Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственно-управленческая деятельность, ее сущность и отличительные черты




Управленческая деятельность - предмет пристального вни­мания научной управленческой мысли XX века. Основные суж­дения, высказанные в трудах А.А. Богданова, А.К. Гастева, Г. Эмерсона, П.М. Керженцева, Ф. Тейлора, Г. Форда, А. Файо­ля и их последователей в нашей стране и за рубежом, касаются прежде всего управленческой деятельности, т.е практического соединения в управлении научного знания, интеллектуально-трудовых и эвристических способностей человека, материаль­но-финансовых, технических и иных средств. Именно в практи­ческой управленческой деятельности скрыты огромные резервы рационализации и повышения эффективности человеческих усилий во всех сферах на всех уровнях социальной иерархии.

Управленческая деятельность - это процесс конструктивной реализации выработанных историческим опытом, научным позна­нием и талантом людей знаний, умений и навыков целесообразных действий в сфере управления. Высококачественная управленчес­кая деятельность на деле обеспечивает эффективную реализацию задач управления, своевременное и в полном объеме претворе­ние в жизнь управленческих решений, а значит, требует адекват­ной профессиональной подготовки управленческих кадров, со­ответствующих волевых и духовно-нравственных качеств, квали­фицированного владения соответствующими способами, формами и методам управления.

Сразу оговоримся, что понятия «управленческая деятель­ность», «управленческое воздействие» и «управление» - это не од­но и то же. Управленческая деятельность - это сердцевина, базо­вая составляющая управления, которую, напомним, в науке опре­деляют как «целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную, общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемую как непосред­ственно (в формах самоуправления), так и через специально со­зданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.». Если такая деятельность разрушительна, противоречит ин­тересам людей, нарушает многолетние общественные связи и при этом не создает новые, более совершенные отношения, то такую деятельность вряд ли справедливо называть управлением. Это как раз что-то обратное, сродни дезорганизации и разрушению.

Управление - это деятельность конструктивная, созидатель­ная. В противном случае мы имеем дело с деструкцией. Такое

«управление» никому не нужно, оно противоречит человеческой сущности. Если бы перестройка периода правления М.С. Горбаче­ва была обеспечена надлежащими управленческими механизма­ми, а управленческая деятельность была стратегически продуман­ной и ответственной, то мы наверняка бы не потеряли страну и не подвергли миллионы людей страшным испытаниям. Политика перестройки была необходимой, а вот научно обоснованное стра­тегическое управление ею отсутствовало. И результат не заставил себя ждать. Авторитаризм, двойные стандарты, насильственное навязывание обществу слабо продуманных реформаторских реше­ний ничего позитивного создать не могли и не создали. Наоборот, стали катализатором ускорения кризисной деградации страны и ее последующего развала. Не помогли ни соединение функций пар­тийных и советских органов, ни новаторская программа рыночно-демократических преобразований «500 дней» Петракова-Яв­линского, ни попытки заключения нового союзного договора.

Государственно-управленческая деятельность - особый вид общественно-полезного труда.

1. Это форма реализации государственной власти. Во всех го­сударственно-управленческих решениях и организационных усилиях по их реализации внутренне присутствует и на практике реализуется государственная власть.

2. По своему внешнему проявлению управленческая деятель­ность является напряженной организационно-координирующей работой. Это деятельность коллективная, сочетающая специали­зацию и кооперацию управленческих действий больших коллек­тивов людей, отличающаяся строгой юридической заданностью, организационной четкостью и дисциплинарной выразительно­стью. В ней в интегрированном виде реализуются цели, принци­пы, функции, формы и методы управляющего воздействия, на­правленного на регулирование общественных отношений, регла­ментацию поведения и деятельности миллионов людей.

3. Это особая форма интеллектуального труда (во многом аналитического и поисково-прогностического характера) в сфе­ре выработки и реализации управленческих решений. Это труд, связанный с научным осмыслением ситуации и на этой основе продуцированием сложной управленческой информации госу­дарственной значимости, с интеллектуально-психологическим

и воспитательно-педагогическим воздействием на людей. Ее главный смысл - анализ, обобщение, прогнозирование, выбор приемлемого решения из огромного количества альтернатив и на этой основе получение нового качества управляемого процесса. Понятно, что все это невозможно без серьезных поисковых твор­ческих усилий. Даже при условии, что в управленческой деятель­ности много рутинного, шаблонно-однообразного, формаль­но-бюрократического.

По своему предмету (внутреннему содержанию), таким обра­зом, управленческая деятельность является информационно-ана­литической. Это процесс получения, осмысления, систематиза­ции, хранения, переработки и выдачи социальной, экономичес­кой, правовой и другой управленческой информации. Никаким иным способом выработать нужные решения и добиться соответ­ствующего управляющего воздействия невозможно. Управленче­ская деятельность, по сути дела, это поиск, отбор, закрепление (фиксация) и введение в сознание, поведение и деятельность лю­дей управленческой информации.

4. Это высокопрофессиональный труд, выполняемый профес­сионально подготовленными и специально отобранными специ­алистами, к каждому из которых предъявляются повышенные требования в части их квалификации, личностных дарований, нравственных качеств, навыков достойного поведения.

К сожалению, нельзя сказать, что современное российское общество до конца осознало социальную значимость и решаю­щую роль профессионализма и духовно-нравственных факторов государственного управления в созидании своего будущего. До сих пор не выработана глубоко продуманная, научно обосно­ванная кадровая политика в этой сфере. Многое в работе с кадра­ми ограничивается различного рода кампаниями и разрозненны­ми мероприятиями, хотя всем понятно, что в кадровой сфере нужна системность, планомерность, последовательность и не­прерывность. Здесь недопустимы кампанейщина, отбор на осно­ве личной преданности, родственных связей и землячества, а значит, круговой поруки и безответственности.

5. Управленческая деятельность многогранна по своим про­явлениям. Здесь нужны научные знания и опыт работы с людьми, информация, мощные материально-финансовые и технические средства. Все они находятся в органическом единстве, образуют сложное комплексное явление, которое называется «управленчес­кой деятельностью». Взвешенное, сбалансированное и стратеги­чески продуманное введение в действие всех элементов управ­ленческой деятельности способно придать ей нужную рацио­нальность и эффективность.

6. Государственно-управленческая деятельность предполагает строгую юридическую заданность, лингвистическую четкость и формально-документальную выразительность. Это деятель­ность, которую соответствующие государственные органы и долж­ностные лица обязаны осуществлять жестко в пределах своей ком­петенции, строго в соответствии с буквой и духом закона. Поэто­му многие элементы управленческой деятельности не только юридически описываются, но и «привязываются» к конкретным государственным органам, закрепляются в виде соответствующих материальных и процессуальных норм, реализуются в форме соот­ветствующих управленческих решений, процедур и технологий.

7. Управленческая деятельность представляет собой сложное социально-психологическое явление с ярко выраженной доминан­той воли. Каждый человек, занятый ею, практически постоянно совершает интеллектуально-волевые операции, связанные с оценкой ситуации, выбором решения, подчинением и испол­нением, оценкой достигнутого, наказанием нерадивых и поощ­рением добросовестных, осуществлением надзора и контроля. Все это создает в органах государственной власти и в управляе­мых сообществах особый социально-психологический климат иерархической зависимости, руководства и подчинения, дисцип­лины и ответственности, уважения, авторитета и психологичес­кой совместимости или, наоборот, неприязни, несовместимости, конфликтности. Грамотное управление вдохновляет, воодушев­ляет, мобилизует, дисциплинирует, формирует творческую атмо­сферу. Бездарное же, наоборот, подавляет, расслабляет, дезори­ентирует, создает обстановку нервозности, безответственности и разрушения.

Составляющие управленческой деятельности в научной лите­ратуре называются «стадиями» (этапами, циклами). Каждая ста­дия отличается своим набором организационных, интеллекту­ально-творческих, организационно-кадровых и технико-обеспе­чивающих действий. Стадии органически связаны между собой и в совокупности образуют «кругооборот» управленческой дея­тельности.

Ученые, как правило, выделяют семь основных стадий управ­ленческой деятельности:

1) анализ и оценка управленческой ситуации - процедура, ко­торая позволяет получить нужную информацию об объекте уп­равления, представить объект во всем многообразии его противо­речивых взаимозависимостей, оценить его сильные и слабые сто­роны, пути и ресурсные возможности дальнейшего развития. На этом этапе учитываются (по крайней мере, должны учиты­ваться) все объективные факторы и субъективные условия управ­ленческой деятельности, анализируются имеющиеся статистиче­ские и социологические данные, изучаются экспертные заключе­ния и научные выводы, оценивается достигнутое и вскрываются недостатки прошлого. Непременно анализируются возможные риски и разрабатываются защитные меры. При этом используют­ся методы структурно-функционального, ретроспективного и сравнительного анализа, статистики, математической оптими­зации, деловых игр, эконометрики, социологических опросов;

2) прогнозирование и моделирование возможных действий по сохранению, совершенствованию, а если надо, и преобразова­нию ситуации в направлении поставленной цели;

3) разработка различных вариантов проектов управленческих решений под каждую возможную модель развития событий. Предлагаемые варианты могут быть простыми и сложными; стандартными (однозначными, безальтернативными), бинарны­ми (двузначными, отвечающими на вопрос «да» или «нет») и многоальтернативными (плюралистическими). Могут быть классическими и инновационными (новаторскими), стратегиче­скими и оперативными, единоличными и коллегиальными;

4) после того как обсуждены альтернативные варианты реше­ний, принимается правовой акт (или пакет актов) управленчес­кого характера: закон, указ, постановление, доктрина, целевая программа, приказ, распоряжение и др. Наиболее крупные реше­ния государственной важности принимаются путем референду­мов. Затем утверждаются перспективные, календарные, темати­ческие и финансовые планы, технические задания, сметы. Обя­зательно решаются вопросы материально-финансового и кадро­вого обеспечения исполнения принятого решения;

5) организация исполнения принятого решения. Управленчес­кая деятельность на этом этапе предполагает проведение множе­ства организационных мероприятий - подбор и расстановку ка­дров, проведение совещаний, консультаций и планерок, поиск необходимых ресурсов, установление сроков исполнения, фор­мирование действенных каналов циркуляции управленческой информации;

6) контроль исполнения намеченного (в том числе того, что ка­сается расходования бюджетных средств) и оперативное инфор­мирование руководителей и исполнителей о ходе реализации проекта. Контроль - это не только итоговая отчетность о проде­ланном. Это непрерывный мониторинговый процесс получения и обработки информации о ходе реализации принятого решения, исправление ошибок, привлечение к ответственности безразлич­ных и нерадивых, поощрение активных и добросовестных;

7) обобщение результатов управленческой деятельности, оценка новой (результирующей) управленческой ситуации. На этом этапе определяется уровень соответствия достигнутого поставленным целям, эффективность и правомочность исполь­зуемых форм и методов работы, законность и рациональность использованных ресурсов, дается оценка сложившейся новой си­туации, требующей новых решений и действий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...