Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2 Технология проектной деятельности на уроках литературы в школе.




1. 2 Технология проектной деятельности на уроках литературы в школе.

Настоящие инновации в сфере педагогики – редкое явление, поэтому при использовании термина «современные педагогические технологии» следует помнить о том, что одни и те же методы и приёмы используются в образовании циклично, каждый раз в новой «обёртке», под воздействием новых педагогических, социальный, культурных веяний.

Метод проектной деятельности также нельзя рассматривать как принципиально новый. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом ' именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни [22, с. 56]. В России в начале 20 века метод проектной деятельности также довольно активно начинает внедряться в образование, однако в советское время из-за недостаточной продуманности и последовательности осуждается и перестаёт практиковаться.

В основе метода проектов - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Этот метод ориентирован исключительно на самостоятельную, ограниченную во времени работу учеников (индивидуальную, парную, групповую). Органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектной деятельности предполагает решение какой-либо проблемы с использованием разнообразных методов и средств обучения, а также с применением знаний разных областей науки и творчества. Результат метода проектов должен быть «осязаем»: в случае теоретической проблемы это конкретное её решение, в случае практической – результат, готовый к применению.

Дадим определение понятию «метод проектной деятельность».

Этимологический словарь Крылова обозначает слово «проект» как заимствование из немецкого, где projekt восходит к латинскому projectum – " предложение, расчет", образованному от глагола projicere – " предлагать" [14].

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. " Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности [7].

Рассмотрим современную классификацию учебных проектов:

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

· практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);

· исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

· информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

· творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т. п.

· ролевой проект - литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца [10, с. 203].

Для организации проекта предъявляются такие требования как:

· проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания обучающихся;

· учащиеся должны обсуждать реально существующие проблемы и ставить перед собой актуальные задачи;

· деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;

· работа учащихся должна быть осмысленной и активной;

· учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде;

· учащиеся должны анализировать новую информацию, а также участвовать в создании новых идей;

· конечный вид проекта должен иметь пояснительную записку - теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны все необходимые сведения.

Перейдём к рассмотрению применения метода проектов непосредственно на уроках литературы.

Литература как учебный предмет является одним из наиболее подходящих для применения проектной деятельности. Преподаватели часто сталкиваются с отсутствием читательского интереса у учеников, нехваткой навыков анализа. По ходу работы над проектом они могут расширить свои знания, повысить интерес к произведениям мировой литературы, «почувствовать» предмет. В данном случае приходится говорить о междисциплинарном подходе – в процессе работы должны быть задействованы знания из курса истории, мировой художественной культуры, музыки.

В работе над проектом можно выделить следующие этапы:

1. Погружение в проект;

2. Организация деятельности;

3. Осуществление деятельности;

4. Презентация результатов.

Из этого следует, что от учеников требуется владение не только знаниями и умениями в области литературоведческой науки, но и организаторскими навыками, а также навыками общения.

Действия учителя и ученика на каждом этапе осуществления проекта наглядно изображены в таблице Пахомова Н. Ю.

Учитель Учащиеся

1-Й ЭТАП— ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ

Формулирует: (формулирование учебного проекта производится с учетом возраста учащихся) Осуществляют:
1) проблему проекта; 1) личностное присвоение проблемы;
2) сюжетную ситуацию; 2) вживание в ситуацию;
3) цель и задачи 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

2-Й ЭТАП — ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организует деятельность – предлагает (оснащает всем необходимым и создает условия для самостоятельной работы): Осуществляют:
4) организовать группы; 4) разбивку на группы;
5) распределить амплуа в группах; 5) распределение ролей в группе;
6) спланировать деятельность по решению задач проекта; 6) планирование работы;
7) возможные формы презентации результатов 7) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

3-Й ЭТАП — ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:
8) консультирует учащихся по необходимости; 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;
9) ненавязчиво контролирует; 9) консультируются по необходимости;
10) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; 10) «добывают» недостающие знания;
11) репетирует с учениками предстоящую презентацию 11) подготавливают презентацию результатов

4-Й ЭТАП — ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Принимает отчёт: Демонстрируют:
12) обобщает и резюмирует полученные результаты; 12) понимание проблемы, цели и задач
13) подводит итоги обучения; 13) умение планировать и осуществлять работу;
14) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; 14) найденный способ решения проблемы;
15) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. 15) рефлексию деятельности и результата;
  16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности [20, с. 174].

 

Не менее важной частью урока литературы с применением метода проектов остаётся оценивание работ учащихся, которое может быть осуществимо как самим педагогом, так и учащимися. Гуляева О. Н. в своей статье выделяет следующие критерии оценивания проектов:

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

5. Степень осмысления использованной информации;

6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10. Владение рефлексией;

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов [7].

Подводя итог, можно сказать, что современные образовательные технологии основаны на личностно-ориентированных концепциях воспитания и обучения, задача которых состоит в духовном, эмоциональном и интеллектуальном развитии школьников, помощи в самореализации. Рациональное использование форм и приёмов обучения будет способствовать повышению качества обучения, развитию индивидуальных возможностей учащихся.

В частности, технология проектной деятельности направлена на конкретный, осязаемый результат, развитие творческого мышления, возможность применения индивидуальной, парной или групповой работы, инновационность. Применение этого метода на уроках литературы может сделать занятие более интересным и насыщенным, ученики приобретут ценные навыки – умение применять полученные знания в конкретной ситуации, обрабатывать, направлять и адаптировать информацию под конкретный запрос.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...