Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая диагностика способностей





 


Психологическая диагностика уровня развития познавательных процессов человека — важная со­ставляющая деятельности психолога во многих сферах общественной практики. Большинство со­временных профессий предполагают наличие у ра­ботника тех или иных способностей. Причем в ряде случаев при низком уровне развития соответствую­щих способностей осуществление деятельности становится просто невозможным. Эти методы так­же необходимы при ранней диагностике детской одаренности. Многие тесты позволяют быстро и до­статочно точно определить причину возникающих у ребенка трудностей в ходе усвоения школьной программы.

Диагностика способностей дает возможность человеку выбрать вид деятельности, наиболее соот­ветствующей его возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положи­тельной профессиональной мотивации, удовлетво­ренности трудом и, как следствие, на удовлетво­ренность жизнью в целом.

Проблеме способностей посвящено огромное ко­личество исследований. Библиография включает ра­боты видных отечественных ученых Б. Г. Игнатьева, А. Н. Леонтьева, В. М. Мясищева, К. К. Платонова и др. Наиболее отчетливо определение способно­стей, их основных признаков и факторов развития сформулировано Б. М. Тепловым в его известной ра-


боте «Способности и одаренность». Теплов выделя­ет 3 основных признака способностей как индиви­дуально-психологических особенностей человека: во-первых, они отличают одного человека от друго­го, во-вторых, они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности, в-третьих, они не сводятся к на­личным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяс­нить легкость и быстроту их приобретения.

Природные, врожденные факторы в формиро­вании способностей рассматриваются отечествен­ными психологами как анатомо-физиологические задатки, лежащие в основе формирования способ­ностей. Сами же способности — всегда результат развития в конкретной деятельности. С. Л. Рубин­штейн пишет: «Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатка­ми и способностями еще очень большая дистанция; между одними и другими — весь путь развития личности».

Принято выделять общие и специальные спо­собности. Общие способности обеспечивают овла­дение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. В отличие от общих специальные способности рас­сматриваются в отношении к отдельным, специаль­ным областям деятельности.



Глава 5. Психологическая диагностика способностей


МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Методика предназначена для исследования спо­собности классификации и анализу. Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ря­ду 4 слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуе­мые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

Тестовое задание

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торо­пливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возму­
щаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

 

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, на­падение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отваж­ный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер,
чернила.

Ключ

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торо­пливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возму­
щаться, понимать.


 

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

 

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, на­падение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длин­ный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отваж­ный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер,
чернила.

Выделены правильные ответы.

Оценка выставляется по 9-балльной системе с помощью следующей таблицы:

Таблица 51

 

Оценка в баллах                  
Количество                  
правильных         12—13        
ответов                  

МЕТОДИКА «КОМБИНАТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ»

Назначение: методика предназначена для оцен­ки логического мышления.

Суть методики заключается в том, что обследуе­мые должны найти для каждого цифрового шифра соответствующие буквенные комбинации и из них составить 16 четырехбуквенных слов. Время — 5 минут.

Методические указания: объяснить испытуе­мым, где они должны написать ответы. При наличии различных вариантов методики могут быть розданы по рядам так, чтобы четные ряды выполняли четный вариант, а нечетные — нечетный.



Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы


Демонстрационный плакат

 

ГО  
ВК  
НЦ  
ГО ОКНО

Составление заключения. Оценка логического мышления производится по количеству правильно составленных четырехбуквенных слов в соответ­ствии с таблицей.

Таблица 52


Инструкция: «перед вами бланк, на котором даны:

1) ключ к шифру (10 цифр от 0 до 9, каждой из ко­торой соответствует по две буквы);

2) 16 шифров (четырехзначные числа).

Вы должны рядом с каждым шифром выписать соответствующие его цифрам буквенные комбина­ции, составить из них одно четырехбуквенное сло­во-существительное».

Например. Шифр 5345, соответствующие соче­тания букв: 5-ГО; 3-ВК; 4-НЦ; 5-ГО.

Слово — «ОКНО».

Время работы 5 минут.

Ключ к шифру


 


 

Баллы        
Кол-во пра­вильно соста­вленных слов 1—3 4—7 8—11 12 и боль­ше

 

                   
НД ВК ГО НЦ РУ ИБ ПТ СЬ АМ ЛЩ

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

Ф И О _______________________________________ Дата __________________

 

 

 

 

  I   II   III   IV
               
         
                     
                     

 

 

 

 

  V   VI   VII   VIII
               
         
                     
                     

Глава 5. Психологическая диагностика способностей


IX X


XI XII


 


 

   
   
   
   

 

   
   
   
   

 

   
   
   
   

 

   
   
   
   

 


XIII XIV


XV XIV


 


 

   
   
   
   

 

   
   
   
   

 

   
   
   
   

 

   
   
   
   

 


МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ»

Методика предназначена для выявления спо­собности к обобщению, анализу и классификации.

Обследуемым предлагается бланк с 20 рядами слов. В каждом из них набор из 5 слов, 2 из которых более всего с ним связаны. Задача обследуемого — найти в каждом ряду по 2 слова, наиболее соответ­ствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы — 3 минуты.

Тестовое задание (правильные ответы подчеркнуты)

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, вело­сипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, пе­чать).

8. Чтение (глава, книга, печать, картина, слово).

9. Газета (правда, приложение, телеграммы, бу­мага, редактор).


 

10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

11. Война (самолеты, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, война, бумаги, любовь, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисмен­ты, мелодия).

 

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

16. Лес (лист, яблоня, дерево, охотник, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

18. Больница (помещение, сад, враг, радио, боль­ные).

19. Любовь (розы, чувство, человек, город, приро­да).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья,
человек).

Оценка выставляется по девятибалльной шкале с помощью таблицы 53.

Таблица 53

 

Оценка в баллах                  
Число правиль­ных от­ветов       14—15 12—13 10—11 8—9 6—7  


Часть 2. Темперамент,


Познавательные процессы


 


МЕТОДИКА «ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ»

Методика предназначена для оценки творческо­го мышления.

Обследуемым предлагаются 25 слов, имеющих различные значения. В течение 15 минут обследуе­мые должны записать максимальное количество значений для каждого слова.

Инструкция: перед вами находится список из 25 слов. Ваша задача — в течение 15 минут написать как можно больше значений для каждого слова (учитываются слова только принципиально различ­ные).

 

Вариант    
корень хозяйство оборот
тень язык культура
путь линия общество
голова лицо связь
единица номер петля
билет достижение жизнь
полоса класс роль
свет основание  
слово картина  

Методические указания

Задания выполняются на чистых листах бумаги.

Составление заключения

Оценка творческого мышления производится по количеству принципиально различных значений слов в соответствии с приведенной таблицей.

Таблица 54

 

Баллы        
Число подоб­ранных слов   52—61 63—71 72…

ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА

КОММУНИКАТИВНЫХ

И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ (МЕТОДИКА «КОС-1»)

В процессе исследования испытуемому предъя­вляется лист вопросов методики «КОС-1».

Инструкция: вам надо очень внимательно про­следить за тем, чтобы номер вопроса и номер клет­ки, куда вы записали свой ответ, совпадали. Запол­няя лист ответов, имейте в виду, что вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей. Представьте себе типичные ситуа­ции и не задумывайтесь над деталями. Не следует много времени затрачивать на обдумывание, отве­чайте быстро. Возможно, что на некоторые вопро­сы вам будет трудно ответить. Давайте посмотрим на правила ответов при таком вопросе: «Правда ли, что вам не нравится заниматься математикой?» Если вам действительно не нравится заниматься математикой, то вы сначала для себя ответьте на во­прос так: «Да, это правда». Следовательно, в «листе ответов» вы поставите «+». Но если вам нравится заниматься, то на вопрос «Правда ли что вам не нравится заниматься математикой?» вы ответите отрицательно: «Нет, неправда». В таком случае в лис­те ответов поставьте «–». Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление своими ответами. Свободно выражай­те свое мнение. Плохих или хороших ответов здесь нет. Постарайтесь ответить на все вопросы.

Лист вопросов

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы по­стоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего решения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причи­ненной вам кем-то из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в соз­давшейся критической ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению но­вых знакомств с различными людьми?

6. Нравится ли вам заниматься общественной
работой?



Глава 5. Психологическая диагностика способностей


7. Верно ли, что вам приятнее и проще прово­дить время с книгой или за каким-либо другим за­нятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществ­лении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людь­ми, которые значительно старше вас по возрасту?

 

10. Любите ли организовывать и придумывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?

12. Часто ли вам удается устанавливать контак­ты с незнакомыми людьми?

13. Легко ли вам удается устанавливать контак­ты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши това­рищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вам осваиваться в новом коллек­тиве?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с вашими товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае позна­комиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении дел вы принимаете ини­циативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хо­чется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируе­тесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться сре­ди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы чувство затруднения, не­удобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым челове­ком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого об­щения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при ре­шении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверен­но среди малознакомых вам людей?


 

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказа­тельству своей правоты?

29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе, классе, группе?

 

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, по­пав в незнакомую для вас компанию?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя доста­точно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих друзей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете нелов­кость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувству­ете себя в окружении большой группы людей?

В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активными взаимодействиями человека с другими людьми, в качестве стержневых высту­пают коммуникативные и организаторские спо­собности, без которых не может быть обеспечен успех в работе.

Главное содержание деятельности работников таких профессий — руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительное и бытовое обслуживание людей и т. д.

К профессиям, требующим высокого уровня ра­звития этих качеств, относятся профессии учителя, тренера, врача, руководителя различных подразде­лений, научных учреждений. Успешность профес­сиональной деятельности этих работников зависит от уровня развития коммуникативных и организа­торских способностей и от сформированных на этой основе умений установить взаимоотношения с людьми и организовать их для выполнения поста­вленных задач.



Часть 2. Темперамент,


Познавательные процессы


 


Таким образом, коммуникативные и организа­торские способности являются важными фактора­ми для достижения успеха во многих профессиях типа «человек — человек».

Методика «КОС-1» базируется на принципе отражения и оценке испытуемым некоторых осо­бенностей своего поведения в различных ситуа­циях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на вос­произведении испытуемым своего реального по­ведения и реального, пережитого в его опыте от­ношения.

Исходя из этого принципа создан проективный опросник, позволяющий выявить устойчивые по­казатели коммуникативных и организаторских склонностей. Особенность проективного метода состоит в том, что испытуемый как бы проецирует свои свойства, особенности своего поведения в си­туацию, предложенную консультантом.

Возможности проявления коммуникативных и организаторских склонностей заложены в соответ­ствующих группах вопросов, совокупность кото­рых представлена в «Листе вопросов». Спектр во­просов в нем настолько широк, что по результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуни­кативных и организаторских склонностей. При по­строении вопросника были учтены также различ­ные формы отношения опрашиваемых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые могут быть более склонны к утвердительным ответам, другие — к от­рицательным. Поэтому вопросы в бланке постро­ены так, чтобы утвердительный ответ на один во­прос имел такое же смысловое значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос. В програм­му изучения коммуникативных склонностей введе­ны вопросы следующего содержания:

а) проявляет ли учащийся стремление к общению,
много ли у него друзей;

б) любит ли находиться в кругу друзей или предпо­
читает одиночество;

б) быстро ли привыкает к новым лицам, к новому коллективу;

г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей,
знакомых;

д) любит ли общественную работу, выступает ли
на собраниях;


е) легко ли устанавливает контакты с незнакомы­
ми людьми;

ж) легко ли ему даются выступления в аудитории
слушателей.

В соответствии с этим было разработано 20 спе­циальных вопросов относительно реального поведе­ния и реального, пережитого в его опыте отношения.

Программа изучения организаторских склонно­стей учащихся включает вопросы иного содержания:

а) быстрота ориентации в сложных ситуациях;

б) находчивость, настойчивость, требовательность;
б) склонность к организаторской деятельности;

г) самостоятельность, самокритичность;

д) выдержка;

е) отношение к общественной работе, общитель­
ность.

На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склонности учащихся.

Ответы на вопросы испытуемый заносит в спе­циальный лист ответов, в котором фиксируются также анкетные данные испытуемого и результаты его работы.

Обработка данных

Для количественной обработки данных консуль­тант использует дешифраторы, в которых поставле­ны идеальные ответы, в максимальной степени отражающие коммуникативные и организаторские склонности.

Обработка материалов испытания крайне про­ста и проводится следующим образом. С помощью дешифраторов, которые накладываются поочеред­но на лист ответов, подсчитывается количество совпадающих с дешифратором ответов по каждо­му разделу методики. Оценочный коэффициент (К) коммуникативных и организаторских склонно­стей выражается отношением количества совпа­дающих ответов по каждому разделу к максималь­но возможному числу совпадений (20). При этом удобно использовать простую формулу:

К = n / 20,

где К — величина оценочного коэффициента; n — количество совпадающих с дешифратором отве­тов.



Глава 5. Психологическая диагностика способностей


Показатели, полученные по этой методике, мо­гут варьироваться от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонно­стей, близкие же к 0 — о низком уровне.

Оценочный коэффициент (К) — это первичная количественная характеристика материалов испыта­ния. Для качественной стандартизации результатов испытания используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показа­телей «К» соответствует определенная оценка.

Таблица 55

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...