Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример социоматрицы для группы численностью n-членов




 

 

 

Кто выбирает: фамилия испытуемого j-члены j-члены: кого выбирают Сделанные выборы Всего
                     
  А-ов   + + ... ... ...      
  В-ов +   + ... ... ...      
  Г-ов +++ +       ... ... ...      
  П-ов ...     ... ... ...      
  С-ов + +   ... ... ...      
  ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
Полученные Σ (+) выборы Σ (–) 4 0 2 1 2 1 1 2 0 3 ...... ...... ......      
Всего                      

Примечание: + положительный выбор; — отрицательный выбор


Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


Социограмма

Социограмма — схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позво­ляет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на не­которой плоскости (щите) с помощью специальных знаков.

— объект связей в группе (i-член)

— субъект связей в группе (j-член)

— совмещение объекта

и субъекта в поведении одной личности (ij-член)

— положительный выбор, совершенный А-членом

— отрицательный выбор, совершенный В-членом

— взаимная положительная связь А- и В-членов

— взаимная отрицательная связь А- и В-членов

— уровень связи (член А выбран в первую очередь, член С — во вторую)

Социограммная техника является существен­ным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает воз­можность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки состав­ляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выби­рать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группи­ровки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.


Социометрические индексы

Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые (ГСИ). Первые харак­теризуют индивидуальные социально-психологи­ческие свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в груп­пе. Они описывают свойства групповых структур общения.

Основными ПСИ являются:

— — —

индекс социометрического статуса i-члена;

индекс эмоциональной экспансивности j-члена;

индекс объема, интенсивности и концентрации

взаимодействия ij члена.

Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях:

i — выбираемый;

j — он же выбирающий;

ij — совмещение ролей.


где Сi — социометрический статус i-члена, Ri — по­лученные i-членом выборы, E — знак алгебраиче-

Индекс социометрического статуса i-члена груп­пы определяется по формуле:



Глава 1. Методики изучения внутригрупповых отношений


Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:

ского суммирования числа полученных выборов i-члена, N — число членов группы.

Социометрический статус

Социометрический статус — это свойство лич­ности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную пози­цию (локус) в ней, т. е. определенным образом со­относиться с другими элементами. Такое свой­ство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометри­ческого статуса. Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каж­дый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменива­ется информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства це­лого. Реализация этого воздействия протекает че­рез различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического стату­са. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицатель­ном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчи­тать социометрический статус, необходимо вос­пользоваться данными социоматрицы.

Возможен расчет Сi — положительного и Ci — отрицательного статуса в группах малой численно­сти (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:

где Еj — эмоциональная экспансивность j-члена, R — сделанные j-членом выборы (+, –).

С психологической точки зрения показатель экс­пансивности характеризует потребность личности в общении.

Из ГСИ наиболее важными являются:


где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы.

Индекс показывает среднюю активность груп­пы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Индекс психологической взаимности («сплочен­ности группы») в группе высчитывается по фор­муле:

где G — взаимность в группе по результатам по­ложительных выборов, A+ij — число положитель­ных взаимных связей в группе, N — число членов группы.

Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев со­циометрии, что диктуется программой исследова­ния и предварительным знакомством со специфи­кой группы.

Использование социометрического теста позво­ляет проводить измерение авторитета формально­го и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряжен­ность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится груп­повым методом, ее проведение не требует боль­ших временных затрат (до 15 минут). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в кол­лективе. Но она не является радикальным спосо­бом разрешения внутригрупповых проблем, при­чины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения


ВНЕШНЕГРУППОВАЯ РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ

В современной психологии давно уже выделено как самостоятельное и важное понятие референт­ной группы — круга значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она (и в прямом контакте, и мысленно) соотносит свои оценки, действия и поступки. Есте­ственно, что определение референтного круга яв­ляется весьма важным в плане сбора информации о значимых для человека отношениях.

В приведенной ниже методике мы предлагаем определить референтов, находящихся за предела­ми наиболее привычной и для учеников, и для учи­телей группы — школьного класса. Для этого уча­щимся предлагаются 10 вопросов-ситуаций (1-А) и список людей, окружающих их (1-Б).

Инструкция: нужно выбрать по каждому во­просу-ситуации не менее 2 человек; при этом вто­рое лицо должно быть из тех, которые значимы меньшей степени, чем первое лицо.

Тест

А

1. С кем вы отправитесь в поездку (деловую ко­мандировку) в другой город?

2. С вами случилась неприятность. Кому вы об этом расскажете?

3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем вы его проведете?

4. Есть ли у вас человек, с которым вы стараетесь проводить больше времени?

5. Кто может указать вам на ваши недостатки, кого вы больше послушаете?

6. Вы встретили человека, который вам понра­вился. Кто может помочь правильно оценить его?

7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы по­советуетесь об этом?

8. Кто может быть для вас примером в жизни?

9. Кому вы хотели бы понравиться больше всего?

10. С кем вы больше всего откровенны?

Б

1. Родители (отец, мать).

2. Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя).


 

3. Брат, сестра.

4. Взрослый знакомый.

5. Знакомый родителей.

6. Друзья.

7. Лучший друг (подруга).

8. Компания, приятели.

9. Знакомая девушка, знакомый юноша.

 

10. Товарищи по учебе, работе.

11. Товарищи по клубу, секции, студии и т. п.

12. Историческая личность.

13. Известный всем человек.

14. Человек, о котором ты знаешь от других.

15. Литературный персонаж.

Порядок обработки

После осуществленного выбора следует попро­сить отложить список 1-Б и по 5-балльной шкале (5, 4, 3, 2, 1) оценить каждое из выбранных лиц. Об­работка полученных данных достаточно проста. Все лица, упомянутые данным школьником, записыва­ются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения 2—3 лица, имею­щие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количе­ства баллов. Эти люди и составляют референтную группу.

ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЛИЗОСТИ

Помимо референтности, существует еще 1 пара­метр, описывающий отношения человека с другими людьми, — так называемая психологическая бли­зость. Степень ее различна для разных людей из привычного круга общения человека, и именно ее-то мы предлагаем определить с помощью немного модифицированной шкалы симпатической дистан­ции Д. Фелдса.

Предложите юношам и девушкам выписать в столбик людей, с которыми они привычно и не­преложно общаются в течение последних несколь­ких месяцев. После того как эта работа будет за­кончена предоставьте им возможность оценить свою психологическую близость с этими людьми



Глава 1. Методики изучения внутригрупповых отношений


по шкале, которую для удобства лучше выписать на доске. Шкала эта содержит 11 степеней, выражаю­щих ту или иную степень близости оцениваемого человека в порядке ее уменьшения.

Тест

1. Он мог бы быть моим лучшим другом.

2. Я не провожу различий между ним и близки­ми мне людьми.

3. Я мог бы открыть ему свою душу.

4. Я мог бы проводить с ним свое свободное время.

5. Я мог бы провести с ним отпуск.

6. Я мог бы пригласить его к себе в гости.

7. Я не стал бы обсуждать с ним важных проблем.

8. Я не доверил бы ему выполнение ответствен­ных заданий.

9. Я уволился бы, если бы мне пришлось рабо­тать с ним.

 

10. Я не выпускал бы его в общество.

11. Я запретил бы ему иметь детей.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА

Групповая сплоченность — чрезвычайно важ­ный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствую­щих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5). В ходе опро­са баллы указывать не нужно.

Тест

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...