Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.2 Характеристика показателей почвенно-экологического мониторинга и оценка почв земель сельскохозяйственного назначения




ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания к прохождению учебной практики по дисциплине «Почвоведение» предназначены для студентов, обучающихся по специальностям 120301.65 – Землеустройство, 120302.65 – Земельный кадастр, 120303.65 – Городской кадастр и направлению подготовки 120300.62 – Землеустройство и кадастры. Методические указания написаны в соответствии с ГОСТ ВПО (от 27.03.2000 г.), рабочей программой по дисциплине «Почвоведение» и порядком проведения практики студентов, обучающихся в ФГОУ ВПО ОмГАУ по основным образовательным программам высшего профессионального образования (2010 г.).

Цель методических указаний – помочь студентам при освоении и выполнении практических заданий учебной практики.

Учебная практика предусмотрена в конце 2-го семестра для студентов очной формы обучения. Трудоемкость практики составляет 36 часов. Для студентов заочной формы обучения учебная практика проводится в 1 семестре и составляет 18 часов. В программу учебной практики включены темы, которые не вошли в лабораторные занятия, но необходимы для изучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки специалистов и бакалавров по выше указанным специальностям и направлению подготовки бакалавров. Методические указания содержат материал, который будет использован и в период перехода на стандарт третьего поколения.

Данное издание включает в себя введение, методические рекомендации к выполнению заданий, оформление отчета и получение зачета и приложения. Методические указания разработаны доцентом Аксеновой Ю.В. и ст. преп. Ли М.А. являются элементом учебно-методического комплекса дисциплины «Почвоведение».

Цель учебной практики – углубить и закрепить знания, полученные при освоении теоретического курса по данной дисциплине, получить практические навыки по оценке качества земель сельскохозяйственного назначения, являющиеся основой для проведения почвенно-экологических мониторинговых изысканий.

 

ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

Цель учебной практики – углубить и закрепить знания, полученные при освоении теоретического курса по данной дисциплине, получить практические навыки по оценке качества земель сельскохозяйственного назначения, являющиеся основой для проведения почвенно-экологических мониторинговых изысканий.

Виды работ и сроки проведения учебной практики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение времени учебной практики по видам работ для студентов очной формы обучения

Вид работ и заданий Трудоемкость, ч
1-й день
Выдача методических указаний, рабочего инвентаря, инструктаж по ТБ, закладка почвенных разрезов на территории ФГОУ ВПО ОмГАУ и их описание.  
2-й день
Получение студентами индивидуальных заданий. Проведение индексации почв исходя из их классификационного названия. Характеристика основных свойств и режимов почв Западной Сибири  
3-й день
Распределение земель хозяйства по основным фондам земель сельскохозяйственного назначения. По карте почвенного покрова хозяйства составление картограммы агропроизводственной группировки почв и экспликации к ней.  
4-й день
Разработка мероприятий по повышению плодородия почв и их рационального использования в сельском хозяйстве. Оформление отчета  
5-й день
Оформление отчета и получение зачета  
Итого  

 

Место проведения учебной практики – территория ФГОУ ВПО ОмГАУ, кафедра почвоведения. Студенты в группе работают по бригадам в поле и индивидуально в аудитории, используя конспекты лекций, раздаточный материал, почвенные карты. Продолжительность учебной практики составляет 5 дней. Руководство практикой осуществляет преподаватель.

 

Таблица 2

Распределение времени учебной практики по видам работ для студентов заочной формы обучения

Вид работ и заданий Трудоемкость, ч
1. Описание морфологических признаков и установление типа и подтипа основных зональных и интразональных почв Западной Сибири по коробочным образцам  
2. Проведение индексации почв исходя из их классификационного названия. Характеристика основных свойств и режимов почв Западной Сибири  
3. Разработка мероприятий по повышению плодородия почв и их рационального использования в сельском хозяйстве. Получение зачета  
Итого  

 

Место проведения учебной практики – кафедра почвоведения. Студенты в группе работают индивидуально, используя учебники, раздаточный материал, конспекты, почвенные карты. Руководство практикой осуществляет преподаватель.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

Тема 2.1 Изучение почв и экологических условий их формирования в естественных и антропогенных ландшафтах

 

Цель: научиться определять типы, подтипы, родовые и видовые признаки зональных и интразональных почв в полевых условиях.

Содержание:

- изучить экологические условия формирования почвенного покрова территории;

- заложить почвенный разрез;

- выделить генетические горизонты профиля почвы и провести их морфологическое описание;

- с учетом рельефа, растительного покрова, морфологических признаков почв установить тип почвы, ее подтиповые, родовые и видовые признаки;

- дать полное классификационное название почвы.

Базовый материал: конспекты лекций.

Тема 2.2 Характеристика показателей почвенно-экологического мониторинга и оценка почв земель сельскохозяйственного назначения

 

Цель: научиться распределять почвы по основным фондам земель сельскохозяйственного назначения, проводить агропроизводственную группировку почв, разрабатывать мероприятия по их улучшению и рациональному использованию с учетом показателей экологического мониторинга почв (лимитирующие факторы, содержание гумуса, мощность гумусового слоя и т.д.); научиться составлять полное классификационное название почв на основе их индексов.

Содержание:

- охарактеризовать основные свойства и режимы зональных и интразональных почв Западной Сибири;

- провести индексацию полного классификационного названия почв;

- провести агропроизводственную группировку почв, разработать мероприятия по их улучшению, дать рекомендации по рациональному использованию почв агрогрупп в сельском хозяйстве с учетом природно-климатических условий зоны и показателей экологического мониторинга земель (лимитирующие факторы, содержание гумуса, мощность гумусового слоя и т.д.).

Базовый материал: конспекты лекций, почвенные карты различного масштаба.

 

Теоретические пояснения к теме

Агропроизводственная группировка почв – это объединение типов, видов и разновидностей почв в более крупные агропроизводственные группы по общности свойств, близости экологических условий их формирования, уровню плодородия, однотипности необходимых агротехнических, мелиоративных и противоэрозионных мероприятий.

При проведении агропроизводственной группировки почв учитывают следующие показатели:

- типы почв;

- мощность пахотного слоя (обработка должна проводиться на одну глубину);

- близость свойств, характеризующих питательный режим почв (содержание гумуса в почвах одной агрогруппы должно быть примерно одинаковым, иначе они будут отличаться по количеству питательных веществ и срокам созревания сельскохозяйственных культур);

- приблизительно одинаковые водно-воздушные и тепловые свойства;

- положение почв по рельефу. На склонах необходимо предусмотреть мероприятия по борьбе с эрозией;

- реакция среды почвенного раствора (нельзя объединять в одну агрогруппу кислые и щелочные почвы, так как на кислых почвах проводят известкование, на щелочных – гипсование);

- близость свойств, определяющих отношение почв к обработке, устанавливаемое на основе гранулометрического состава;

- потребность в мелиоративных мероприятиях (заболоченность, солонцеватость, солончаковатость, эродированность, каменистость почв) с учетом условий рельефа, уровня залегания грунтовых вод и их качества;

- содержание в почве вредных для растений веществ (тяжелые металлы, водорастворимые соли и т.д.);

- характер и интенсивность процессов засоления.

Для почв объединенных в одну агропроизводственную группу намечают одинаковое направление их использования и комплекс агротехнических, мелиоративных или противоэрозионных мероприятий.

 

Порядок выполнения работы

На основании знаний, полученных при изучении теоретического курса дисциплины «Почвоведение», конспектов лекций и приложения Б методических указаний, студент проводит индексацию почв, исходя из их классификационного названия, дает характеристику основных свойств и режимов зональных и интразональных почв Западной Сибири, указанных в индивидуальном задании (приложение А) и заполняет таблицу 3.

С учетом зоны формирования почв, их свойств и режимов, указанных в таблице 3, а так же руководствуясь данными, представленными в приложении В методических указаний, студент проводит агропроизводственную группировку почв, намечает мероприятия по улучшению и их рациональное использование в сельском хозяйстве и заполняет таблицу 4.

Таблица 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...