Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И 6. Количественные и качественные методы в политико-психологическом исследовании.




Политико-психологические факты собираются с помощью прикладных методов.

Классификация методов исследования в политической психологии
Качественные Количественные Смешанные
Фокус-группа Опрос (интервьюирование, анкетирование, телефонный и почтовый опросы) Эксперимент
Глубинное интервью Аппаратно-технические методы Наблюдение
Психобиографический подход   Контент-анализ
Психосемантический анализ   Метод экспертных оценок
Качественные техники    

 

Качественные методы:

· носят нестандартизированный характер,

· связаны с получением ответа на вопрос «почему»

· результаты складываются на 50% из ответов респондентов и на 50% из их интерпретации (важны психологические способности интервьюера)

 

Количественные методы:

· опираются на измерительные процедуры,

· строятся на замерах числовых величин,

· отвечают на вопросы «сколько?», «как часто?», «кто?»

· результаты на 90% составляют полученные данные, а 10% - интерпретации (значение имеет точная и глубокая разработанность анкеты)

 

В исследованиях используются различные сочетания качественных и количественных методик. Иногда качественные методы применяются для разработки и формирования гипотез, которые затем проверяются с помощью количественных методов. В других случаях осуществляется сверка результатов, полученных различными методами. Для политической психологии особое значение имеют качественные процедуры, так как они вскрывают глубинные пласты человеческой психики – субъективный срез сознания.

Фокус-группа – это полустандартизированное интервью в форме групповой дискуссии для получения информации о восприятии политических движений и организаций, рекламы, СМИ, национально-этнических отношений и социальных программ. Основные принципы и процедуры фокус-группы были разработаны Р. Мертоном и Г. Герцогом, исследовавших восприятие пропаганды по заказу военных ведомств. В отличие от стандартизированных методов (например, опроса), когда «снимается» идеологизированный срез массового сознания, ориентированный на общественные нормы, в фокус-группе появляется возможность получения данных об эмоциональности восприятия – «глубинных языков» массового сознания.

7-9 членов группы под руководством ведущего (модератора) обсуждают какую-либо тему. Дискуссия и интерес участников фокусируется вокруг ценностно-смысловой конструкции (проблемы, образа). Возникает эффект группового поведения – вырабатывается коллективная реакция, в ходе которой можно видеть проявления типовых коллективных мотиваций, мнений, аффектов. Зная эти реакции, можно предсказывать и направлять массовое поведение.

 

Изучение мотивации – главная функция качественных исследований. Задаются гибкие и глубокие вопросы, чтобы обойти психологические барьеры, которые есть у испытуемых. Мир политики для них выглядит непонятным и запутанным. Они сами могут не знать истинных причин своих предпочтений или поведения. Политические ценности, убеждения и верования – интимная зона человеческой психологии: респондент может не желать рассказывать о своих мотивах. Задача интервьюера состоит в преодолении этих препятствий. Поэтому сам интервьюер и является самым важным элементом качественного исследования.

 

Для изучения глубоко спрятанных личных мотивов или неявного политического влияния эффективна техника проекции (качественные техники согласно приведенной выше таблице). Создается экспериментальная ситуация, допускающая множественность возможных интерпретаций при ее восприятии испытуемыми. Проективные методики позволяют обойти психологическую защиту человека. При обсуждении сенситивных тем, (а политика относится именно к таким «горячим» темам), подразумевающих наличие различных точек зрения и воспринимающихся эмоционально, респонденты не склонны спорить и отстаивать свою точку зрения, подсознательно стремятся согласиться с большинством.

 

Проективные методики делятся на пять групп.

Ассоциативные методики. Их процедура заключается в том, что респондентов просят сказать или написать, с чем у них ассоциируется исследуемый предмет (Например, показывают фотографии политиков и задают вопросы: «С каким животным у Вас ассоциируется этот человек?», «С каким цветом у Вас ассоциируется этот человек?»)20.

Методики на завершение задания, состоящие в том, что испытуемых просят закончить незавершенные стимульные материалы, например, незаконченное предложение, рисунок. (Закончите предложение: «Политическое будущее страны представляется мне…»).

Конструирующие методики заставляют респондентов создать (вербально или невербально) что-либо, например, коллаж. (Коллаж может быть полезным при подборе визуальных символов для политической рекламы).

Экспрессивные методики – это психорисунки и ролевые игры. (Нарисуйте, как Вы видите власть в России).

Методики ранжирования, когда респондента просят проранжировать характеристики по какому-либо признаку. (Например, раздается карточка с перечислением ценностей и задается вопрос: «Какие ценности, с Вашей точки зрения являются наиболее важными для нашей страны?»

 

Среди количественных методов исследования восприятия выступлений публичных политиков и информационных общественно-политических передач выделяются аппаратно-технические. «Анализатор программ» СМИ – устройство для непрерывной записи реакции аудитории. Испытуемые слушают (смотрят) общественно-политическую передачу и оценивают ее по разным параметрам (положительно - отрицательно, истинно - ложно, новое - старое, вызывает интерес - не вызывает интерес и т.п.). Среди достоинств данного метода – гарантия того, что респонденты не забудут и не усреднят оценки, сумеют адекватно оценить и содержание информации, и формы, в которых она представлена.

В арсенале исследовательских процедур политической психологии важное место занимает эксперимент. Он подтверждает теоретические положения о закономерностях поведения человека в политике.

Изучение оценок политических лидеров и событий, пропаганды и арсенала СМИ ведется методом контент-анализ. Контент-анализ (буквально – анализ содержания) – метод изучения текста документа. Вербальная информация в ходе осуществления данного способа исследования переводится в более объективную невербальную форму. Текст как бы выступает промежуточным объектом – исследователей интересует не он сам, а адресат или отправитель.

Процедура контент-анализа предусматривает подсчет частоты и объема упоминаний тех или иных единиц исследуемого текста. Наиболее употребляемые стандартные единицы:

· слово или «термин», «символ»;

· суждение или законченная мысль;

· тема;

· персонаж, группа;

· автор или выступающий;

· целое сообщение или публикация.

 

Конкретные единицы делятся на две группы. Во-первых, качественные группы, отвечающие на вопрос «Что считать в тексте?». Это ключевое понятие, отражающее концептуальную схему исследования.

Во-вторых, количественные группы, отвечающие на вопрос «Как считать?». Это статистическая процедура. Число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было сделать выборку. Данные при этом должны поддаваться проверяемому измерению.

В зависимости от того, каков объект исследования, выбираются соответствующие методы. К примеру, электоральное поведение, политические ориентации и ценности политической культуры изучаются с помощь проведения массовых опросов и фокус-групп. Сбор первичной информации о феноменах политического мышления и сознания осуществляется посредством контент-анализа. Сложные политико-психологические явления, социально неодобряемые (такие, как политические предрассудки, ориентации на экстремистские политические организации и т.п.) требуют применения целой системы изощренных методических процедур.

 


 

7. Политическая социология в системе социологических и политических наук.

(Термин «социология» впервые был введён в научный оборот О. Контом в 1832 году)

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ - наука о взаимодействии политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти, о закономерностях протекания политических процессов, развертывания политических отношений, о функционировании политических режимов, политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ - отрасль социологии, представляющая собой соединительное звено между социологией и политологией.

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ считается, с одной стороны, специальной дисциплиной социологии, обязанной данной науке теоретико-систематизирующим и историко-эмпирическим аспектами, а с другой, она открывает широкий доступ к комплексным исследованиям политики и к теории политологии. Находясь на стыке философских, социологических, политологических, исторических, экономических наук, СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ как самостоятельная отрасль научных знаний в начале 21 в., несомненно, станет одним из важнейших направлений в развитии гуманитарных наук. Это объективно обусловлено интенсивным процессом политизации общественной жизни, что обостряет потребность в более глубоком и обстоятельном социологическом анализе всех аспектов политики.

Возникновение социологии политики обычно связывают с деятельностью Макса Вебера, который одним из первых осуществил социальный анализ власти, властных отношений и ввел классификацию типов господства в обществе, а также с именем М. Я. Острогорского — основоположника социологии политических партий.

Одним из самых известных политических социологов двадцатого века был Сеймур Липсет.

Объектом социологии политики является политическая сфера общества

Предметом социологии политики являются политическое сознание и политическое поведение людей, проявляющиеся во взаимодействии субъектов и объектов политической сферы, а также механизмы, процессы и факторы, определяющие характер этого взаимодействия.

Социология политики - сравнительно молодая научная дисциплина. Только в 1920-1930-е американская политология стала тесно сближаться с рядом общественных наук, главным образом с социологией, представленной прежде всего ставшей знаменитой к тому времени Чикагской социологической школой (Социология политики - сравнительно молодая научная дисциплина. Только в 1920-1930-е американская политология стала тесно сближаться с рядом общественных наук, главным образом с социологией, представленной прежде всего ставшей знаменитой к тому времени Чикагской социологической школой, широко разрабатывающей методику и инструментарий социологических исследований.), широко разрабатывающей методику и инструментарий социологических исследований.

Решающий вклад в становление теоретических предпосылок собственно социологию политики внесло первоначально теоретическое различение гражданского общества и государства французскими энциклопедистами, а затем А. Сен-Симоном, А. Фергюсоном и Г.В.Ф. Гегелем, получившее углубленное развитие в работах К. Маркса, а потом, уже в 20 в., изучение политических процессов во взаимодействии с социальной сферой М. Вебером, В. Парето, Г. Лассуэлом. Причем Социология политики не просто заимствует концепции и методы из философских и политических теорий, а существенно перерабатывает их в соответствии с общей методологией социологии. Так например, структурный функционализм и теория социальной системы Т. Парсонса и его последователей была преобразована Социологией политики в теорию политических систем, в том числе и в структурно-функционалистской ее разновидности.

Специфика Социологии политики заключается в том, что она рассматривает политику через анализ социальной структуры, через деятельность социальных институтов, общественного мнения и поведения, политических интересов, норм и отношений, ценностей, ожиданий и ориентаций.

Выступая в качестве самостоятельной научной дисциплины, политическая социология имеет свой предмет исследования, свою структуру и свой категориальный аппарат. Вместе с тем она под специфическим, только ей свойственным углом зрения использует основную содержательную проблематику социологии как науки об обществе и личности и политологии как науки о политике, но интерпретирует эту проблематику в социальном контексте. Ее специфический интерес - изучение процесса функционирования и распределения политической власти в государственно-организованном обществе.


8. Предметное поле политической социологии.

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ - наука о взаимодействии политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти, о закономерностях протекания политических процессов, развертывания политических отношений, о функционировании политических режимов, политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

Проблемное поле политической социологии, т.е. наиболее повторяющиеся и характерные сюжеты и темы исследований:

1) общеметодологические и историко-научные проблемы развития социологии политики (предмет, объект, методы и т.д.);

2) социологический анализ механизмов власти;

3) политическая стратификация (в свете отношения государства(на уровне институтов) и общества (на уровне индивидов и групп));

4) изучение бюрократии, элит и лидеров;

5) социальные основы организации государственных институтов и местного самоуправления;

6) социология политических партий и общественных объединений;

7) социология выборов, электорального поведения и политического участия;

8) социология политического сознания и культуры (Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития., Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.);

9) социология политических изменений (кризисов, революции, конфликтов и т.д.)

10) политическая социология международных отношений.(связи между субъектами политики на международном уровне)

Комментарии:

В числе общеметодологических проблем социологии политики - ее внутренняя структура, направления исследований и, в частности, соотношение фундаментальных и прикладных знаний. Фундаментальная социологическая теория политики, опирающуюся на сравнительно-исторический анализ общественно-политических структур, и так называемую социологическую политику как особую, прикладную форму социальной науки, использующую выводы фундаментальной социологии

объектом социологии политики является политическая сфера общества

предметом социологии политики являютсяполитическое сознание и политическое поведение людей, проявляющиеся во взаимодействии субъектов и объектов политической сферы, а также механизмы, процессы и факторы, определяющие характер этого взаимодействия. Иными словами:

взаимодействия политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти;

взаимодействия личности, общества и государства;

функционирования политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений свойственных различным социальным группам.

К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой.

Выделяются также четыре уровня исследований социологии политики:

на уровне международных отношений (политические конфликты и мировой политический процесс);

на уровне государства (характер и роль государства в обществе);

на уровне общественных отношений (природа и организация политических движений и партий);

на личностном уровне (участие индивидов в политике).


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...