Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкурентоспособность г.Дубна




Государственный уровень по импортозамещению

Производственной сферы Торговой сферы Социальной сферы
По результатам анализа, проведенного минпромторгом в июне 2014, наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются: 1) станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам более 90%), 2)тяжелое машиностроение (60-80%), 3)легкая промышленность (70-90%), 4)электронная промышленность (80-90%), 5)фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%) Отдельно можно выделить: 1) Машиностроение 2) Оборонка (двойного назначения) 3) IT-технологии 4) Радиоэлектронная   1) Молочная продукция 2) Плодоовощная продукция 3) Мясомолочная продукция 4) Мясо индейки 5) Розничная торговля (ТРЦ) 6) Свинина   1) Система кредитования 2) Туризм  

 

Практическое задание №2

1) Технология управление - это приемы, способы и порядок (последовательность, регламент) выполнения процесса управле­ния в целом и составляющих его функций. В процессе любой технологии предмет труда преобразуется в продукт труда.

2) Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).

3) Методы и механизмы управления - набор способов, приемов, средств воздействия на управляемый объект. По содержанию воздействия на объект управления методы обычно делятся на: организационно-административные, экономические, социально-психологические и др.

Организационно-административные методы основаны на приказах, распоряжениях, законах и других нормативно-правовых документах и опираются на возможность применения силы государственными органами, в том числе непосредственно на силовые структуры.

Экономические методы воздействия основаны на использовании материальных (экономических, денежных) интересов. Конкретный экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности. Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата.

Социально-психологические методы управления опираются на убеждение, морально стимулирование, сознательность, держатся на обычаях и традиционных ценностях общества.

 

4 Иерархия управления - инструмент для реализации целей организации и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень, тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности.

Субъект управления

(субординация)

 

координация

объекты управления объекты управления

испонитель-1 …исполнитель n испонитель-1 …исполнитель n

5) Спрос и факторы его формирования- называется общий объем продаж товара или услуги, который будет куплен по конкретной цене за определенный период.

  • экономические факторы, уровень развития производства товаров, денежные доходы населения, уровень розничных цен и их соотношение, степень достигнутой обеспеченности товара;
  • социальные факторы: социальная культура общества, профессиональный состав населения, уровень развития культуры и т.п.;
  • демографические факторы, численность населения, соотношение между городским и сельским населением, половозрастной состав, размер и состав семьи, миграция населения;
  • природно-климатические факторы, географические и климатические условия, традиции, условия быта и т.п.;
  • политические факторы, непредвиденные чрезвычайные ситуации.

На изменение спроса влияют и неценовые факторы:

  • изменение денежных доходов населения;
  • изменение цен на товары-заменители;
  • экономическая политика правительства;
  • изменение потребительских предпочтений

6) Предложения и факторы его формирования - называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.

Не ценовые факторы:

· Изменение цен на ресурсы

· Технический прогресс

· Изменение числа производителей

· Политика гос-ва: дотации и налоги

7) Экономические показатели - (ИНДИКАТОРЫ), величины или характеристики, показывающие состояние экономики. Их динамика задается статистическим рядом рассчитываемых, как правило еженедельно, ежемесячно или ежеквартально значений, который помогает обнаружить тенденции развития экономики и предсказать ее будущее.

8) Разделение труда - качественная дифференциация трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящая к обособлению и сосуществованию различных её видов. Р. т. существует в разных формах, соответствующих уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Проявлением Р. т. является обмен деятельностью.

9) Суверенитет потребителя - право потребителя определять, какие товары и услуги следует производить, поскольку именно потребитель является их конечным покупателем. Иными словами, если спрос потребителя на товар растет, растет и производство этого товара. Из этого следует, что производитель является пассивным субъектом рынка, который всего лишь реагирует на потребности потребителя. Однако в условиях олигополии или монополии производители обладают такой сильной властью на рынке, что именно они определяют потребительский выбор.

10) Суверенитет производителя - (свобода хозяйственной деятельности) - право и реальная возможность выбора сферы хозяйственной деятельности; принятия решений о том, что и сколько производить, кому и по каким ценам реализовывать.

11) Закон Энгеля - согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг при сокращении низкокачественных.

12) Уровень жизни (уровень благосостояния) — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.

Уровень жизни базируется на объёме реальных доходов на душу населения и соответствующем объёме потребления.

Понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объёмом реальных доходов в расчёте на душу населения, но и степенью обеспеченности людей материальными и духовными благами.

 

13) Качество жизни - это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человек.

Основными показателями качества жизни населения являются:

  • доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);
  • качество питания(калорийность, состав продуктов);
  • качество и модность одежды;
  • комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);
  • качество здравоохранения(число больничных коек на 1000 жителей);
  • качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);
  • качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);
  • качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);
  • качество сферы обслуживания;
  • качество окружающей среды, структура досуга;
  • демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);
  • безопасность (число зарегистрированных преступлений).

 

14) Производительность труда - это экономическая категория, выражающая степень плодотворности целесообразной деятельности людей по производству материальных и духовных благ. Производительность труда определяется количеством продукции (объемом работ), произведенной работником в единицу времени (час, смену, квартал, год) или количеством времени, затраченным на производство единицы продукции (на выполнение определенной работы).

Производительность труда исчисляется через систему показателей выработки и трудоемкости. Выработка рассчитывается как частное от деления объема выполненных работ (выпущенной продукции) на численность работников (затраты труда). Трудоемкость — делением затрат труда (численности работников) на объем работ (продукции). Показатели выработки и трудоемкости могут исчисляться в стоимостном выражении, в нормо-часах, в натуральном выражении и в условно-натуральном. Выработка характеризует объем работ (продукции) на единицу численности, а трудоемкость — затраты труда на единицу продукции (работы).

 

15) Инфляция - это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (обесцениванием денег) и ведущее к перераспределению национального дохода. Инфляция является основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики. Чем выше ее уровень тем, она опаснее.

Инфляция оказывает сильное влияние на экономических агентов, кто-то из-за неё выигрывает, кто-то проигрывает, но большинство считают инфляцию серьезнейшей проблемой.

Если сравнивать характер инфляционных процессов в условиях металлической денежной системы и в современных условиях, когда функционирую бумажные и электронные деньги, то в период золотого стандарта инфляция возникала периодически: при резком возрастании спроса, связанном, прежде всего, с войнами. В современных условиях процесс инфляции стал постоянными и периоды снижения цен наблюдаются теперь все реже и реже.

 

16) Экономическое развитие, его факторы - расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.

 

Факторы экономического роста могут действовать как со стороны спроса, так и со стороны предложения.
К факторам предложения относят:
• количество и качество природных ресурсов;
• количество и качество трудовых ресурсов;
• объем основного капитала;
• уровень технологии (научно- технический прогресс).

 

17) Экономическая стабильность - это рост курса национальной валюты, показателя ВВП страны и сокращение расходов бюджета государств, низкий уровень безработицы, кредитная ставка.

 

18) Фонды предприятий куда направляется чистая прибыль -

Чистая прибыль

1)Фонды: резервный, развития производства, социальных нужд, материального поощрения, дивидендный.

2) Фонд накопления (капитализирующая часть прибыли), фонд потребления (потребляемая часть прибыли) «распределение прибыли».

 

19) Виды конкуренций - совершенная конкуренция – конкуренция, при которой есть такое количество участников, когда ни один из них не может своим предложением цены повлиять решающим образом на установившуюся рыночную цену.

несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой есть обстоятельство, ограничивающее конкуренцию, например ситуация монополии. Имеет разную природу (административная, криминальная и т.д.).

Ценовая конкуренция – ценовая дискриминация (угнетение, запрещение) =>

монополия, степень монопольной власти увеличивается.

Неценовая конкуренция – посредством усовершенствования качества продукции и условия ее продажи (улучшение продаж рекламы и т.д.)

 

20) Экстенсивный путь развития - форма развития экономики за счет количественного увеличения факторов производства при неизменном техническом потенциале.

Экстенсивный путь развития предусматривает включение в производство дополнительной рабочей силы, наращивание строительства новых предприятий, вовлечение в производство все большего количества природных ресурсов, увеличение машинно-технического парка и т. п.

 

21) Интенсивный путь развития - предполагает увеличение масштабов производства за счет совершенствования качества его факторов и введения более экономичных природных ресурсов, повышения уровня квалификации работников, внедрения новых технологий, совершенствования организации производства. Благодаря всему этому увеличивается отдача от всех вовлеченных в производство ресурсов. При таком подходе для увеличения выпуска производства продукции не прибегают к строительству дополнительных предприятий. Результатов добиваются за счет реконструкции, модернизации, переоснащения уже имеющихся и совершенствования путей использования находящихся в распоряжении предприятия ресурсов. В жизни экстенсивный и интенсивный путь развития в чистом виде практически не наблюдаются.

Как правило, они сочетаются в определенных пропорциях и комбинациях. Поэтому говорят о том, что общество или производство развивается преимущественно интенсивным или экстенсивным путем.

23) Роль Центробанка - государственное кредитное учреждение, наделенное функциями эмиссии денег и регулирования всей кредитно-банковской системы.

Центральный банк — основное звено национальной кредитно-банковской системы.

Главная функция центрального банка — эмиссия национальных денег и обеспечение устойчивости их покупательной способности.

Цели деятельности Банка России:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы России;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

24) Технопарк- это научно-производственный территориальный комплекс, главная задача которого состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов.

25) Наукоград- муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.

26) Моногород - (Градообразующее предприятие) — производственное предприятие, на котором занята значительная или даже основная часть работающих граждан города, посёлка, в связи с чем оно определяющим образом влияет на занятость населения, воздействует на инфраструктуру и социальные проблемы. Города с монопрофильной экономикой, в которых расположены градообразующие предприятия, также называются моногородами.

 

Практическое задание №3

Конкурентоспособность - это способность определённого объекта или субъекта отвечать запросам заинтересованных лиц в сравнении с другими аналогичными субъектами и/или объектами. Объектами могут быть товары, предприятия, отрасли, регионы (страны, области, районы). Субъектами могут выступать потребители, производители, государство, инвесторы.

Маркетинг территории - (территориальный маркетинг) – это маркетинг в интересах территории и её внутренних субъектов, а также тех внешних субъектов, во внимании которых данная территория заинтересована.

Данное определение по своему содержанию подразумевает существование двух направлений в маркетинге территорий:

· маркетинг территорий, объектом внимания которого выступает конкретная территория в целом, осуществляемый как внутри данной территории, так и за её пределами;

· маркетинг на (внутри) территории, объектом внимания которого выступают отношения по поводу товаров, услуг и различных объектов, осуществляемый внутри данной территории.

Используемый здесь термин «территория» не имеет чёткого определения. Под ним может пониматься и континент, и страна, и регион, и город, и район, и даже микрорайон или улица. Но в любом случае общим для всех территорий является присутствие на них каких-либо социально-экономических процессов, благодаря чему маркетинг территории приобретает смысл.

Целями маркетинга территорий могут считаться:

  • расширение участия территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, региональных программ;
  • привлечение инвестиций, осваеваемых на территории;
  • привлечение покупателей и заказчиков на продукцию и услуги, производимые на территории;
  • повышение притягательности вложения, реализации на территории внешних по отношению к ней ресурсов;
  • формирование и улучшение имиджа территории, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности;
  • стимулирование приобретения и использования собственных ресурсов территории за ее пределами к ее выгоде и в ее интересах.

 

Конкурентоспособность г.Дубна

Факторные условия

Природные условия Человеческий капитал НИОКР в производстве   Уровень развития предприятий   Инфраструктура     Энергетическое состояние региона    
Город Дубна расположен в одном из самых экологически чистых районов Подмосковья, является городом областного подчинения с численностью населения 62733 человек. Город расположен в самой северной точке Московской области на берегу реки Волга в 128 км от Москвы, с географическми координатами 56°45’ северной широты и 37°10 ’ восточной долготы. Город Дубна граничит с Тверской областью: на севере с Кимрским районом, на северо-западе с Конаковским районом. Дубна расположена на территории 7166 га. При этом селитебные территории составляют около 13% от общей площади. Из внеселитебных около 8% приходится на промышленные и коммунально складские площади, 25% на сельскохозяйственные земли, 32% на леса и лесопарки, 16% занимает водная поверхность, прочие территории 6%. Таким образом, более половины территории города занимают леса, пойменные луга, водная гладь. С юга город Дубна ограничен рекой Сестрой и каналом имени Москвы, с востока — рекой Дубной, с запада — Иваньковским водохранилищем, которое иногда называют Московским морем, с севера граница города проходит по Северной мелиоративной канаве. Река Волга рассекает город на две части на протяжении 9 км, ширина реки в пределах города составляет 250-300 м. Кроме того, на территории города расположены 7 водоемов естественного и искусственного происхождения, включая пруды садоводческих товариществ. Самые крупные — озеро Лебяжье, Безымянное и пруд Суглинок. Наличие водных пространств и сосновых лесов благоприятствует размещению вблизи Дубны учреждений отдыха. Изучаемый район относится к зоне умеренно-континентального климата, в котором преобладают воздушные массы умеренных широт, трансформированные из морских воздушных масс умеренного и арктического поясов, к подзоне южной тайги. В связи с большой изменчивостью атмосферной циркуляции наблюдается непостоянство погоды, а иногда довольно резкая ее смена. Зима довольно продолжительная и сравнительно холодная, лето умеренно теплое. Зимой наряду с устойчивыми морозами почти ежегодно наблюдаются оттепели. Летом ясная и довольно жаркая погода перемежается с дождливой и относительно прохладной.   По оценочным данным численность населения Дубенского района на 1 апреля 2014 года составила 14707 человек, из них: 5859 человек - городское, 8848 человек – сельское и остается на уровне 1 квартала 2013 года (справочно: 1 квартал 2013 года - 14703 человека).. Снижение уровня рождаемости и увеличение уровня смертности не обеспечивает простого воспроизводства населения. Таким образом, сокращение численности населения муниципального образования Дубенский район, в том числе его трудоспособной части, происходит, в основном, за счет естественной убыли. Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная за январь-июнь 2013 года работникам крупных и средних организаций, составила 17408,0 рубля, превысив уровень соответствующего периода прошлого года на 28,4%. За июнь 2013 года среднемесячная заработная плата составила 20321,8 рублей, это на 26,6% больше, чем в июне прошлого года и на 6,2 % больше, чем в предыдущем месяце. Численность занятых в экономике города к началу 2002 г. составила 31,2 тыс. человек, в том числе в научно-производственном комплексе города занято 12,5 тысяч человек. В ходе подготовки и дальнейшей реализации Программы развития Дубны как наукограда РФ в состав научно-производственного комплекса (НПК) были включены восемнадцать организаций города: Объединенный институт ядерных исследований; Открытое акционерное общество «Дубненский машиностроительный завод» - Камов;М; ОАО «Приборный завод «Тензор»; Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский институт «Атолл»; ООО«Научно-технологический парк «Дубна»; ЗАО«Научно-технический центр «Оптическая связь»; ООО«Компания Контакт»; и т.д. Основными направлениями реализации научно-технического потенциала НИИ г. Дубны являются: космос и авиация; машиностроение; энергетика; ядерная физика; приборостроение и электроника; образование; экология.     За январь - март 2014 года по Дубенскому району отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 42668,5 тыс. рублей, что составляет 111,8 % к соответствующему периоду прошлого года. Наибольший удельный вес в объеме отгруженной продукции, приходится на организации, имеющие вид экономической деятельности «Транспорт и связь», за счет дальнейшего увеличения интереса к сфере грузоперевозок и развития деятельности горнодобывающей промышленности района.   Город Дубна соединен с Москвой федеральной автомобильной дорогой А-104 «Москва-Дмитров-Дубна», железной дорогой и водным путем по каналу им. Москвы. В городе имеются две железнодорожные станции «Большая Волга» и «Дубна» Московско-Смоленского отделения Московской железной дороги ОАО «РЖД». Станция «Большая Волга» является грузовой и относится к 3 классу станций. На территории города расположена Иваньковская ГЭС. Система электроснабжения объектов на территории г. Дубны включает четыре питающие центры, присоединенные по ЛЭП 110 кВ к подстанции ПС 229 Темпы 220 кВ ОАО «ФСК ЕЭС» (ГПП 625 «Залесье-1» ОАО «ДМЗ им. 91 Н.П. Федорова», ГПП 739 «Залесье-2» ОАО «ГосМКБ «Радуга», ГПП-1 «Дубна» 134 ОИЯИ и ГПП-2 «Сестра» 620 ОИЯИ), а также на подстанции ГЭС-191 ФГУП «Канал им. Москвы» работают два генератора с максимальной выработкой по 14,5 МВт каждый с максимальной выработкой - 29,0 МВт. Общая мощность указанных питающих центров составляет 142 МВт.    

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...