Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

J. Моральные наставления. О достижении душевного покоя 2 глава




Анаксимен (поАэцию13,4). Так же как наша душа, будучи воздухом, скрепляет каждого из нас, так и ды­хание и воздух объемлют все мироздание.

ГЕРАКЛИТ

Расцвет творческих сил Гераклита, или, как гово­рили древние греки, акме (примерно 40 лет), при­ходится приблизительно на 504—501 гг. до н. э. Ге­раклит происходил из царского рода Кодридов, ко­торый правил в родном городе Гераклита — Эфесе (в Ионии), но был лишен власти победившей здесь демократией. Сам Гераклит уступил царский сан своему брату, удалился в храм Артемиды Эфесской, где проводил время, демонстративно играя с детьми в кости. Однако он отказался от предложения пер­сидского царя переселиться в Персию, как это дела­ли некоторые греческие аристократы. В конце сво­ей жизни Гераклит удалился в горы и жил отшель­ником.

Такова судьба Гераклита как человека. Однако как мыслитель он поднялся над обстоятельствами своей жизни, продолжив линию стихийного материализма милетских философов и развив ее наивную диалек­тику. Его основное, а может быть, и единственное, со­чинение «О природе», дошедшее до нас в отрывках, отличалось сложностью изложения и трудностью восприятия. Недаром Гераклита еще при жизни про­звали «темным».

Фрагменты из названного сочинения Гераклита, сохранившиеся в произведениях античных авторов, за исключением отмеченных особо, даются в перево­де В. С. Соколова. Они подобраны А. Н. Чанышевым из «Приложения» к книге Э. Н. Михайловой и А. Н. Ча-нышева «Ионийская философия» (М., 1966), где со­держится полное их собрание.

Климент Strom. V105. Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, ме­рами разгорающимся и мерами погасающим.

Плутарх de ei delf.8p. 388. Все обменивается на огонь, и огонь — на все, подобно тому как золото об­менивается на товары, а товары — на золото.

Максим ТирскийХ114. Огонь живет смертью зем­ли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, а земля — смертью воды.

Марк Антонин IV 46. Смерть земли — рождение воды, смерть воды — рождение воздуха, [смерть] воз­духа — [рождение] огня, и обратно.

Ипполит Refut. IX10. Грядущий огонь все обой-мст и пссх рассудит.

Ли(Ш117,22, Гераклит [учит], что вечный круговра-щающийс и огонь есть Бог, судьба же — логос (разум), бшидакэщий сущее из протшюположных стремле­ний, 127- /.Гераклит: нес происходит но определению судьбы, последняя же тождественна с необходимос­тью. /28, /. Гераклит объявил сущностью судьбы логос, пр<)i шэьшющий субстанцию вселенной. Это эфирное тело, сперма рождения вселенной и мера назначен-i к >го круга времени.

(Пер. А О. Маковельского)

Ипполит Refut. IX10. Всем управляет молния.

АрийДидимуЕвсевияРгаер. evang.XV20. На вхо­дящих в ту же самую реку набегают все новые и но-ныс поды.

llntiwutm Refut. IX 10. Морская вода и чистейшая, и фжшейшая: рыбам ома питье и спасение, людям же ги­бель и справа.

Платон Hipp. maior 289 А. Прекраснейшая из обезьян безобразна, если ее сравнить с родом чело­веческим.

Цец Schol. ad exeg. H. Холодное нагревается, го­рячее охлаждается, влажное сохнет, сухое увлаж­няется.

Плутарх Cons. adApoll. 10. Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и ста-

рое, ибо первое исчезает во втором, а второе — в первом.

Гераклит Alleg. Homer. 24. В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем.

Ипполит Refut. IX 9. Борьба — отец всего и всему царь. Одним она определила быть богами, а другим — людьми. А из тех одним — рабами, а другим — свобод­ными.

Ориген contra Cels. VI42. Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рожда­ется через распрю и по необходимости.

Ипполит Refut. IX9- Не понимают, как расходяще­еся с самим собой приходит в согласие, самовосста­навливающуюся гармонию лука и лиры.

Аристотель Eth. Nic. VIII 2. Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и все через распрю создается.

Ипполит Refut. 1X9. Скрытая гармония сильнее явной.

nop0upuuQaest.Homer.IV4-J^^ Бога все прекрао-но, хорошо и справедливо, а люди одно приняли за справедливое, а другое — за несправедливое.

ТеофрастМеШрЬ. 15- Подобен беспорядочно рас­сыпанному сору самый прекрасный космос.

Ипполит Refut. IX9- Вечность — дитя, переставля­ющее шашки, царство ребенка.

Стобей Flor. 1174- Из учений, в которые я вникал, ни одно не допшо до осознания, что мудрость отре­шена от всего.

Арий Дадим у Евсевия Praep. evang. XV 20. И души из влаги испаряются.

Климент Strom. VI16. Душам смерть — воде рож­дение. Воде смерть — земле рождение. Из земли ведь вода рождается, а из воды — душа.

Стобей Flor. V8. Сияющая, сухая душа мудрейшая и наилучшая.

Стобей Flor. V 7- Всякий раз, как человек опьянеет, [его] ведет ребенок, а он шатается и не видит, куда идет, имея влажную душу.

HyjueHuufr.35 (уПорфирия de antr. nytnph. 10). Для душ наслаждение или смерть стать влажными.

Климент Strorn.IV 143. Человек, [умирая] в ночи, сам себе огонь зажигает: хотя его глаза померкли, жив он.

Климент Strom. IV 146. Людей после смерти то ожидает, на что они не надеются и чего себе не представляют.

Арий Дидил; у Евсевия Praep. evang. XV 20. Зенон подобно Гераклиту называет душу одаренным спо­собностью ощущения испарением.

Стобей Flor. 1 180 а. Душе присущ самообогащаю­щийся логос.

Секст adv. math. VII 126. И по мнению Геракли­та, кажется, человек обладает двумя средствами по­знания истины: чувственным восприятием и лого­сом.

Itmiwinin Refut. IX9- Чему нас учат зрение и слух,

ТО Н Ц('ЧИ) НМШС ПССГО.

ПтшбшЧ XII 27. Глаза — более точные свидетели, чем уши.

CtiKCtn adv. math. VII 12(>. Глаза и уши — плохие свидетели для людей, имеющих грубые души.

Диоген Лаэртский IX 7- Идя к пределам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обладает логосом.

Стобей Flor.1 1 79- Размышление всем свойственно.

Ипполит Refut. IX9- Признак мудрости — согла­ситься, не мне, но логосу внемля, что все едино.

Диоген Лаэртский IX 1. Ведь существует единст­венная мудрость: познать замысел, устроивший все через все.

Секст adv. math. VII 131. Так вот, этот общий и бо-жсстнснный разум, через участие в котором мы ста-понимси разумными, Гераклит называет критерием истины. Отсюда заслуживает доверия то, что являет­ся всем вообще (ибо это воспринимается общим и божественным разумом), а то, что является кому-ли­бо одному, то неверно по противоположной при­чине.

(Пер. А О. Маковельского)

Секст adv. math. VII 132. Хотя этот логос сущест­вует вечно, недоступен он пониманию людей ни

раньше, чем они услышат его, ни тогда, когда впер­вые коснется он их слуха. Ведь все совершается по этому логосу, и тем не менее они (люди) оказыва­ются незнающими всякий раз, когда они приступа­ют к таким словам и делам, каковы те, которые я из­лагаю, разъясняя каждую вещь согласно ее природе и показывая, какова она. Остальные же люди [са­ми] не знают, что они, бодрствуя, делают, подобно тому как они забывают то, что происходит с ними во сне.

(Пер. А О. Маковельского)

Диоген Лаэртский К1. Многознание уму не науча­ет, иначе оно научило бы Гесиода и Пифагора, а так­же Ксенофана и Гекатея.

Ямвлих de апгта у Стобея Eel. II1,16. Право, на­сколько лучше мнение Гераклита, называвшего чело­веческие мысли детскими забавами.

(Пер. А О. Маковельского)

Прокл in Ale. I. Что у них за ум, что за разум? Они верят народным певцам и считают своим учителем толпу, не зная, что большинство плохо, а меньшин­ство хорошо.

Диоген Лаэртский К1. Гомер заслуживает изгна­ния с состязаний и наказания розгами.

Ипполит Refut. К10. Учитель большинства — Ге-сиод. Про него известно, что он обладает самыми об­ширными знаниями, а он не распознал дня и ночи, а ведь они есть единое.

> Климент Strom. V105.VL самый вдумчивый [чело­век] познает только кажущееся и лелеет его. Но дике настигнет лжецов и лжесвидетелей.

Секст adv. math. VII133- Но хотя логос присущ всем, большинство живет так, словно [каждый] имеет свое особое разумение.

Стобей Flor. 1176. Людям не стало бы лучше, если бы все их желания сбылись.

Альберт Великий de veget. VI. Если бы счастьем бы­ло услаждение тела, счастливыми назвали бы мы бы-:ков, когда они находят горох для еды.

зо

Плутарх Coriol 22. Трудно бороться со страстью! А ведь желание сердца исполняется ценою души.

Стобей Flor. F/40,23. Нрав человека — его демон.

Ориген contra Cels. VI12. Человек бессловесен пе­ред демоном, как ребенок перед взрослым.

Климент Strom. V 60. Самые достойные [люди] всему предпочитают одно: вечную славу — смерт­ным вещам. Большинство же по-скотски пресы­щенно.

Стобей Flor. 1179- Ведь все человеческие законы питаются единым божественным.

Гален de dignosc.puls. VIII. Один для меня равен де­сяти тысячам, если он наилучший.

Кпимснт Strom. V116. И воле одного повиновать­ся - '(.IKOII,

Дн< |*'*»м Л<*я/»жхт/Л 1X2. Народ должен бороться за •икон, ник ян < ж in пгны.

GMotfefiFliH 11 ун Разумение — величайшая доб­родетель, и мудрость состоит в том, чтобы гово­рить правду и дсйстповать в согласии с природой, ей внимая.

яке '"{'&.,

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА

После завоевания Ионии персами центр антич­ной философской мысли перемещается в «Вели­кую Грецию»*. Первую философскую школу осно­вал здесь Пифагор, сын ремесленника, выходец из Ионии (о. Самос). Это была замкнутая корпорация ученых: в нее принимали только некоторых после длительного испытания. Ранний пифагореизм был тайным учением. Имущество вступающих в пифа­горейский союз обобществлялось. Члены пифаго­рейского союза жили вместе, у них был общий стол, общий распорядок дня, включающий занятия гим­настикой, музыкой и науками. Пифагорейский союз участвовал и в политической деятельности. Одно время пифагорейцы даже стояли у власти во многих полисах «Великой Греции», но затем союз подвергся жестокому разгрому. Политическое лицо этого сою­за неясно.

Пифагорейская школа просуществовала в течение двух столетий — с последней трети VI в. до н. э. по вто­рую половину ГУ в. до н. э. В нее входило много выда­ющихся философов и ученых, таких, как Гиппас, Фи-лолай, врачи Алкмеон и Демокед, драматург Эпихарм, скульптор Поликлет, ботаник Менестор, математик и механик Архит и др.

Пифагорейская школа оказала значительное вли­яние на развитие античной науки и философии. Бу­дучи математиками и пытаясь исследовать количе­ственную основу явлений природы, пифагорейцы

Совокупность греческих полисов на о. Сицилия и на юге Аппенинского полуострова.

именно в числе усмотрели важнейшую причину все­го сущего, то начало, которое определяет беспре­дельную и неопределенную материю (апейрон Ана-ксимандра).

Главный источник наших знаний о пифагореиз­ме — свидетельства Аристотеля и других, еще более поздних античных ученых и писателей. Из сочине­ний самих пифагорейцев до нас дошло очень не­многое.

Отрывки из сочинений Аристотеля даются в пере­воде А. В. Кубицкого («Метафизика»), В. П. Карпова («Физика»), П. С. Попова («О душе») и А. О. Маковель-ского («О небе»). Последнему принадлежит также ав­торство перевода остальных фрагментов (за исклю­чением отмеченных особо). Подбор фрагментов вы­полнен А. Н. Чанышевым.

ПИФАГОРЕЙЦЫ В ЦЕЛОМ

Цицерон 102. Пифагорейцы придавали большое значение не только словам богов, но и словам лю­дей, выражениям, которые они называли «заклина­ниями» (omnia).

Аристотель Metaph.15- Так называемые пифаго­рейцы, занявшись математическими науками, впер­вые двинули их вперед и, воспитавшись на них, ста­ли считать их начала началами всех вещей. Но в об­ласти этих наук числа занимают от природы первое место, а у чисел они усматривали, казалось им, мно­го сходных черт с тем, что существует и происхо­дит, — больше, чем у огня, земли и воды; например, такое-то свойство чисел есть справедливость, а та­кое-то — душа и ум, другое — удача, и, можно ска­зать, в каждом из остальных случаев точно так же. Кроме того, они видели в числах свойства и отно­шения, присущие гармоническим сочетаниям. Так как, следовательно, все остальное явным образом

Античность

уподоблялось числам по всему своему существу, а числа занимали первое место во всей природе, элементы чисел они предположили элементами всех вещей и всю Вселенную [признали] гармонией и числом. И все, что они могли в числах и гармони­ческих сочетаниях показать согласующегося с со­стояниями и частями мира и со всем мировым уст­ройством, это они сводили вместе и приспособляли [одно к другому]; и, если у них где-нибудь того или иного не хватало, они стремились [добавить это так], чтобы все построение находилось у них в сплош­ной связи. Так, например, ввиду того что десятка (де­када), как им представляется, есть нечто совершен­ное и вместила в себе всю природу чисел, то и несу­щихся по небу тел они считают десять, а так как видимых тел только девять, поэтому на десятом ме­сте они помещают противоземлю... Во всяком слу­чае и у них, по-видимому, число принимается за на­чало и в качестве материи для вещей, и в качестве [выражения для] их состояний и свойств, а элемен­тами числа они считают чет и нечет, из коих пер­вый является неопределенным, а второй определен­ным; единое состоит у них из того и другого, оно яв­ляется и четным, и нечетным; число [образуется] из единого, а [различные] числа, как было сказано, — это вся Вселенная. Другие из этих же мыслителей принимают десять начал, идущих [каждый раз] в од­ном ряду — предел и беспредельное, нечет и чет, единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кри­вое, свет и тьму, хорошее и дурное, четырехуголь­ное и разностороннее... Пифагорейцы указали и сколько противоположностей, и какие они. И в том и в другом случае мы, следовательно, узнаем, что противоположности суть начала вещей; но сколько их — узнаем у одних пифагорейцев, и также — ка­кие они. А как можно [принимаемые пифагорейца­ми начала] свести к указанным выше причинам, это у них ясно не расчленено, но, по-видимому, они по­мещают свои элементы в разряд материи; ибо, по их словам, из этих элементов, как из внутри находя-

I

щихся частей, составлена и образована сущность.

Аристотель Metaph. 16. Пифагорейцы утвержда­ют, что вещи существуют по подражанию числам.

Аристотель Metaph. XIV 3- Пифагорейцы, видя в чувственных телах много свойств, которые есть учи-сел, заставили вещи быть числами, — только это не были числа, наделенные самостоятельным существо­ванием, но, по их мнению, вещи состоят из чисел. Л почему так? Потому что свойства, которые присущи числам, даны в музыкальной гармонии, в строении не­ба и во многом другом. Между тем для тех, кто прини­мает одно только математическое число, нет возмож­ности в связи с их предпосылками утверждать что-ли­бо подобное... И ясно, что математические предметы не обладают отдельным существованием: если бы они им обладали, их свойства не находились бы в [кон­кретных) телах. 1<!сли взять пифагорейцев, то в этом вопрск'с па них никакой вины нет; однако, поскольку они делают из чисел физические тела, из вещей, не имеющих тяжести и легкости, — такие, у которых есть тяжесть и легкость, получается впечатление, что они говорят о другом небе и о других телах, а не о чув­ственных.

Аристотель Phys. TV 6. Пифагорейцы также ут­верждали, что пустота существует и входит из бес­конечной пневмы в само небо, как бы вдыхающее в себя пустоту, которая определяет природные суще­ствования, как если бы пустота служила для разделе­ния и определения предметов, примыкающих друг к другу. И прежде всего, по их мнению, это происхо­дит и числах, так как пустота разграничивает их природу.

СтобейЕсИ 18,1 с. В первой же книге [сочине­ния] «О философии Пифагора» [Аристотель] пишет, что небо (Вселенная) едино, что оно втягивает в се­бя из беспредельного время, дыхание и пустоту, ко­торая постоянно разграничивает места, занимаемые отдельными вещами.

Аристотель de caelo II13- Между тем как весьма многие говорили, что [земля] лежит посредине... противоположное учение высказывали италийские

[философы], так называемые пифагорейцы. А имен­но они говорят, что в центре [Вселенной] находится огонь, земля же [есть] одно из светил, совершающее круговое движение вокруг [этого] центра и [тем] про­изводящее ночь и день. Кроме того, они выдумыва­ют другую землю, лежащую напротив нашей, и на­зывают ее именем «антихтон» [противоземлие]. [Так они измышляют, потому что] не для явлений ищут оснований и причин, но [насильственно] прилажи­вают явления к некоторым своим учениям и мнени­ям и [таким образом как бы] пытаются быть участ­никами в устроении мира. Пожалуй, многие другие также держались мнения, что не должно приписы­вать земле центрального положения; уверенность в этом они почерпают не из [наблюдения] явлений, но скорее из рассуждений. А именно они полагают, что самое почетное место должно принадлежать то­му, что достойно наибольшего почитания, огонь же более достоин почитания, чем земля, предел же — бо­лее, чем промежуточные [вещи], конец же и центр — [это] предел. Еще же пифагорейцы [выставляют] в качестве причины [этого] то, что самому важному [месту] Вселенной подобает быть наиболее оберега­емым. Таков центр. Его они называют «стражей Зев­са»; это место занимает огонь, который [является] как бы центром в собственном смысле, будучи как центром пространственным, так и центром силы и природы.

Аристотель de caelo //£>. Как очевидно из сказан­ного, учение, что от движения [светил] возникает гар­мония, так как-де [от этого] происходят гармоничес­кие звуки, свидетельствует об остроумии и большой учености высказавших его, однако истина не такова. А именно некоторые считают необходимым, чтобы возникал звук от движения столь великих тел, так как [звук бывает] при движении у нас тел, не имеющих равных масс и не несущихся с такой быстротой. Ког­да же несутся солнце, луна и еще столь великое мно­жество таких огромных светил со столь великой бы­стротою, невозможно, чтобы не возникал некото­рый, необыкновенный по силе звук. Предположив

это и [приняв], что скорости [движения их, завися­щие] от расстояний, имеют отношения созвучий, они говорят, что от кругового движения светил воз­никает гармонический звук.

Аристотель de anima 13- [Исследователи] стара­ются только указать, какова душа, о теле же, которое должно принять душу, они больше не дают никаких объяснений, словно возможно любой душе облечь­ся в любое тело, как [говорится] в пифагорейских мифах.

Аристотель de animal2. По-видимому, учение, ис­ходящее от пифагорейцев, имеет тот же смысл. Неко­торые из них говорили, что носящиеся в воздухе пы­линки и составляют душу, другие же, что душа есть то, что их движет.

Аристотель de anima 14- Именно [представители:-)Того взгляда] говорят, что душа есть некая гармо­ния, а что гармония есть смешение и сочетание про­тивоположностей и что тело также составлено из противоположностей.

Геродот II123. Египтяне первые высказали уче­ние, что душа человека бессмертна, что с разруше­нием тела она вселяется в другое животное, которое рождается в то же самое время; обошедши всех жи­вотных — земных, морских и пернатых, душа вселя­ется снова в нарождающееся тело человека; круго­вращение совершается в течение трех тысяч лет. Учение это излагали и некоторые эллины как свое собственное.

j,'

•'Л'

ПИФАГОР

Пифагор — знаменитый древнегреческий фило­соф и ученый, влиятельный политик, религиозный и этический реформатор. Едва ли не самые частые эпитеты, в окружении которых фигурирует имя Пи­фагора на страницах популярных да и многих науч-

ных работ, — это «легендарный», «полулегендар­ный» или даже «полумифический». Биографию фи­лософа и его труды приходится реконструировать по произведениям других античных авторов, а они часто противоречат друг другу. Имя Пифагора еще при жизни обросло многочисленными легендами, а он сам почитался как высшее существо (почти бо­жество), не только как выдающийся философ и уче­ный, но и как маг и чародей.

По преданию, Пифагор, сын Мнесарха, самосец (возможно, тирренского, т. е. этрусского, происхож­дения), в молодости учился в Египте, а может быть, и в Вавилонии, где познакомился с математикой и ас­трономией. Около 532 г. до н. э. он, скрываясь от пре­следований тирана Поликрата, переселился в Кро­тон (Южная Италия), где и основал религиозную, философскую и политическую организацию — пи­фагорейский союз. Сам Пифагор, видимо, не зани­мал общественных постов, но пользовался автори­тетом как мудрый советник по разным вопросам. Так, когда около 510 г. до н. э. демагог Телис изгнал из Сибариса 500 богатейших горожан, которые ук­рылись в Кротоне, а затем потребовал выдать бегле­цов, Пифагор настоял на войне в их защиту. Войско сибаритов было разгромлено, а город разрушен. Ви­димо, после этого пифагорейцы и приобрели поли­тическое господство, которое удерживали до конца века, когда — первый признак падения популярнос­ти — Пифагор вынужден был удалиться в Метапонт, где и умер (опять же по преданию, в 80-летнем воз­расте).

Сам Пифагор ничего не писал, а основанные им учения претерпели в V и IV вв. до н. э. значительную эволюцию. Позднее античные писатели перенесли на учение Пифагора черты, развившиеся в древне­греческой философии значительно позже, а также приурочили к Пифагору множество легенд и небы­лиц, сложившихся о нем в позднейшей мистической литературе. Поэтому выделить первоначальное ядро учения Пифагора очень трудно. По-видимому, уче­ние Пифагора, кроме собственно религиозного со-

держания и религиозных предписаний, заключало в себе и некоторое философское мировоззрение с не выделившимися из его состава научными пред­ставлениями. Основными моментами религиозно-мистических представлений Пифагора были: вера в переселение души после смерти человека в тела других существ, ряд предписаний и запретов отно­сительно пищи и поведения (не разгребать огня но­жом, не сидеть на хлебной мере, не оставлять следа горшка на золе, сердца не есть и пр.) и, может быть, учение о трех образах жизни, наивысшим из кото­рых признавалась жизнь не практическая, а созер­цательная.

На философию Пифагора наложили печать его занятия арифметикой и геометрией. Ему приписы­вается «теория Пифагора», а также открытие явле­ния несоизмеримости отношения между диагона­лью и стороной квадрата. В астрономии Пифагору приписывается открытие косого положения зодиа­ка, определение продолжительности «великого го­да» — интервала между моментами, когда планеты занимают относительно друг друга то же самое по­ложение. В космологии Пифагор — один из первых геоцентристов. Он учил и о «гармонии сфер» (каж­дая планета, вращаясь вокруг Земли по эфиру, про­изводит монотонный звук особой высоты, эти звуки слагаются в гармоническую мелодию). Положив в основу космоса число, Пифагор придал этому ста­рому слову обыденного языка новое значение — оно стало обозначать упорядоченное числом мирозда­ние. Пифагору приписывается и конструирование самого слова «философ».

Аэций 13, 8. Самосец Пифагор, сын Мнесарха, первый назвавший философию этим именем, [при­знает] началами числа и заключающиеся в них со­размерности, которые он называет также гармония­ми, элементы же, называемые геометрическими, [он считает] состоящими из тех и других [начал]. Опять же [он принимает] в началах монаду и неопределен­ную диаду. Одно из начал у него устремляется к дей-

ствующей и видовой причине, каковая есть Бог — ум, другая же [относится] к причине страдательной и материальной, каковая есть видимый мир.

Диодор!98,2. Пифагор научился у египтян свя­щенному слову, геометрическим теоремам и уче­нию о числах.

Стобей 11, 6. Пифагор, кажется, ценил занятие •числами более всего, и он подвинул вперед [эту на­уку], освободив ее от служения делу купцов и уподоб­ляя все вещи числам.

Прокл in Eucl. 65,11. После него, [Фалеса], в качест­ве серьезно занимавшегося геометрией упоминается Мамерк... Л после них Пифагор преобразовал геомет­рию, придав ей форму свободной науки, рассматри­вая ее принципы чисто абстрактным образом и ис­следуя теоремы с нематериальной, интеллектуальной точки зрения. Именно он нашел теорию иррацио­нальных количеств и открыл конструкцию космичес­ких фигур.

АэцийНб£. Пифагор говорит, что есть пять теле­сных фигур, которые называются также математичес­кими: из куба, [учит он], возникла земля, из пирами­ды — огонь, из октаэдра — воздух, из икосаэдра — во­да, из додекаэдра — сфера Вселенной (т. е. эфир).

Порфирий V. Pyth. 30. Он же, [Пифагор], сам слы­шал гармонию Вселенной, воспринимая всеобщую гармонию сфер и движущихся в них светил, кото­рую мы не слышим вследствие малости [нашей] при­роды... Ибо и в зрении, и в слухе, и в мышлении Пи­фагора [заключалась] чрезвычайно большая [сила], способность усматривать каждую из существую­щих вещей, сокровищница ума и в высшей степени надлежащее проявление исключительной и более точной по сравнению с остальными [людьми] орга­низации.

Порфирий V. Pyth. 19- О чем Пифагор учил своих учеников, никто не может сказать с уверенностью, ибо они давали строгий обет молчания. Из его уче­ний наиболее общеизвестны следующие: что, по его словам, душа бессмертна, i ю переходит в тело других живых существ; далее, что все происходящее в мире

снова повторяется через определенные промежутки времени, но что ничего нового вообще не происхо­дит и что все живые существа необходимо считать однородными между собой. Говорят, что эти учения впервые принес в Грецию Пифагор.

Ксенофан (уДиогенаЛаэртского VIII36). О Пифа­горе Ксенофан говорит следующее: «И как-то раз, го­ворят, когда били какого-то щенка, он, проходя ми­мо, пожалел его и изрек: «Перестань его бить! В нем душа дорогого мне человека, которую я узнал, услы­шав издаваемые ею звуки».

(Пер.А Н. Чанышева)

Макробий S. Scip.114,19. Пифагор и Филолай [ска­зали, что душа есть] гармония.

Геродот IV95- Пифагор — мудрейший из эллинов.

АЛКМЕОН

Алкмеон из Кротона (V в. до н. э.), в отличие от своего учителя — философа Пифагора, посвятил свою деятельность исключительно медицине и ос­новал сицилийскую школу. Вероятно, он был первым греком, производившим опыты с мозгом животных. Он считал, что мозг, подобно железе внутренней сек­реции, выделяет мысль, как, например, слезная желе­за продуцирует слезы, и пытался найти «каналы», по которым слуховые или зрительные впечатления достигают мозговой ткани. Он полагал, что неадек­ватные ощущения происходят оттого, что соответст­вующие каналы, ведущие от уха и глаза к мозгу, засо­ряются.

Аэций!У17,1. Алкмеон: первенствующая часть [ду­ши] находится в мозге.

Аэций IV2,2. Алкмеон считает [душу] самодвижу­щейся по природе и [обладающей] вечным движени-

ем; поэтому-то, по его мнению, она бессмертна и бо­гоподобна.

Теофраст de sens. 25- А именно он говорит, что человек отличается от прочих [животных] тем, что только он мыслит, между тем как остальные [живот­ные] ощущают, но не мыслят.

Аэций V 30,1. Сохраняет здоровье равновесие (изономия) [в теле] сил влажного, сухого, холодного, теплого, горького, сладкого и прочих; господство же (монархия) в них одного есть причина болезни. Ибо господство одной противоположности действует гибельно.

ФИЛОЛАЙ

Филолай из Кротона (V в. до н. э.) в своей натурфи­лософии принимал учение Эмпедокла о четырех эле­ментах, прибавляя к ним эфир, из которого, по Фило-лаю, состоит периферия космоса, представляемого в виде шара.

Согласно Филолаю, все познается через число.

В учении о душе Филолай придерживался взгляда орфиков, считая что душа заключена в теле, как в тем­нице, из которой стремится освободиться.

Критерием истины Филолай признавал разум, родственный природе и способный ее созерцать. Признавая гармонию противоположностей принци­пом природы и психики, Филолай конструировал свои космологические, биологические, медицин­ские и эстетические концепции (тело и душа — со­единение противоположностей, а болезнь — нару­шение единства противоположностей, поэтому для сохранения здоровья необходимо соблюдать меру в питании, температуре и т. п.).

Дошедшие до нас фрагменты произведений Фило-лая являются основными первоисточниками о ран­нем пифагореизме.

Диоген Лаэртский VIII84- Кротонец Филолай — пифагореец. У него поручает Платон Диону купить пифагорейские книги... По его мнению, все соверша­ется по необходимости и согласно с [законом] гармо­нии. Он первый сказал, что земля совершает кругооб­разное движение; по мнению же других, [это учение впервые высказал] сиракузянин Гикет.

Фшюлай (у Диогена Лаэртского VIII85)- Природа же при устроении мира образовалась из соединения беспредельного и предела; весь мировой порядок и все вещи в нем [представляют собой соединение беспредельного и предела].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...