Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение произведений искусств




Изучая произведения искусства никогда не забывайте о своей работе в театре. В картинах великих художников вы найдете ин­тересные композиции, оригинальные ритмические разрешения, и когда перед вами станет задача композиционного разрешения сце­ны в спектакле, то ваше воображение, тренированное постоянно на произведениях великих живописцев, подскажет вам правильный путь.

Никогда не пропускайте возможности посмотреть на картину или на репродукцию в картинных галереях, читальнях, в гостях у знакомых. Haучитесь, беседуя, перелистывать страницы альбомов.

Чем больше картин и репродукций вы будете видеть, тем ярче и легче будет работать ваша фантазия.

Актеры современного нам театра утеряли выразительные воз­можности жеста (кистей рук). Кисти современным актерам можно отрубить — они им не нужны. Если вы посмотрите на картину Дю­рера «Обручение», то увидите, как интересно можно разрешить композицию и выразить характер сцены с помощью кистей рук. Картина Дюрера дает толчок вашему воображению, и вам за­хочется вновь оживить руки актера на сцене. Это только один слу­чайный пример, а их можно привести десятки и сотни.

Чаще посещайте симфонические концерты. Музыка — самое совершенное искусство. Слушая симфонию, не забывайте о театре.

Смена контрастов, ритмов и темпа, сочетание основной темы с побочными — все это так же необходимо в театре, как и в музы­ке. Композиционное разрешение музыкальных произведений часто может помочь вам найти какие-то композиционные принципы раз­решения спектакля.

Музыка, живопись и театр неразрывно связаны между собой. Законы музыки и законы живописи переходят в театр через вооб­ражение режиссера.

 


ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ОБСУЖДЕНИИ ФИЛЬМА «ЩОРС»
3 апреля 1939 года

...<Александр Довженко > — универсальный художник. Не только деятель кинематографии, но и замечательный писатель. Довженко строит фильмы, как строит свое произведение белле­трист. Когда я смотрел фильм «Щорс», мне вспомнился Гоголь с его «Тарасом Бульбой», вспомнился Пушкин с его большими по­лотнами, начиная от «Евгения Онегина» и кончая «Арапом Пет­ра Великого», вспомнился Салтыков-Щедрин.

Юмор у этого замечательного писателя Довженко таков, что он действительно может поспорить с лучшими писателями нашей страны. Но писатель, если он не поэт, — еще не великий писатель. Довженко замечателен тем, что он — поэт.

Довженковский стиль оптимистичен. Он не вызывает страха перед войной, как это делают фильмы режиссеров капиталистиче­ских стран — вроде пацифистской картины «На западном фронте без перемен» по Ремарку. Он патетичен, пронизан пафосом на­родной борьбы, вооруженного отпора агрессорам.

Отмечая достоинства прекрасного фильма «Щорс», хочется ска­зать об одном недостатке: фильм немножко коротковат.


ВСЕВОЛОД ЭМИЛЬЕВИЧ МЕЙЕРХОЛЬД.
Биографическая справка

(Составил А. В. Февральский)

Всеволод Змильевич Мейерхольд родился 10 февраля (28 января ст. ст.) 1874 года в Пензе, в семье владельца водочного завода, по происхождению немца.

В 1895 году окончил пензенскую вторую гимназию и поступил на юриди­ческий факультет Московского университета, однако вскоре ушел из универси­тета. В 1896 году был принят на второй курс Музыкально-драматического учи­лища Московского филармонического общества; окончил училище в 1898 году вместе с О. Л. Книппер и И. М. Москвиным, занимаясь под руководством Вл. И. Немировича-Данченко.

Выступал в любительских спектаклях с восемнадцати летнего возраста, при­чем в первом же из этих спектаклей («Горе от ума» Грибоедова) участвовал не только как актер (роль Репетилова), но и как помощник режиссера. Приез­жая в Пензу на каникулы летом 1896 и 1897 годов, играл в пензенском Народ­ном театре, через который сблизился с политическими ссыльными.

В 1898 году вступил в труппу созданного тогда Московского Художест­венного театра. На открытии театра играл роль Василия Шуйского в пьесе А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Пробыв в Художественном театре до 1902 года, сыграл 18 ролей, в том числе: принц Арагонский («Венециан­ский купец» Шекспира), маркиз Форлипополи («Трактирщица» Гольдони), Треплев («Чайка» Чехова), Тирезий («Антигона» Софокла), Иоанн Грозный («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого, — в качестве дублера К. С. Ста­ниславского), Иоганнес Фокерат («Одинокие» Гауптмана), Тузенбах («Три се­стры» Чехова), Петр («Мещане» Горького). Исполнял и режиссерские обязан­ности.

В этот период был связан с социал-демократами. Летом 1902 года, во вре­мя пребывания в Италии, усиленно читал ленинскую «Искру», а затем перевез несколько ее номеров в Россию. Мейерхольд, уже раньше пробовавший свои силы в художественной прозе и получивший одобрение А. П. Чехова[‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡], теперь выступил в печати: его корреспонденция «Милан», в которой сказался его ин­терес к жизни рабочих, была опубликована в московской газете «Курьер».

Став в 1902 году во главе организованной им труппы, вскоре получившей название Товарищество новой драмы и работавшей в сезонах 1902/03 и

1903/04 годов в Херсоне, а в сезоне 1904/05 года в Тифлисе, Мейерхольд осу­ществил 170 спектаклей, среди которых были постановки пьес: «Три сестры», «Дядя Ваня», «Чайка», «Иванов», «Вишневый сад» Чехова, «Мещане», «На дне», «Дачники» Горького, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, «Таланты и поклонники», «Женитьба Бальзаминова», «Свои люди — сочтемся», «Поздняя любовь», «Васи­лиса Мелентьева» и другие пьесы Островского, «Горе от ума» Грибоедова, «Сон в летнюю ночь» и «Венецианский купец» Шекспира, «Доктор Штокман», «Гедда Габлер», «Дикая утка», «Нора», «Привидения» и другие произведения Ибсена, пьесы Гауптмана, Зудермана, Шницлера, Пшибышевского, Метерлинка, Гейерманса и др.[§§§§§§§§§§§§§§§§§]. В этом же театре он выступал как актер во многих ро­лях, в числе которых были: Астров («Дядя Ваня»), Иванов («Иванов»), Тро­фимов («Вишневый сад»), Нароков («Таланты и поклонники»), Чацкий («Горе от ума»), Шейлок («Венецианский купец»), Основа («Сон в летнюю ночь»), Левборг («Гедда Габлер»), Освальд («Привидения»), Крамптон («Коллега Крамптон» Гауптмана), Ландовский («Акробаты» Шентана), роли, игранные им в Художественном театре, и многие другие.

В 1905 году под руководством Станиславского и Мейерхольда в Москве был организован Театр-студия, задуманный как филиал Художественного театра с экспериментальными задачами. Мейерхольд подготовил постановки пьес «Смерть Тентажиля» Метерлинка, «Шлюк и Яу» Гауптмана, «Снег» Пшибышевского и «Комедия любви» Ибсена. Спектакли не были показаны публике, так как театр не открылся.

В 1906 году Мейерхольд снова руководил Товариществом новой драмы (работавшим в Тифлисе, а затем в Полтаве), где поставил «Дети солнца» и «Варвары» Горького, пьесы Ибсена, Метерлинка, Гауптмана, Стриндберга, Шницлера и других авторов и играл роли Ранка («Нора» Ибсена), Финке («Евреи» Чирикова) и другие.

В том же 1906 году переехал в Петербург и до ноября 1907 года рабо­тал в Театре В. Ф. Комиссаржевской в качестве главного режиссера; там он поставил 13 спектаклей: «Гедда Габлер», «Нора» и «Комедия любви» Ибсена, «В городе» Юшкевича, «Сестра Беатриса», «Чудо святого Антония» и «Пелеас и Мелисанда» Метерлинка, «Балаганчик» Блока, «Трагедия любви» Гейберга, «Свадьба Зобеиды» Гофмансталя, «Жизнь Человека» Андреева, «Пробуждение весны» Ведекинда и «Победа смерти» Сологуба.

Начиная с 1907 года помещал в журналах статьи о современном театре и, в частности, о своих сценических опытах. Эти статьи в последствии объединил в книге «О театре», вышедшей в 1913 году.

В 1908 году Мейерхольд поставил несколько спектаклей с труппой, орга­низованной для поездки по городам Запада и Юга России, а затем вошел в состав режиссуры петербургских императорских (с 1917 года — государст­венных) театров, в которых проработал десять лет. В Александрийском театре он поставил пьесы: «У царских врат» Гамсуна (где играл роль Карено), «Шут Тантрис» Хардта, «Дон Жуан» Мольера, «Красный кабачок» Беляева, «Живой

труп» Л. Н. Толстого, «Заложники жизни» Сологуба, «На полпути» Пинеро, «Два брата» Лермонтова, «Зеленое кольцо» Гиппиус, «Стойкий принц» Кальдерона, «Пигмалион» Шоу, «Гроза» Островского, «Романтики» Мережковского, трилогию («Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина») Сухово-Кобылина, «Маскарад» Лермонтова, «Дочь моря» Ибсена, «Петр Хлебник» Л. Н. Толстого; в Мариинском театре им были поставлены оперы «Тристан и Изольда» Вагнера, «Борис Годунов» Мусоргского (с участием Ф. И. Шаля­пина), «Орфей» Глюка, «Электра» Р. Штрауса, «Каменный гость» Даргомыжско­го, «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Соловей» Стравинского, «Фенелла» Обера[******************]. К значительному большинству из этих спектаклей декорации написал

A. Я. Головин. Из артистов, участвовавших в спектаклях, поставленных Мей­ерхольдом в Алексаядринском театре, надо отметить в первую очередь Ю. М. Юрьева (Дон Жуан и Арбенин), М. Г. Савину, К. А. Варламова,

B. Н. Давыдова, Б. А. Горин-Горяинова и Е. П. Корчагину-Александровскую. Параллельно с работой в императорских театрах Мейерхольд поставил в 1910 — 1916 годах ряд спектаклей, главным образом экспериментального ха­рактера, на небольших сценах Петербурга и дачной местности Териоки (те­перь Зеленогорск). Среди поставленных им пьес были: «Поклонение кресту» Кальдерона, «Что иногда нужно женщине» Уайльда, «Виновны — невиновны?» Стриндберга, «Мадемуазель Фифи» по Мопассану и несколько пантомим (сце­нарии некоторых пантомим писал он сам). В 1913 году он поставил в Париже, в театре «Шатлэ», для артистки Иды Рубинштейн, пьесу Д'Аннунцио «Пизанелла» (на французском языке). В 1915 — 1916 годах поставил кинофильмы «Портрет Дориана Грея» (по Уайльду; сценарий написал сам Мейерхольд) и «Сильный человек» (по Пшибышевскому); в первом из этих фильмов играл роль лорда Генри, во втором — главную роль, поэта Гурского.

В 1908 году Мейерхольд начал вести театрально-педагогическую работу, приобретшую систематический характер с 1913 года, когда была организована Студия Вс. Мейерхольда, просуществовавшая до 1918 года. Основа программы студии: техника сценического движения (курс Мейерхольда), изучение итальян­ской комедии масок, музыкальное чтение в драме. На публичных спектаклях Студии были показаны «Незнакомка» и «Балаганчик» Блока в постановке Мей­ерхольда (1914) и др. Студия выпускала журнал «Любовь к трем апельсинам» под редакцией Мейерхольда (выходил в 1914 — 1916 гг.); там было помещено несколько его статей, подписанных псевдонимом «Доктор Дапертутто». В 1916 — 1917 годах Мейерхольд преподавал в Школе сценического искусства, с учени­ками которой поставил комедию Уайльда «Идеальный муж».

В 1917 году, в период между Февральской и Октябрьской революциями, вел активную общественную работу в Союзе деятелей искусств, Союзе режиссеров, Союзе сценических деятелей.

После Октябрьской революции, с момента организации первого советского органа руководства театральным делом — Театрального совета (в дальнейшем — Театрального отдела) Народного комиссариата по просвещению (январь 1918 г.) — Мейерхольд принимал активное участие в различных его работах, а после переезда Театрального отдела в Москву возглавил его Петроградское

отделение (1918 — 1919). Тогда же редактировал журнал «Временник Театраль­ного отдела». Руководил существовавшим в 1918 году в Петрограде Театром Дома рабочих и поставил там «Нору» Ибсена.

В августе 1918 года вступил в Российскую Коммунистическую партию.

В день первой годовщины Октябрьской революции (7 ноября 1918 г.) Мей­ерхольд поставил в Петрограде (в помещении Театра музыкальной драмы) совместно с В. В. Маяковским его пьесу «Мистерия-буфф»; таким образом, они явились первыми постановщиками первой советской пьесы. Роли исполняли артисты различных театров.

Вел педагогическую работу на организованных по его инициативе Инст­рукторских курсах по обучению мастерству сценических постановок (1918), Курсах мастерства сценических постановок и в Школе актерского мастерства (1918 — 1919).

В 1919 году вышла из печати пьеса для детей «Алинур», написанная Мей­ерхольдом вместе с художником Ю. М. Бонди.

Выехав для лечения на юг летом 1919 года, в результате наступления белогвардейцев попал в их руки и был заключен в тюрьму в Новороссийске. После освобождения Новороссийска Красной Армией заведовал местным под­отделом искусств и поставил «Нору» Ибсена (1920)

Осенью 1920 года Мейерхольд был вызван в Москву и назначен заведую­щим Театральным отделом Народного комиссариата по просвещению (руково­дил им до весны 1921 г.). Поместил ряд статей и заметок в журнале отдела «Вестник театра».

Возглавил вновь организованный Театр РСФСР Первый и поставил в нем совместно с В. М. Бебутовым «Зори» Верхарна (для открытия театра — 7 ноября 1920 г.), «Мистерию-буфф» Маяковского (вторая редакция пьесы, 1921) и «Союз молодежи» Ибсена (1921).

В 1921 году Мейерхольд организовал Государственные высшие режиссер­ские (в дальнейшем — театральные) мастерские (ГВРМ — ГВТМ), в которых создавал методику и приемы биомеханической тренировки актера, а также разрабатывал другие проблемы театра, в частности, связанные с читавшимся им курсом сценоведения. Вместе с группой актеров закрывшегося осенью 1921 года Театра РСФСР Первого, которые образовали Вольную мастерскую Вс. Мейерхольда при Государственных высших театральных мастерских, вошел в состав организованного в начале 1922 года Театра актера. В этом театре поставил «Нору» Ибсена (пятая постановка этой пьесы Мейерхольдом, 1922) и в качестве спектакля Вольной мастерской — «Великодушного рогоносца» Кроммелинка (1922). Летом того же года ГВТМ и Вольная мастерская вошли в состав вновь организованного Государственного института театрального искус­ства (ГИТИС), которому было передано и помещение Театра актера; новый театр стал называться Театр ГИТИС. Там Мейерхольд — опять-таки силами Вольной мастерской — поставил «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина (1922).

Но еще в том же 1922 году в ГИТИСе произошел раскол, и ученики Мей­ерхольда во главе с ним вышли из этого учебного заведения и образовали Мастерскую Вс. Мейерхольда; к ней отошел и Театр ГИТИС, который стал называться Театр Вс. Мейерхольда. В этом театре Мейерхольдом была постав­лена «Земля дыбом» (пьеса Мартине «Ночь» в переработке Третьякова, 1923). Вскоре Мастерская Вс. Мейерхольда сформировалась как учебное заведение,

которое в 1923 — 1931 годах называлось Государственными экспериментальными театральными мастерскими (Гэктемас) имени Вс. Мейерхольда, в 1932 — 1934 го­дах — Государственным экспериментальным театральным техникумом имени Вс. Мейерхольда (Гэктетим) и в 1914-1938 годах (до конца своего сущест­вования) — Государственным театральным училищем имени Вс Мейерхольда.

В 1923 году Мейерхольду было присвоено звание народного артиста РСФСР. Несколько раз его избирали членом Московского Совета рабочих и красноар­мейских депутатов и членом ЦК и правления Московского губернского отдела Союза работников искусств.

В 1922 — 1924 годах, не оставляя руководства своим театром, Мейерхольд был художественным руководителем московского Театра Революции (теперь — Московский академический театр имени Вл. Маяковского), где поставил в 1923 году «Доходное место» Островского и «Озеро Люль» Файко.

В Театре Вс. Мейерхольда, который в 1923 году получил название Театр имени Вс. Мейерхольда (ТИМ), а с 1926 года — Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТИМ), поставил пьесы: «Лес» Островского (1924), «Д. Е.» по Эренбургу и Келлерману (1924), «Учитель Бубус» Файко (1925), «Мандат» Эрдмана (1925), «Ревизор» Гоголя (1926), «Горе от ума» Грибоедова (1928), «Клоп» Маяковского (1929), «Командарм 2» Сельвинского (1929), «Баня» Мая­ковского (1930), «Д. С. Е.» (новая редакция «Д. Е.», 1930), «Последний реши­тельный» Вишневского (1931), «Список благодеяний» Олеши (1931), «Вступ­ление» Германа (1933), «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина (1933), «Дама с камелиями» Дюма-сына (1934), «33 обморока» («Юбилей», «Медведь», «Пред­ложение» Чехова, 1935), «Горе от ума» Грибоедова (вторая сценическая редак­ция, 1935). Мейерхольду принадлежало общее руководство постановкой пьес «Рычи, Китай!» Третьякова (1926), «Выстрел» Безыменского (1929) и обозрения «Окно в деревню» (1927). В 1936 — 1937 годах Мейерхольд вел большую работу над постановками «Бориса Годунова» Пушкина и инсценировки романа Н. А. Островского «Как закалялась сталь» (пьеса Е. И. Габриловича «Одна жизнь»). Но первая не была завершена, а вторая не была показана зрителям.

В 1926 году редактировал подготовленный Театром имени Вс. Мейерхольда альманах «Театральный Октябрь». В 1930 году выпустил брошюру «Реконст­рукция театра». В 1928 году вышел на экран фильм «Белый орел», в котором Мейерхольд играл роль сенатора.

В 1933 году создал вторую редакцию своей постановки «Маскарад» в Ле­нинградском театре драмы имени А. С. Пушкина, а в 1938 году — третью. В 1935 году поставил оперу Чайковского «Пиковая дама» в Ленинградском Малом оперном театре. Поставил радиоспектакли пьес Пушкина «Каменный гость» (1935) и «Русалка» (1937).

В 1924 — 1936 годах побывал в Германии, Франции, Италии, Англии, Чехо­словакии (в некоторых странах по нескольку раз).

После закрытия Государственного театра имени Вс. Мейерхольда (1938) был режиссером, а после смерти К. С. Станиславского — главным режиссером Государственного оперного театра имени К. С. Станиславского (1938 — 1939).

20 июня 1939 года Мейерхольд был незаконно репрессирован. 2 февраля 1940 года он погиб.

26 ноября 1955 года Мейерхольд был реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР.


РЕЖИССЕРСКИЕ РАБОТЫ В. Э. МЕЙЕРХОЛЬДА [††††††††††††††††††]

I. Завершенные постановки

Автор Произведение Сорежиссер Художник Театр Дата премьеры
А. Чехов «Три сестры» А. С. Кошеверов М. А. Михайлов Труппа русских драматических артистов под управлением А. С. Кошеверова и В. Э. Мейерхольда. Херсон     1902 22. IX
А. Островский «Таланты и поклонники» 24.IX
А. Чехов «Дядя Ваня» 26.IX
С. Найденов «Дети Ванюшина» 29.IX
А. Трофимов И. Щеглов «Пчела и трутни» «Женская чепуха» 1.X
Э. Пальерон Переделка Я. Дельера «В царстве скуки» «Последний гость» 3.X
В. Трахтенберг «Комета» 4.Х
Г. Гауптман «Геншель» 6.Х
Вл. Немирович-Данченко В. Кррнильева «Золото» «Под душистою веткой сирени» 8.Х
А. Чехов «Чайка» 10.Х
Л. Фульда А. Мюрже «Школьные товарищи» «По памятной книжке» 11.Х
Л. Л. Толстой «Ночи безумные» 15.Х
Г. Зудерман «Да здравствует жизнь» 17.Х
А. Островский «Женитьба Бальзаминова» 20.Х
А. Островский и Н. Соловьев «Женитьба Белугина» 21.Х
С. Пшибышевский «Золотое руно» 24.Х
Л. Яковлев «Женское любопытство»
Э. Золя «Тереза Ракэн» 25.Х
Вл. Немирович-Данченко «Последняя воля»   26.Х  
М. Северная «Ольгушка из Подъяческой» 27.Х (у.)
Вл. Немирович-Данченко «Цена жизни» 27.Х (в.)
Г. Гейерманс «Гибель «Надежды» 31.Х
Г. Гауптман «Одинокие» 1.XI
А. Островский «Свои люди — сочтемся» 3.XI
А. Чехов «Иванов» 5.XI
Л. Н. Толстой «Власть тьмы» 7.XI
Г. Гауптман «Потонувший колокол» 10.XI
Г. Зудерман «Честь» 12.XI
Дж. К. Джером «Женская логика» («Мисс Гоббс») 15.XI
Н. Тимковский «Сильные и слабые» 17.XI
М. Горький «Мещане» 19.XI
А. Островский и Н. Соловьев «Счастливый день» 21.XI
Г. Зудерман «Бой бабочек» 24.ХI
А. Шницлср «Последние маски» 28.XI
Г. Ибсен «Дикая утка» 29.XI
А. Островский «Поздняя любовь» 30. XI
А. К. Толстой «Смерть Иоанна Грозного» 4.XII
Г. Ибсен «Гедда Габлер» 7. XII
М. Чайковский «Симфония» 10. XII
Ф. Филиппи «Благодетели человечества» 12.XII
Д. Аверкиев «Каширская старина» 15. XII (у.)
Г. Зудерман «Счастье в уголке» 15. XII (в.)
И. Щеглов «Мышеловка»
В. Крылов И. Щеглов «Баловень» «Гастролерша» 17.XII
Ж. Ришпен «Смерть и жизнь» 19.XII
А. Островский «Грех да беда на кого не живет» 26.ХП
И. Платон «Люди» 27.XII
А. Островский и С. Гедеонов «Василиса Мелентьева» 29.XII
П. П. Вейнберг «Без солнца» 30.ХII
Ж. Леметр «За кулисами» («Флипот») 31.XII
И. Потапенко «Волшебная сказка» 1903 3.I
А. К. Толстой «Царь Федор Иоаннович» 6.I
К. Шенгерр «Токари» 7.I
В. Александров (Крылов) «Откуда сыр-бор загорелся»
Е. Чириков «Во дворе, во флигеле» 9.I
В. Трахтенберг «Победа» 10.I
М. Чайковский «Борцы» 14.I
Г. Ибсен «Доктор Штокман» («Враг народа») 16.I
Н. Ракшанин «Порыв» 17.I
Д. Вельский «Жизнь за царя» 19.I
И. Потапенко «Чужие» 21.I
М. Прага «Идеальная жена» 23.I
Г. Гауптман «Михаэль Крамер» 24.I
А. Чехов Ф. фон Шентан (перевод Н. Будкевич и В. Мейерхольда) «Медведь» «Акробаты» 26.I
В. Протопопов «Вне жизни» 1903 31.I
Н. Некрасов «Осенняя скука» 4.II
Р. Бракко «Неверная»
И. Потапенко «Жизнь» 6.II
Э. Лабиш «Соломенная шляпка» 7.II
По А. К. Толстому (инсцен. Л. Урусова) «Князь Серебряный» 9.II(у.)
П. Ярцев «Волшебник» 9.II (в.)
Н. Ермолов «Волшебная флейта» 14. II
Г. Фабер «Вечная любовь» 15. II
М. Метерлинк «Втируша» Севастополь 18.V
М. Горький «На дне» 21.V
В. Туношенский «Губернская Клеопатра» 26.V
Г. Ибсен «Женщина с моря» («Эллида») 27.V
А. Биссон Ф. Каррэ «Господин директор» 5.VI
А. Дюма «Кин»   Товарищество новой драмы[‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡]. Херсон 16.IX
А. Шницлер «Забава» «Литература»   19.IX
О. Мирбо «Раб наживы» («Дела — это дела»)   20.IX
Н. Гоголь «Женитьба»   21.IX (у.)
А. Плещеев «Не последняя»   21.IХ(в.)
Р. Бракко «Торжество жизни»   26.IX
В. Мейер-Ферстнер «Наследный принц»   28.IX
Г. Гауптман (перевод В. Мейерхольда) «До восхода солнца»   1.Х
А. Островский «Лес»   2.Х
Г. Бар «Звезда»   4.Х
Е. Беспятов «Лебединая песнь»   7.Х
А. Островский «Бешеные деньги»   8.Х
Р. Бракко «Потерянные во мраке»   11.Х
Г. Гауптман «Коллега Крамптон»   14.Х
Ф. Филиппи «Великое светило»   18.Х
Г. Зудерман «Родина»   21.Х
А. Шницлер «Сказка»   24.Х
Г. Кристиернсен «Долли»   31.Х
Н. Персиянинова «Благотворительница»  
А. Островский «Бедность не порок»   2.ХI(у.)
С. Найденов «№ 13»   2.ХI(в.)
В. Шекспир «Сон в летнюю ночь»   7.XI
С. Балуцкий «Клуб холостяков»   8.XI
Н. Персиянинова «Пустоцвет»   11.XI
И. Радзивиллович «Пережитое»   13.XI
И. Потапенко «Высшая школа»   19.XI
А. Чехов «Свадьба»   21.XI
А. Островский «Волки и овцы»   26.XI
Г. Ибсен «Нора» (первая поста­новка)   27.XI
А. Островский «Бесприданница»   30.XI
В. Крылов «Шалость»   3.ХII
А. Чехов «Предложение»  
С. Найденов «Богатый человек»   4.XII
И. Потапенко «Искупление»   9.XII
А. Федоров «Бурелом»   12.XII
Г. Зудерман «Огни Ивановой ночи»   14.ХII
А. Крюковский «Денежные тузы»   17.XII
А. Чехов «Юбилей»  
С. Пшибышевский «Снег»   19.XII
А. Грибоедов «Горе от ума»   26.ХII
А. Шницлер «Прощальный ужин»   29.XII
Л. Мей «Царская невеста»   30.ХII
Ф. фон Шентан «Золотая Ева»   31.XII
Н. Полевой «Параша-Сибирячка»   1904 4.I
Г. Гауптман «Красный петух»   8.I
Г. Гауптман «Праздник примирения» («Больные люди»)   9.I
А. Сухово-Кобылин «Дело»   11.I
Г. Зудерман «Гибель Содома»   13.I
Г. Ибсен «Маленький Эйольф»   15.I
А. Берников «Страничка романа»  
П. Ярцев «Брак»   17.I
Г. Ибсен «Привидения»   20.I
М. Метерлинк «Монна Ванна»   22.I
Н. Гальбе «Юность»   29.I
В. Шекспир «Венецианский купец»   2.II
А. Островский «Шутники»   3.II
А. Чехов «Вишневый сад»   4.II
Н. Гальбе «Поток»   Товарищество новой драмы. Тифлис 15.Х
Э. Бриё «Красная мантия»   25.Х
А. Шницлер «Директор кукольного театра»   1.XI
По Л. Н. Толстому (инсцен. О. Ефремовой и С. Трефилова) «Катюша Маслова»   30.XI
Г. фон Гофмансталь «Женщина в окне»   14.ХП
О. Мирбо «Вор»   16.XII
Г. Гауптман «Шлюк и Яу»   26.ХП(у.)
Л. Н. Толстой «Плоды просвещения»   26.XII (в.)
А. Островский «Снегурочка»   30.ХII
В. Трахтенберг «Жар-птица»   31.XII
А. Сумбатов «Измена»   1905 4.I
О. Эрнст «Воспитатель Флаксман» («Педагоги»)   8.I
В. Трахтенберг «Сегодня»   9.I
И. Потапенко «Крылья связаны»   14.I
А. Стриндберг «Отец»   18.I
Вл. Немирович-Данченко «Елка»   22.I
А. Косоротов «Весенний поток»   28.I
Г. Гауптман «Роза Берндт»   4.II
В. Трахтенберг «Как они бросили курить»   13.II
М. Горький «Дачники»   15.II
По Г. Бичер-Стоу (инсцен. М. Федорова) «Хижина дяди Тома»   20.II
Ж. Верн и А.-Ф. Деннери «Дети капитана Гранта»   25.II (у.)
Ф. Ведекинд (перевод В. Мейерхольда) «Придворный солист»   25.II (в.)

 

Автор Произведение Сорежиссер Художник Композитор Театр Дата премьеры
С. Найденов «Авдотьина жизнь»   К. Костин   Товарищество новой драмы. Николаев 1905 30.III
Е. Чириков «Иван Мироныч»     4.IV
К. Бальмонт «Литургия красоты»     7.IV
С. Найденов «Блудный сын»     19.IV
А. Хольц и О. Йерике «Фантазер»     22.IV
М. Метерлинк «Смерть Тентажиля»   С. Ю. Судейкин (1, 2, 3 акты) Н. Н. Сапунов (4 и 5 акты) И. А. Сац Театр-студия. Москва 1905, лето (театр не был открыт)
Г. Гауптман «Шлюк и Яу» В. Э. Репман Н. П. Ульянов Р. М. Глиэр    
С. Пшибышевский «Снег»   В. И. Денисов  
Г. Ибсен «Комедия любви»   В. И. Денисов (первый вариант)  
Г. Ибсен «Комедия любви»   К. К. Костин   Товарищество новой драмы. Тифлис 1906 20.II
По А. Чехову (инсцен. С. Ольгина) «Хирургия»    
О. Дымов «Бюрократическим путем»     21.II
В. Трахтенберг «Фимка»     23.II
Е. Чириков «Евреи»     24.II
И. Потапенко «Сон тайного советника»     27.II
М. Горький «Дети солнца»     1.III
Э. Бриё «Порченые»     2.III
С. Разумовский «Юная буря»     12.III(у.)
А. Свирский «Тюрьма»     12.III(в.)
Шолом Аш «На пути в Сион»     15.III
Г. Гауптман «Ганнеле»     16.III
М. Метерлинк «Смерть Тентажиля»     19.III
А. Стриндберг «Графиня Юлия»    
И. Потапенко «Новая жизнь»     22.III
А. Шницлер «Зеленый попугай»     Ростов-на-Дону 18.IV  
А. Шницлер «Крик жизни»     19.IV
Г. Ибсен «Привидения»     Полтава 7.VI
М. Метерлинк «Чудо святого Антония» («Сумасшедший»)     10.VI
О. Дымов «Каин»     11.VI
Д. Пшибышевская «Грех»     18.VI
О. Гартлебен «На пути к браку»     15.VII
М. Горький «Варвары»     16.VII
Г. Ибсен «Гедда Габлер»   Н. Н. Сапунов (декорации), В. Д. Милиоти (костюмы)   Театр В. Ф. Комисаржевской. Петербург 10.XI
С. Юшкевич «В городе» П. М. Ярцев В. К. Колонда А. К. Лядов 13.XI
М. Метерлинк «Сестра Беатриса»   С. Ю. Сулейкин   22.XI
О. Пшибышевский «Вечная сказка»   В. И. Денисов   4.XII
Г. Ибсен «Нора» («Куколь­ный дом») (вторая поста­новка, — коррек­тура прежней постановки это­го театра)       18.XII
А. Блок «Балаганчик» (первая поста­новка)   Н. Н. Сапунов М. А. Кузмин 30.XII
М. Метерлинк «Чудо святого Ан­тония» (повто­рение прежнее постановки с новыми деко­рациями)   В. К. Коленда  
Г. Гейберг «Трагедия любви»   В. Я. Суреньянц   1907 8.I
Г. Ибсен «Комедия любви»   В. И. Денисов (второй вариант)   22.I
Г. фон Гофман- «Свадьба Зобе-   Б. И. Анисфельд   12.II
сталь иды»        
Л. Андреев «Жизнь Человека»   В. Мейерхольд (план), В. К. Ко­ленда   22.II
Л. Андреев «К звездам»       Театр «Казино», труппа В. Р. Гар­дина. Териоки 27.V
  Вечер инсцениро­вок и танец из оперы Р. Штра­уса «Саломея»   Н. Н. Савен     Музыкальная сту­дия. Оллила 20.VI  
«Вечер нового ис­кусства»: выс­тупления поэ­тов (А. Блок, С. Городецкий, В. Пяст и дру­гие) и инсцени­ровки двух ро­мансов П. И. Чайковского   Н. Н. Савен   13.VI
Ф. Ведекинд «Пробуждение весны»   В. И. Денисов   Театр В. Ф. Ко-миссаржевской 15.IX
М. Метерлинк (перевод В. Брюсова) «Пелеас и Мелисанда»     В. А. Шпис фон Эшенбрук   10.Х
Ф. К. Сологуб «Победа смерти»   В. Мейерхольд (план), Попов (выполнение)     6.XI
М. Метерлинк «Сестра Беатриса».   К. К. Костин   Труппа под рук. В. Э. Мейерхольда и Р. А. Унгерна. Витебск[§§§§§§§§§§§§§§§§§§] 1908 17.II
А. Блок «Балаганчик» (вторая поста­новка)    
Ф. Ведекинд (перевод (В. Мейерхольда, пролог — перевод С. Городецкого) «Вампир» («Дух земли»)     19.II
Г. фон Гофмансталь «Электра»     20.II
Г. Ибсен «Гедда Габлер»     21.II
Ф. К. Сологуб «Победа смерти»     22.II
Л. Андреев «Жизнь Человека»     23.II
Г. Гауптман «Заложница Кар­ла Великого»     24.II
Г. Ибсен «Строитель Сольнес»     12.III
К. Гамсун «У царских врат»     13.III
К. Гамсун «У царских врат»   А. Я. Головин   Александрийский театр. Петербург 30.IX
О. Уайльд «Саломея» Постановка танцев — М. М. Фо­кин Л. С. Бакст А. К. Глазунов Михайловский театр. Петербург Премьера намечалась на 3 ноября, но спектакль в октябре был запре­щен
П. Потемкин «Петрушка»   М. В. Добужинский В. Ф. Нувель «Лукоморье». Петербург 6.XII
По Э. По (инсцен. В. Трахтенберга) «Последний из Уэшеров»   М. В. Добужинский (декорации), В. Я. Чемберс (костюмы) В. Г. Каратыгин
Ф. Л. Соллогуб «Честь и месть»   И. Я/ Билибин  
Н. Гоголь «Тяжба»   А. К. Шервашидзе   Александрийский т
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...