Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условие прочности штифта на смятие

Выбираем клиновой ремень сечения А со следующими параметрами

Тип ремня Сече- ние Вр, мм В0, мм h, мм Y0, мм А, мм Предель-ные длины, мм d1min, мм Т1, Q,
Нормальный клиновой ремень А       2,8   560…4000   11…70 0,10

Таблица 2 - Параметры клинового ременя

d1=90 мм

Диаметр ведомого шкива d2, мм

d2 = d1 ·U · (1- ) (2.1)

где = 0,01 - коэффициент скольжения кордшнуровых ремней.

подставляя данные в формулу (2.1) получается:

d2=90·3· (1-0,01)=267,3 мм

Принимается d2=280 мм

Уточняем значение передаточного отношения

(2.2)

подставляя данные в формулу (2.2) получается:

Межосевое расстояние аw

Принимаем с= 1, тогда

аw =d2 ·С (2.3)

подставляя данные в формулу (2.3) получается:

aw =280·1 = 280 мм

Принимаем 280 мм.

Длина ремня L

(2.4)

подставляя данные в формулу (2.4) получается:

Принимается L=1250 мм

С учётом стандартной длины уточняем межосевое расстояние

(2.5)

подставляя данные в формулу (2.5) получается:

Принимаем аw=320 мм

Линейная скорость ремней

= (2.6)

подставляя данные в формулу (2.6) получается:

[V]=25 м/с – допускаемая скорость для клиновых ремней.

Число пробегов ремня

(2.7)

Соблюдение соотношения V≤[V] условно выражает долговечность ремня и его соблюдение гарантирует срок службы ремня 1000…5000 часов.

[U]=20-допускаемое число пробегов для клиновых ремней

подставляя данные в формулу (2.7) получается:

Угол обхвата ремнями ведущего шкива по формуле (2.8)

= 180 о-57.3 о· (d2 - d1 )/a (2.8)

подставляя данные в формулу (2.8) получается:

=180 о- 57.3 о· (280-90)/320=146 о

Т.к. допустимый угол обхвата [ ] =120 о, то условие [ ] выполняется.

Определение требуемого числа клиновых ремней.

Предварительно определяется допускаемая мощность [P], которую может передать в данных условиях эксплуатации один клиновой ремень по формуле (2.9)

(2.9)

где Р0 – мощность, допускаемая на один ремень в типовых условиях: при ;u=1, длине типового ремня –L0 и спокойной односменной работе, кВт Р0=1.75 кВт

коэффициент угла обхвата, =0,92
коэффициент длины ремня,

(2.10)

 

подставляя данные в формулу (2.10) получается:

коэффициент передаточного отношения,

коэффициент режима нагрузки,

подставляя данные в формулу (2.8) получается:

Определяем число зубьев по формуле (2.11)

(2.11)

где

подставляя данные в формулу (2.11) получается:

Принимаем 5 ремня

Определяется сила натяжения ремня F0 (Н) для одного клинового ремня по формуле (2.13):

F0= (2.12)

Где:

Θ=0,10 Н·с22

подставляя данные в формулу (2.11) получается:

F0= H

где:

Р1= 5.5 кВт – номинальная мощность электродвигателя в номинальном режиме работы.

Радиальное усилие, действующее на вал клиноремённой передачи:

Fr=2•F0·Z·sin(α1/2) (2.13)

подставляя данные в формулу (2.13) получается:

Fr=2•135•4•sin(146/2)=1032,8 H

 

3 Расчёт тихоходной передачи

3.1 Выбор твёрдости, термической обработки, материала

Для изготовления шестерни и колеса принимаем сталь 40Х, механические характеристики которой после улучшения приведены в таблице (3).

Таблица 3 - Характеристики стали 40Х

  Шестерня: Колесо:
Термическая обработка: Поверхностная закалка Объемная закалка
Твёрдость сердцевины: НВ269…302 НВ269…302
Твёрдость поверхности: HRC40..56 HRC38-50
Предел текучести σТ: 750 МПа 750 Мпа
Dпред 125 мм  
Sпред 80 мм  

 

3.2 Проверочный расчёт

Допускаемые контактные напряжения шестерни:

[σ]Н1=17•HRC+200=17•(40…56)+200=1016 МПа (3.2.1)

Допускаемые контактные напряжения колеса:

[σ]Н2=17•HRC+100=17•(38…50)+100=848 МПа (3.2.2)

Допускаемые напряжения изгиба шестерни:

[σ]F1=500 МПа

Допускаемые напряжения изгиба колеса:

[σ]F2=700 МПа

Расчётное допускаемое контактное напряжение:

[σ]H=[σ]Hlim (3.2.3)

где

[σ]Hlim-предел контактной выносливости

SH=1,1- коэффициент запаса прочности

ZN- коэффициент долговечности

ZR- коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности зубьев

ZV- коэффициент, учитывающий окружную скорость

Произведение ZR и ZV принимаем равным 1

(3.2.4)

NHO-базовое число циклов нагружения

NHE-расчетное число циклов нагружения

(3.2.5) (3.2.6)

подставляя данные в формулу (3.2.6) получается:

часа

подставляя данные в формулу (3.2.5) получается:

 

с=1-число колес, находящихся в зацеплении

Т.к NHE>NHO,то принимаем ZN=1

подставляя данные в формулу (3.2.3) получается:

[σ]H= = 770,9 МПа

Определяем допускаемое напряжение изгиба

[σ]F=[σ]Flim (3.2.7)

где

[σ]Flim-предел выносливости

SF=1,7- коэффициент запаса прочности

YN=1- коэффициент долговечности, учитывающий влияние ресурса

YR=1- коэффициент, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности между зубьями

YA=1- коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки

подставляя данные в формулу (3.2.7) получается:

[σ]F= МПа

 

3.3 Геометрические параметры тихоходной передачи

Предварительное значение межосевого расстояния, мм

аW=К·(Uт+1)• (3.3.1)

Принимаем К=10

подставляя данные в формулу (3.3.1) получается:

аW=10·(4+1)• =186,8 мм

Ориентировочное значение окружной скорости

V= (3.3.2)

подставляя данные в формулу (3.3.2) получается:

V= =0,2 м/с

Принимаем степень точности зубчатой передачи 9

Значение межосевого расстояния

аWα·(Uт+1)· (3.3.3)

где:

Uт=4 – передаточное число тихоходной передачи.

Кα=450 Мпа1/3

Т1 –момент на колесе.

Ψва=0,4 – коэффициент ширины

[σ]H=770,9•106 Па – расчётное допускаемое контактное напряжение.

КН- коэффициент нагрузки

(3.3.4)

=1,06- коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения

=1- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии

- коэффициент распределения нагрузки между зубьями

(3.3.5)

подставляя данные в формулу (3.3.5) получается:

подставляя данные в формулу (3.3.4) получается:

подставляя данные в формулу (3.3.3) получается:

аW=450·(4+1)· =148,5 мм

Принимаем аW=140мм.

Предварительные основные размеры зубчатого колеса

Делительный диаметр колеса

(3.3.6)

подставляя данные в формулу (3.3.6) получается:

мм

Ширина зубчатого колеса

(3.3.7)

подставляя данные в формулу (3.3.7) получается:

мм

Модуль передачи:

(3.3.8)

Максимально допустимый модуль

(3.3.9)

подставляя данные в формулу (3.3.9) получается:

Минимальное значение модуля

(3.3.10)

Кт=3,4·103

КFH=1,31-коэффициент нагрузки

подставляя данные в формулу (3.3.10) получается:

Принимаем mТ=3

Определяем суммарное число зубьев передачи

(3.3.11)

подставляя данные в формулу (3.3.11) получается:

Определяем число зубьев колес и фактическое передаточное число.

Z1= (3.3.12)

подставляя данные в формулу (3.3.12) получается:

Z1=

Принимается Z1=19.

Т.к. Z1>17, то передачу выполняют без смещения.

(3.3.13)

подставляя данные в формулу (3.3.13) получается:

Принимается Z2=74.

Определяем фактическое передаточное число

(3.3.14)

подставляя данные в формулу (3.3.14) получается:

Определяем геометрические параметры колес.

Делительный диаметр шестерни:

(3.3.15)

подставляя данные в формулу (3.3.15) получается:

мм

Делительный диаметр колеса:

(3.3.16)

подставляя данные в формулу (3.3.16) получается:

мм

Диаметры окружности вершин и впадин зубьев колес:

da1=d1+2·mТ (3.3.17)

df1=d1-2·1,25·mТ

dа2=d2+2·mт

df2=d2-2·1,25·mТ

подставляя данные в формулу (3.3.17) получается:

da1=57+2·3=63 мм

df1=57-2·1,25·3=49,5 мм

dа2=222+2·3=228 мм

df2=222-2·1,25·3=214,5 мм

Ширина зубчатого венца шестерни:

b1=b2+2·m (3.3.18)

подставляя данные в формулу (3.3.18) получается:

b1=56+2·3=62 мм

 

3.4 Проверка зубьев колес по контактным напряжениям

σН= [σ]H (3.4.1)

где:

Zσ=9600 МПа1/2; KH=1,31; T1=834,6 H•м; [σ]H=770,9•106 Па;

b2=56•10-3 м; UТ=3,9; aW=140•10-3 м

подставляя данные в формулу (3.4.1) получается:

σН= 576·106 Па

576 МПа≤770,9 МПа– условие выполняется

 

3.5 Силы в зацеплении

Окружная сила в зацеплении:

Ft= (3.5.2)

подставляя данные в формулу (3.5.2) получается:

Ft= 4572,6 H

Радиальная сила в зацеплении:

Fr=Ft•tgα (3.5.3)

подставляя данные в формулу (3.5.3) получается:

Fr =4572,6·tg20°=1664,3 H

Осевая сила в прямозубом зацеплении равна нулю:

Fa=0 H

 

3.6 Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба

Расчётное напряжение изгиба в зубьях колеса:

σF2= [σ]F2 (3.6.1)

где KF=1,31

Yε=1-коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев

YF2=3,6-коэффициент формы зуба колеса

Yβ=1-коэффициент, учитывающий угол наклона в прямозубой передаче

[σ]F2 =700 МПа

 

подставляя данные в формулу (3.6.1) получается:

 

σF2= МПа<[σ]F

Расчётное напряжение изгиба в зубьях шестерни:

σF1= [σ]F1 (3.6.2)

где

YF1=4,08; YF2=3,6; [σ]F1 =500 МПа

подставляя данные в формулу (3.6.2) получается:

σF1= МПа<[σ]F

 

3.7 Расчет на прочность при действии пиковой нагрузки

σНmax= [σ]Hmax (3.7.1)

Где

σH=648 МПа

Кпер=1,8- коэффициент перегрузки

[σ]Hmax =2,8·σТ (3.7.2)

подставляя данные в формулу (3.7.2) получается:

[σ]Hmax =2,8·750=2100 МПа

подставляя данные в формулу (3.7.1) получается:

σНmax= МПа<[σ]Hmax

σFmax= [σ]Fmax (3.7.3)

Где

σF=145,5 МПа

Кпер=1,8- коэффициент перегрузки

[σ]Fmax Flim·YNmax·Kst/Sst (3.7.4)

Где

σFlim=500Мпа- предел выносливости при изгибе

YNmax=4- максимально возможное значение коэффициента долговечно-сти

Kst=1- коэффициент влияния частоты приложения пиковой нагрузки

Sst=2- коэффициент запаса прочности

подставляя данные в формулу (3.7.4) получается:

[σ]Fmax =500·4·1/2=1000 МПа

подставляя данные в формулу (3.7.3) получается:

σFmax= МПа<[σ]Fmax

 

4 Расчёт быстроходной передачи

Из условия соосности аWТ= аWБ=140мм.

4.1 Геометрические параметры быстроходной передачи

Предварительные основные размеры зубчатого колеса

Делительный диаметр колеса

(4.1.1)

подставляя данные в формулу (4.1.1) получается:

мм

Ширина зубчатого колеса

(4.1.2)

подставляя данные в формулу (4.1.2) получается:

мм

Модуль передачи:

(4.1.3)

Максимально допустимый модуль

(4.1.4)

подставляя данные в формулу (4.1.4) получается:

Минимальное значение модуля

(4.1.5)

Кт=3,4·103

КF-коэффициент нагрузки

КFH=1,31

подставляя данные в формулу (4.1.5) получается:

Принимаем mб=2

Определяем суммарное число зубьев передачи

(4.1.6)

подставляя данные в формулу (4.1.6) получается:

Определяем число зубьев колес и фактическое передаточное число.

Z3= (4.1.7)

подставляя данные в формулу (4.1.7) получается:

Z3=

Принимается Z3=26.

Т.к. Z3>17, то передачу выполняют без смещения.

 

(4.1.8)

подставляя данные в формулу (4.1.8) получается:

Принимается Z2=114.

Определяем фактическое передаточное число

(4.1.9)

подставляя данные в формулу (4.1.9) получается:

Определяем геометрические параметры колес.

Делительный диаметр шестерни:

(4.1.10)

подставляя данные в формулу (4.1.10) получается:

мм

Делительный диаметр колеса:

(4.1.11)

подставляя данные в формулу (4.1.12) получается:

мм

Диаметры окружности вершин и впадин зубьев колес:

da3=d3+2·mб (4.1.12)

df3=d3-2·1,25·mб

dа4=d4+2·mб

df4=d4-2·1,25·mб

подставляя данные в формулу (4.1.12) получается:

da3=52+2·2=56 мм

df3=52-2·1,25·2=47 мм

dа4=228+2·2=232 мм

df4=228-2·1,25·2=223 мм

Ширина зубчатого венца шестерни:

b3=b4+2·m (4.1.13)

подставляя данные в формулу (4.1.13) получается:

b3=35+2·2=39 мм

 

4.2 Проверка зубьев колес по контактным напряжениям

σН= [σ]H (4.2.1)

где:

Zσ=9600 МПа1/2; KH=1,31; T3=217,2 H•м; [σ]H=770,9•106 Па;

b4=35•10-3 м; Uб=4,4; aW=140•10-3 м

подставляя данные в формулу (4.2.1) получается:

σН= 454·106 Па

454 МПа≤770,9 МПа– условие выполняется

 

4.3 Силы в зацеплении

Окружная сила в зацеплении:

Ft= (4.3.2)

подставляя данные в формулу (4.3.2) получается:

Ft= 1976,9 H

Радиальная сила в зацеплении:

Fr=Ft•tgα (4.3.3)

подставляя данные в формулу (4.3.3) получается:

Fr ==1976,9·tg20°=719,5 H

Осевая сила в прямозубом зацеплении равна нулю:

Fa=0 H

 

4.4 Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба

Расчётное напряжение изгиба в зубьях колеса:

σF2= [σ]F2 (4.4.1)

где KF=1,31

Yε=1-коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев

YF4=3,59-коэффициент формы зуба колеса

Yβ=1-коэффициент, учитывающий угол наклона в прямозубой передаче

[σ]F2 =700 МПа

подставляя данные в формулу (4.4.1) получается:

σF2= МПа<[σ]F

Расчётное напряжение изгиба в зубьях шестерни:

σF1= [σ]F1 (4.4.2)

где

YF3=3,8; YF4=3,59; [σ]F1 =500 МПа

подставляя данные в формулу (4.4.2) получается:

σF1= МПа<[σ]F

 

4.5 Расчет на прочность при действии пиковой нагрузки

σНmax= [σ]Hmax (4.5.1)

Где

 

σH=584 МПа

Кпер=1,8- коэффициент перегрузки

[σ]Hmax =2,8·σТ (4.5.2)

подставляя данные в формулу (4.5.2) получается:

 

[σ]Hmax =2,8·750=2100 МПа

подставляя данные в формулу (4.5.1) получается:

σНmax= МПа<[σ]Hmax

σFmax= [σ]Fmax (4.5.3)

Где

σF=88,5 МПа

Кпер=1,8- коэффициент перегрузки

[σ]Fmax Flim·YNmax·Kst/Sst (4.5.4)

Где

σFlim=500Мпа- предел выносливости при изгибе

YNmax=4- максимально возможное значение коэффициента долговечно-сти

Kst=1- коэффициент влияния частоты приложения пиковой нагрузки

Sst=2- коэффициент запаса прочности

подставляя данные в формулу (4.5.4) получается:

[σ]Fmax =500·4·1/2=1000 МПа

подставляя данные в формулу (4.5.3) получается:

σFmax= МПа<[σ]Fmax

 

 

5 Расчёт валов:

5.1 Предварительный расчёт валов:

Крутящие моменты в поперечных сечения валов:

На тихоходном валу: М3=834,6 Н·м

На промежуточном валу: М2=217,2 Н·м

На быстроходном валу: М1=51,4 Н·м

Входной вал

Диаметр входного конца вала d, мм по расчёту на кручение, при допускаемом напряжении на кручение [τ]=20 МПа определяется по формуле (5.1):

d= (5.1.1)

подставляя данные в формулу (5.1.1) получается:

d= 23,4 мм

Принимаем d=24 мм

Диаметр мест под подшипники

dП= d+2·tцил (5.1.2)

tцил=3,5 мм- высота заплечика цилиндрического конца вала

подставляя данные в формулу (5.1.2) получается:

dП=24+2·3,5=31,4 мм

Принимаем dП=30 мм

под ведущей шестерней

dБП=dП+3·r (5.1.3)

r=2 мм-фаска подшипника

подставляя данные в формулу (5.1.3) получается:

dБП=30+3·2=36 мм

Принимаем dБП=36мм

Промежуточный вал

При допускаемом напряжении на кручение [τ]=20 МПа диаметр промежуточного вала:

подставляя данные в формулу (5.1.1) получается:

dК= 37,8 мм

Принимаем dК=38 мм

dБК=dК+3·f (5.1.4)

f=1,2 мм-фаска на ступице колеса

подставляя данные в формулу (5.1.4) получается:

dБК=38+3·1,2=41,6 мм

Принимаем dБК=42 мм

Диаметр мест под подшипники

dП= dК-3·r (5.1.5)

r=2,5 мм-фаска подшипника

подставляя данные в формулу (5.1.5) получается:

 

dП= 38-2·2,5=33 мм

Принимаем dП=35 мм

dБП=dП+3·r (5.1.6)

r=2,5 мм-фаска подшипника

подставляя данные в формулу (5.1.6) получается:

dБП=35+3·2,5=42,5 мм

Принимаем dБП=42 мм

Выходной вал

При [τ]=20 МПа диаметр выходного вала определяется по формуле:

подставляя данные в формулу (5.1.1) получается:

d= 59,3 мм

Принимаем d=60 мм.

Диаметр мест под подшипники

dП= d+2·tцил (5.1.7)

tцил=4,6 мм- высота заплечика цилиндрического конца вала

подставляя данные в формулу (5.1.7) получается:

dП=60+2·4,6=69,2 мм

Принимаем dП=70 мм

dБП=dП+3·r (5.1.8)

r=3,5 мм-фаска подшипника

подставляя данные в формулу (5.1.8) получается:

dБП=70+3·3,5=80,5 мм

Принимаем dБП=80 мм

Диаметр мест под колесо

dК=dБП (5.1.9)

подставляя данные в формулу (5.1.9) получается:

dК=80 мм

 

5.2 Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов

Входной вал

Определение реакций опор

Тогда:

Н

Тогда:

Н

Тогда:

Н

Тогда:

Н

Построение эпюры МХ

Участок 1 ()

при

при Н·мм

Участок 2 ()

при Н·мм

при Нмм

Построение эпюры МY

Участок 1 ()

при

при Нмм

 

Участок 2 ()

при Нм

при Нмм

Участок 3 ()

при Нмм

при

Нмм

Построение эпюры суммарного изгибающего момента

Участок 1 ()

при

при Нмм

Участок 2 ()

при Нмм

при Нмм

Участок 2 ()

при Нмм

при Нмм

 

Промежуточный вал

Определение реакций опор

 

Тогда:

 

Н

Тогда:

Н

Тогда:

Н

Тогда:

Н

Построение эпюры МХ

Участок 1 ()

при

при Нмм

Участок 2 ()

при Нмм

при Нмм

 

Участок 3 ()

при Нмм

при Нмм

Построение эпюры МY

Участок 1 ()

при

при Нмм

Участок 2 ()

при Нмм

при Нмм

Участок 3 ()

при Нмм

при Нмм

Построение эпюры суммарного изгибающего момента

Участок 1 ()

при

при Нмм

Участок 2 ()

при Нмм

при Нмм

Участок 2 ()

при Нмм

при

 

 

Выходной вал

Определение реакций опор

Н

Тогда:

Н


Тогда:

Н

Тогда:

Н

Тогда:

Н

Построение эпюры МХ

Участок 1 ()

при

при Нмм

Участок 2 ()

при Нмм

при Нмм

Построение эпюры МY

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...