Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспечение ВУЗов профессорско-преподавательскими кадрами




 

Изменения, происходившие в систем высшего образования, не могли не сказаться на профессорско-преподавательском составе. В первую очередь эти изменения были связаны с тем, что значительная часть вузовской интеллигенции не приняла новую власть, оставаясь на других политических позициях, и чем более крепла советская власть, тем меньше оставалось в вузах подобных представителей профессорско-преподавательского корпуса. В первые послереволюционные месяцы и в начале гражданской войны в среде преподавателей коммунистов было незначительное число, гораздо большим было представительство кадетов, октябристов и даже монархистов. Новые органы власти прилагали немалые усилия, чтобы разрушить единство профессорско-преподавательского состава, переманить часть на свою сторону, а совсем уж непримиримых противников изолировать, а затем и убрать. Использовались различные способы обработки профессорско-преподавательского состава: от привлечения путем обеспечения более или менее сносных условий жизни до открытых угроз и репрессивных мер.

Постоянные попытки кардинально сломать существующую систему вузов, изменить принципы ее работы приводили к частой смене руководства высших учебных заведений, что в свою очередь приводило к падению престижа должностей ректоров, деканов, руководителей кафедр. В то время "статус и значение человека во многом определялось его политической принадлежностью, "чистотой" его политических взглядов, приверженностью партийным устремлениям и целям", что, конечно же, касалось и представителей профессорско-преподавательского корпуса. Примером такой "ректорской чехарды" может послужить Казанский Университет, в котором с 1917 по 1918 год сменилось 5 ректоров. Похожая ситуация сложилась в Московском университете, в котором на протяжении 18 - 20 годов шла борьба большевиков с ректором, бывшим членом партии кадетов проф. М.М. Новиковым, выступавшим против осуществлявшейся Наркомпросом ломки устоев университетского самоуправления. В 1920 г. Его отстранили от руководства университетом, где был создан Временный Президиум из представителей студентов, преподавателей, работников НКП, служащих. Из его состава был избран новый ректор - проф. кафедры финансового права Д.П. Боголепов, член РКП, который своими "левацкими" взглядами вызвал резкое недовольство профессуры и вскоре был заменен на проф.В.П. Волгина, естественно, тоже коммуниста, но занимавшего более компромиссную позицию.

Постановлениями ЦИК и СНК ликвидировалась господствующая в высшей школе кастовость и корпоративность профессорско-преподавательского состава, для того чтобы открыть дорогу молодым преподавательским кадрам, носителям нового марксистко-ленинского мировоззрения. Отменялись существовавшие до революции ученые степени и звания, связанные с ними права и преимущества и вводил новые звания профессоров и преподавателей, с замещением должности по конкурсу.

Теперь все желавшие могли занять должность профессора, если они готовы были читать лекции в вузе. В результате многие доценты, преподаватели и даже посторонние к вузам люди стали профессорами. Ввели положение о том, что нельзя более 15 лет работать в одном университете на преподавательской работе, а надо переходить на другую работу или выдержать всероссийский конкурс. В результате в Московском университете 90 из 99 профессоров должны были пройти этот конкурс, а 175 доцентов, приват-доцентов и других лиц сразу получили звание профессора.

Взятый властью курс на демократизацию высшего образования заключался и в изменениях, которые должны были произойти во внутренней системе управления вузами и во взаимоотношениях между студентами и профессорско-преподавательскими кадрами. Многими сторонниками демократизации высшего образования грядущие перемены рисовались в идеализированном образе "дружной семьи пролетарского студенчества и новых профессоров, где царит атмосфера всеобщего братства и взаимопонимания". В журнале "Высшая школа" в 1919 году писалось: "Прежде одни профессора могли решать участь высшей школы, были полноправными и единственными участниками, как на Совете профессоров, так и на факультете. Не только совершенно бесправной была вся масса студенчества, но и ассистенты, и приват-доценты не могли принимать участия в управлении высшей школой. Новая высшая школа должна быть построена на совершенно ином принципе - общего согласия, равенства и дружной совместной работы всех ее участников. В новой высшей школе и профессора и студенты должны быть товарищами в работе".

С февраля 1921 г. все высшие учебные заведения перешли в ведение Главпрофобра - Главного комитета профессионально-технического образования Наркомпроса. Позиции РКП (б) в высших учебных заведениях крепли с каждым днем, в подавляющем большинстве университетов и институтов создавались партийные ячейки. А 11 февраля 1921 в соответствии с постановлением СНК РСФСР "Об учреждении Институтов по подготовке Красной Профессуры" были открыты особые институты, готовящие преподавателей и профессоров на позициях марксизма. Постановление предписывало:

"1. Учредить в Москве и Петрограде Институт по подготовке красной профессуры для преподавания в высших школах Республики теоретической экономики, исторического развития общественных форм, новейшей истории и советского строительства.

. Установить число работающих в Институте красной профессуры для Москвы в 200 и для Петрограда 100.

. Поручить, Народному комиссариату по просвещению приступить в срочном порядке к организации указанных институтов.

. Обязать все советские учреждения оказывать всемерное содействие Народному комиссариату по просвещению в деле скорейшей организации указанных институтов".

"Положение об управлении высшими учебными заведениями РСФСР" от 1921 года окончательно ликвидировало остатки автономии высшей школы и создало принципиально новую систему управления в вузах. Правление вуза, являвшееся высшим органом учебного заведения, назначалось Главпрофобром. В правление обязательно входили представители студенчества, оно созывало по собственной инициативе Совет университета, в который наряду с профессорами входили представители общественных (партийных и комсомольских) организаций и представители органов управления образованием. Такая же система насаждалась и на факультетах.

Ситуация в вузах была критической. Представители "старого" профессорско-преподавательского корпуса не могли принять "равноправие" студентов и профессоров, нарушение субординации и сложившихся традиций внутренних отношений в вузах. Мы уже отмечали, что уровень материального обеспечения профессоров и преподавателей был ничтожен, заработная плата существенно отличилась от дореволюционной, что усугублялось отсутствием учебников, пособий, катастрофической бедностью большинства вузов, холодом, голодом и эпидемиями. В своих воспоминаниях ректор Саратовского университета В.Д. Зернов с возмущением упоминал об участии профессоров и преподавателей в земляных работах, в заготовке дров для университета, о проводившихся реквизициях недвижимости, о выселениях из квартир, появлениях различных "агентов", ведущих слежку за всеми профессорами и за ректором.

В 1919-1920 гг. Максим Горький выступил с инициативой по созданию Центральной и местных комиссий по улучшению быта ученых (КУБУЧ). Данные комиссии были основаны для решения задач материальной поддержки видных деятелей науки и культуры, и даже просто - спасения их от голодной смерти. В число таких представителей науки, чье положение требовало безотлагательной помощи, попадали и университетские профессора, однако "отобранные" в рамках идеологизированного подхода: например, ученые-гуманитарии, которые вызывали наибольшие подозрения властей, могли получить паек КУБУЧ, только после представления ими доказательств прочного усвоения основ марксизма - ленинизма. От голода и холода в годы гражданской войны только Петроградском университете умерло почти 40 ученых и преподавателей, среди них были и всемирно известные ученые - гуманитарии: академики Б. Тураев, А. Дьяконов, А. Шахматов, А. Лаппо-Данилевский.

Правительство предпринимало меры, для того, чтобы нормализовать ситуацию в среде профессоров и преподавателей, однако они мало в чем изменяли положение работников вузов.

Утвержденным в 22 году "Положением о высших учебных заведениях" весь профессорско-преподавательский состав делился на следующие группы:

. Лица, занятые в Высших Учебных Заведениях научной работой какого бы то ни было рода, носят название научных работников.

. Научные работники разделяются на:

а) Профессоров, которые ведут самостоятельные курсы или занятия или заведуют одним из научно-учебных установлений Высшего Учебного Заведения и избираются Государственным Ученым Советом.

б) Преподавателей, которые ведут вспомогательные курсы или занятия или же работают самостоятельно, но под руководством или ответственностью одного из профессоров и избираются Правлением Высшего Учебного Заведения или Государственным Ученым Советом по представлению Главного Комитета Профессионально-Технического Образования.

в) Научных сотрудников, которые помогают профессорам и преподавателям или же готовятся к самостоятельной учебной или учебно-ученой деятельности и избираются Правлением Высшего Учебного Заведения или Государственным, Ученым Советом по представлению Главного Комитета Профессионально-Технического Образования.

Примечание. Число научных работников в каждой категории, а равно их содержание определяются штатами данного Высшего Учебного Заведения…

Тогда же в 1922 году началось планомерное вытеснение из университетов старой дореволюционной профессуры, особенно из гуманитарных факультетов, что в последствии привело к чисткам и изгнанию из вузов наиболее талантливых и самостоятельно мысливших ученых. Ленин считал позорной ситуацию, когда "почти пять лет спустя после завоевания политической власти пролетариатом в его, пролетариата, государственных школах и университетах учат (вернее развращают) молодежь старые буржуазные ученые старому буржуазному хламу". Часть представителей профессуры уже тогда попала в лагеря и тюрьмы, некоторая часть - выслана за границу. Многие ученые, движимые патриотическими чувствами, считали себя обязанными остаться в Советской России и переносить все тяготы вместе со своим народом, скрывали свои истинные взгляды, делая вид, что соглашались с политикой большевиков. Дневники, воспоминания, письма многих ученых с мировым именем, таких как В. Вернадский, И. Павлов, Ю. Готье и других, показывают, как крупнейшие ученые вынуждены были приспосабливаться к новой жизни.

К середине 20-х годов старые специалисты были в большей степени вытеснены, остро встал вопрос о необходимости подготовки к преподавательской деятельности новых выпускников вузов. С 1925 года в вузах начала открываться аспирантура, однако, набор в нее осуществлялся строго по рекомендациям партийных ячеек, среди студентов стала выделяться категория выдвиженцев - коммунистов и комсомольцев с безупречным классовым происхождением, проявившие себя высокой активностью в общественно - политической работе. Именно такие студенты в будущем виделись в качестве новых преподавателей вузов и новой советской интеллигенции.

Во второй половине 20-х годов в связи с переходом к индустриализации и уже упоминавшимися переменами, происходившими в системе высшего образования, с реорганизацией и приспособлением ее к растущим нуждам экономики, в вузах усилилась борьба с классово чуждыми элементами. Практически во всех громких политических процессах конца 20-х - начала 30-х годов значительную часть обвиняемых составляли вузовские профессора и преподаватели, многие из которых приговаривались к длительным срокам заключения, многие потому мерли в лагерях и тюрьмах. По громкому показательному "академическому" делу репрессиям подверглись выдающиеся ученые, представители гуманитарных наук, цвет российской науки - многие профессора Ленинградского университета, среди которых были академики Тарле, Платонов, член-корреспондент АН СССР Приселков и многие другие.

Подобное уничтожение лучших представителей советской науки могло вовсе обескровить ее и отбросить назад. Поэтому в конце 1930 года на третьей сессии ГУС НКП возникла программа реорганизации университетов с целью подготовки в их стенах научно-исследовательских кадров и преподавателей для вузов и техникумов. Летом 1931 года было утверждено Постановление СНК РСФСР, в котором говорилось, что университеты должны стать центрами подготовки новых научно-исследовательских кадров по физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам. В 30 е годы стало происходить возрождение роли университетов в научной жизни страны, в подготовке квалифицированных кадров. Во второй половине 30-х гг. уделялось большое внимание подготовке кадров высшей квалификации, были восстановлены ученые степени, быстро развивалась аспирантура. В Постановлении СНК СССР "О подготовке научных и научно - педагогических работников" от 13 января 1934 г., были сформулированы основные положения об аспирантуре, во многом действующие и до сих пор. В положении говорилось следующее:

. Подготовка научных и научно - педагогических кадров по общенаучным, общетехническим и специальным дисциплинам осуществляется путем аспирантуры при высших учебных заведениях и научно - исследовательских учреждениях;

. Подготовка научных и научно - педагогических работников производится только в тех высших учебных заведениях и научно - исследовательских институтах, которые наиболее обеспечены высококвалифицированными научными кадрами и располагают соответствующим оборудованием (библиотека, лаборатории, испытательные станции и т.п.).

. В аспиранты принимаются трудящиеся не старше 35 лет из числа лиц, имеющих законченное высшее образование… и проявившие способность к научно-исследовательской или научно-педагогической деятельности. При зачислении преимущество оказывается ударникам.

Данный документ, приведенный в сокращении, свидетельствует о тех высоких требованиях, с которыми подходили власти к уровню подготовки новых ученых и преподавателей.

Нехватка преподавательских кадров ощущалась вплоть до начала войны. Так, в 1936 году в Москве в Математическом институте им.В.А. Стеклова состоялась конференция по вопросам преподавания математики, созванная математической группой АН СССР, на которой отмечалось, что из-за недостатка преподавателей очень часто лекции по математике в вузах читаются не математиками, что в большинстве случаев приводит к неправильной оценке курса математики и снижает качество знаний студентов.

В 1937 году "в целях поощрения научной работы и повышения квалификации, научных и научно - педагогических кадров" вышло постановление СНК "Об ученых степенях и званиях", в котором говорилось об условиях присвоения различных званий: доктора наук, кандидата, ассистента, доцента, профессора; говорилось о правилах защиты диссертации и процедуре присвоения научных степеней и званий.

Прием в аспирантуру ежегодно расширялся, и к началу 1939 года в университетах РСФСР насчитывалось 1200 аспирантов с восстановленными учеными степенями и званиями, из них 464 обучались в МГУ.

Закреплению преподавательских кадров в вузах должен был способствовать переход оплаты труда от почасовой к штатно-окладной системе. В 1937 г. почасовая система была окончательно отменена. В вузах устанавливалось штатное расписание, которое зависело от количества студентов. Устанавливалось, что преподаватель может состоять в штате только одного вуза ив среднем должен работать 5 часов в день с учетом всех видов учебной и научно-исследовательской работы. Происходило повышение заработной платы вузовских работников: в 1938 году профессор Саратовского университета получал 1000-1300 руб., доцент - 800-900 руб., ассистент - 600 руб., деканам добавляли 50% от штатного оклада, за заведование кафедрой доплачивали 160-180 руб.

Во второй половине 30-х годов вся система высшего образования подверглась новому, еще более интенсивному процессу чисток и массовых репрессий. Огромное количество профессоров, преподавателей оказалось в тюрьмах, лагерях ГУЛАГа, лишалось возможности вести исследовательскую работу и преподавать.

Многие ученые погибли в эти годы. Например, в Саратовском университете в течение трех лет было снято и репрессировано несколько ректоров. В Ленинградском университете после убийства Кирова была проведена очередная чистка, многие преподаватели исключались из партии, высылались из Ленинграда как социально опасные.

Динамику роста численности профессорского корпуса и количества аспирантов приводит А.Ф. Лапко:

"До Октябрьской революции общая численность профессорско-преподавательского состава в вузах России составляла 6658 человек, из них на долю строительных и промышленных вузов приходилось 1253 человека, на долю транспортных вузов и вузов связи - 62 человека, на долю сельскохозяйственных вузов - 362 человека. К 1925/1926 г. во всех этих вузах насчитывалось 5655 профессоров и преподавателей.

В последующие годы бурный рост всех отраслей народного хозяйства и культуры потребовал десятки тысяч молодых специалистов с высшим образованием". 

Далее он приводит численность аспирантов в период с 1927 по 1940 год и численность научных работников и преподавателей в некоторых отраслевых втузах. Приведенные данные расположены в Таблице №1 и Таблице №2.

 

Таблица 1. Численность аспирантов в советских вузах в 1927-1940 г..

год 1927 1929 1933 1934 1935 1936 1937 1940
Численность аспирантов в тыс. чел 0,892 3,0 14,8 13,0 10,6 9,8 9,0 16,9

 


Таблица 2. Численность научных работников и преподавателей в некоторых отраслевых втузах.

Втузы Число профессоров Число доцентов Число преподавателей Всего
Промышленные 1123 3135 5318 9576
Транспорт и связь 199 803 1724 2726
Сельскохозяйственные 640 2131 2825 3596
Итого 1962 6069 9867 15898

 

В целом можно сказать, что к 1941 году реорганизация высшей школы была практически завершена. Практически решен был и вопрос с обеспечением новых высших учебных заведений новыми кадрами. Мероприятия, предпринятые властью, привели к тому, что перед Великой Отечественной войной в штате наших вузов было 50 015 человек, из них профессоров - 5350, доцентов - 13 105, ассистентов и преподавателей - 31 560. А проведенные в их среде чистки и репрессии полностью уничтожили любое проявление инакомыслия и поставили профессорско-преподавательский корпус на службу советской власти и насущных потребностей экономики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...