Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.Основные разделы и функции философии.




2. Основные разделы и функции философии.

Относительные, постоянные, традиционно-философские проблемы: 1. Проблема окружающего мира в целом. Философия стремится ответить на вопросы: что собой представляет мир? Как он возник? что является первоосновой? Единственный мир, или их много? Философия стремится раскрыть сущностный принцип устройства мира. 2. Проблема познания мира. Фил. рассматривает вопросы природы познания, возможностей познания, отнош. знания и реальности, исследует всеобщие предпосылки познания. 3. Проблема человека, проблема смысла существования человека в мире. «Чем принципиально отличается человеческое существование от других типов бытия? » 4. Проблема бытия. Вопросы жизни человеческого общества, важное значение – понимание человека человеком, поиск согласия в возникших конфликтах.

Разделы философского знания: 1 - Историко-философский: посвящен истории формирования философии на материалах школ и течений; 2 - Онтология: о том, что существует. Посвящен проблеме бытия; 3 - Гносеология: раздел, в котором рассматриваютсяособенности познания мира, структура познавательного процесса, проблема соотношения знаний и реальности, выясняется, какие знания истинные, какие – ложь или заблуждение; 4 - Философская антропология: проблемычел. бытия, сущности человека, сознания.; 5 - Соц. философия: раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику иперспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Функции: 1 . мировоззренческая — система взглядов на мир в целом (фило-

софы: идеалисты, материалисты). 2. методологическая - выступает в роли мировоззрения.

3. Прогностическая – выраж. В том, что выраб. в рамках филос. представл. о мире. 4. Критическая - выявление филос. средствами различных форм заблуждений и предрассудков. Поэтому философия должна все подвергать критике. 5. Аксеологическая (учение о ценностях).

6. Социальная - осмысление различных аспектов общественного бытия, т. е. общества. Задача философии – объяснить общество, соц. Бытие. 7. Гуманитарная - философия должна помочь человеку адаптироваться в жизни.

 

 

3. Основные направления в философии и критерии их выделения.

Направления.  - Человеческого сознания вне человека  - Обращение вовнутрь к самому человеку. 2 полюса философии: мир внешний и мир внутренний. Сознание – духовный мир. Материя – внешний мир.

Сторона вопроса о сознании и материи: вопрос о том, что первично.

1. Материализм – направление, к-е в объяснении мира исходит из признания первичности материи, а сознание и дух – вторично. Формы: 1. наивный, стихийный материал.; 2. метафизич., механистич. материализм 17-18вв.; 3. диалектический материализм. 2. Идеализм (противоположность материализма) направление в фил., к-е в объяснении мира исходит из признания первичности сознания. Разновидности: объективный и субъективный

3. Дуализм – материя и духовность существуют изначально. 4. Гносеологический оптимизм.

5. Агностицизм 6. Эмпиризм. 7. Рационализм

 

 

4. Древнеиндийская философия

Веды - древнейший памятник индийской литературы, богатейший источник религиозных и философских идей.

Существовали 4 Веды:

1. Ригведа      \

2. Самаведа   \ Малые

3. Яджурведа / Веды

4. Атхарваведа /

5. Ригведа–собрание гимнов богам, самая древняя Веда, мифологическое мировоззрение. Ригведа включает 1028 гимнов. 6. Атхарваведа–собрание заклинаний для магической практики.

Все эти Веды долгое время передавались из уст в уста из поколения в поколение. Вскоре сложились также и тексты: 1. Брахманы (регулировали жертвенную практику, включали методику совершения ритуалов). 2. Араньяки (тексты для отшельников). 3. Упанишады (фиксируется переход от мифологии к философии). 1–4 и a)–c)–все это были Большие Веды. Общество Индии тоговремени носило кастовый характер. Выделяют 4 касты: 1. Брахман (каста жрецов, хранителей священного знания). 2. Кшатрии (сословие воинов). 3. Вайшви (каста земледельцев). 4. Шудры (каста неприкасаемых–простые люди). К 6 в. до н. э. в Индии происходит кризис брахманизма–недовольство брахманами. В результате кризиса появляются Упанишады, на основе которых сформировались радикальные философские системы–Даршаны:

1. Ньяя (основоположник–Готама).

2. Вайшешика (основоположник–Канада).

3. Санхья (Капила).

4. Йога (Патанджаль).

5. Веданта Бедараян).

6. Миманса (основоположник–Шанкара).

Все эти системы базировались на Ведах и являлись ортодоксальными. Кроме этого в итоге кризиса сформировались 3 неортодоксальные системы: 1. Джайнизм. 2. Буддизм. 3. Локаята.

Наиболее важными школами были Санхья и Веданта. Санхья–дуалистическая концепция, она принимает в качестве первоначала две инстанции: Пракрити (материя, он она находится в непрерывном движении, она деятельна, но не наделена сознанием); Пуруша(дух, имеет сознание, но не активен). Пракрити состоит из Гун: 1. Саттва (состояние умиротворенности);

2. Раджак (состояние активности); 3. Тамаг (состояние пассивности).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...