Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Финансово-экономические аспекты функционирования системы обращения с отходами




Вопрос 1. Нормативно-правовая база системы обращения с отходами

Нормативно-правовые документы и правовые документы, регламентирующие обращение с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации подразделяются на:

· кодексы;

· федеральные законы;

· постановления Правительства Российской Федерации;

· технические регламенты;

· санитарные нормы и правила;

· строительные нормы и правила;

· стандарты и технические условия;

· ведомственные нормы и правила;

· законодательные и нормативные акты субъектов Российской Федерации;

· муниципальные нормативные и правовые акты.

Экологические требования в области обращения с отходами сформулированы в следующих кодексах Российской Федерации:

Земельный Кодекс Российской Федерации в статье 13 устанавливает обязанность землепользователей защищать земли от захламления отходами производства и потребления, загрязнения.

Градостроительный кодекс Российской Федерации в статье 2 устанавливает в качестве одного из основных принципов законодательства осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также в статье 35 определяет зоны специального назначения для объектов размещения отходов потребления.

Кодекс «Об административных правонарушениях» №195-ФЗ от 30 декабря 2001 года определяет ответственность за административные правонарушения при управлении твердыми бытовыми отходами. В главе 8 определяется ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Устанавливается ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических правил при обращении с отходами (ст.8.2).

Федеральный закон №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» определяет цели и основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, устанавливает нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами, правовые основы экологического контроля. Также данный закон вводит определение «объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое)»: детализация положений по объектам размещения отходов в Законе отсутствует.

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в статье 7 определяет полномочия органов местного самоуправления. Так к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Федеральный Закон №96-ФЗ от 4 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха», устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Федеральный закон № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предполагает государственную регистрациюпотенциально опасных для человека отходов производства и потребления. Статья 20 определяет санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях: “атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека”.

Вопрос 2. Финансово-экономические аспекты функционирования системы обращения с отходами

1. Основой формирования экономического механизма регулирования обращения с отходами потребления является концепция устойчивого развития, требующая учитывать при принятии решений не только нынешние затраты на захоронение или утилизацию отходов, но и потери будущих поколений от негативного воздействия отходов на компоненты окружающей среды. Следует учитывать, что в связи с развитием экономик и ростом населения, количество отходов увеличивается, а способность окружающей среды ассимилировать выбросы снижается.

2. Выявлено, что замкнутость межотраслевых связей в рамках полного или частичного цикла производства и потребления конечных продуктов требует согласования интересов участников воспроизводственного процесса, а также отраслевых и региональных интересов. Для такого согласования требуется сочетание административных мер государственного регулирования и экономических инструментов, таких как страхование, кредитование на льготных условиях и др.

На основании проведенных исследований различных схем управления в сфере обращения с отходами потребления выявлены основные типичные недостатки, в частности отсутствие единого системного подхода при решении проблемы обращения с отходами потребления и недостаточная заинтересованность участников процесса обращения с отходами. Высокая степень централизации управления процессом обращения с отходами не позволяет в должной степени задействовать эффективные рыночные механизмы.

3. Возможность сокращения издержек и извлечение прибыли при переработке и вторичном использовании отходов.

4. На реальных примерах из мировой практики доказано, что существующие в мире технологии обезвреживания отходов в значительной мере позволяют снизить затраты на переработку и вторичное использование отходов, по сравнению с обычным полигонным захоронением. Данные способы обезвреживания являются не только экологически безопасными, но и экономически выгодными. Например, переработка отходов с использованием биокомпостирования позволяет не только безопасно обезвредить отходы потребления, но и максимально вовлечь их в хозяйственный оборот при глубине переработки до 90%. Обобщенный же мировой опыт применения сочетания государственных и рыночных механизмов управления позволил более гибко применять данные рычаги к реально сложившимся в секторе условиям. Анализ различных способов обезвреживания показал, что в ближайшее время в России использование мусоросжигательных технологий невозможно без существенного ущерба для окружающей среды из-за отсутствия предварительной сортировки отходов потребления предприятиями и домашними хозяйствами.

6. Необходимо не только эффективно распоряжаться государственной собственностью, но и максимально задействовать частный капитал к решению проблем, связанных с отходами. Использование частного капитала позволит внедрить новейшие технологии по обезвреживанию отходов потребления, модернизировать старое оборудование и произвести в кратчайшие сроки рекультивацию уже существующих полигонов. Кроме того, концессионные сделки позволят создать более совершенные с точки зрения конкуренции условия инвестирования средств.

7. Возможно использование страхования объектов обращения с отходами потребления с участием страховых компаний и организаций, задействованных в сфере обращения с отходами, позволит гарантировать всем участникам возвратность вложенных средств и обеспечить дополнительное финансирование в случае необходимости. Сочетание добровольной и обязательной форм страхования позволит в полной мере реализоваться превентивной функции страхования, что в конечном итоге проявится в проведении страхователями и страховщиками предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды. Страхователь в силу закрепленных правовых норм обязан будет внедрять малоотходные технологии и осуществлять переработку образовавшихся отходов, а страховщик будет проводить природоохранные мероприятия из специального созданного фонда превентивных мероприятий.

8. Использование льготного кредитования объектов, функционирующих в сфере обращения с отходами потребления, с участием банков, как коммерческих так и государственных, местных администраций и экологических платежей позволит снизить нагрузку на бюджеты всех уровней, гарантировать возвратность вложенных средств и заинтересовать потенциальных участников в процессе безопасного обезвреживания отходов.

9. Развитие экологического предпринимательства в сфере обращения с отходами потребления позволит существенным образом стимулировать предпринимателей к бережному отношению к окружающей среде, заинтересовать потребителей в их продукции и услугах и, как следствие, снизить негативное воздействие на окружающую природную среду, повысив ее ассимиляционный потенциал. Экологическое предпринимательство в перспективе может стать основным звеном в цепи решения проблем в сфере обращения с отходами потребления.

10. Анализ нормативных документов в сфере обращения с отходами потребления показал, что, несмотря на хорошее освещение большинства вопросов, не всегда имеется возможность реального воплощения на практике прописанных пунктов. Очень часто происходит дублирование региональными законами федеральных, в то время как необходимые аспекты в региональном законодательстве не учитываются. В частности, в региональных законах слабо освещаются организационные вопросы процесса, связанного с управлением отходами потребления, отсутствует ясная программа действий. Также российское законодательство в области обращения с отходами нуждается в гармонизации с зарубежным и, безусловно, требуется ужесточение закона в области нерационального применения отходов потребления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...