро­дов; кроме того, мо­раль­ные за­пре­ты не­ред­ко ста­но­ви­лись пра­во­вы­ми, а пра­во­вые - мо­раль­ны­ми.

Нель­зя рас­смат­ри­вать в ка­че­стве аб­со­лют­но­го и такой при­знак от­ли­чия пра­во­вых санк­ций от мо­раль­ных, как фор­маль­ная их опре­делённость. Ис­сле­до­ва­ния эт­но­гра­фов по­ка­зы­ва­ют, что за­ча­стую мо­раль­ные за­пре­ты имели фик­си­ро­ван­ную шкалу санк­ций.

Спе­ци­фи­ка пра­во­вых санк­ций со­сто­ит не в их жёстко­сти и фор­маль­ной опре­делённо­сти, а в спо­со­бах обес­пе­че­ния, ко­то­рые не­раз­рыв­но свя­за­ны с го­су­дар­ством, рас­по­ла­га­ю­щим осо­бым на­бо­ром средств и ин­сти­ту­тов, спо­соб­ных при­нуж­дать к со­блю­де­нию пра­во­вых норм.

 

(Е. А. Лукашёва)

10. В чём, по мне­нию ав­то­ра, со­сто­ят раз­ли­чия пра­во­вой и мо­раль­ной от­вет­ствен­но­сти? С опо­рой на текст ука­жи­те три раз­ли­чия.

 

11. В чём, на взгляд ав­то­ра, со­сто­ит спе­ци­фи­ка пра­во­вых санк­ций? Ис­поль­зуя зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, на­зо­ви­те любые два ин­сти­ту­та, спо­соб­ных от имени го­су­дар­ства при­нуж­дать к со­блю­де­нию пра­во­вых норм.

 

12. Автор счи­та­ет, что «право и мо­раль все­гда об­ра­ще­ны к сво­бод­ной воле ин­ди­ви­да». Со­глас­ны ли Вы с этим мне­ни­ем? С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та (объ­яс­не­ния) в за­щи­ту своей по­зи­ции.

 

13. Какие два эле­мен­та пра­во­со­зна­ния на­зы­ва­ет автор?

 

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

 

В струк­тур­ном от­но­ше­нии пра­во­со­зна­ние со­сто­ит из двух эле­мен­тов: на­уч­но­го пра­во­со­зна­ния (пра­во­вой идео­ло­гии) и обы­ден­но­го пра­во­со­зна­ния (пра­во­вой пси­хо­ло­гии).

 

1. Пра­во­вая идео­ло­гия — это си­сте­ма взгля­дов и пред­став­ле­ний, ко­то­рые в тео­ре­ти­че­ской форме от­ра­жа­ют пра­во­вые яв­ле­ния об­ще­ствен­ной жизни. Тео­ре­ти­че­ское от­ра­же­ние пра­во­вых идей и взгля­дов со­дер­жит­ся в на­уч­ных ис­сле­до­ва­ни­ях по во­про­сам го­су­дар­ства и права, их сущ­но­сти и роли в об­ще­ствен­ной жизни. По­сколь­ку в них со­дер­жат­ся объ­ек­тив­ные вы­во­ды и обоб­ще­ния, это поз­во­ля­ет го­су­дар­ству и его ор­га­нам эф­фек­тив­но ис­поль­зо­вать их в право­твор­че­ской и пра­во­при­ме­ни­тель­ной де­я­тель­но­сти.

 

2. Пра­во­вая пси­хо­ло­гия — это со­во­куп­ность чувств, при­вы­чек, на­стро­е­ний, тра­ди­ций, в ко­то­рых вы­ра­жа­ет­ся от­но­ше­ние раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп, про­фес­си­о­наль­ных кол­лек­ти­вов, от­дель­ных ин­ди­ви­дов к праву, за­кон­но­сти, си­сте­ме пра­во­вых учре­жде­ний, функ­ци­о­ни­ру­ю­щих в об­ще­стве. Пра­во­вая пси­хо­ло­гия ха­рак­те­ри­зу­ет те пе­ре­жи­ва­ния, чув­ства, мысли людей, ко­то­рые воз­ни­ка­ют в связи с из­да­ни­ем норм права, со­сто­я­ни­ем дей­ству­ю­ще­го за­ко­но­да­тель­ства и прак­ти­че­ским осу­ществ­ле­ни­ем его тре­бо­ва­ний. Ра­дость или огор­че­ние после при­ня­тия но­во­го за­ко­на, чув­ство удо­вле­тво­ре­ния или не­удо­вле­тво­ре­ния при ре­а­ли­за­ции кон­крет­ных норм, не­тер­пи­мое или рав­но­душ­ное от­но­ше­ние к на­ру­ше­ни­ям пра­во­вых пред­пи­са­ний — все это от­но­сит­ся к об­ла­сти пра­во­вой пси­хо­ло­гии. 

 

На со­дер­жа­ние пра­во­вой пси­хо­ло­гии, уро­вень ее зре­ло­сти зна­чи­тель­ное вли­я­ние ока­зы­ва­ет внед­ре­ние в со­зна­ние людей на­уч­ных пред­став­ле­ний о пра­во­вых яв­ле­ни­ях об­ще­ствен­ной жизни...

Пра­во­со­зна­ние иг­ра­ет важ­ную роль в со­вер­шен­ство­ва­нии и раз­ви­тии пра­во­вой жизни об­ще­ства.

Во-пер­вых, пра­во­со­зна­ние яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мым фак­то­ром при со­зда­нии норм права... Во-вто­рых, пра­во­со­зна­ние яв­ля­ет­ся важ­ным и не­об­хо­ди­мым усло­ви­ем точ­ной и пол­ной ре­а­ли­за­ции пра­во­вых норм...

 

... пра­во­со­зна­ние есть важ­ный фак­тор раз­ви­тия за­ко­но­да­тель­ства, ста­биль­но­сти пра­во­по­ряд­ка, ре­аль­но­сти прав и сво­бод граж­дан. Со­вер­шен­ное пра­во­со­зна­ние сви­де­тель­ству­ет также о вы­со­кой общей и пра­во­вой куль­ту­ре лич­но­сти, де­ла­ет ее пол­но­цен­ным участ­ни­ком раз­но­об­раз­ных пра­во­от­но­ше­ний.

 

(В.Н. Хро­па­нюк)

14. Опи­ра­ясь на текст, ука­жи­те две ха­рак­те­ри­сти­ки пра­во­вой пси­хо­ло­гии.

 

15. Автор тек­ста го­во­рит о том, что «на со­дер­жа­ние пра­во­вой пси­хо­ло­гии, уро­вень ее зре­ло­сти зна­чи­тель­ное вли­я­ние ока­зы­ва­ет внед­ре­ние в со­зна­ние людей на­уч­ных пред­став­ле­ний о пра­во­вых яв­ле­ни­ях об­ще­ствен­ной жизни». При­ве­ди­те три при­ме­ра та­ко­го «внед­ре­ния в со­зна­ние».

 

16. Автор утвер­жда­ет, что «со­вер­шен­ное пра­во­со­зна­ние сви­де­тель­ству­ет о вы­со­кой общей и пра­во­вой куль­ту­ре лич­но­сти, де­ла­ет ее пол­но­цен­ным участ­ни­ком раз­но­об­раз­ных пра­во­от­но­ше­ний». Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, дру­гих учеб­ных дис­ци­плин и со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих точку зре­ния ав­то­ра.

 

17. Какие три груп­пы прин­ци­пов кон­сти­ту­ци­он­но­го строя на­зы­ва­ет автор?

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

 

Кон­сти­ту­ци­он­ный строй — это такая ор­га­ни­за­ция го­су­дар­ствен­ной и об­ще­ствен­ной жизни, при ко­то­рой го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ской ор­га­ни­за­ци­ей граж­дан­ско­го об­ще­ства, имеет де­мо­кра­ти­че­ский пра­во­вой ха­рак­тер, и в нем че­ло­век, его права, сво­бо­ды, честь, до­сто­ин­ство при­зна­ют­ся выс­шей цен­но­стью, а их со­блю­де­ние и за­щи­та — ос­нов­ной обя­зан­но­стью го­су­дар­ства.

 

В Кон­сти­ту­ции РФ (пре­ам­бу­ла и гл. 1) на­хо­дит вы­ра­же­ние це­лост­ная си­сте­ма прин­ци­пов кон­сти­ту­ци­он­но­го строя.

К пер­вой груп­пе этих прин­ци­пов можно от­не­сти ос­но­вы ор­га­ни­за­ции го­су­дар­ствен­ной вла­сти: на­ро­до­вла­стие; фе­де­ра­лизм; вер­хо­вен­ство права; прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей; го­су­дар­ствен­ный су­ве­ре­ни­тет; прин­цип, кон­ста­ти­ру­ю­щий, что Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция — часть ми­ро­во­го со­об­ще­ства.

 

Вто­рую груп­пу прин­ци­пов со­став­ля­ют ос­но­вы вза­и­мо­от­но­ше­ний го­су­дар­ства и че­ло­ве­ка, граж­да­ни­на, пра­во­во­го ста­ту­са че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на. К ним от­но­сят­ся: при­зна­ние и утвер­жде­ние прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на выс­шей цен­но­стью; их за­щи­та и со­блю­де­ние — обя­зан­ность го­су­дар­ства.

В8

Тре­тья груп­па вклю­ча­ет ос­но­вы ор­га­ни­за­ции жизни граж­дан­ско­го об­ще­ства... 

Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция — фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ство. Де­мо­кра­ти­че­ский ха­рак­тер Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства про­яв­ля­ет­ся в его го­су­дар­ствен­но-тер­ри­то­ри­аль­ном устрой­стве, ос­но­вы­ва­ю­щем­ся на прин­ци­пе фе­де­ра­лиз­ма.

 

Фе­де­ра­лизм в Рос­сии вы­сту­па­ет пре­жде всего как одно из средств ре­гу­ли­ро­ва­ния на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний, обес­пе­че­ния рав­но­пра­вия и са­мо­опре­де­ле­ния наций и на­род­но­стей, про­жи­ва­ю­щих на ее тер­ри­то­рии. Это по­лу­чи­ло вы­ра­же­ние в со­зда­нии раз­лич­ных форм на­ци­о­наль­ной го­су­дар­ствен­но­сти на­ро­дов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции — рес­пуб­лик (го­су­дарств), ав­то­ном­ной об­ла­сти, ав­то­ном­ных окру­гов, а также пре­об­ра­зо­ва­ние одних форм на­ци­о­наль­ной го­су­дар­ствен­но­сти в дру­гие.

 

Прин­цип фе­де­ра­лиз­ма спо­соб­ству­ет де­мо­кра­ти­за­ции управ­ле­ния го­су­дар­ством... Субъ­ек­та­ми Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на­ря­ду с на­ци­о­наль­но-го­су­дар­ствен­ны­ми об­ра­зо­ва­ни­я­ми при­зна­ют­ся края, об­ла­сти, го­ро­да фе­де­раль­но­го зна­че­ния. Таким об­ра­зом, Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция по­стро­е­на на со­че­та­нии тер­ри­то­ри­аль­ных и на­ци­о­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­ных начал об­ра­зо­ва­ния ее субъ­ек­тов.

 

Раз­де­ле­ние вла­стей вы­сту­па­ет как прин­цип ор­га­ни­за­ции го­су­дар­ствен­ной вла­сти в пра­во­вом де­мо­кра­ти­че­ском го­су­дар­стве, как одна из основ кон­сти­ту­ци­он­но­го строя. Един­ство всей си­сте­мы го­су­дар­ствен­ной вла­сти пред­по­ла­га­ет, с одной сто­ро­ны, осу­ществ­ле­ние ее на ос­но­ве раз­де­ле­ния (по го­ри­зон­та­ли) на за­ко­но­да­тель­ную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную, но­си­те­ля­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся са­мо­сто­я­тель­ные ор­га­ны го­су­дар­ства.

 

Прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей на­хо­дит свое про­яв­ле­ние также в раз­гра­ни­че­нии (по вер­ти­ка­ли) пред­ме­тов ве­де­ния и пол­но­мо­чий между ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти ее субъ­ек­тов.

 

(И.А. Ан­дре­ева)

18. В каких двух фор­мах осу­ществ­ля­ет­ся ре­а­ли­за­ция прин­ци­па раз­де­ле­ния вла­стей в Рос­сии? При­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру в ка­че­стве ил­лю­стра­ции каж­дой из на­зван­ных форм.

 

19. Дан­ный текст ха­рак­те­ри­зу­ет Рос­сию как де­мо­кра­ти­че­ское, фе­де­ра­тив­ное и пра­во­вое го­су­дар­ство. Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, дру­гих учеб­ных дис­ци­плин, на­зо­ви­те еще две ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые при­ме­ни­мы к на­ше­му го­су­дар­ству. Про­ком­мен­ти­руй­те одну из дан­ных ха­рак­те­ри­стик.

 

20. Автор утвер­жда­ет, что «Прин­цип фе­де­ра­лиз­ма спо­соб­ству­ет де­мо­кра­ти­за­ции управ­ле­ния го­су­дар­ством». Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, дру­гих учеб­ных дис­ци­плин и со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих точку зре­ния ав­то­ра.

 

21. Один из эле­мен­тов ры­ноч­но­го ме­ха­низ­ма — пред­ло­же­ние. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «пред­ло­же­ние»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о любом из фак­то­ров, вли­я­ю­щих на фор­ми­ро­ва­ние пред­ло­же­ния, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность за­ко­на пред­ло­же­ния.

22. Одна из форм по­ли­ти­че­ско­го уча­стия граж­дан — ре­фе­рен­дум. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «ре­фе­рен­дум»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о юри­ди­че­ской силе ре­ше­ний ре­фе­рен­ду­ма, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее от­ли­чие ре­фе­рен­ду­ма от вы­бо­ров.

23. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «со­ци­аль­ная мо­биль­ность»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о ка­на­лах со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее ха­рак­тер со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве.

24. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «со­ци­аль­ный кон­троль»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о струк­ту­ре со­ци­аль­но­го кон­тро­ля, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее любую функ­цию со­ци­аль­но­го кон­тро­ля.

 

25. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «меж­лич­ност­ные от­но­ше­ния»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о меж­лич­ност­ных от­но­ше­ни­ях.

26. При­ве­ди­те по два при­ме­ра, рас­кры­ва­ю­щих воз­дей­ствие го­су­дар­ства на лич­ность и лич­но­сти на го­су­дар­ство в по­ли­ти­че­ской сфере в де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве.

27. На­зо­ви­те любые два от­ли­чия на­уч­но­го по­зна­ния от жи­тей­ско­го (обы­ден­но­го) по­зна­ния и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое из этих от­ли­чий при­ме­ром.

28. При­ве­ди­те три при­ме­ра вли­я­ния со­вре­мен­ной науки на раз­ви­тие об­ще­ства.

29. Ука­жи­те ос­нов­ную цель де­я­тель­но­сти «чет­вер­той вла­сти», средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции, в по­ли­ти­че­ской жизни со­вре­мен­но­го де­мо­кра­ти­че­ско­го го­су­дар­ства и про­ил­лю­стри­руй­те её тремя при­ме­ра­ми.

30. На­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три функ­ции об­ще­го об­ра­зо­ва­ния.

31. В ре­ше­нии гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти вы­де­ли­лись два на­прав­ле­ния уче­ных: нео­маль­ту­зи­ан­цы, по­ла­га­ю­щие, что рост че­ло­ве­че­ства не­об­хо­ди­мо стро­го кон­тро­ли­ро­вать и огра­ни­чить по­треб­но­сти, и кор­ну­ко­пи­ан­цы, по­ла­га­ю­щие, что тех­ни­че­ский про­гресс и от­кры­тия спо­соб­ны сде­лать ре­сур­сы, не­об­хо­ди­мые для жизни людей, без­гра­нич­ны­ми. Уче­ные опро­си­ли раз­ные ка­те­го­рии уче­ных и обыч­ных граж­дан для вы­яс­не­ния их от­но­ше­ния к по­став­лен­ной про­бле­ме. Ре­спон­ден­там были за­да­ны во­про­сы: «Кто прав: нео­маль­ту­зи­ан­цы или кор­ну­ко­пи­ан­цы?»

Ре­зуль­та­ты опро­са были под­счи­та­ны уче­ны­ми и пред­став­ле­ны в виде таб­ли­цы (дан­ные при­ве­де­ны в %):

 

 

Пути ре­ше­ния гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти

Ка­те­го­рии опро­шен­ных Сто­рон­ни­ки нео­маль­ту­зи­ан­цев Сто­рон­ни­ки кор­ну­ко­пи­ан­цев Не смог­ли от­ве­тить
уче­ные-гло­ба­ли­сты      
эко­но­ми­сты      
де­мо­гра­фы      
ин­же­не­ры      
гу­ма­ни­та­рии      
обыч­ные граж­да­не      

 

Про­ана­ли­зи­руй­те дан­ные таб­ли­цы и сде­лай­те любые три вы­во­да, под­твер­див каж­дый из них ссыл­ка­ми на ма­те­ри­а­лы ис­сле­до­ва­ния.

32. В стра­не Z воз­ник­ла новая по­ли­ти­че­ская ор­га­ни­за­ция, в ко­то­рую всту­пи­ло боль­шое ко­ли­че­ство граж­дан, не­до­воль­ных про­во­ди­мы­ми пра­ви­тель­ством со­ци­аль­ны­ми ре­фор­ма­ми. Участ­ни­ки ор­га­ни­за­ции вы­сту­па­ют за на­ци­о­на­ли­за­цию стра­те­ги­че­ски важ­ных пред­при­я­тий и вве­де­ние про­грес­сив­ной шкалы по­до­ход­но­го на­ло­га. Ор­га­ни­за­ция пла­ни­ру­ет вы­дви­нуть ряд своих чле­нов кан­ди­да­та­ми в де­пу­та­ты на бли­жай­ших пар­ла­мент­ских вы­бо­рах. К ка­ко­му типу по­ли­ти­че­ских ор­га­ни­за­ций от­но­сит­ся воз­ник­шая в стра­не Z ор­га­ни­за­ция? Какой по­ли­ти­че­ской идео­ло­гии при­дер­жи­ва­ют­ся члены дан­ной ор­га­ни­за­ции? На­зо­ви­те три функ­ции ор­га­ни­за­ции дан­но­го типа, от­ра­зив­ши­е­ся в при­ведённом от­рыв­ке.

33. В 2014 г. со­вер­шен­но­лет­ним граж­да­нам стра­ны Z учёные за­да­ва­ли во­прос: «Пред­ставь­те, что у Вас есть круп­ная сумма денег, ко­то­рую Вам не надо тра­тить на по­все­днев­ные нужды. Как Вы пред­по­чтёте рас­по­ря­дить­ся этими день­га­ми?»

По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

 

На ос­но­ве ре­зуль­та­тов опро­са сде­лай­те вывод раз­ви­тии фи­нан­со­вых ин­сти­ту­тов стра­ны Z и обос­нуй­те его. Бла­го­при­ят­на ли по­доб­ная си­ту­а­ция для раз­ви­тия эко­но­ми­ки стра­ны Z? Объ­яс­ни­те по­че­му.

34. Один из уро­ков в 10 клас­се прошёл на вы­став­ке в ис­то­ри­че­ском музее. Школь­ни­кам по­ка­за­ли из­го­тов­лен­ные кре­стьян­ка­ми кру­же­ва, ткани, одеж­ду - для празд­ни­ков, буд­ней, тор­же­ствен­ных со­бы­тий, а также сде­лан­ные в до­маш­них усло­ви­ях гли­ня­ные фи­гур­ки жи­вот­ных в виде сви­сту­лек. Пред­по­ло­жи­те, к какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся вы­став­лен­ные про­из­ве­де­ния, и ука­жи­те, по ка­ко­му при­зна­ку это можно опре­де­лить. На­зо­ви­те любые два не отражённых в усло­вии при­зна­ка дан­ной формы куль­ту­ры.

35. На за­во­де 100 ра­бо­чих со­би­ра­ют в месяц 32 000 кон­ди­ци­о­не­ров. В ме­ся­це 160 ра­бо­чих часов.

A)Опре­де­ли­те про­из­во­ди­тель­ность труда на дан­ном за­во­де.

Б) Сколь­ко кон­ди­ци­о­не­ров могут со­брать 10 ра­бо­чих за год?

B)Смо­жет ли дан­ный завод вы­дер­жать кон­ку­рен­цию с дру­гим за­во­дом, где тру­дят­ся 200 ра­бо­чих в две смены (320 ра­бо­чих часов) и со­би­ра­ют 320 000 кон­ди­ци­о­не­ров в месяц?

Ответ обос­нуй­те.

36. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Граж­дан­ско-пра­во­вая от­вет­ствен­ность и её виды». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

37. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «СМИ в по­ли­ти­че­ской си­сте­ме». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

38. Вам пред­сто­ит под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Цик­лич­ность эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

39. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «По­треб­но­сти и ин­те­ре­сы че­ло­ве­ка в струк­ту­ре де­я­тель­но­сти». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

40. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Фирма в эко­но­ми­ке». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему.

План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

41. Вы­пол­няя за­да­ние С9, вы мо­же­те про­явить свои зна­ния и уме­ния на том со­дер­жа­нии, ко­то­рое для вас более при­вле­ка­тель­но. С этой целью вы­бе­ри­те толь­ко одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний (С9.1—С9.3). Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

 

C9.1 Фи­ло­со­фия: «Об­ще­ство все­гда на­хо­дит­ся в за­го­во­ре про­тив че­ло­ве­ка. Кон­фор­мизм счи­та­ет­ся доб­ро­де­те­лью; уве­рен­ность в себе - гре­хом. Об­ще­ство любит не че­ло­ве­ка и жизнь, а имена и обы­чаи» (Р. Эмер­сон). (Р. Эмер­сон).

C9.2 Со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «...Я ни­ко­гда не про­ник­ну в об­ра­зы и пе­ре­жи­ва­ния дру­гих людей. Я даже не могу уста­но­вить, яв­ля­ет­ся ли крас­ный цвет крас­ным и для дру­го­го; воз­мож­но, что он на­зы­ва­ет тем же сло­вом ощу­ще­ние со­вер­шен­но иного ка­че­ства!» (Ю.Б. Гип­пен­рей­тер).

С9.3 Эко­но­ми­ка: «Прин­ци­пом ин­ди­ви­ду­аль­ной соб­ствен­но­сти сла­га­ют­ся все эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния, на нём дер­жит­ся весь мир» (С.Ю. Витте).

С9.4 По­ли­то­ло­гия: «Прин­ци­пом ин­ди­ви­ду­аль­ной соб­ствен­но­сти сла­га­ют­ся все эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния, на нем дер­жит­ся весь мир» (С. Ю. Витте).

С9.5 Пра­во­ве­де­ние: «Лич­но­сти мало прав, ей на­доб­но обес­пе­че­ние и вос­пи­та­ние, чтобы вос­поль­зо­вать­ся ими» (А.И. Гер­цен).

42. Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив при не­об­хо­ди­мо­сти раз­ные ас­пек­ты по­став­лен­ной ав­то­ром про­бле­мы (за­тро­ну­той темы).

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

 

С9.1 Фи­ло­со­фия: «Лич­ность — это че­ло­век как но­си­тель со­зна­ния» (К.К. Пла­то­нов).

С9.2 Эко­но­ми­ка: «На­ло­ги — это день­ги, взи­ма­е­мые вла­стью с части об­ще­ства в ин­те­ре­сах це­ло­го» (С. Джон­сон).

С9.3 Со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «Семья яв­ля­ет­ся пер­вич­ным лоном че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры» (И. Ильин).

С9.4 По­ли­то­ло­гия: «Силой удер­жи­ва­ет­ся пра­ви­тель­ство, уста­нов­лен­ное силой» (П. Голь­бах).

С9.5 Пра­во­ве­де­ние: «Судья — это го­во­ря­щий закон, а закон — это немой судья» (Ци­це­рон).

43. Вы­пол­няя за­да­ние С9, вы мо­же­те про­явить свои зна­ния и уме­ния на том со­дер­жа­нии, ко­то­рое для вас более при­вле­ка­тель­но. С этой целью вы­бе­ри­те толь­ко одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний (С9.1—С9.3). Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

 

С9.1 Пра­во­ве­де­ние: «Чтобы быть сво­бод­ным, нужно под­чи­нять­ся за­ко­нам». (Античный афо­ризм)

С9.2 Пра­во­ве­де­ние: «Спра­вед­ли­вость без силы бес­по­лез­на, сила без спра­вед­ли­во­сти дес­по­тич­на». (Ла­тин­ское из­ре­че­ние)

С9.3 Пра­во­ве­де­ние: «Самое боль­шое пре­ступ­ле­ние — без­на­ка­зан­ность». (Б. Шоу)

44. Вы­пол­няя за­да­ние С9, вы мо­же­те про­явить свои зна­ния и уме­ния на том со­дер­жа­нии, ко­то­рое для вас более при­вле­ка­тель­но. С этой целью вы­бе­ри­те толь­ко одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний (С9.1—С9.3). Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...