Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные разряды лексических единиц




Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению (огромный - громадный, есть – кушать; бродить – шляться).

Антонимы – это слова одной и той же части речи, противоположные по значению (хороший – плохой, высоко – низко, правда – ложь).

Внимание:

КОНТЕКСТНЫЕ (контекстуальные) синонимы –это слова, сближающиеся своим значением в условиях контекста. Например, душная, гнетущая атмосфера; пустынный, неприветливый дом.
КОНТЕКСТНЫЕ (контекстуальные) антонимы - это слова, противопоставленные в определенном контексте. Например, солнечный свет - лунный свет; один год - вся жизнь

Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению (луг – лук, брак – брак)

Омофоны -это слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению и написанию (гриб – грипп, Роман – роман).

Омографы – это слова, одинаковые по написанию, но различные по значению и звучанию (зам О к – з А мок, пар И ть – п А рить)

Омоформы – это слова, совпадающие по звучанию и написанию только в отдельных формах (три – глагол, три – числительное, стих – существительное, стих – глагол).

Паронимы – это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие разные значения (единый – единичный, будний - будничный, компания – кампания)

Фразеологизмы – целостные несвободные единицы, которые воспроизводятся в готовом виде (бить баклуши, мастер на все руки, держать камень за пазухой, звёздный час, заварить кашу, со всех ног).

Запомните написание фразеологизмов (запятая не ставится):

Ни то ни сё Ни рыба ни мясо Ни два ни полтора Ни жато ни сеяно Ни пава ни ворона Ни богу свечка ни черту кочерга Ни туда ни сюда Ни себе ни людям Ни ответа ни привета Ни взад ни вперёд Ни к селу ни к городу Ни за что ни про что Ни с того ни с сего Ни больше ни меньше Ни слуху ни духу Ни так ни сяк Ни стать ни сесть Ни жив ни мёртв Ни в коем случае Ни под каким предлогом Ни бе ни ме Ни много ни мало Ни на йоту Ни кола ни двора Ни свет ни заря Ни пуха ни пера

Примеры фразеологизмов

Разговорный стиль Книжный стиль
Орать благим матом ни ответа ни привета на головах ходили заливался соловьем с горем пополам как рыба об лед ест за милую душу пошевели мозгами сплошь и рядом хрен редьки не слаще олух царя небесного у черта на куличках один на белом свете Из кожи лезли на свежую голову отбился от дома вышел из строя собаку съем точить лясы бить баклуши днем с огнем с жиру бесится ест за двоих спит и видит от зари до зари бить ключом случилась же сия оказия это альфа и омега варфоломеевская ночь держать порох сухим земля обетованная не будь кисейной барышней черный вторник связан по рукам и ногам конфискация имущества потребительская корзина минимальная зарплата от мала до велика маковой росинки во рту не было притча во языцах пять пядей во лбу давать показания, закон джунглей яблоко раздора канул в лету прямой эфир шоковая терапия сжечь мосты до поры до времени лебединая песнь встать на ноги внести свою лепту
       

Задание 23

Средства связи между предложениями

Основные средства связи между предложениями в тексте

Лексические средства
Слова одной тематической группы Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.
Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными.
Синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения) Особое значение для развития русского литературного языка имело творчествоА.С.Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
Антонимы (в том числе контекстуальные) Недруг поддакивает. Друг спорит.
Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п. Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.
морфологические средства связи
Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений За окном шумит дождь. Затов доме тепло и уютно.
Использование личных(в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.
Использованиенаречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
Единство временных форм глаголов-сказуемых Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелисьзвезды.
Использование степеней сравнения прилагательных и наречий Место было прекрасное. Лучшеи придумать было нельзя. Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было.
синтаксические средства связи
Синтаксический параллелизм, предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений Юностьвремя надежд. Зрелостьпора свершений. (Предложения построены по одной и той же схеме)
Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.
Использование неполных предложений — Знаете, о чем мы спорили? —О литературе, музыке, живописи.
Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать. Можно ли забыть землю, на которой ты вырос?
Использование прямого и обратного порядка слов Я приду вечером. Придуя, чтобы наконец увидеть тебя.

Задание 24

Средства выразительности

ЛЕКСИКА СИНТАКСИС
1. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. 2. Фразеологизмы. 3. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления (просторечные слова, разговорная лексика), в том числе и диалектизмы, профессионализмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, термины 4. Тематические группы: - общественно-политическая лексика, - лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, - военная терминология и т.п. «Специальные» средства ТРОПЫ эпитет (образное определение), сравнение(сопоставление одного явления или понятия с другим), метафора(переносное значение на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку), олицетворение(перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия), метонимия (перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности), синекдоха(перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними), перифраз (описательное выражение, которое употребляется вместо какого-то слова или словосочетания), гипербола (преувеличение), литота (преуменьшение), ирония (употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. За внешне положительной оценкой скрывается насмешка), сарказм (едкая ирония) 1. «специальные» выразительные средства (стилистические ПРИЁМЫ – ФИГУРЫ): риторический вопрос (выражение утверждения в вопросительной форме), риторическое восклицание(выражение утверждения в восклицательной форме), риторическое обращение(служит не столько для называния адресата, сколько для выражения отношения к тому, о чём говорится в тексте), анафора(единоначатие) эпифора(повторение слова или группы слов в конце строк, строф или предложений), подхват(повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи: Серпилин молчал. Молчал и думал…), синтаксический параллелизм(сходное построение предложений), многосоюзие(полисиндетон), бессоюзие(асиндетон), эллипсис(намеренный пропуск какого-либо члена предложения или части предложения: В твоих садах – цветы, в моих – печаль), инверсия(обратный порядок слов в предложении), парцелляция(вычленение), градация(расположение слов, предложений в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака), антитеза(противопоставление понятий, положений, образов), оксюморон (соединение несовместимых понятий, как правило, противоречащих друг другу: горькая радость, шумит тишина), именительный темы(Москва! как много в этом звуке…), умолчание (автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателям догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль), вопросно-ответное единство (автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает), Примечание: Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) – это стилистическая фигура,состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание. Разновидностями повтора являются анафора, эпифора, подхват. «неспециальные» средства: 1. синтаксическая структура предложений (однородные члены предложения, односоставные предложения, неполные предложения, распространенные или нераспространенные предложения, вводные слова и словосочетания, обособленные члены предложения), 2. восклицательные предложения, 3. вопросительные предложения, 4. сравнительные придаточные, 5. цитирование, 6. разные ФОРМЫ РЕЧИ: диалог, монолог,скрытый” диалог, прямая речь

Список использованной литературы

1. СенинаН.А., Глянцева Т.Н.. Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции. 10-й класс / под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-е изд.-Ростовн\Д,1999.

3. Введенская Л.А. Павлова Л.Г. Дашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. 10-е изд. - Ростов н\Д, 2004.

4.Загоровская О.В., Григоренко О.В.. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть С. - Воронеж, Издательство «Научная книга», 2010

5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М. Айрис РОЛЬФ, 1998.

6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.

Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2013. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2013

8. Сайт: www.uchkopilka.ru

9. Оригинал публикации: http://uchkopilka.ru/russkij-yazyk/informatsionno-spravochnye-materialy/item/1796-tablitsa-skhema-osnovnye-sredstva-svyazi-mezhdu-predlozheniyami-v-tekste

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...