Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3: Особенности памяти лиц с нарушениями речи и их учет в логопедической работе




Программа самостоятельной работы

По учебной дисциплине «Логопсихология»

Для студентов заочной формы получения образования

По специальности 1-03 03 01 Логопедия

Материалы самостоятельной работы предоставляются преподавателю в первый день сессии следующего семестра

Тема 1: Особенности восприятия лиц с нарушениями речи и их учет в логопедической работе

Вопросы для изучения:

1. Особенности различных видов гнозиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи.

2. Приемы работы по развитию различных видов восприятия у лиц с нарушениями речи.

Задания для выполнения:

1. По материалам изучения гнозиса детей дошкольного и младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (статьи: Воронова, А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией/ А.П. Воронова // Дефектология.- 1993. - № 1. – С. 47-52; Мастюкова Е. М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи /Е.М. Мастюкова // Дефектология. - 1976. - № 1. - С. 13-17) составить таблицу «Состояние гнозиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи».

Вид гнозиса Дети дошкольного возраста с нарушениями речи (Воронова А.П.) Дети младшего школьного возраста с нарушениями речи (Мастюкова Е.М.)
Зрительный предметный гнозис    
Буквенный гнозис    
Симультанный гнозис    
   

2. Выполнить тестовые задания:

1. Установите соответствие. Запишите в виде сочетаний цифр и букв. Цифры пишите в порядке возрастания, буквы – прописными, без знаков препинания. Например: 1а 2б …

1) предметная агнозия а)невозможность одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе
2) символическая агнозия б)нарушение целостности восприятия предмета при возможном опознании отдельных его признаков или частей
3) симультанная агнозия в)невозможность идентифицировать буквы и цифры при сохранности их написания

2. Установите соответствие. Запишите в виде сочетаний римских цифр, арабских цифр и букв. Римские цифры пишите в порядке возрастания, арабские цифры и буквы (прописные) без знаков препинания. Например: I1а II3г III4е…

I. Воронова А.П. 1. зрительный гнозис а) моторная алалия
II. Левина Р.Е. 2. оральный стереогноз б) дизартрия
III. Мастюкова Е.М. 3. фонематическое восприятие в) ринолалия
IV. Сиволапов С.К. 4. образы-представления г) моторная афазия
V. Сергеева Г.Ф. 5. пальцевой стереогноз д)сенсорная алалия
VI. Трауготт Н.Н., Кайданова С.И. 5. речь е)сенсорная афазия

3. Установите закономерность:

Тест Л.Бендер – зрительно-моторная координация; методика Тардье - …..; методика Рингеля - …

ЭУМК Логопсихология/ Вспомогательный раздел / Материалы к практическим / Тема 1 (Статьи).

Форма отчетности: таблица, ответы на тестовые задания

Литература: основная 1, 3, 5.

 

Тема 2: Особенности внимания лиц с нарушениями речи и их учет в логопедической работе

Вопросы для изучения:

1. Произвольное внимание и его значение для развития речи.

2. Приемы работы для развития внимания детей с нарушениями речи.

Задания для выполнения:

1. Из конспектов занятий Ю.Е. Веприцкой (Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/сост. Ю.Е.Веприцкая. – Волгоград: Учитель, 2010.– С.79-115) выписать не менее 3-х упражнений, игр для развития внимания.

2. Сформулировать к каждому упражнению, игре цель. Адаптировать содержание упражнений, игр с учетом нарушений речи у детей.

3. Выполнить тестовые задания:

1. Завершите предложение:

Избирательность внимания, как поиск, выбор объектов познания у лица с заиканием выражается в ______________________________.

2. Установите соответствие. Запишите в виде сочетаний цифр и букв. Цифры пишите в порядке возрастания, буквы – прописными, без знаков препинания. Например: 1а 2б …

1. В.А. Калягин а)дети школьного возраста с ОНР
2.О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша б)дети дошкольного возраста со стертой дизартрией
3.Т.С. Овчинникова в)взрослые с афазией
4.Э.М. Кулиев г)дети дошкольного возраста с алалией
5.С.В. Лауткина д)дети школьного возраста и взрослые с заиканием

3. Низкие показатели выполнения корректурной пробы детьми со стертой дизартрией обусловлены:

1) общей моторной неловкостью;

2) низким уровнем развития графомоторных навыков;

3) низкой работоспособностью;

4) трудностями узнавания знаков

4. Типичные ошибки выполнения корректурной пробы у детей со стертой дизартрией в отличие от их нормально говорящих сверстников:

1) пропуск знаков; 2) ошибочное вычеркивание знаков

5. Причиной существенного различия в показателях количества пропусков и ошибочно вычеркнутых знаков при выполнении корректурной пробы детьми со стертой дизартрией является:

1) низкая концентрация внимания;

2) недостаточность зрительно-пространственных представлений;

3) трудности распределения внимания;

4) низкий уровень развития психомоторных навыков

6. Типичные ошибки выполнения методики Мюнстерберга детей школьного возраста и взрослых с заиканием:

1) пропуск слова;

2) неполное подчеркивание слов;

3) подчеркивание ложного слова;

4) подчеркивание дополнительного слова

7. Замедление темпа выполнения заданий на внимание лицами с заиканием обусловлено:

1) несформированность умения владения карандашом;

2) пространственное расположение знаков;

3) различная степень вербализации материала;

4) трудности произнесения отыскиваемых знаков;

5) низкая сформированность зрительно-пространственных представлений

ЭУМК Логопсихология/ Вспомогательный раздел / Материалы к практическим / Тема 2 (Конспекты Веприцкой Ю.Е.).

Форма отчетности: не менее 3-х упражнений, игр для развития внимания, ответы на тестовые задания.

Литература: основная 1, 3, 5.

Тема 3: Особенности памяти лиц с нарушениями речи и их учет в логопедической работе

Вопросы для изучения:

1. Особенности слухоречевой памяти детей с тяжелыми нарушениями речи.

2. Приемы работы по развитию слухоречевой памяти лиц с нарушениями речи.

Задания для выполнения:

1. Опираясь на работыГуменной Г.С. (Гуменная, Г.С. Преодоление амнестических явлений у детей с моторной алалией в процессе логопедической работы/ Г.С. Гуменная// Расстройства речи и методы их устранения. - М.:МГПИ, 1975. —С.420-427; Гуменная, Г.С. Развитие мнестических процессов у детей, страдающих моторной алалией/ Г.С. Гуменная // Речевые расстройства у детей и методы их устранения.- М.:МГПИ, 1978. -С. 45-54) определить условия эффективного запоминания и воспроизведения материала при системных нарушениях речи, приемы развития запоминания словесного материала.

2. Подобрать упражнения, игры для запоминания словесного материала для ребенка с нарушениями речи в рамках реализации каждого приема.

3. Выполнить тестовые задания:

1. Установите соответствие. Запишите в виде сочетаний цифр и букв. Цифры пишите в порядке возрастания, буквы – прописными, без знаков препинания. Например: 1а 2б …

1.слуховая память а)письменная речь
2.моторная память б)устная речь
3.зрительная память в)экспрессивная речь

2. Установите соответствие. Запишите в виде сочетаний цифр и букв. Цифры пишите в порядке возрастания, буквы – прописными, без знаков препинания. Например: 1аб 2вг …

1. Общие закономерности развития памяти детей с нарушениями речи;

2. Специфические закономерности развития памяти детей с нарушениями речи.

--------------------------------------------------------------------------------------------

а)низкая продуктивность долговременной памяти;

б)положительная динамика запоминания в процессе кратковременной памяти;

в)соотношение развитости памяти разной модальности;

г)монотонная динамика нарастания количества воспроизводимого материала;

д)преобладание смысловой памяти над механической

3. Вставьте пропущенные слова:

1)Испытуемые с заиканием не воспроизводят 10 слов даже к _____предъявлению. 2)Только половина из них воспроизводит 10 слов к _____ предъявлению. 3)Чем лучше внимание, тем ________________. 4)Особенности памяти лиц с заиканием связаны с вниманием, мышлением и обусловлены ______________________. 5)Степень выраженности расстройств слухоречевой памяти у лиц с афазией зависит от ____________________.

4. Письменно ответьте на вопрос: чем объясняются трудности выполнения задания на запоминание материала лицами с заиканием?

5. Письменно ответьте на вопрос: чем объясняется уменьшение запинок в речи лиц с заиканием при выполнении заданий на слухоречевую память?

ЭУМК Логопсихология/ Вспомогательный раздел / Материалы к практическим / Тема 3 (Гуменная Г.С. Преодоление амнестических явлений у детей с моторной алалией в процессе логопедической работы и Гуменная Г.С. Развитие мнестических процессов у детей, страдающих моторной алалией)

Форма отчетности: перечень условий эффективного запоминания и воспроизведения материала при системных нарушениях речи, перечень приемов развития запоминания словесного материала и упражнения, игры к ним, ответы на тестовые задания.

Литература: основная 1, 3, 5.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...