Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особые причины для консультирования одаренных и стратегии их развития




Наиболее серьезная проблема для одаренных детей заключается в огромном разрыве между их зрелым интеллектом и «незрелыми» чувствами, которые соответствуют их хронологическому возрасту. Одаренные дети вполне осознают свою необыкновенность и часто чувствуют себя изолированными. Родители талантливых детей часто жалуются на то, что их дети отличаются от так называемых нормальных детей, они часто нетерпеливы и гиперактивны. Для того чтобы такое и подобное поведение не стало тяжелым бременем, требуются своевременная диагностика и консультирование.

В школе тоже появляются особые проблемы. У некоторых детей проявляются поведенческие трудности и проблемы с контактами, другие становятся недостиженцами, т. е. явно не достигают ожидаемых результатов (связанных с уровнем их интеллекта).

Особые проблемы возникают у высокоодаренных девочек, из-за полоролевых стереотипов, и у детей с неблагоприятными условиями социализации в семье. Поэтому необходимо целенаправленное консультирование одаренных детей и подростков, а также их родителей. Следует обратить внимание родителей и воспитателей или учителей на то, что дети, которых считают трудными, тоже могут быть одаренными. Кроме того, существуют доказательства того, что незнание об очень высоком интеллекте и отсутствие помощи ребенку влияет на уровень психического риска, особенно при происхождении ребенка из низкого социального слоя. В своем исследовании клинических проблем детей с поведенческими отклонениями, обладающих очень высоким уровнем интеллекта, Шмидт установил, что наибольшие отклонения проявлялись у тех детей, чьи матери перешли из более

низкого в более высокий социальный класс и чьи родители из среднего и высшего класса не обращали особого внимания на ребенка. Согласно Фегеру, консультирование при нарушенных взаимоотношениях родителей и детей необходимо при следующих обстоятельствах: при безразличии родителей или в случае, когда родители отвергают ребенка, а также если родители психически больны. <...>

Согласно Говану и Демосу, следующие условия часто могут стать стрессогенными для одаренных детей: недостаток заданий, предъявляющих высокие требования (особенно в начальной школе), отсутствие возможности общения с одаренными сверстниками, нехватка информации о возможности подходящих занятий, скука и нетерпение на уроке, отсутствие мотивации, независимость мыслей и суждений, перфекционистские тенденции и т. д.

Фоке обобщает ситуацию высокоодаренных девочек на основе длительных наблюдений в университете Джонса Хопкинса в Балтиморе следующим образом: девочки, высокоодаренные в области математики, по сравнению с высокоодаренными мальчиками, демонстрируют меньшую уверенность в себе, получают меньше поддержки от родителей, учителей и сверстников, меньше признают значение математики и у них менее ясные цели. В дальнейшем они бывают в меньшей степени готовы рисковать в интеллектуальной деятельности и школьной сфере, их ценности, интересы, а также ожидания меньше соответствуют их способностям, чем у одаренных мальчиков. Поэтому при организации консультационной службы для одаренных необходимо обращать внимание на специфические проблемы одаренных девочек, связанные с социализацией. Другими целевыми группами являются дети, у которых, в силу географически-экологических и/или экономических факторов, проблематичной ситуации в семье или физических и психичских особенностей, не было возможности развивать свои способности. На детей иммигрантов, на которых до настоящего времени не обращали внимания, или культурные проблемы помощи одаренным указывают Фегер и Фразьер.

Особые причины для консультирования одаренных возникают в большинстве случаев тогда, когда на пути развития способностей и достижений возникают препятствия. Для этого, наряду с личностно-психологическими основаниями, например, опережающим развитием в когнитивной области или диссинхронией, учитываются неблагоприятные каузальные атрибуции и мотива-Ционные барьеры, прежде всего неблагоприятные условия социализации. На основе международной практики консультирования одаренных получается относительно однородный перечень


поводов для консультации. Они варьируют в зависимости от регионального предложения в области консультирования, возраста, пола клиентов, частично от уровня интеллекта и искомой формы школы, школьных и семейных условий социализации, социальных связей (со сверстниками). <...>

Согласно спискам приоритетных причин, требующих консультаций, составленным Келлером в Баден-Вюртенбергской консультации по проблемам образования, первое место (50%) занимают проблемы с учебой и достижениями, за ними следуют проблемы, связанные с принятием решения (30%) и поведенческими нарушениями (20%) в качестве повода для консультирования. Такая статистика становится понятной, если принять во внимание основную задачу Баден-Вюртенбергской консультации по образованию: школьная сфера и консультации по высшему образованию. Это подтверждают данные Мюллера, согласно которым родители одаренных учащихся ждут профессиональной помощи от школьных психологов в случае поведенческих проблем, сложностей с учебой, достижениями и уровнем требований.

Вывод: хотя спектр специфических поводов для консультации одаренных, происходящих из различных источников, охватывает во многом сходные проблемы, он меняется в зависимости от особенностей местного предложения консультирования. На структуру спроса, таким образом, влияет специфика предложения. Поэтому при расширении предложения консультирования следует обратить внимание на то, чтобы основные потребности клиентов консультации для одаренных удовлетворялись с помощью достаточно разнообразных услуг.

В заключение, применительно к практике консультирования одаренных, необходимо вынести на обсуждение следующие тезисы:

1. Целенаправленное развитие одаренных едва ли возможно без достаточно надежной диагностической информации. Оно, по меньшей мере, не обещает большого успеха. Это особенно справедливо в отношении воспитания и образования одаренных детей.

2. До настоящего времени условия индивидуального и пси-хо-социального хода развития систематически изучались только в отдельных лонгитюдных исследованиях. Знание их необходимо для индивидуализированных мер по стимулированию и развитию. Сверх этого необходимо ожидать важных рекомендаций по социализации или профилактическим мерам.

3. Наряду с дальнейшим развитием и апробированием теоретических концепций в консультировании одаренных необходимы

также развитие консультирования родителей, а также подготовка и повышение квалификации консультантов. При этом научные данные о переживаниях и поведении одаренных, а также благоприятных и неблагоприятных условиях их развития и социализации должны быть использованы в соответствующих формах социального и педагогического обращения с одаренными детьми и подростками. <...>

На основе многолетнего опыта в области консультирования одаренных Фегер и Прадо выдвигают следующие требования к квалифицированным консультантам, которыми следует завершить нашу тему.

— Глубокое знание литературы по исследованию одаренности и способность вырабатывать соответствующие предложения для взаимодействия с родителями, учителями, а также одаренными учениками.

— Основательное знание (немецкой) школьной системы с ее федеративной структурой и различиями в организационной форме, юридическими основаниями и распоряжениями (например, правила перевода из класса в класс, выбор предметов и т.д.), а также требованиями к программе отдельных типов школ и возможностей внешкольной деятельности в случае одаренности. В этой связи важно, с психологической точки зрения, знание деталей одной и той же школьной системы (в различных федеративных землях, государственных и земельных регионах или в более крупном региональном районе), связанных с требующимися профилями, микроклиматом в школе и воспитанием, а также установками по отношению к высокоодаренным детям и подросткам.

— Позитивные связи не только с клиентами консультации, но и другими людьми и институтами, которые занимаются проблемами одаренных. Пока деятельность в этой области представляет собой новаторскую работу, будет целесообразным тесное сотрудничество всех участников и заинтересованных лиц. К ним также относятся инициативные группы родителей и учителей, которые, однако, как показывает опыт, следует организовывать под достаточным психологическим наблюдением. Только таким образом может быть оказана максимально возможная помощь при одновременном сведении до минимума нежелательных побочных действий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...