Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Укажите пять фамилий отечественных писателей и названия их

Всероссийская олимпиада по литературе

Школьный этап

Учебный год

Класс

Часть

1. Укажите пять фамилий отечественных писателей и названия их

произведений, в которых содержится прямое указания на тему детства (есть

слова «детство», «дети», «детский» и т.д.). (5 баллов)

 

2. Укажите место рождения пяти писателей, в чьем творчестве важное место

занимает тема детства. (5 баллов)

 

3. В тексте выделены слова (словосочетания), которые автор использовал в

качестве художественных средств. Назовите эти средства. На каждой строке

справа напишите их название (-я). (7 баллов)

 

Я пробудился. Был, как осень, тёмен ____________________________

Рассвет, и ветер, удаляясь, нёс, _____________________________

Как за возом бегущий дождь соломин, ____________________________

Гряду бегущих по небу берез. ____________________________

(Б.Пастернак)

 

4. Перед вами строфа из оды М.В.Ломоносова

Сия тебе единой слава,

Монархиня, принадлежит,

Пространная твоя держава

О как тебе благодарит!

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет. («Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»)

 

Выберите одно из заданий:

А. Напишите небольшую статью «Ода» (5-10 предложений), в которой бы

Раскрывались признаки жанра. (10 баллов).

Б. Попробуйте сочинить одну одическую строфу, прославляющую

Литературу (10 баллов).

 

Часть

1. Проанализируйте стихотворение А.Фета. Обратите внимание на художественные средства, используемые автором:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег. (10 баллов)

 

2. Выполните творческое задание.

Перед Вами мини-портрет одного из старинных русских городов из книги воспоминаний А.Ремизова «Подстриженными глазами».

«И разве могу забыть я вечер с такой ширью пожаром разлившейся вечерней зарей – Тула, та самая Тула, где Лесков подковал на подковы стальную аглицкую блоху, Тула, известная своими самоварами, пряниками, ножами, ружьями, а прославившаяся на весь мир и навсегда Ясной Поляной..»

 

Составьте по аналогии литературный портрет нашего города, который мог

бы стать его визитной карточкой. (10 баллов)

 

 

Всероссийская олимпиада по литературе

Школьный этап

Учебный год

Класс

Часть

Укажите пять фамилий отечественных писателей и названия их

произведений, в которых содержится прямое указания на тему детства

(есть слова «детство», «дети», «детский» и т.д.). (5 баллов)

 

2. Укажите место рождения пяти писателей, в чьем творчестве важное

место занимает тема детства. (5 баллов)

3. Какие приемы используют авторы для создания поэтического образа?

А) В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Лев, проходя на водопой,

Съел по ошибке почтальона.

(Г.Кружков)

Б) В осенний день. Блистая, как стекло,

потрескивая крыльями, стрекозы

над лугом вьются. В Оредеж глядится

сосновый лес, и тот, что отражен,-

яснее настоящего.

(В.Набоков)

В) Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши

(К.Бальмонт)

(по 1 баллу за каждое средство выразительности)

4. Напишите литературоведческую статью «Конфликт». Объем – 5-10 предложений. Не забудьте привести примеры (10 баллов)

Часть

Задание по выбору:

1. Проанализируйте стихотворение «Зимняя ночь» Б.Л.Пастернака.

Какие художественные средства помогают автору передать свои размышления?

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

 

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

(Б.Пастернак) (20 баллов)

 

 

4. Выполните творческое задание.

Перед Вами мини-портрет одного из старинных русских городов из книги воспоминаний А.Ремизова «Подстриженными глазами».

«И разве могу забыть я вечер с такой ширью пожаром разлившейся вечерней зарей – Тула, та самая Тула, где Лесков подковал на подковы стальную аглицкую блоху, Тула, известная своими самоварами, пряниками, ножами, ружьями, а прославившаяся на весь мир и навсегда Ясной Поляной.»

Составьте по аналогии литературный портрет нашего города, который мог бы стать его визитной карточкой. (20 баллов)

 

Всероссийская олимпиада по литературе

Школьный этап

Учебный год

Класс

Часть

Укажите пять фамилий отечественных писателей и названия их

произведений, в которых содержится прямое указания на тему детства

(есть слова «детство», «дети», «детский» и т.д.). (5 баллов)

 

2. Укажите место рождения пяти писателей, в чьем творчестве важное

место занимает тема детства. (5 баллов)

3. Перед вами строки гекзаметра (гексаметра), взятые из поэмы Гомера «Илиада». Это фрагмент описания щита Ахилла, сделанного богом Гефестом. Внимательно вчитайтесь в строки, обращая внимание на тематику, художественные особенности и стихотворный размер.

 

…Там же и стадо представил волов, вздымающих роги:

Их он из злата одних, а других из олова сделал.

С ревом волы из оград вырываяся, мчатся на паству,

К шумной реке, к камышу густому по влажному брегу.

Следом за стадом и пастыри идут, четыре, златые,

И за ними следуют девять псов быстроногих.

Два густогривые льва на передних волов нападают,

Тяжко мычащего ловят быка; и ужасно ревёт он,

Львами влекомый; и псы на защиту и юноши мчатся… (перевод Гнедича)

 

Опишите любой предмет школьного обихода (портфель, доску, дневник, классный журнал и т.п.) в нескольких строках гекзаметра. (10 баллов)

4. Напишите литературоведческую статью «Псевдоним». Объем- 5-10 предложений. Не забудьте о примерах. (10 баллов)

Часть

Задание по выбору:

1. Сделайте сопоставительный анализ стихотворений, название одинаково –

«Вечер». Какие художественные средства помогают авторам передать свои размышления?

А) Когда настанет вечер ясный,

Люблю на берегу пруда

Смотреть, как гаснет день прекрасный

И загорается звезда,

Как ласточка, неуловимо

По лону вод скользя крылом,

Несется быстро, быстро мимо –

И исчезает… Смутным сном

Тогда душа полна бывает-

Ей как-то грустно и легко,

Воспоминанье увлекает

Ее куда-то далеко.

Мне грезятся иные годы,

Такой же вечер у пруда,

И тихо дремлющие воды,

И одинокая звезда,

И ласточка – и все, что было,

Что сладко сердце разбудило

И промелькнуло навсегда.

(Н.Огарев, 1841 г.)

Б) О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

 

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним … Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

 

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

 

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

(И.Бунин, 1909 г.) (20 баллов)

 

2. Выполните творческое задание.

Перед Вами мини-портрет одного из старинных русских городов из книги воспоминаний А.Ремизова «Подстриженными глазами».

 

«И разве могу забыть я вечер с такой ширью пожаром разлившейся вечерней зарей – Тула, та самая Тула, где Лесков подковал на подковы стальную аглицкую блоху, Тула, известная своими самоварами, пряниками, ножами, ружьями, а прославившаяся на весь мир и навсегда Ясной Поляной.»

 

Составьте по аналогии литературный портрет нашего города, который мог бы стать его визитной карточкой. (20 баллов)

 

Примерная модель комплексного варианта олимпиадных заданий

По литературе

 

№ п/п 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
1. 1.Литературно-творческое задание – 20 баллов 1. Комплексный анализ прозаического текста; интерпретация поэтического произведения; сопоставительный анализ стихотворных текстов (1 из заданий по выбору Оргкомитета) - 30 баллов  
Отзыв о предложенном произведении; создание сценария мультфильма по предложенному тексту; пересказ эпизода из предложенного текста с изменением лица рассказчика и т.д. Рецензия на предложенный рассказ; сочинение эпизода, пейзажных и портретных описаний, которых нет в произведении; сочинение дневниковых записей, писем героев произведения, стилизации и т.д.
2. 2. Историко-литературные задания и вопросы на знание текста – 20 баллов 2. Историко-литературные задания и вопросы на знание текста - 15 баллов 2. Историко-литературные задания и вопросы на знание текста - 10 баллов
3. 3. Теоретико-литературные задания – 10 баллов   3. Теоретико-литературные задания – 15 баллов   3. Теоретико-литературные задания – 10 баллов  
Об-щее кол-во бал-лов 50 баллов 50 баллов 50 баллов 50 баллов 50 баллов 50 баллов 50 баллов

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...