Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое речевая ситуация?




Перед написанием сочинения, учителю необходимо создать речевую ситуацию.

Что же такое, речевая ситуация?

Речевая ситуация – это то, что побуждает ученика создать наиболее успешный текст сочинения с учетом адресата (того человека, который будет читать сочинение).

Каковы же цели её создания?

Во – первых, пробудить у школьников желание вступить в общение с читателем, стать автором, творцом, а во – вторых, помочь осознать свою речевую задачу и обрести конкретного адресата, читателя будущего текста.

Примерные речевые ситуации:

-Давайте сделаем выставку наших сочинений и пригласим на неё ваших родителей, учителей и учеников из других классов.

-Давайте вести свой альбом «Времена года». Каждый из вас создаст страничку со словесными зарисовками.

-Давайте сделаем подарки близким к Новому году. Пусть каждый подарит свою книжку!

 

Методика проведения сочинения по серии картинок в 1, 2, 3 классах.

Сочинения (устные и письменные) по серии картинок проводятся в 1, 2 и реже в 3 классе. Серия из 2 – 5 картин, объединённых общей темой, облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в 1 классе обучать детей составлению плана, композиции и сюжету сочинения удобнее всего по серии картин. Дети, направляемые вопросами учителя, составляют к каждой картине по 1 – 3 предложения, озаглавливают рассказики.

Структура урока сочинения по серии картинок.

Этапы урока Методические требования
1.Сообщение цели урока (2 минуты) На каждую парту даётся комплект картинок.
2.Молчаливое рассматривание картинок (2 минуты) Дети раскладывают картинки в нужной последовательности.
3.Беседа по картинкам (8 минут) Учащиеся составляют устно с помощью учителя небольшие связные тексты по каждой картинке. Тип речи – повествование (с элементами описания).
4.Озаглавливание всего рассказа (2 минуты) Из нескольких предложенных детьми вариантов.
5.Рассказывание полного текста сочинения (3 минуты) Только в первом классе и начале второго.
6.Орфографическая подготовка (3 минуты) Проверить орфограммы слов, повторение орфографических правил, выделение орфограмм в пунктах плана.
7.Написание сочинения (15 минут) Учитель оказывает ученикам индивидуальную помощь. Учит пользоваться словарями.
8.Проверка (5 минут) Дети проверяют свои работы. Об исправлениях и дополнениях дети советуются с учителем.

 

Примерные вопросы к первой картине:

Где происходит действие? Когда, в какое время года? Кого вы видите на первом плане, на втором? Дайте детям имена и т. д.

Далее следует озаглавливание картинки и выделение опорных слов (запись на доске). Затем дети составляют первую часть рассказа по картинке.

В работе над последующими картинками обязателен вопрос: Что изменилось? (сравнить содержание картинок). Картинки озаглавливаются, выделяются опорные слова, составляются следующие части рассказа. План сочинения должен соответствовать структуре текста-повествования: завязка – развитие действия – кульминация – развязка.

 

Методика проведения сочинения по картине.

На уроках сочинения по картине учителю необходимо научить детей читать картину, то есть определять её тему и идею; формировать умение осмысливать содержание картины; подбирать точные слова для описания; формировать умение создавать текст – описание; заботиться об эмоциональном воздействии живописного полотна на учащихся.

 

Структура урока сочинения по картине.

Этапы урока Методические требования
1.Сообщение темы и цели урока. 2. Подготовительная работа. 3.Молчаливое рассматривание картины. 4.Беседа по картине. 5. Составление плана – описания картины. 6.Озаглавливание всего рассказа. 7.Рассказывание полного текста сочинения. 8.Орфографическая подготовка. 9.Написание сочинения. 10. Проверка (саморедактирование). Научить детей читать картину, то есть определять её тему и идею. В подготовительной работе необходимо рассказать об авторе, его картинах, где их можно увидеть. Формировать умения осмысливать содержание картины, подбирать точные слова для описания: интеграция с ИЗО (термины: передний и задний план, колорит, освещение и т. д.) Формировать умения создавать текст-описание. Заботиться об эмоциональном воздействии живописного полотна на учащихся. Важно, чтобы ребёнок писал рассказ по картине (рассказ – описание картины).

 

Методика проверки сочинения.

Учителю не следует за один день проверять все работы, а распределить их примерно на неделю. Читать сочинения нужно внимательно, особо уделить внимание отличным работам. После проверки планируется индивидуальная работа на урок редактирования.

Памятка работы над ошибками в сочинении (изложении)

(по Г. С. Щёголевой)

Условное обозначение ошибки Ошибка Способ исправления
V Пропуск важного слова или предложения Вставить пропущенное слово или предложение
Ф. Фактическая ошибка Написать так, как было в тексте (в жизни)
< Неполно раскрыто Рассказать подробнее
() Лишнее Убрать лишнее
Z Не выделен абзац Начать с красной строки
Г. Неправильно определены границы предложения Поставить нужные знаки в конце предложений
1, 2, 3… Неудачный порядок слов Изменить порядок слов
Св. Нет связи между предложениями Соединить соседние предложения по смыслу
Н. Неудачное слово или предложение Заменить другим словом или составить другое предложение
П. Повтор Заменить повторяющееся слово
/ Орфографическая подготовка См. памятку «Работа над орфографическими правилами»
v Пунктуационная ошибка

 

 

Как написать анализ сочинения ученика 3 класса на тему «Золотая осень»?

Золотая осень.

Быстро пролетело жаркое лето. Наступила золотая осень. Воздух стал холоднее. Лес теперь совсем тихий, только листья шуршат под ногами. Первыми стали опадать листья на берёзе и осине. По небу плывут серые тучи. Дни становятся короче. Бывают редкие заморозки.

Деревья будут скоро стоять голые. Река стала холодная и синяя. В лесу редко попадаются грибы. Лес почти уже без листьев. На окраине дороги только рябина краснеет. Белка запасает на зиму орехов и грибов.

Медведь готовится к зиме, он готовит себе берлогу. Волк уже голодный: «С своей волчицею голодный выходит на дорогу волк».

Птицы улетают в жаркие края. Колхозники убрали с полей рожь, пшеницу, овёс, горох, гречиху. Картофельная ботва легла на землю, как сгорелая. На очереди осталась капуста.

 

РЕЦЕНЗИЯ - содержится анализ (соответствие содержания теме сочинения, построение текста в соответствии с типом речи, выбор изобразительных средств в соответствии со стилем) и оценка творческой работы ученика в соответствии с требованиями программы.

Отзыв – это эмоциональный отклик на работу ученика.

План анализа сочинения:

-определите вид сочинения, опираясь на теорию

-оцените формулировку темы

-предположите, какая речевая ситуация была предложена учащимся на уроке

-проанализируйте соответствие работы ученика теме сочинения

-восстановите план, по которому написано сочинение, оцените его логику

-проанализируйте выбор лексики, использование синтаксических конструкций

-установите соответствие объёма работы требованиям программы

-сделайте общий вывод, поставьте отметку, руководствуясь требованиями программы.

В анализе следует подтверждать все выводы примерами из текста сочинения ученика.

Важно!

Очень важно, чтобы при разработке урока Вы учитывали следующие педагогические закономерности:

1. Сознательность зависит от мотивов, организации учебного процесса, познавательной активности, от применяемых методов и средств (ясное понимание целей и задач)

2. Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств (использование наглядных пособий, эстетическое оформление наглядности, наглядные пособия помогают лучшему представлению о предметах)

3. Отражает объективную связь обучения и воспитания (уважительное отношение к учащимся (во время ответов одноклассников), личный пример (корректное и доброжелательное отношение ко всем ученикам)

4. Требует, чтобы содержание, методы и формы обучения соответствовали возрасту учащихся и их индивидуальным особенностям (зависимость уровня работоспособности детей от времени деятельности учеников (расчёт времени),

 

ограничение видов деятельности с учётом уровня развития детей (предложенные задания соответствовали всем возрастным и инд. особенностям).

5. Прочность усвоения материала зависит от содержания и структуры данного материала, отношения учащихся к данному материалу (формирование позитивного отношения к материалу (представлен достаточно ярко и логично), проявление интеллектуальной деятельности (ответы на вопросы), обозначение логических связей, выделение главного (зависимость структуры от целей и задач), осуществление систематического контроля над результатами обучения)

6. Доступность обучения определяется: возрастными и индивидуальными особенностями (учёт жизненного опыта учащихся, учёт уровня подготовленности учащихся).

 

 

7. Научность обучения обеспечивается прежде всего через содержание образования (обучать на основе последних достижений науки, раскрытие логики учебного процесса, знакомить с биографией учёных и их вкладами в науку).

 

Нельзя забывать о реализации следующих принципов обучения:

- научности (соответствие содержания образования уровню развития современной науки)

- сознательности и активности (требует осознанного усвоения знаний в практической деятельности)

- наглядности (запоминание ряда предметов представленных в натуре, происходит лучше и быстрее).

- связь теории с практикой (эффективность качества обучения проверяется практикой)

- воспитывающие (без воспитания не может быть обучения и наоборот)

- индивидуальных и возрастных особенностей (дифференцированный подход, индивидуальный подход)

- прочности результатов усвоения (практические работы)

- доступности (успешный процесс обучения зависит от учёта индивидуальных особенностей школьника, от организации учебного процесса и применяемых учителем методов).

При разработке урока следует помнить:

- учителю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания.

- учителю целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендацию о воплощении в жизнь системы основных законов.

- учитель должен видеть противоположные стороны (овладение знаниями и развитие, соотношение конкретного и абстрактного) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения

На каждом этапе урока следует применять различные методы, приёмы и средства. Например, на этапе подготовительной работы можно применить следующие методы, приёмы и средства:

- словесные (беседа, объяснение)

- наглядные (демонстрация)

- аудиометод (прослушивание музыкальных отрывков) и т. д.

Средства: слово учителя, серия картинок, аудиозапись.

Выбор метода зависит:

- от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики

- от особенности содержания методов и изучаемого предмета

- от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины

- от целей, задач и содержания конкретного урока

- от времени, отведенного на изучение того или иного материала

- от возрастных особенностей учащихся

- от уровня подготовленности учащихся

- от материального оснащения учебного заведения, наличия оборудования

- от возможностей и особенности учителя, его уровня теоретической и практической деятельности.

Вашему вниманию, мы бы хотели представить классификацию методов по Бабанскому:

 

Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности.
По источнику передачи и восприятия учебной информации
Словесные: рассказ, беседа, лекция, конференция Наглядные: иллюстрация, демонстрация Практические: лабораторные опыты, упражнения, практические работы
По логике передачи и восприятия учебной информации
Индуктивные (от частного к общему) Дедуктивные (от общего к частному)
По степени самостоятельности мышления учащихся
Репродуктивные Продуктивные: проблемные, проблемно – поисковые, эвристические
По характеру управления учебной работой
Работа под руководством учителя Самостоятельная работа учащихся: работа с книгой, лабораторные работы, письменные упражнения.
Методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности.
Стимулирование долга и ответственности.
Дидактические игры Учебные дискуссии Создание ситуации занимательности Создать ситуацию успеха
Стимулирование долга и ответственности
ждение Требование УУбепражнения в выполнении требований Поощрение и порицание
Методы контроля и самоконтроля
Методы устного контроля и самоконтроля
Устный опрос: индивидуальный, групповой, фронтальный. Устные зачёты и экзамены.
Методы письменного контроля и самоконтроля
Письменный опрос: индивидуальный, групповой, фронтальный. Письменные зачёты и экзамены.
Методы лабораторно – практического контроля и самоконтроля
Контрольно – лабораторные работы. Лабораторно – практический самоконтроль.
           

 

Вашему вниманию нам бы хотелось представить классификацию средств обучения.

1. Визуальные (зрительные)

- натуральные объекты, символические н. п. (карты, схемы, таблицы и т. д.), объёмные наглядные пособия (муляжи, макеты), изобразительные (картины, фотографии и т. д.).

2. Аудиальные (слуховые) – радио, магнитофон, речь, музыкальные инструменты.

3. Аудиовизуальные – фильмы, телевидение.

 

Заключение.

Вот Вы и закончили знакомство с нашим методическим пособием. Мы постарались ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у Вас при выполнении каких – либо работ из обязательной части технологической карты по разделу «Методика развития связной речи». Мы надеемся, что те советы, которые мы дали, помогут Вам спроектировать уроки по развитию связной речи учащегося и подготовить их к защите, опираясь на основные положения методики преподавания русского языка и педагогики, провести анализ программы обучения изложению и сочинению, провести рецензирование сочинения ученика 3 – ого класса. Желаем удачи!

 

 

Список литературы должен содержать издания последних лет (с 2000 года). Советую поработать в нашей библиотеке!

 

 

Список литературы (есть в библиотеке колледжа)

  1. Составитель сборника программ Вохмянина Л. А., Игнатьева Т. В., Яременко Е. О. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4)
  2. Львов М. Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах/Учеб. пособие.- 2 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.
  3. Горецкий В. Г., Львов М. Р., Сосковская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – 2 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 464 с.
  4. Черноусова Н. С. Сочинения в начальных классах. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1976.
  5. Закожурникова М. А. Сочинение и изложение в начальных классах.
  6. Львов М. Р. Работа над сочинением в начальных классах. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1970.
  7. Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 кл. Для шк. С рус. Яз. Обучения; Пособие для учителя. – Мн.: ПКИП «Асар», 1995. – 160с.
  8. Форщук А. А., Форщук Н. Е. Русский язык для начальных классов. Ученое пособие. – К.: Феникс, 1999. – 348 с.
  9. Форщук А. А., Форщук Н. Е. Практические задания по русскому языку. Пособие для учащихся начальных классов. – К.: Феникс, 1999. – 382 с.
  10. Фролова Л. А. Обучение русскому языку в современной начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002. – 192 с.
  11. Полякова А. В. Русский язык, 2 класс. Методические рекомендации. Москва, 1994.
  12. Кананина В. П. Учусь работать самостоятельно: Дидактический материал к урокам русского языка в начальных классах. – М., Новая школа, 1996. – 272 с.
  13. Соловейчик М. С., Кубатова О. В., Кузьминко Н. С., Курлыгина О. Е. Русский язык в начальных классах: Сборник мет. задач. М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 256 с.
  14. Соловейчик М. С., Кубатова О. В., Кузьминко Н. С., Курлыгина О. Е. Русский язык в начальных классах: Сборник мет. задач – 3 – е изд., стереотип. – М. Издательский центр «Академия», 1999. – 256 с.
  15. Яковлева В. И. Сборник текстов для изложений в начальных классах. Пособие для учителя. Изд. 2 – е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1978.
  16. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. Пидкасистого П. И. – М.: Педагогическое общество России, 1988. – 640 с.
  17. Подласый И. п. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.: ил.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...