Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Спряжение глаголов.




Реферат на тему: «ГЛАГОЛ, КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

ЧАСТЬ РЕЧИ»

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

Подготовил

Студент 2 курса 521 группы

Сошников Артем

Преподаватель

по русскому языку и культуре речи:

Королева Виоллета Юрьевна

 

 

2011 год

ЕЙСК

 

План:

 

 

Введение

Раздел 1.Неопределённая форма глагола (инфинитив): семантика и грамматические особенности.

Раздел 2. Основы глаголов.

Раздел 3. Спряжение глаголов.

Раздел 4. Категория вида: виды глаголов.

Раздел 5. Переходные и непереходные глаголы.

Раздел 6. Наклонения спрягаемых глаголов.

Список использованной литературы.

 

 

Введение

 

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос что делать? что сделать? Это значение выражается в категориях вида, залога, времени, лица и наклонения. В предложении глаголы выступают в основном в роли сказуемого.

 

Глагол отвечает на вопрос “ Что делать?”, «Что сделал?», «Что сделает?».
Общее грамматическое значение действия проявляется в более конкретных значениях:
1. Перемещение, движение или положения в пространстве (плыть, плавать, сидеть,ходить)
2. Трудовая, творческая деятельность: ковать, рыбачить, раскрашивать.
3. Умственная деятельность, в том числе мыслительно-речевая (сопоставлять, задуматься,прорешать,сказать,вообразить)
4. Эмоционально-техническая деятельность (тосковать, грустить, радоваться, ненавидеть)
5. Физические и прочие состояния человека (спать, болеть, выздоравливать)
6. Состояние (или его изменение) природы (вечереет, подмораживает, светает)


Главнейшие морфологические признаки глагола: вид, время, наклонение, лицо.
Синтаксическая роль в предложении-сказуемое: но лето быстро летит.
Летит—глагол несовершенного вида, невозвратный, непереходный, 2-е спряжение, изъявительное наклонение, настоящее время, 3-его лица единственного числа, является простым глагольным сказуемым, составляя вместе с подлежащим лето грамматическую основу предложения.
В глагол как в часть речи обычно объединяют различные морфологически охарактеризованные словоформы. Это личные формы глагола изъявительного наклонения, обладающие в настоящем-будущем времени категориями вида, залога, времени, лица, числа и рода.

 

 

Раздел 1. Неопределённая форма глагола (инфинитив):

Семантика и грамматические особенности

 

Неопределённая форма глагола (инфинитив): семантика и грамматические особенности

Инфинитив – это форма глагола, называющая процесс в наиболее отвлечённом виде, безотносительно к наклонению, времени, лицу и числу: говорить, играть, радоваться.

По семантике глаголы в инфинитиве уподобляют отглагольным существительным, те и другие передают действие, состояние и отношение вне его связи с производителем. «Глаголы обобщают действия (идти, писать, строить), состояние (болеть, страдать), проявление признака (стареть, тяжелеть), разные этапы процесса (начинать, продолжать, кончать), пространственные отношения между предметами (Дом отстоит от деревни на полкилометра), чувственные отношения между предметами (любить, ненавидеть, уважать, бояться), обладание (иметь, владеть, обладать) и т. п.» [Мигирин В.Н. Язык как система категорий отображения.] Отличие же их состоит в том, что инфинитив характеризует действие, состояние и отношение как процесс (читать, плавать, бегать), а имена существительные – опредмеченно (чтение, плавание, бег).

С именем существительным инфинитив связан и по происхождению: историки языка утверждают, что инфинитив представляет собой застывшую форму дательного падежа, обособившуюся от других форм субстантива в доисторическую эпоху. А.М. Пешковский писал, что неопределённая форма представляет собой «изолированный падеж глагольных существительных женского рода на –ть, -чь, потерявших все остальные падежи свои <…>. Таким образом, когда-то, когда она не была еще тем, чем она является сейчас, эта категория обозначала действие как предмет, то есть приблизительно так, как сейчас оно обозначается в существительных взятие, горение, молитва, прыжок и т. п. Но в настоящее время предметности здесь или совсем, или почти нет» [Пешковский, 1938].

В современном языкознании представлены две точки зрения на природу инфинитива и его связи с другими разрядами глагольной лексики:

1) инфинитив признается начальной (изменяемой) формой глагола, поэтому его финальная часть - ть, -ти, -чьназывается окончанием;

2) инфинитив рассматривается как отдельный неизменяемый разряд в системе глагольных слов (наряду со спрягаемыми формами, причастием и деепричастием), и поэтому - ть, -ти характеризуются как формообразующие суффиксы.

В отличие от других глагольных форм инфинитив в предложении имеет широкий функциональный диапазон: он способен выполнить любую синтаксическую функцию, свойственную имени существительному:

подлежащего: Писать– не языком чесать (Посл.);

сказуемого или его компонента: Курить – здоровью вредить (Посл.);

дополнения: Алексей просил хранитьэто втайне (Б.П. );

обстоятельства цели: Мы ехали на аэродром встретитьтоварища (В.Суб.);

несогласованного определения: Он дрался с врагами на горящем танке, он защищал её свободу, её право учиться, её честь и жизнь (Б.П. );

главного члена (или его компонента) односоставного предложения: Он начал устраивать своё жильё, ведь ему здесь жить и работать.

Инфинитив может быть зависимым и независимым. Если инфинитив употребляется вместе со спрягаемой формой глагола, он может быть субъектным и объектным. Субъектнымназывается инфинитив, используемый в сочетании с формами других глаголов или компонентом сказуемого, выраженным именем, для обозначения одного и того же лица: Петр решил поехатьна отдых в Крым (Петр решил, Петр поедет). Объектный инфинитив употребляется в качестве зависимой формы при других глаголах и словосочетаниях, обозначающих действия разных живых существ: Он попросил сестру убратьсо стола наивную памятку весны (Б.П.) (он просил, уберёт сестра).

 

 

Раздел 2. Основы глаголов

 

Традиционно выделяют две основы глагола:

1.Основа инфинитива.

2.Основа настоящего времени, от которой образуются все формы глагола.

Но на самом деле для образования нужных форм глагола необходимы и другие основы. Мы будем выделять 1) основу инфинитива–прошедшего времени, 2) основу настоящего или будущего простого времени. Охарактеризуем каждую из них.

Основа инфинитива–прошедшего времени.Как правило, у глаголов обе эти основы совпадают. Основа инфинитива образуется путем отбрасывания формообразующего суффикса -ть (-ти); основа прошедшего времени – формообразующего суффикса - л: чита-ть, чита-л; работа-ть, работа-л. Но у некоторых глаголов основы инфинитива и прошедшего времени расходятся: они не совпадают у глаголов на - чь (береч ь берёг, печь – пёк ), у некоторых глаголов на - ну (достигнуть – достиг, мокнуть – мок ), - сти (-сть) (грести – грёб, вести – вёл, плести – плёл ), -еть ( запереть – запер ). При несовпадении основ инфинитива и прошедшего времени соответствующие причастия прошедшего времени и деепричастия совершенного вида обычно образуются от основы прошедшего времени: берёг – берёгший, берёгши; кла-л – клавший и т. д. Исключения составляют: шё-л – шедший, брё-л – бредший, цвё-л – цветший, мок – мокнувший.

Основу инфинитива–прошедшего времени имеют глаголы:

· инфинитив: дочитать, радоваться;

· прошедшее время изъявительного наклонения: победил (-а, - о, - и), знал (-а, - о, - и);

· сослагательное наклонение: взял (-а, - о, - и) бы, рассказал (-а, - о, - и) бы;

· компонент будущего аналитического времени: буду (-ешь, - ет, -ем, -ете, -ут) читать;

· компонент аналитической формы повелительного наклонения: давай (те) работать.

· Кроме того, эту основу имеют: причастие прошедшего времени действительного и страдательного залога: читавший (-ая, -ее, -ие), читанный (-ая, -ое, -ые); деепричастие совершенного вида: увидев, промолчав.

Основа настоящего (или будущего простого) времени.Выделяя эту основу, нужно помнить, что часть глаголов имеет основу настоящего времени (это глаголы несовершенного вида), другая часть (глаголы совершенного вида) имеет основу будущего простого времени (поэтому союз «или» в названии этой основы не случаен). Объясняется это тем, что у глаголов совершенного вида отсутствует настоящее время (есть будущее простое), а у глаголов несовершенного вида нет будущего простого, но имеется настоящее время.

Основа настоящего или будущего простого времени определяется путем отбрасывания личного окончания у глаголов 3-го лица мн. ч. Форма 3 л. мн. ч. избирается потому, что в ней реже, чем в других формах, наблюдается чередование согласных. Примеры: говорят – говор', читают – читай, нарисуют – нарисуй.

Основу настоящего или будущего простого времени имеют следующие глаголы:

· личные формы настоящего времени у глаголов несовершенного вида: играю (- ешь, -ет, -ем, -ете, -ют);

· личные формы будущего простого времени у глаголов совершенного вида: разработаю (-ешь, - ет, - ем, - ете, -ют);

· формы повелительного наклонения: играй (те);

· окказиональные формы повелительного наклонения (глаголы 3 л. мн. ч. с особой интонацией): Идём! Споёмте, друзья!;

· компонент аналитической формы повелительного наклонения: пусть (пускай) учит (-ат).

Кроме того, основу этого времени имеют также: причастия настоящего времени действительного и страдательного залога: читающий (-ая, -ее, -ие), читаемый (-ая, -ое, -ые); деепричастия несовершенного вида: читая.

 

Раздел 3. Спряжение глаголов.

 

Существует широкое и узкое понимание термина «спряжение глагола». В узком значении спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения. В широком значении термина спряжение – это изменение глагола по наклонениям, временам, лицам, числам и родам (с включением в него даже залога и вида). Мы будем рассматривать спряжение в узком понимании термина.

Различие в составе окончаний в формах настоящего и будущего простого времени дало возможность выделить два спряжения: первое и второе.

I спряжение II спряжение

  Ед. ч. Мн. ч.     Ед. ч. Мн. ч.
1л. - у (-ю) -ем (-ём)   1л. - у (-ю) - им
2л. - ешь (-ёшь) - ете (-ёте)   2л. - ишь - ите
3л. - ет (-ёт) -ут (-ют)   3л. - ит - ат (-ят)
             

Образцы 1-ого спряжения:

Ед. ч. Мн. ч.
1 л. 2 л. 3 л. читаю читаешь читает иду идёшь идём 1 л. 2 л. 3 л. читаем читаете читают идём идёте идут
           

Образцы 2-ого спряжения:

Ед. ч. Мн. ч.
1 л. 2 л. 3 л. говорю говоришь говорит держу держишь держит 1 л. 2 л. 3 л. говорим говорите говорят держим держите держат
           

Сравнив парадигмы I и II спряжения, отметим различие в окончаниях 2 и 3 лица ед. числа, 1, 2 и 3 лица мн. числа. Чтобы знать, какие окончания имеет данный глагол, необходимо определить, к какому спряжению он относится.

Способы определения спряжения глагола.

Существует два способа определения спряжения глагола: I – по личному окончанию, II – по инфинитиву. Последовательность применения правила соответствует нумерации. I способ определения спряжения используется по отношению к глаголам с ударными или чётко слышащимися, не вызывающими затруднения в написании безударными окончаниями.

Правило определения спряжения по первому способу – по личному окончанию: к I спряжению относятся глаголы с окончаниями - ут (-ют) в III л. мн. ч., ко II спряжению глаголы с окончаниями - ат (-ят). Например, глаголы идут, льют, читают, пишут - относятся к I спряжению, глаголы говорят, ворчат ко II спряжению.

Если окончание глагола безударно и отнесение его к какому-либо спряжению затруднено, необходимо использовать II способ определения спряжения – по инфинитиву.

Правило определения спряжения по второму способу – по инфинитиву:ко II спряжению относятся:

· все глаголы на - ить, кроме брить, стелить, зиждиться;

· 4 глагола на - ать: гнать, держать, дышать и слышать;

· 7 глаголов на - еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть.

Остальные глаголы с безударными окончаниями, вызывающими затруднение в написании, относятся к I спряжению. Например, глаголы бороться, молоть имеют безударные спорные окончания в 3 л. мн. ч., поэтому их спряжение определяется по II способу – по инфинитиву. Рассуждаем следующим образом: данные глаголы не входят в число глаголов, относимых ко II спряжению, поэтому должны быть причислены к I спряжению и иметь соответствующие окончания: борешься, борется, боремся, боретесь, борются. Важно ещё раз подчеркнуть: при определении спряжения обязательно нужно использовать I способ; и только в том случае, если он не «работает», следует прибегнуть ко второму. В противном случае возможны ошибки.

Два глагола – хотеть и бежать – называют разноспрягаемыми. Приведем их парадигмы:

  Ед. ч. Мн. ч.
1л. хочу, бегу хотим, бежим
2л. хочешь, бежишь хотите, бежите
3л. хочет, бежит хотят, бегут

Особоспрягаемыми(относящимися к архаическому спряжению) являются глаголы дать, создать, есть и надоесть.

  Ед. ч Мн. ч.
1л. дам, создам, ем, надоем дадим, создадим, едим, надоедим
2л. дашь, создашь, ешь, надоешь дадите, создадите, едите, надоедите
3л. даст, создаст, ест, надоест дадут, создадут, едят, надоедят

Глагол чтить относится ко II спряжению, но в 3 л. мн. ч. имеет две формы: чтут и чтят.

Ряд глаголов современного русского языка не образует формы 1-го и 2-го лица в силу разных причин. Такие глаголы называются недостаточными.

Не образуют форм 1-го лица ед. ч. настоящего и будущего прост. времени глаголы бдеть, зиждиться, очутиться, ощутить, победить, сквозить, убедить, чудить, сопеть и др. Теоретически образование многих форм возможно, но практически они не используются по причинам трудного произношения, неблагозвучности. Если возникает необходимость в употреблении данной формы, прибегают к описательному способу выражения, включающему вспомогательный глагол хочу, могу, надеюсь и под., и недостаточный глагол в неопределенной форме: смогу убедить, попытаюсь ощутить.

Лакуны в парадигмах некоторых других глаголов возникают по семантическим причинам. Это касается ряда безличных глаголов, называющих процессы, происходящие в природе: брезжить, рассветать, стемнеть и под.; отдельных глаголов, называющих процессы, относящиеся к животным, реже – к предметам: жеребиться, котиться, щениться, ржаветь, зеленеть и т. д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...