Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Технология печатного процесса высокой печати




ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ

Большинство людей, думая о высокой печати, вспоминают о Гуттенберге, который в пятнадцатом веке изобрел первый печатный станок. На этом станке, сделанном из дерева, была отпечатана первая нерукописная Библия, и, таким образом, была открыта дверь к массовому производству книг и других документов. Конструкция этого печатного станка на следующие 400 лет служила основой всех печатных машин, или печатных прессов, и до середины девятнадцатого века высокая печать была единственным промышленным способом нанесения краски на бумагу; вплоть до середины двадцатого века высокой печатью пользовались для производства газет, книг, журналов и большей части коммерческих печатных работ.

В основе высокой печати лежит концепция рельефной, выпуклой печати, т.е. создание возвышающейся поверхности, которую покрывают краской и прижимают к бумаге. В отличие от флексографии, которая переносит краску с приподнятых участков печатной формы, высокая печать использует набор, составленный вручную из отдельных прямоугольных свинцовых брусков - литер - с рельефным изображением букв и знаков в торце (в английском языке от слова «литера», или letter, образовано название способа высокой печати - letterpress). До начала двадцатого века все буквы в словах набирались вручную. Даже пробелы между буквами были частью набора и строго выверялись. От этой операции ручного набора берут начало все способа выполнения наборного процесса.

Начиная с 1800 года, печатные прессы стали отливать из чугуна. Соответственно изменилась и конструкция машины, появился новый вариант пресса, который получил название platten jobber - тигельная машина для акцидентных работ. Новая конструкция облегчила и ускорила обслуживание машины, ее работа стала более производительной. Появившись в середине 1800-х годов, эта машина быстро завоевала популярность в США, где до сих пор еще работают эти простые и долговечные печатные прессы.

Высокая печать остается на рынке для выполнения специальных и обычно дорогих видов работ, таких как материалы, используемые для формирования имиджа фирм, приглашения на свадьбу, художественная репродукция, дорогие малотиражные книги. Несколько старых прессов по-прежнему используется для выпуска небольших газет, однако большей частью высокая печать представляет собой бизнес, целевым рынком которого являются клиенты, испытывающие потребность в неповторимом облике этого способа печати с привкусом грусти по былым временам.

Неправильно было бы утверждать, что больше никто не применяет высокую печать. Ее применяют. И все, кто это делает, обычно страстные почитатели этого способа печати. Многие полиграфисты считают, что необходимо хранить историю высокой печати (которая по существу является историей книгопечатания). История книгопечатания, по их мнению, должна быть предметом учебных программ, кроме того, она должна сохраняться в живой полиграфической практике.

Многие люди, занимаясь высокой печатью как бизнесом, одновременно не чужды романтике, ими движут любовь и уважение к высокой печати, а также желание сохранить память об истории этого способа печати. Не удивляйтесь, если обнаружите на первом этаже такой типографии небольшой музей.

Хотя промышленного производства прессов для высокой печати больше не существует, их до сих пор еще используют профессиональные предприятия высокой печати, музеи, университетские типографии, а также любители, которые продолжают вековую традицию. Можно увидеть машины, которым больше века. Во многих коммерческих типографиях есть прессы для высокой печати, которые стоят в укромном уголке цеха и выполняют такие операции, как штанцевание (высечка штампом), биговка, перфорация, нанесение маркировки, рельефное тиснение, нанесение голограмм и т.д. Много прессов продается на рынке подержанного оборудования.

Сегодня мало крупных типографий высокой печати. Многие виды продукции изготавливают только специализированные салоны, музеи и университеты, в которых полиграфия является предметом учебного курса, а также специализированные розничные предприятия - они сами изготавливают и сами продают в розницу печатную продукцию. В США по всей стране есть огромное число любителей, которые поддерживают классическую традицию высокой печати.

Технология печатного процесса высокой печати

В традиционном производственном процессе высокой печати техника набора сводится к составлению печатной формы из прямоугольных брусков, изготовленных из свинцового сплава (т.н. типографского сплава, или гарта). В торце литер находятся буквенные обозначения в виде рельефного изображения (очка). Каждое слово набирается из литер вручную.

Процесс ручного набора начинает наборщик высокой печати (compositor), он берет из гнезд наборной кассы по одной литере и устанавливает по порядку в небольшой металлический или деревянный лоток, который называется верстатка. Набранные таким образом слова сохраняются в верстатке, которая вмещает несколько строк текста. После заполнения верстатки набор вынимают из нее и переставляют в гранку - металлическую или деревянную доску с бортами, - где уже хранятся набранные ранее строки. В книжном производстве непосредственно с гранок делают пробные оттиски, которые называются корректурными оттисками, оттисками с гранок, или просто гранками (galley proofs), - по ним выполняют корректуру, прежде чем разбить текст на страницы.

В классическом наборе, кроме слов, вручную устанавливают и пробельные элементы для заполнения промежутков между словами и строками. Это кропотливая работа, верстальщик тщательно выравнивает строки, подбирает пробельный материал различной формы и размера, добиваясь правильного набора. Он может регулировать промежутки между буквами, используя тонкие металлические шпации или более крупные пробельные элементы - квадрат. Для того чтобы заполнить горизонтальные пробелы между строками - междустрочие, или интерлиньяж, - служат металлические пластинки различной толщины - шпон.

Существует несколько способов включения графического материала в набор для высокой печати. В типографии существуют специальные наборные украшения - орнаменты. Их отливают из металла, так же, как и шрифт. Элементами наборных украшений могут быть цветы, другие растительные мотивы, логотипы и другие специальные знаки. Их набирают одновременно с набором шрифта, составляя комбинации разной формы (бордюры, рамки, заставки, концовки). Кроме того, можно получить декоративные элементы при помощи различных способов травления. Сегодня их можно изготавливать из металла или пластика на основе изобразительных оригиналов, полученных фотомеханическим способом. Высота такого наборного элемента должна быть «в рост литеры шрифта». Благодаря этому, его можно заключить в ту же наборную форму, что и набранный ручным или механическим (машинным) способом шрифт.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.