Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Организация исследовательской деятельности в экспедиции




1. Организация исследовательской деятельности в экспедиции

В подростковом и юношеском возрасте разнообразные путешест­вия, знакомство с различными уголками страны, изучение на практи­ке исторического, культурного, природного наследия являются наибо­лее естественной, природосообразной деятельностью.

«Детско-юношеский туризм - это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно по­лезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция)»1. Туристско-краеведческая деятельность является яркой, эмоциональной, очень содержательной стороной жизни учащихся. В ней интегрируются все основные грани воспитания: нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, патриотическое и интернациональное, умственное разви­тие, политехническое образование и др.

1 Остапец-Свешников А. А. Могучее средство развития личности. - М.: Агент-ство ДОК, 1994. -С. 13.

Педагогические условия организации исследовательской деятельности

Следует отметить, что при организации и проведении данной фор­мы учебно-воспитательного процесса широко применяется личностно-ориентированная педагогическая парадигма. В рамках этой парадиг­мы осуществляются следующие основные принципы и подходы к учеб­но-воспитательной работе с учащимися:

- личностно-деятельностный;

- диалогический или полисубъектный;

- индивидуально-творческий;

- культуросообразности;

- целесообразности;

- природосообразности;

- краеведческий;

- целостности воспитательного процесса и единства педагогическо­го влияния1.

Основу личностно-деятельностного подхода в экологическом воспи­тании составляет общественно полезная экологическая деятельность. Она отвечает следующим требованиям:

- адекватна личным мотивам, потребностям, целям;

- подчиняется основополагающим воспитательным задачам;

- имеет коллективный характер проведения, основанный на принци­пах ответственной зависимости, взаимодействия и взаимопонимания;

- является творческой;

- базируется на принципах соуправления, сотворчества и самодея­тельности;

- имеет очевидный практический фундамент и практическую на­правленность;

- является посильной, т. е. учитывает возрастные и индивидуаль­ные особенности;

- имеет комплексный характер, то есть включает в себя разнообраз­ные формы экологической деятельности;

- способствует активизации деятельности школьников;

- проводится непрерывно и систематически2.

Вся учебно-воспитательная работа строится на соуправлении, орга­низуется на основе развитой административной и исследовательской инструментовки. Экспедиция проходит в форме, максимально прибли­женной к настоящей исследовательской экспедиции.

1          Самохин Ю. С. Краеведческий подход в туристской подготовке школьников
в учреждениях дополнительного образования.: Дисс.... канд. пед. наук: / Рос.
меж. акад. туризма. - М., 1999. - 229с.

2          Бушманова Н. В. Туристско-краеведческая деятельность как средство соци­
ализации и воспитания подростков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: / Адыг.
гос. ун-т. - Ставрополь, 1998.

 

Исходя из этих теоретических позиций, можно определить те прин­ципиальные педагогические взгляды, на которых следует базировать­ся в своей практике. Основная задача педагога заключается в создании некой модели по формированию развивающей, творческой среды для учащихся. Именно педагогом, научным руководителем должны зада­ваться условия, формы и методы исследовательской деятельности, благодаря которым у юного исследователя будет формироваться внут­ренняя мотивация подхода к любой возникающей перед ним проблеме с творческих, исследовательских позиций. Причем это касается проб­лем как научного, так и общего плана. Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач является решение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть превращения внешней необходимости исследования нового и неизвестного во внутреннюю по­требность учащегося.

«Одним из важнейших принципов педагогики, особенно успешно осуществляемым в процессе туристско-краеведческой деятельности, является принцип целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния. Эта деятельность способна одномоментно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности учащихся, осуществлять органическое слияние образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов»1.

Такая форма работы способствует укреплению здоровья, разносто-; роннему воспитанию, приобретению жизненно важных практических | навыков, становлению гражданственности и патриотизма подрастаю­щего поколения. Особенно актуальными в настоящее время для жите­лей урбанизированных пространств являются: укрепление здоровья учащихся через дозированные физические нагрузки, непосредствен­ный контакт с природой, знакомство воочию с красивейшими ланд­шафтами страны.

Исследовательская деятельность учащихся осуществляется, как правило, на базе специального учебного подразделения — школьного факультатива или объединения дополнительного образования. Реже это бывает группа, организованная при клубе по месту жительства или организации комитета по делам молодежи. Учебная группа из 6-15 школьников, чаще всего разновозрастная, работает по специальной исследовательской программе. В нашей практике были группы, орга­низованные по принципу класс-команда. Мы считаем, что подобная организационная структура имеет право на существование, хотя ей присущи и некоторые отрицательные моменты - например, формиро­вание некоего группового эгоизма, групповой отчужденности.

1 Остапец-Свешников А. А. Могучее средство развития личности. - М.: Агент­ство ДОК, 1994. -С. 29.

Исследовательский метод обеспечивает овладение методами науч­ного познания, формирует черты творческой деятельности, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятель­ности. Исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознан­ные, оперативно и гибко используемые знания. Сущность исследова­тельского метода следует определить как способ организации поиско­вой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом и предполагающий наличие основных этапов, характерных для науч­ного исследования.

Можно выделить ряд основных этапов, через которые проходит ре­шение исследовательских задач. Эти этапы, к тому же, должны распо­лагаться в строго определенной последовательности:

• Постановка проблемы, т. е. выяснение непонятных явлений, под­лежащих исследованию и объяснению.

• Определение объекта и предмета исследований.

• Наблюдение и изучение фактов и явлений.

• Предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения данной задачи.

• Выдвижение и формулировка исходных гипотез.

• Построение плана исследования.

• Осуществление плана.

• Анализ и обобщение полученных результатов.

• Выяснение связей исследуемого явления или объекта с другими явлениями или объектами.

• Проверка исходных гипотез на основе полученных данных.

• Окончательная формулировка выводов.

• Практические выводы о возможности и необходимости примене­ния полученных знаний. Научные предсказания1.

Озеров А. Г. Содержание исследовательской деятельности учащихся в туристско-краеведческих объединениях экологической направленности.: Дисс. ... канд. пед. наук: / Рос. меж. акад. туризма. - М., 2001.

Исследовательская функция в той или иной мере присуща любой туристско-краеведческой деятельности. Не случайно слова «путешест­венник» и «исследователь» зачастую выступают как синонимы. Иссле­довательская работа школьников рассматривается как особая форма организации процесса, в основе которой лежит самостоятельная поис­ковая деятельность, направленная на приобретение новых знаний и умений, а также способствующая формированию опыта творческой де­ятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, действи­тельности.

Исследовательские экспедиции и походы с исследовательским ук­лоном представляются наиболее привлекательными и перспективны­ми в ряду других форм туристско-краеведческой деятельности (спор­тивные походы, экскурсии и др. ). Это связано с тем, что экспедиция оказывается наполненной более глубоким и важным для учащихся практическим содержанием. Являясь итогом учебного года, она, вме­сте с тем, обладает возможностью наиболее полно реализовать на пра­ктике знания, полученные учащимися в течение года1.

1 Фомин В. П. Туристско-краеведческая экспедиция как форма экологическо­го воспитания старшеклассников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: / Ин-т развития личности Рос. акад. образования. -- М., 1998.

Не просто отдых и развлечения, но предстоящая работа, изучение нового, неизвестного, а возможно - и личные открытия делают для ре­бят экспедицию особенно привлекательной и интересной. Заинтересо­ванное и, чаще всего, весьма уважительное отношение местного насе­ления к научным целям и задачам учащихся значительно повышает в глазах ребят социальную значимость интеллектуального труда, фор­мирует целевую установку, которая позволяет затем молодым людям не останавливаться в своем образовании и развитии. Чтобы участники экспедиции получили удовлетворение от своего труда, в экспедиции должны быть поставлены, осознаны и реализованы конкретные иссле­довательские задачи в условиях конкретного региона. То есть экспеди­ция — это определенная мини-модель организации исследовательской деятельности.

При постановке проблемы перед учащимися следует особое внимание уделять ее актуальности для данного возраста вообще и конкретного человека в частности. Всегда можно найти «точку опоры», т. е. мотивацию исследовательской деятельности в личном интересе. Толчок к исследованию должен идти «изнутри» ученика, иначе творческий про­цесс сведется к формальному проделыванию необходимых действий, но ни к чему большему, что не даст необходимых педагогических результатов.

Работа с различными приборами и механизмами, проведение радиосвязи, плавание на байдарках и катамаранах, использование дру­гого технического и туристского снаряжения создает дополнительный привлекательный аспект участия в экспедиции. Тем более что у уча­щихся среднего и старшего возраста к подобной деятельности прояв­ляется повышенный интерес. Непосредственное знакомство с краси­вейшими ландшафтами, замечательными природными объектами, ро­мантика походной жизни вдали от цивилизации - все это также при­влекает молодежь к дальним походам и экспедициям, независимо от их профиля и тематики.

Во многих образовательных учреждениях происходит конкурсный отбор участников экспедиции. Он является тем мобилизующим факто­ром, который повышает эффективность учебного процесса, заставляет учащихся серьезно и равномерно работать в течение года. Нами орга­низовывался подобный отбор в походы и экспедиции даже тогда, когда финансирование народного образования позволяло взять неограничен­ное количество детей. При этом часто решались воспитательные зада­чи, напрямую не связанные с исследовательской или туристско-краеведческой деятельностью. Так, например, одному ученику ставилась задача успешно закончить учебный год, а другому - скорректировать свое поведение и т. п. Конечно, подобные отвлеченные воспитательные задачи можно решать только при наличии у данных подростков доста­точно высокой личностной мотивации.

В любой экспедиции реализация исследовательских программ про­исходит по различным направлениям. Очень важным и принципиаль­ным моментом является то, что ученик сам выбирает из предлагаемо­го перечня, чем ему заниматься. Он также имеет право поменять спе­циализацию на следующий год, что совсем неплохо, так как пока у подростков еще есть возможность попробовать себя в разных направле­ниях исследовательской деятельности - это следует сделать.

Как показывает анализ проектов летнего отдыха и занятости уча­щихся, а также работ, присылаемых на Всероссийские конференции туристско-краеведческого движения «Отечество» и другие конкурсы и конференции, тематика экспедиционных исследований в настоящее время охватывает такие области, как экология, геология, гидрология, геоботаника, биогеохимия, гидробиология, орнитология (и другие об­ласти зоологии), история, этнография, фольклор, археология и другие1. Ляшко Л. Ю. Научно-практическая конференция учащихся как эффектив­ная форма дополнительного образования // Дополнительное образование. -1999. -№3-С. 7-9. Озеров А. Г. Система организации туристско-краеведческой деятельности учащихся России // Материалы научно-практической конференции " Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патрио­тизма, оздоровлении подрастающего поколения России" - М.: ЦДЮТур РФ, 1998. -С. 9-10.

 

Причем экологические исследования составляют 62% всех исследований в экспедициях, походах, полевых лагерях1.

Теплов Д. Л. Всероссийский слет юных экологов: организация, проблемы, итоги: // Биология в шк. - 1995. - № 3. - С. 53-55.

Этому есть несколько объяснений. Первое - находясь в природном окружении, учащиеся и педагоги выбирают исследовательскую деятельность, соответствующую этому окружению. Второе - экологические исследования доступны для проведения в любое время, на любой территории. Для них не обязательно наличие культурно-географических особенностей: старых деревень, усадеб, мест боев, исторических построек и т. п. Они не требуют открытого листа, как археология. Простейшие экологические исследования, например, квалиметрическая оценка антропогенного влияния, некоторые метеорологические наблюдения и др., не требуют специального снаряжения, доступны для участников туристских походов любой категории сложности.        

К сожалению, набор направлений исследований, предлагаемый в последнее время даже во Всероссийской детской туристско-экологической экспедиции, определяется не какой-то конкретной педагогиче­ской или научной идеей, не заданием местной администрации или на­учных учреждений, а наличием профессиональных кадров. Пригла­шен в состав научных руководителей гидролог - появилась гидрологи­ческая специализация, есть квалифицированный гидробиолог - стали проводиться подробные исследования зообентоса, удалось привлечь геоботаника - развернулись геоботанические исследования, появи­лись специалисты-историки - сформировались и историко-археологические исследовательские группы. Личность педагога, его талант, про­фессионализм, увлеченность, коммуникабельность и многие другие исключительно индивидуальные личностные качества учителя не в малой степени будут способствовать проявлению интереса у учащихся к тем или иным научным направлениям. Именно через непосредствен­ное общение с настоящими профессионалами в процессе подобных за­нятий формируется ориентация у старшеклассников на тот или иной вид деятельности, а не через профориентационные игры или лекции о привлекательности, пользе и необходимости той или иной профессии. «Совместная практическая деятельность ребят должна основываться, в первую очередь, на интересе, увлечении конкретным делом, осмыслении работы, и уже во вторую - на занятиях теоретического и прак­тического характера»1.

В настоящее время основными направлениями работ по экологии и охране окружающей среды являются: комплексное описание природно-территориальных комплексов (ПТК); изучение ареалов и учет чис­ленности животных, растений, грибов и лишайников; метеорологиче­ские и фенологические наблюдения; выявление и паспортизация ис­точников загрязнений, определение влияния этих источников на кон­кретные объекты природной среды, на конкретные организмы, разра­ботка метода ликвидации или уменьшения загрязняющего фактора, изучение состояния окружающей среды после осуществления строи­тельства очистных сооружений и т. д. Все это в той или иной мере мо­жет являться темами исследований групп туристов-школьников. Очень важным в исследованиях является комплексный подход, поэтому желательно не ограничиваться обследованием только одной из сред обитания (например, водных источников), а обязательно, если это возможно, провести хотя бы элементарные исследования воздушного бас­сейна, почвы, растительности и т. д.

В экспедициях, состоящих из нескольких туристских групп, объеди­ненных единой тематикой исследований, возможно проведение полно­масштабных экологических исследований. Так, при проведении Всерос­сийской туристско-экологической экспедиции на озере Селигер в 1997-2003 годах в задачу учебных экологических исследований входило:

- знакомство с различными приборами и методами, используемыми в профессиональном экологическом мониторинге, а также с прин­ципами его проведения;

- получение самостоятельной экологической информации о состоянии окружающей природной среды через определение уровней некоторых важных физико-химических и биологических параметров с помо­щью предложенных приборов и методов, рекомендованных для ис­пользования в учебных экологических исследованиях учащихся;

- сравнение и оценка результатов, полученных по фоновым экоси­стемам (водным и наземным в районе экспедиции) с данными, полученными при изучении городских экосистем.

Наиболее эффективным оказалось проведение с каждой группой учащихся 2-часовых учебных занятий по экологическому практикуму по разнообразной тематике и научных исследований, выполненных от­дельными группами учащихся по нескольким близлежащим водным и наземным экосистемам.

Наблюдения проводились по ряду физико-химических параметров: количеству взвеси, температуре, рН, растворенному кислороду водной среды, радиационному уровню, нитратам и нитритам водной среды, ионам тяжелых металлов (экспресс метод). Кроме того, проводились наблюдения по биологическим показателям (планктону, макрозообен-тосу и макрофитам), физико-географические описания, метеорологи­ческие наблюдения, квалиметрическая оценка экологического состоя­ния территории. Полученные результаты по биологическим парамет­рам позволили определить класс качества вод озер Селигера, Белого и др. согласно ГОСТа 17. 1. 3. 01-82 «Правила контроля качества поверх­ностных вод».

Полученные знания закреплялись в процессе одно-трехдневных походов. Во время походов учащиеся фиксировали встречающиеся эко­логические нарушения и картировали их.

Опыт проведения экологического мониторинга и экологического практикума учащихся в период летних каникул, полученный Всерос­сийской экологической экспедиции ФЦДЮТиК на озере Селигер, по­казал важность и результативность такого метода организации туристско-экологической деятельности.

Исследовательская экспедиция - главное звено годового цикла ТКД

Сочетание исследовательской деятельности учащихся и исследова­тельской экспедиции как главного структурного звена годового цикла работы дает весьма эффективную схему организации деятельности данного объединения. Полевые исследования в экспедиционных усло­виях, можно сказать, являются центральным, организационно созида­ющим и смыслообразующим звеном. Будучи итогом учебного года, экспедиция, вместе с тем, дает возможность наиболее полно приме­нить на практике знания, полученные учащимися в течение года.

Перед организаторами полевой исследовательской экспедиции ста­вятся задачи:

- рекреационная, т. е. отдых и оздоровление детей в природной среде;

- формирование навыков выживания в природной среде;

- формирование творческой активности и познавательного интере­са учащихся;

- воспитание экологической культуры личности;

- сбор экспериментального материала непосредственно в полевых условиях;

- профессиональная ориентация учащихся;

- внеурочная работа по предметам базового школьного учебного плана.

Цикл начинается осенью с теоретических курсов, помогающих уча­щимся войти в проблематику исследований, и заканчивается следую­щей осенью, когда учащиеся завершают написание и докладывают ра­боты, выполненные ими самостоятельно на основе собранных экспери­ментальных данных.

Первые в цикле - теоретические занятия. Для новичков это — озна­комительные курсы, например, курс общей экологии, геологии, зооло­гии и т. п., который читает, как правило, руководитель группы или учитель-предметник. Для более старших и опытных учащихся специ­альные курсы или отдельные лекции могут читать приглашенные спе­циалисты.

На втором этапе происходит отработка методики. Новички с помо­щью более опытных товарищей осваивают ее азы, старшие проводят анализ методик, апробированных в прошедшем сезоне, отработку и со­вершенствование отдельных ее элементов.

Центральным звеном годового цикла работы является экспедиция, где происходит основной сбор экспериментальных данных. Чаще все­го - это летняя экспедиция.

На осеннем этапе проходят практические занятия в лабораториях, архивах, библиотеках по обработке данных, их анализу, сравнению с литературными данными. И, наконец, завершается годовой цикл за­щитой работ на конференциях, конкурсах либо на заседаниях конкурс­ной комиссии образовательного учреждения. «Работа по модели-матри­це туристско-краеведческого цикла дает возможность каждому педаго­гу - организатору этой деятельности составить совместно со своими вос­питанниками реально действующую программу гармоничного разви­тия личности средствами туристско-краеведческой деятельности»1.

Остапец-Свешников А. А. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы: Автореф. дис.... док. пед. наук. - М., 1989. - 33 с.

Такой годовой цикл может быть осуществлен на базе Дома детского творчества, Центра детско-юношеского туризма, Станции юных нату­ралистов и других учреждений дополнительного образования, а также может быть включен в образовательную программу учреждения обще­го образования в курсах естественнонаучных дисциплин, литературы, истории, ОБЖ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...