Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.Предметное поле и основные разделы философского знания.




1. Предметное поле и основные разделы философского знания.

2. Основной вопрос философии. Дилемма материализма и идеализма в истории философии.

3. Учения философских школ Древнего Востока ( йогачара, буддизм, конфуцианство, даосизм ) о человеке и его предназначении.

4. Проблематика и основные этапы развития античной философии.

5. Соотношение разума и веры в средневековой философии.

6. Философская мысль эпохи Возрождения (натурфилософия, пантеизм, гуманизм ).

7. Дилемма эмпиризма и рационализма в философии Нового времени.

8. Теория общественного договора в философии эпохи Просвещения.

9. Трансцендентально-критическая философия И. Канта.

10. Философская система Ф. Г. В. Гегеля как вершина классической мысли.

11. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

12. Марксистская философия: её сущность и значение в истории цивилизации.

13. Русская философия конца XIX – начала XX вв.

14. Философия жизни ( А. Шопенгауэр, Ф. Ницше ).

15. Философская мысль Беларуси.

16. Этапы развития позитивизма.

17. Психоаналитическая философия К. - Г. Юнга о роли коллективного бессознательного.

18. Аналитическая философия о проблемах логики и языка ( Б. Рассел, Л. Витгенштейн ).

19. Феноменология о сознании-времени (Э. Гуссерль ).

20. Герменевтика о проблеме понимания ( В. Дильтей, М. Хайдеггер ).

21. Экзистенциализм о свободе человека ( Ж. -П. Сартр, А. Камю ).

22. Неомарксизм о праве и справедливости ( Ю. Хабермас ).

23. Структурализм и постструктурализм о роли знака в человеческой культуре ( К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко).

24. Диалектика: принципы, законы, категории.

25. Отология как философское учение о бытии. Виды и формы бытия.

26. Материя и её основные атрибуты.

27. Диалектика как учение о развитии. Законы диалектики.

28. Сознание как предмет философской рефлексии. Основные концепции сознания в истории философии.

29. Человек как биосоциальный феномен. Вопрос о смысле жизни и его философское решение.

30. Структура познавательного процесса.

31. Основные интерпретации проблемы субъекта и объекта познания в истории философии.

32. Проблема метода: эмпирические и теоретические методы познания.

33. Проблема истины в познании. Классическая концепция истины и её альтернативы.

34. Истина относительная и абсолютная: роль практики в процессе познания.

35. Наука, её функции и статус в современном мире.

36. Наука как деятельность, совокупность знаний и социальный институт.

37. Философская антропология. Проблема человека в истории философии.

38. Осовные концепции антропосоциогенеза в философии и науке.

39. Социальная философия. Общество как предмет философского анализа.

40. Основные факторы социально-исторического развития.

41. Общественное сознание и его структура.

42. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации истории.

43. Феномен глобализации и его противоречия.

44. Проблема искусственного интеллекта в современной философии и культуре.

1. Предметное поле и основные разделы философского знания.

Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с ее возникновением. Круг проблем, относимых к философским, изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики, но всегда существовали такие вопросы, ответы на которые по традиции ожидали исключительно от философии. Немецкий мыслитель XVIII века И. Кант считал, что основных философских вопросов можно выделить четыре: «что я могу знать? », «что я должен делать? », «на что я могу надеяться? » и «что есть человек? ». Век спустя другой немецкий философ М. Хайдеггер предельными вопросами философии считал вопросы о том, что есть мир, конечность, уединение.

Несмотря на то, что крайне сложно для различных существовавших в истории культуры философских учений признать единый предмет исследования, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания. Предметная область философского знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия.

– Во-первых, это проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. Эта тема конкретизируется в ряде вопросов: «есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении? », «мир конечен или бесконечен, един или множествен? », «в чем различие чувственно воспринимаемого бытия и постигаемой умозрительной реальности? » и т. д. В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различную «конфигурацию». Опираясь на разнообразные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего сущего. Одновременно формировались различные философские «модели» мира, сохраняя во все времена первостепенное значение в устремленности к познанию его тайн.

– Во-вторых, проблема познания человека и смысла его существования. Философская антропология находилась в центре внимания многих древневосточных философских школ. Античная философия устами Протагора провозгласили знаменитую фразу – «человек есть мера всех вещей». С точки зрения древнегреческого философа Сократа космос непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является самопознание. Эту антропофилософскую линию спустя многие века продолжил И. Кант, видевший высшее предназначение философии в том, чтобы помочь человеку занять положенное ему место в мире, научить его «каким надо быть, чтобы быть человеком».

– В-третьих, проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Соотношение «человек – мир» исторически рассматривалось философским познанием по-разному. В эпоху античности оно осмысливалось как представление о месте человека в целостности мирового Космоса. В средние века особый философский интерес вызывала проблема отношения человека к Богу как абсолютной реальности и первопричине всего сущего. Мыслители Нового времени в системе «человек и мир» делали акцент на адекватности научного знания действительности. Для немецких философов XVIII–XIX вв. Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля имело значение, прежде всего, понимание отношения «субъект – объект». Но при всех вариантах трактовки данной системы, в конечном счете, философы оказывались перед необходимостью прояснения своей позиции о соотношении сознания и материи. Два противоположных подхода к решению вопроса о природе, сущности мира и человека обозначили суть основного вопроса философии как вопроса об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию. Признание материального и идеального как предельных оснований мира и человека с неизбежностью привело к решению вопроса о том, что же является первичным – материя или сознание. Постановка и решение этого вопроса составили первую сторону основного вопроса философии. В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, что они считали первичным, а что вторичным, они разделились на материалистов и идеалистов. Так возникли материализм и идеализм как два основных направления в философии.

Материализм исходит из того, что мир по своей природе материален, извечен, несотворен, материя – первична; что сознание является продуктом, свойством высокоорганизованной материи (мозга), сознание, таким образом, вторично. Материальный мир, согласно материализму, существует независимо ни от человека с его сознанием, ни от каких-либо других сил. В истории философской мысли длительное время материализм рассматривал человека лишь как природное существо, не видя в нем прежде всего общественно-исторической сущности. Природа (мир, космос, Вселенная) настолько превозносились человеком, что зачастую обожествлялись, а сознание человека иногда приписывалось ей в качестве ее всеобъемлющего свойства (пантеизм, гилозоизм и т. п. ). В результате сознание объяснялось на природном, биологическом, а не на социальном уровне. Несмотря на всю свою ограниченность, такое материалистическое объяснение сознания снимало мистическую оболочку с человека, ставило вопрос о реальном, земном благополучии, о естественном стремлении человека к лучшей жизни, счастью, добру, красоте и т. д.

Идеализм исходит из первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи, бытия. Те из них, кто полагает, что сознание существует вне и до природы, независимо от нее, называются объективными идеалистами (Платон, Гегель и др. ). В их представлении природа и сам человек творятся неким безличным духом (мировым разумом, идеей, волей, Богом). Этот мировой разум есть не что иное, как само человеческое сознание, оторванное от человека и превращенное в самостоятельную, объективную, всеобъемлющую силу, способную творить окружающий мир. Иную версию идеалистического решения основного вопроса философии предлагают те мыслители, которые вообще не допускают какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. Это субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм и др. ). Субъективный идеализм акцентирует внимание на субъективной стороне жизни человека, его неоднозначном и противоречивом отношении к миру, который воспринимается только через призму сложной системы оценок и действительно выступает как чувственный мир человека.

– И, наконец, четвертая философская проблема связана с разрешением субъектно-субъектных отношений, рассматривающих человека в «мире людей». Здесь философия стремится разрешить сложнейшие вопросы, связанные с поиском идеальной модели общества (начиная с идеального государства Платона и Конфуция, «Утопии» Мора, «Города Солнца» Кампанеллы и заканчивая марксистской моделью так называемого гармоничного коммунистического общества), проблемой самосовершенствования индивида, проблемой отчуждения. Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой. Они взаимодополняют друг друга, но вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме – либо построению идеальной модели мира, либо проблеме человека, либо взаимоотношению человека и мира, постановке гносеологических вопросов. Нельзя забывать так же и о проблеме отношения человека и общества, человека, погруженного в социум и в мир людей. В исторической динамике менялись акценты в решении этих философских проблем, однако уже в древних философских учениях можно зафиксировать постановку и своеобразное решение каждой из выделенных философских тем, определивших все позднейшие типы философского мировоззрения.

Таким образом, возможность различных трактовок предмета философии заключается в сложности, многогранности самого предмета исследования. Каждое время, отмечал в этой связи Л. Фейербах, имеет именно ту философию, которая как раз ему подобает, и рекомендовал не забывать о времени, когда было создано то или иное произведение. Самые тонкие и драгоценные мысли своего времени и народа концентрируются, по его словам, в философских идеях.

Мы наметили лишь отдельные контуры проблемного поля философского знания, позволяющие определить динамику и многообразие предмета философии. В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

- онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

- гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;

- аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;

- праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

- антропология – философское учение о человеке;

- социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Эти разделы несводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...