Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция)

План:

1. Понятие социальной перцепции

2. Механизмы межличностного восприятия

3. Эффекты межличностного восприятия

4. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.

 

1. понятие социальной перцепции

       Наряду с передачей информации и организацией взаимодействия третья существенная сторона общения – взаимовосприятие людьми друг друга, формирование своего отношения к личности другого (перцептивная сторона общения). Это отношение формируется с учетом представлений человека о том, как он выглядит в глазах своего партнера по общению.

       Термин «социальная перцепция» ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характера стимула – объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, осознания значимости ситуации. Позже под социальной перцепцией стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но так называемых социальных объектов (др. людей, групп, классов, народностей), социальных ситуаций.

       В социальном восприятии человека в целом всегда присутствует оценка других людей и отношение к ним в эмоциональном и поведенческом планах. Процесс социальной перцепции может быть представлен в виде схемы (рис. 6).

       Можно также выделить четыре основные функции социальной перцепции:

1. познание себя

2. познание партнера по общению

3. организация совместной деятельности на основе взаимного понимания

4. установление эмоциональных отношений

При изучении процессов межличностного восприятия выделяют два главных аспекта:

1. Психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия. Исследование психологических особенностей наблюдателя, влияющих на процесс социальной перцепции, - хорошо разработанная область в социальной психологии. Так, в восприятии и оценке людьми друг друга были зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные и профессиональные различия. Хотя названные характеристики наблюдателя играют определенную роль в формировании оценки партнера по общению, однако наибольшее значение имеют психологические качества человека и имеющаяся у него система установок. Внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную систему социальной перцепции. Особенно значительная работа таких установок при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. К наиболее существенным свойствам наблюдаемого человека можно отнести: выражение лица, способы выражения экспрессии (чувств), жесты и позы, походка, оформление облика (одежда, прическа), особенности голоса и речи.

2. механизмы и эффекты межличностного отражения. Психологические механизмы, обеспечивающие сам процесс восприятия и оценки др. человека, а также позволяющие осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу – относятся идентификация, аттрация, эффекты: ореола, проекции, стереотипизации и пр.

Так же стоит рассмотреть стереотипы восприятия и самовосприятие человека. Итак, стереотипы восприятия. Характер отношений человека в значительной мере зависит от имеющихся у него и активно действующих в данный момент стереотипов – упрощенных образов другого, возникающих на основе отрывочных, часто слишком общих сведений. Так, например, представление о человеке может быть составлено с учетом только его возраста, пола, профессии, национальности. Отношение к другому человеку может существенно зависит от паранаучных стереотипов, сформированных у человека под влиянием гороскопов, хиромантии, физиогномики и пр.

       Формирование отношения к другому человеку происходит так же под действием нашего стремления понять мотивы его поведения путем постановки себя на его место. Вот как рассказывается о действии этого механизма в одной из древнекитайских философских притч. Человек отправился из дома в белом платье, но после дождя сменил его и вернулся домой в черном. собака его не узнала и встретила лаем. Хозяин рассердился и хотел было наказать её палкой, но в дело вмешался мудрый человек, который сказал: «Не бей! Разве ты сам не удивился бы, если бы собака ушла в белом, а вернулась в черном? Ты поступил бы так же, как и она.»

       Восприятие другого человека, отношение к нему может существенно меняться в зависимости от актуальных для нас в данный момент проблем. Уже более двух тысячелетий живет в Китае притча о том, как у одного человека пропал топор. Заподозрил он сына соседа. Стал к нему приглядываться. И что он видит? Соседский сын ходит, как укравший топор, смотрит, как укравший топор, говорит, как укравший топор, - словом каждый жест, каждое движение выдают в нем вора. Но вдруг топор нашелся. Что видит теперь счастливый хозяин топора? Слова, жесты, походка вора исчезли у соседского сына, будто их вовсе и не было.

       Самовосприятие. Помимо влияния актуальных проблем в психологии зафиксирована сильная зависимость восприятия другого от отношения к самому себе. Оказывается, чем выше уровень самовосприятия, тем вероятнее доброжелательное отношение к другому. Заметьте, что речь идет не о самооценке, т.е. не об уровне оценки своих способностей, заслуг и т.п., а о самовосприятии – добром отношении к такому себе, какой я есть – со всеми своими недостатками, изъянами, горестями и неудачами. По-видимому, в этом случае относиться к другому с симпатией помогает человеку собственный опыт самовосприятия, выработанное умение за шелухой неудач и недостатков чувствовать, понимать и уважать самоценность человека.

 

2. механизмы межличностного восприятия

       Процессы социального восприятия отличаются от восприятия внешних объектов. Это отличие состоит прежде всего в том, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия, а социальные представления всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации. Выделяют механизмы социальной перцепции – способы, по средствам которых люди интерпретируют действия, понимают и оценивают другого человека.

       К механизмам познания и понимания относятся прежде всего – идентификация, эмпатия и атракция.

Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строиться на основе попытки поставить на место партнера по общению. То есть происходит уподобление себя другому. При идентификации с другими усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек. Идентификация имеет особое личностное значение на определенном возрастном этапе, приблизительно в старшем подростковом и юношеском возрастах, когда во многом определяет характер отношений между юношей и значимым для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру). З. Фрейд выделил несколько типов идентификации. В младенчестве возникает идентификация первичная – примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери. впоследствии эта «тотальная захваченность объектом» уступает место идентификации вторичной, играющей роль защитного механизма, благодаря которому ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия. Эта форма идентификации – предыстория Эдипова комплекса, когда малыш во всем хочет занять место отца и, боясь с его стороны наказания, копирует некоторые особенности его поведения. Эта парциальная идентификация амбивалентна и может проявляться в отношении как любимого лица, так и лиц ненавистных или вызывающих зависть. Особое значение этот тип идентификации приобретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при развитии совести. Идентификация помогает ребенку справиться с Эдиповым комплексом. Это происходит к пяти-шести годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителями своего пола. Иными словами, не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождения Эдипова комплекса, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него. Применительно к взрослому субъекту идентификацию связывают с невротическим симптомом, при котором у субъекта – из-за желания оказаться в положении объекта – возникают болезненные явления, характерные для последнего.

       Эмпатию можно определить как эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представлять себе, как одно и тоже событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпатия, эмпатийность в отношении с партнером по общению может рассматриваться как одна из наиболее важных профессиональных качеств психолога, педагога, социального работника. В целом ряде случаев развитие способности к эмпатии представляется особой задачей для людей, связанных с такого рода деятельностью, и решается с помощью активного самообразования, участия в различных группах профессионального развития. Различают: 1. Эмпатию эмоциональную – основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; 2. Эмпатию когнитивную – базирующуюся на интеллектуальных процессах – сравнении, аналогии и пр.; 3. Эмпатию предикативную – проявляющуюся как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Как особую форму эмпатии выделяют: 1. сопереживание – переживание тех же эмоциональных состояний, который испытывает другой человек, через отождествление с ним; 2. сочувствование - переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами другого.

       Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей её от других видов понимания, таких, как идентификации, принятия ролей, децентрации и пр., является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с углублением жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.

       Аттракция ( от лат. – привлечение) может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношении к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения. Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии. Под социальной рефлексией понимается способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Иначе говоря, это знание того, как другой знает меня. Важно подчеркнуть, что полнота представлений о самом себе в значительной степени определяется богатством его представлений о других людях, широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отношение к себе со стороны различных партнеров по общению.

       Универсальный механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека - механизм каузальной атрибуции. Различают три типа каузальной атрибуции:

- личностную (причина приписывается тому, кто совершает поступок),

- объективную (причина приписывается объекту, на который направлено действие),

- обстоятельственную (причина приписывается внешним обстоятельствам).

В целом изучение феномена казуальной атрибуции позволяет лучше представить себе сам процесс формирования оценки и отношения к партнеру по общению.

 

3. эффекты межличностного восприятия

       В процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены социально-психологическими эффектами межличностного восприятия, носят объективный характер и требуют определенных усилий воспринимающей личности.

Эффект первичности и новизны (эффект первого впечатления) - выражается в том, что очень часто при оценке некоего человека или черт его характера наибольшее значение придается первому впечатлению. В результате все последующие сведения о нем, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные.

Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств (в условиях дефицита информации). Он бывает как положительный, так и отрицательный. В основе эффекта ореола лежат механизмы, обеспечивающие категоризацию, упрощение и отбор информации о социальных объектах при её недостатке.

Эффект проекции – связан с приписыванием собеседнику своих достоинств или недостатков. Например, когда у человека замечательное расположение духа, все окружающими ему кажутся замечательными людьми.

Эффект стереотипизации обусловлен наличием специфических образов, имеющихся в опыте человека, - стереотипов. Это чрезмерное обобщение какого-либо явления, происходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и пр. Они играют как положительную, так и отрицательную роль, помогают принять решение в типичной, повторяющейся ситуации, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. В то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений. Умение преодолевать мешающее стереотипы являются важным условием социальной адаптации.

На формирование модели партнера по общению влияют субъективные факторы (рис. 7).

 

 

Знание закономерностей влияния субъективных факторов на восприятие партнера по общению помогает эффективному налаживанию отношений.

Процесс общения и отношение к партнеру задается целью общения. Если общение нужно нам, то происходит «подстройка к партнеру снизу» (взгляд снизу вверх). Очень часто идет преувеличение качеств партнера (например, студент обращается к преподавателю с просьбой пересдать экзамен, считая, что он справедливый, разрешит). Возникает эффект ореола - перенос уже известных качеств на всю личность, что искажает восприятие. Если общение нужно партнеру, то мы подстраиваемся к нему сверху (взгляд сверху вниз). При этом предполагается, что тот, кому нужно, должен вести себя соответственно, т.е. смотреть на нас снизу вверх, в интонации должна слышаться просьба. На формирование впечатления о партнере определенное влияние оказывает соотношение ролей и статусов. Например, роль преподавателя, студента, декана и пр.. Чем больше различия в статусах, тем больше искажается восприятие.

 

4. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ

       Для человека важно, как он выглядит в глазах окружающих. Взаимодействуя с окружающими людьми, каждый человек видит большое количество их реакций на него самого. Он может использовать это знание определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей. Э. Гофман назвал имиджем «искусством управлять впечатлениями.

Данное понятие появилось в психологической науке сравнительно недавно. Имидж - английское слово, обозначающее «образ», «ореол». Имидж – обобщенный портрет человека или организации, формируемый в представлении общества на базе заявлений и конкретный дел человека или организации и создающий в общественном или индивидуальном сознании эмоциональное отношение к человеку или организации.

Имидж – это некий образ, который человек, его Я, представляет миру, своего рода форма самопрезентации. Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль научного знания - имиджелогия. Имиджмейкер – человек, занимающийся созданием имиджа конкретной личности. Роль имиджа – позволяет создать положительный образ, необходимый для эффективного общения, особенно при кратковременных контактах. Имидж складывается с первых минут общения, в первую очередь внимание уделяется внешнему виду человека.

Многие люди от природы обладают привлекательным имиджем, но, как правило, симпатии людей приобретают благодаря искусству самопрезентации, без которого не достичь крупных успехов в любой деятельности, не постичь радости человеческого внимания. Изучая имидж руководителя фирмы, Э. Сэмпсон отмечает: «Ваш личный имидж является картинкой вас! У вас не может быть не имиджа! Хотите вы этого или нет, другие видят то, что вы сами избрали для показа». Автор исследует личностный имидж, рассматривая его как сочетание ряда внешних и внутренних факторов, задающих «самоимидж», воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Первый из них основан на прошлом опыте и отражает состояние самоуважения человека. воспринимаемый имидж – это то, что другие видят его носителя. Требуемый имидж – это профессиональные характеристики, которые должны быть присуще специалисту.

Вне всякого сомнения, красивым людям легче создавать эффект личного обаяния. Но отсутствие привлекательных внешних данных не перекрывают дорогу к созданию благоприятного имиджа. Для этого только надо хотеть и уметь наилучшим образом выразить свои сильнейшие личностные качества. Более того, в каждом индивиде есть способность нравиться людям. Как показывают исследования, чем больше прилагается усилий в проявлении способности нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные и информационные характеристики личности. Тем более когда всему этому способствует склонность к общению и лидерству.

Быть обаятельным - своего рода мужество, т.к. требуется непрерывная работа над собой. Бывают и поражения, но их следует переносить достойно. Например, не многие знают, что такое знаменитый артист, как И. Смоктуновский, приложил огромные усилия для того, чтобы удержаться в театральном мире. В его послужном списке есть такая запись: «Уволен из театра по профессиональной непригодности». Не будь у него мужества и силы воли, вряд ли могли бы восхищаться его мастерством.

Так каковы же приоритетные качества, обладание которыми делает реальным решение проблемы имиджа?

Условно можно выделить три группы.

В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность и красноречивость. Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием «умение нравиться людям». Обладание перечисленными способностями и постоянные упражнения в их развитии – залог успешного создания личного имиджа.

Во вторую группу входят характеристики личности как следствие её образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье и способность к межличностному общению. Нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и его кредо – вседозволенность.

К третей группе следует отнести то, что связанно с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда этот опыт помогает обострить интуицию.

Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая искусство улыбаться, постановку голоса, технику жестов, мимики и поз.

Факторы, влияющие на создание положительного опыта:

  1. чистая, выглаженная, свежая одежда. Соответствие одежды месту встречи и времени суток.
  2. вычищенная обувь, подходящая по цветовой гамме к одежде.
  3. аккуратная прическа.
  4. нерезкий, приятный, ненавязчивый запах хорошего парфюма.
  5. доброжелательное, не напряжение выражение лица.
  6. взгляд, устремленный на собеседника, но не пристальный, а заинтересованный.
  7. уверенная, легкая походка.
  8. прямая осанка.
  9. внятная и четкая речь с употреблением грамотно и лаконично построенных предложений, наиболее полно отражающих смысл высказываний.
  10. соблюдение норм и правил приличия как в общественных местах, так и при личной встрече.

У имиджа человека есть две стороны: субъективная – передаваемый образ человека и объективная - это то, как его воспринимают другие. Передаваемый и воспринимаемые образы могут не совпадать. Имидж может быть принимаем и не принимаем, вызывать соответственно положительное или отрицательное отношение. Не случайно общественные деятели, для которых популярность очень важна, имеют имиджмейкеров – специалистов, занимающихся проблемами становления и развития популярного имиджа.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...