Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу (Hierarhy of Needs of Abraham Maslow)




Реферат

по дисциплине

"Управление человеческими ресурсами"

на тему “Понятие мотивация труда: основные теории мотивации”

 

Выполнила:

студентка II курса факультета логистики

Шалыгина Ангелина (группа 222Л)

Проверил: преподаватель,

доцент кафедры управления человеческими ресурсами

Скосарев Сергей Алексеевич

 

 

г. Москва, 2014


Оглавление

Введение

1. Понятие мотивации

2. Основные теории мотивации

2.1 Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу (Hierarhy of Needs of Abraham Maslow)

2.2 Теория двух факторов (или теория Херцберга)

2.3 Теория ожидания

2.4 Теория равенства (или теория справедливости Адамса)

Заключение

Литература

Приложения


Введение

 

Наверное, все без исключения руководители различных организаций, будь то небольшое новое предприятие или крупная многолетняя корпорация, в течение всей своей деятельности стремятся найти тот особый "ключ", который бы открыл им двери к знанию о том, как же достигнуть процветания своего дела. Причём каждый руководитель мечтает о том "ключе", который имел бы долговременный эффект. Безусловно, существует множество таких "ключей", помогающих в меньшей или большей степени сделать деятельность компании эффективной, но один из самых мощных, стимулирующих развитие и рост эффективности организации, имеющий долговременный эффект - это знание о мотивации персонала и умение её применить.

И именно в этом управленцам помогает знания о мотивации.

Одна из главных задач руководителя организации - управление человеческими ресурсами. Однако по своим характеристикам люди существенно отличаются от любых других используемых организациями ресурсов, а следовательно, требуют особых методов управления. Специфика человеческих ресурсов состоит в следующем:

люди наделены сознанием;

они способны совершенствовать и развить свои способности;

отношения человека и организации могут носить долговременный характер;

люди приходят в организацию осознанно, с определенными целями и ожидают от организации помощи) в их реализации (причём удовлетворенность сотрудника взаимодействием с организацией является необходимым условием).

Ещё одна немаловажная особенность человеческих ресурсов состоит в уникальности каждого отдельного человека. В отличие от двух кусков металла или двух киловатт электроэнергии, не бывает двух абсолютно одинаковых людей. Следовательно, реакция разных членов организации на один и тот же метод управления может быть совершенно различной.


Понятие мотивации

 

Так что же такое мотивация? Учебные пособия дают следующие определения мотивации:

. "Побуждения, вызывающие активность индивида и определяющие её направленность".

. "Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели".

Наиболее полно раскрыть понятие мотивации можно, рассмотрев различные классификации.

Одна из классификаций подразделяет мотивацию на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация (экстенсивная) не связана с содержанием определенной деятельности, но обусловлена внешними по отношению к человеку обстоятельствами. В то время как внутренняя мотивация (интенсивная) связана не с внешними обстоятельствами и целями, а с самим содержанием деятельности. Она побуждает индивида к действию с целью повысить его уровень удовлетворённости.

Другая классификация выделяет положительную и отрицательную мотивацию. Положительная мотивация основана на положительных стимулах, а отрицательная - на отрицательных.

Существует также ещё одно подразделение мотивации: на устойчивую и неустойчивую. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.


Основные теории мотивации

 

В целом, существуют две условные группы теорий мотивации. Первая группа объясняет трудовую мотивацию воздействие внешних для человека факторов, вторая группа ищет источники мотивации во внутреннем мире человека, его потребностях, ценностях, установках.

Первое направление (лидерами которого являются Скиннер, Тейлор и их последователи) базируется на утверждении о том, что предметом психологии является не сознание человека (как это считается в настоящее время), а его поведение. Его определяют как реакции на воздействие внешних факторов. А в основе поведения лежат лишь потребности человека, которые он всегда стремится удовлетворить. Следовательно, поведением работника можно управлять с помощью системы наказаний и поощрений. Такой взгляд на трудовую мотивацию, имевший успех в прошлом, подвергся серьёзной критике и впоследствии утратил свою популярность, хотя в настоящее время многие руководители всё ещё используют данный подход к мотивации персонала к труду.

Второе направление (существующее с середины прошлого века) объединяет теории, трактующие мотивацию с точки зрения внутреннего мира человека. Именно эти теории успешно вытесняли из употребления теории первого направления и стали достаточно популярны во всём мире среди учёных и управленцев.

Существует огромное количество теорий в рамках этих двух направлений, пытающихся объяснить механизмы трудовой мотивации персонала.

теория мотивация труд


Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу (Hierarhy of Needs of Abraham Maslow)

Американский социолог Абрахам Маслоу выдвинул теорию, согласно которой человек работает для того, чтобы удовлетворить свои внутренние потребности. Человеческие потребности различны по своему характеру и имеют особую иерархию или порядок актуализации (превращения в потребность, направляющую в данный момент трудовое поведение человека). После того, как потребность удовлетворяется, она теряет свою актуальность. По мнению Маслоу, человеческие потребности могут быть сгруппированы в пять качественно различных категорий:

. Физиологические потребности - это базисные потребности в пище, воде, тепле, крыше над головой и т.п., обеспечивающие выживание человека и его потомков.

. Потребности в безопасности и стабильности отражают стремление человека обеспечить удовлетворение физиологических потребностей на постоянной основе, сохранение определенного уровня жизни, предсказуемость и контроль за собственной жизнью.

. Потребности в принадлежности (ассоциации) выражают желание человека быть любимым, стать признанным общественным существом, поддерживающим постоянные контакты с другими членами общества.

. Потребности в общественном признании (статусе) - это потребности человека в позитивной оценке обществом его индивидуальности, обретении определенного социального положения.

. Потребности самореализации - стремление человека реализовать свой внутренний потенциал, сделать то, что "только он" может сделать.

Согласно теории иерархии потребностей, если человек не удовлетворил свои базисные потребности, организация сможет положительно воздействовать на его мотивацию, предоставляя достаточный уровень заработной платы, определенные льготы и гарантии занятости. Для работников с потребностями более высокого уровня эти элементы не будут оказывать стимулирующего воздействия. Чтобы мотивировать таких работников, организация должна предоставлять им возможности для самореализации, приобретения социального статуса и т.д. Практическая сложность применения теории Маслоу заключается в том, что существует множество способов удовлетворения потребностей человека, особенно потребностей более высокого порядка: потребность в статусе может быть удовлетворена за счет получения почетного звания, приобретения престижного автомобиля, занятия высокой должности или признания в качестве лучшего коммерческого агента в компании. Однако способы удовлетворения этой потребности могут не иметь ничего общего с потребностями организации в повышении эффективности использования рабочей силы. Кроме того, так как у каждого человека потребности различны, то, что является мотивирующим фактором для одного человека, для другого может не оказывать мотивационного эффекта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...