Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования

Содержание

Введение................................................................................................................

 

1.Понятие и сущность принципов в социальной педагогике.............................

 

2.Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их

 

требования.................................................................................................................

 

Заключение...........................................................................................................

 

Список использованных источников...................................................................

 

 

Введение

 

Как и любая другая наука, социальная педагогика строится на определенных принципах и правилах. Принципы социальной педагогики как практики подразделяются на группы, обусловленные объективным, субъективным, средовым и технологическим факторами. Для каждого фактора существуют свои принципы, которые автор попытался изложить в данном реферате.

Понятие и сущность принципов в социальной педагогике

Слово «принцип» происходит от латинского слова principi-um, которое означает «основа», «начало». Каждая наука и со­ответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — ос­новными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей.

Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отсту­пать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна.

По своему объему правило уже принципа. Оно вытекает из него и отражает частные по­ложения определенного принципа, методику его применения в кон­кретной ситуации. По форме выражения в педагогике правила имеют характер рекомендаций. Принцип содержит в себе многие правила, но их совокупность не составляет еще принцип, как совокупность явлений еще не определяет их сущности.

Под принципом понимается исходное начало, более или менее общее для данного явления. Правило – это определенная норма, выражающая обязательный характер деятельности специалиста. Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления или результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов.

Социальная педагогика отпочкова­лась от педагогики и, естественно, в основе своей опирается на принципы этой науки. Принципы педагогики, отражая уровень развития общества и его потребности с определенной мерой опережения практики воспитания, в общем виде выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству опре­деленного типа личности: определяют стратегию, цели, содер­жание и методы воспитания, стиль взаимодействия его субъек­тов. Принципы в педагогике дают общее направление воспита­ния и образования личности и служат основанием для решения конкретных педагогических задач.

Однако вопрос о принципах педагогики для каждого перио­да развития этой науки является дискуссионным. Не является исключением и современный период. Разные ученые выдвига­ют те или иные принципы или по-новому толкуют уже извест­ные.

 

Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования

 

Принципы социальной педагогики как практики. Они подразделяются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат. Каждый из них, в свою очередь, зависит от закономерностей, из которых выстра­иваются соответствующие принципы. В социальной педагогике к таким факторам относятся: объектный, субъектный, средовый и технологический.

Объектный фактор – это фактор, установленный лицом (группой), в отношении которого осуществляется социально-педагогическая деятельность. Она всегда носит адресный характер и во многом зависит от личности объекта, своеобразия группы. Наиболее важными принципами являются: природосообразность, индивидуальная обусловленность и гуманизм.

Принцип природосообразности. Человек – природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Это означает, что при определенных условиях может иметь место соответст­вующая направленность и динамика развития и воспитания конкретного человека.

Сущность принципа заключается в том, что отношение к человеку должно быть как к природному существу, а точнее, социально-природному. Его (человека) следует развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать и даже разрушить. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социально-педагогической работы общих законов развития природы, другими словами, естественных возможностей человека. Соблюдение этих требований позволит наиболее полно использовать ин­дивидуальные природные задатки каждого ребенка в процессе их на­правленного, целесообразного и наиболее полного развития. Основ­ные требования – это:

— знать законы и закономерности развития и воспитания человека и уметь строить в соответствий с ними всю социально-педагогическую работу;

— изучать и знать не только возрастные и половые индивидуальные особенности, но и ближайшие и перспективные возможности человека – объекта социально-педагогической работы;

— соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы с задатками ребенка, средства их достижения – с его индивидуальными возможностями;

— в работе с детьми, имеющими особые нужды, изучать особенности индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекционно-компенсаторного развития, создавая для каждого наиболее оптимальные условия индивидуального самосовершенствования;

— в процессе социально-педагогической работы учитывать не только природосообразность развития и воспитания человека, но и возможности самой природы в реализации целей.

Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Че­ловек – это особый индивидуальный мир со своим содержанием, возможностями развития, воспитания и взаимодействия со средой жизнедеятельности. Отсюда следует, что в работе с конкретным че­ловеком необходим особый подход, способы и методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную ре­ализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах.

Реализация требований принципа личностного, индивидуального подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:

— человека (группу) нужно хорошо узнать перед началом работы с ним (с ней). Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального педагога наиболее полно понять индиви­дуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на ос­нове познаваемой индивидуальности;

— предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и социального педагога к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу;

— учитывать состояние объекта и динамику его изменения в про­цессе работы с ним. Уметь проявлять гибкость в этой работе с учетом изменяющегося состояния объекта и потребностей реализационной

деятельности;

— стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для человека в процессе социально-педагогической работы с ним.

Принцип гуманизма. Слово «гуманизм», «гуманность» (от лат. humanus – человечный) означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья. Этот принцип в социальной педагогике озна­чает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество.

Основные требования принципа:

— развитие и воспитание направляется в интересах человека и должно способствовать его самосовершенствованию;

— воспитание должно ставить человека в определенные условия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают саморазрушения личности;

— гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволен­ностью;

— в процессе взаимодействия с ребенком надо обеспечить призна­ние его права быть самим собой, уважать его личное достоинство.

Особые требования предъявляются при взаимодействии с детьми, нуждающимися в помощи. Сущность их заключается в том, чтобы, проявляя милосердие к ребенку, ставить его в достаточно жесткие, но жизненно необходимые условия, способствующие его наиболее полно­му и целесообразному развитию, воспитанию и самореализации.

Субъектный фактор – это фактор, обусловливающий своеобразие организации и осуществление социально-педагогической деятельности субъектом. Он важен при определении, кому следует поручить конкретную социально-педагогическую деятельность в зависимости от складывающейся ситуации и потребности (требований) в (к) ее результативности. Данный фактор важен и при оценке (анализе) процесса и (или) результата этой деятельности. Главными принципами, отсюда вытекающими, являются: личностная обусловленность и взаимосвязь профессионализма и действенности социально-педагогической деятельности.

Принцип личностной обусловленности. Именно личность специа­листа определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Он олицетворяет авторитет, доверие к со­циальному педагогу, его слову и работе. Собственно социально-педа­гогическая деятельность осуществляется человеком в его индивиду­альном стиле. В процессе ее происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта. Одна и та же педагогическая деятельность, выполняемая одним и тем же человеком, а тем более другими людьми отличается и воспринимается по-разному. Можно копировать деятельность, перенимать опыт, но нельзя стать таким же, как ее автор. Усвоенному обязательно будет не хватать обаяния исполнителя, его эмоциональности, волевой напо­ристости, искусства поведенческого и речевого воздействия и т.д.

Аналогичное явление можно наблюдать в актерской игре. Каза­лось бы, что это одно и то же воспроизведение, одна и та же среда – сцена, а результат чем-то да и отличается. Это отличие зависит от внутреннего и эмоционального состояния актера, его партнеров, вос­приятия актерской игры зрителями, ощущением этого восприятия и другими факторами.

Считается, что педагог, как и актер, должен уметь решать профес­сиональные задачи в любом состоянии. Однако это не так. Актер обычно перед спектаклем нуждается в направленном перевоплощении в образ героя. Он переодевается, гримируется, входит в роль, отреша­ясь от всех своих проблем, которые у него были до этого момента. Воспитатель такой возможности не имеет. Он призван мгновенно включаться в ситуацию, принимать решение и действовать. От его де­ятельности зависит направленность и интенсивность воспитательного воздействия.

Творческая деятельность педагога индивидуальна. Перенять опыт практической деятельности можно на уровне умения, но ее эффектив­ность и результативность будут другими. Они могут быть лучше или хуже. Результативность во многом определяется не только педагогическим мастерством педагога, но и его творческим подходом, своеоб­разием личности. Опытом можно овладеть, но обаянием, отношением к делу, индивидуальным стилем невозможно.

Принцип личностной обусловленности педагога подразумевает учет следующих рекомендаций:

— объект социально-педагогической деятельности, среда, решаемые задачи требуют учета особенностей личности педагога, способно­го обеспечить результативность;

— в работе с человеком (группой) педагогу важно уметь настраивать себя на работу с ним (ней) и на прогнозируемый результат;

— в ситуации, когда педагог не обладает возможностями добиться прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его

заменить;

— в педагогической деятельности важно оценивать особенности индивидуального стиля воспитательной работы, его достоинства и не­достатки, что является основой стимулирования самосовершенствова­ния педагога;

— овладение педагогическим опытом другого лица предусматривает необходимость учета и своеобразия его личности, в какой степени его можно усвоить.

Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности соци­ально-педагогической деятельности социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чем выше про­фессионализм специалиста, тем он более способен выбирать опти­мальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспе­чивать его квалифицированную реализацию. Принцип диктует необ­ходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального ра­ботника. Его следует учитывать при:

— профессиональном отборе (в какой степени из претендента можно сформировать специалиста);

— организации работы с молодым специалистом;

— обеспечении прогнозируемого результата;

— повышении ответственности специалистов.

Профессиональная подготовленность определяется соответствую­щей компетентностью, умением и •внутренней потребностью соци­ального работника реализовать ее в конкретных условиях и к опреде­ленному объекту.

Основные требования принципа:

— в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогической деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта определяется субъект. На практике это требование далеко не всегда выполнимо (в этом случае специалист, не имеющий опыта работы, не должен допускаться к ней)

— cледует дифференцированно подходить к определению субъекта социально-педагогической деятельности

— специалист, не имеющий опыта работы, нуждается в корректной помощи и поддержке в процессе его приобретения и профессиональ­ной самореализации;

— в работе со специалистами, имеющими опыт социально-педаго­гической деятельности, необходим индивидуальный подход, стимули­рующий ответственное отношение к профессиональной деятельности.

Средовый фактор — это фактор, обусловливающий влияние среды на объект и субъект социально-педагогической деятельности и ее результат. Он либо усиливает действенность практики социального педагога, либо ее ослабляет. Социальная педагогика рекомендует использовать позитивное влияние средовых факторов на процесс социально-педагогической деятельности либо нейтрализовать или су­щественно снизить их негативное влияние. Наиболее важными прин­ципами при этом являются: культуросообразность, социальная обу­словленность, средовая обусловленность.

Принцип кулътуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкрет­ных условиях среды жизнедеятельности — в конкретной культуре. Вместе с культурой человек усваивает тот менталитет, который харак­терен для среды его жизнедеятельности.

Собственно принцип культуросообразности воспитания был сформулирован Дистервегом. Он обращал внимание на необходи­мость учета в воспитании места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить. Человек — продукт своего времени и его культуры.

Основные требования принципа:

— приобщать ребенка с самого раннего детства к национальной (народной) культуре;

— использовать в воспитательной деятельности своеобразие на­родного воспитания, возможности народной мудрости (языка, тради­ций, обычаев и пр.);

— начинать социальное воспитание с родного языка, активно включая народные песни, сказания, литературу и искусство. Культуры и языки других народов изучать на фоне родного языка и культуры;

— активно использовать культурное наследие прошлого, культурные достижения и возможности региона, духовные ценности мировой культуры.

Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности. Данный фактор имеет место при:

— организации социально-педагогической деятельности (любая деятельность осуществляется на определенном фоне);

— социально-педагогической экспертизе работы учреждения (в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в со­ответствии с его социально-педагогической политикой);

— социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответст­вия требованиям учреждения;

— социально-педагогической оценке деятельности специалиста, с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении;

— экспертизе социально-педагогической деятельности партии,
движения.

Принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от не­посредственной среды его жизнедеятельности. Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности); либо место, где осуществляют консультационную работу с ним (на­пример, особо оборудованная комната в специализированном центре, домашняя обстановка, школа). Средовые факторы – это то, с чем вза­имодействует человек. В этом случае они выступают средством его развития, воспитания. Необходимость управлять факторами социаль­ного окружения человека, чтобы стимулировать через них его целена­правленное индивидуальное развитие, и лежит в основе принципа средовой обусловленности.

Каждый фактор имеет собственное воспитательное воздействие (воспитательный потенциал), свои особенности, которые должны учитываться специалистом. Средовый фактор может стимулировать воспитательное воздействие, наполнять его определенным содержани­ем, нейтрализовывать и даже противодействовать ему. Основные тре­бования принципа:

— для каждого воспитательного мероприятия (воздействия) суще­ствует наиболее благоприятная, благоприятная (недостаточно благо­приятная), неблагоприятная среда;

— с учетом целей (замысла) социально-педагогической деятель­ности, особенностей субъекта и объекта определяются и средовые факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать наиболее полное их достижение;

— социальному работнику необходимо уметь прогнозировать вли­яние среды и стремиться наиболее полно использовать положительные возможности, одновременно максимально снижая или нейтрали­зуя влияние негативных;

— факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно на растущего, впечатлительного, что требует более пристального вни­мания к ним в процессе профессиональной деятельности;

— факторы среды нередко являются средством воспитания ребен­ка, поэтому в работе с детьми необходимо умение прогнозировать ха­рактер ее влияния и целенаправленно использовать в процессе соци­ально-педагогической работы.

Технологический фактор — это фактор, определяющий законо­мерности собственно социально-педагогической деятельности. Он требует учета возможностей технологии непосредственной социаль­но-педагогической деятельности. По сути эти принципы воспитания относятся к общей педагогике. В них в значительной степени отража­ются закономерности самой технологии воспитания: целенаправлен­ность, систематичность, комплексность, опора на положительное в личности, сознательность и активность и др.

Взаимосвязь принципов представляет определенную систему. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным из них, неиз­бежно ведет к снижению или непрогнозированности результатов со­циально-педагогической деятельности.

 

 

Заключение

Между всеми принципами существует тесная взаимосвязь и взаи­мообусловленность. Ни один из них, ни какая-либо группа еще не определяют эффективность социально-педагогической деятельности. Они лишь акцентируют внимание на одну или несколько сторон дея­тельности, выделяя наиболее важные требования, выполнение кото­рых обеспечивает ее эффективность. Чем больше принципов учиты­вается в социально-педагогической деятельности, тем больший результат можно получить.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...