Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категория «Позиция персонажей»




Та или иная жизненная позиции (действенная, страдательная, созерцательная, агрессивная) — это принятие места того или иного персонажа на картинке в личных или общественных отноше­ниях, отождествление себя с изображенным ли­цом. Позиция является отправной точкой для ре­шения жизненных задач и конфликтов. Так, направленность на изменение ситуации, на актив­ный выход из нее, на ее развитие или предупреж­дение развития наблюдается при действенной по­зиции, и наоборот, пассивность и бездействие, предоставление действовать другим — при страда­тельной позиции. Смотрение со стороны в каче­стве третьего лица, не участвующего в ситуации, но наблюдающего и принимающего в равной сте­пени все исходы, характерно для созерцательной позиции.

Направленность на уничтожение, разрушение, вхождение в конфликт — выражение агрессивной позиции.

Все виды позиции являются прямыми показа­телями соответствующих тенденций личности. Все они дают материал к решению вопросов о спо­собах действия личности. Общими признаками,


свидетельствующими о том, что человеком при­нята какая-то позиция, является рассуждение ис­пытуемого со стороны только одного лица (в кар­тинках с несколькими действующими лицами), а также высокая степень эмоциональности выска­зываний.

Признаками действенной позиции являются: подборка глаголов преимущественно в настоящем времени, отражающих стремление к изменению существующего положения путем оперирования с собственными возможностями без нарушения зоны действий и интересов другого человека. Ха­рактерна также акцентированность на предвиде­нии (хороший прогноз).

Признаками страдательной позиции являются высказывания по поводу влияний и воздействий. Рассуждение ведется обычно от имени лица, на ко­торое воздействуют.

Внимание фокусируется на факте преследова­ния, на несправедливости гонения, давления. Воз­действие осуждается.

Много внимания обращено на причины, на исто­ки данной ситуации, на то, что привело к ней (хоро­шее знание истоков).

Признаком агрессивной позиции (помимо со­держательной стороны) является преобладающее количество императивных конструкций. Акценти­руется воздействие на другую личность. В отличие от действенной позиции характерно отсутствие по­следовательности в намерениях, системы и планов в действиях.

Признаками созерцательной позиции являются рассуждения, включающие моменты эмоциональ­но окрашенного резонерства.

Категория «Солидаризация»

Солидаризация рассматривается как понима­ние какого-либо лица, разделение его взглядов, со­чувствие этому лицу и соучастие в его пережива­ниях. Испытуемый может не принимать позиции лица (т. е. не отождествлять себя с ним), но тем не менее его качества и свойства будут импонировать испытуемому. Обычно эти качества испытуемый прямо называет.

Солидаризация означает, что с человеком, по­добным изображенному, у испытуемого могут быть точки соприкосновения. Таким образом, по осо­бенностям солидаризации мы судим о характере



Глава 2. Психодиагностика: практика


интерперсональных связей, о круге лиц, состав­ляющих среду, в которой действует человек, и (кос­венно) об особенностях этой среды.

Категория «Отступления от сюжетной линии»

Признаком данной категории является внезап­ная смена направления рассказа, отвлекаемость по случайной ассоциации (выходящей из зоны при­вычных ассоциаций).

Различаются отступления справочные и мемо­риальные.

Справочные отступления — показатели склон­ности к резонерству. Мемориальные — показатели эгоцентричности. Частые отступления расценива­ются как «скачка» идей.

Категория «Ошибки восприятия»

Ошибкой восприятия считается называние, но не выдумывание и добавление предметов не того типа и вида, что изображены на картинке.

Ошибки восприятия — признак доминирования прочных установок, признак нарушенного баланса между внешними и внутренними моментами, опре­деляющими особенности воспринимаемого образа (сдвиг в сторону внутренних тенденций).

Категория «Количество деталей»

Значительное количество деталей, взятых из картины, оценивается как склонность к полевому поведению. И наоборот, малое количество деталей картины, используемых для построения рассказа, характеризует самостоятельность лица, его незави­симость и в то же время сниженное внимание к окружающему.

Категория «Общее время рассказа»

Продолжительные (без пауз) рассказы по всем картинам характеризуют богатую представления­ми и ассоциациями сферу сознания, склонность к фантазии.

Избирательно длительный рассказ (на 1 карти­ну) говорит о том, что ситуация и сюжет, которые увидел испытуемый, захватили его. Паузы более 30 мин (в середине рассказа) — показатели аффек­тивных реакций.

В целом все временные характеристики, их ба­ланс и соотношение представляют сведения о ди­намической стороне личности.


Процедура эксперимента

До начала опыта испытуемый не должен быть осведомлен ни о системе показателей, ни о крите­риях оценки теста. Карточки теста предъявляются испытуемому в последовательности, отраженной номером отдельной карточки. Испытуемому дается инструкция, состоящая из 5 частей:

1) опишите ситуацию, что вы видите на этой кар­тинке;

2) что, по вашему мнению, способствовало возни­кновению ситуации, что ей предшествовало;

3) что, по вашему мнению, произойдет дальше;

4) какие мысли у людей, изображенных на картинке;

5) какие чувства испытывают действующие лица. Все ответы регистрируются в первоначальный

протокол (без оценок) и, по возможности, дословно (запись ведется на чистом листе бумаги).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...