Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Голышев Г.С. - Спб.: «Питер», 2011

Памятка вам. Букв много. Но инфа полезная.

ТО, что было на последнем занятии по психологии, - попробовал отразить всю суть работы со сложными участниками своими словам.

С любовью и пожеланиями терпения и уверенности, Голышев.

У любого человека есть ТРИ МЕТАПОТРЕБНОСТИ, которые каждый удовлетворяет своим собственным, подходящим для него и для ситуации способом.

Любое негативное (с точки зрения обычного восприятия) поведение ребенка диагностично. Т.е. если он что-то делает не так, как вам бы хотелось (бьет других, плюет вам в лицо, писает в отрядной комнате или не хочет ложиться спать), то хорошо бы рассматривать это поведение как некоторое ПОСЛАНИЕ миру. Ребенок что-то очень метафорично или образно хочет донести до этого страшного, угрожающего (если не удовлетворена потребность в безопасности), полного непонимания и отвержения (если не удовлетворена потребность в привязанности) или стыдящего и не дающего самореализовываться мира (если не удовлетворена потребность в признании).

Три метапотребности:

Безопасть

Если у меня «траблы» с безопасностью, я или все время пытаюсь ее себе обеспечить и всегда торможу и прячусь от всего страшного (а страшно очень многое), или я игнорирую это и, стараясь не замечать своего страха, бросаюсь с шашками наголо, по принципу – не вижу, значит нечего бояться.

Самое болезненное чувство – ужас, страх уничтожения, «поглощения»

Привязанность (Принятие)

Если у меня «траблы» с привязанностью, я или стараюсь найти «идеальный» объект для того, чтобы слиться с ним и выживать благодаря ему (лучший друг и без него я никто; неформальная тусовка, воле которой я следую, не отличая своих собственных потребностей), или я наоборот не решаюсь (или не понимаю зачем) к кому-то приближаться и сливаюсь с чем-то неживым (компьютерные игры; хожу слушаю музыку один; смотрю на звезды и думаю о том, как мир жесток).

Самое болезненное чувство – одиночество, отвержение.

Признание

Если у меня «траблы» с привязанностью, то или я обесцениваю происходящее, стремясь отдалиться/уйти, или я агрессивно протестую.

Самое болезненное чувство – стыда, обесценивания.

 

Как пользоваться сим тайным знанием? Для начала вам нужно любить людей и мир в целом и относиться к нему как к источнику информации и знания. После этого вы смотрите на волнующее вас поведение ребенка с точки зрения того «а чтобы у него могло происходить? Какая из потребностей у него не удовлетворяется? И почему именно таким поведением он об этом заявляет?»

Тут хотелось бы привести несколько примеров. Если ваш ребеночек очень хамски себя ведет и всеми способами требует внимания у вас и других, то можно быстро подумать, что ему просто нужно признание и попробовать перенаправить его энергию в позитивное русло, превратить его из деструктивного лидера в конструктивного. Помочь ему поверить в то, что даже такого его могут уважать и слышать окружающие.

Но иногда это может не получиться и тогда вам нужно заглянуть глубже. Возможно, ему не нужно никакого позитивного лидерства и просто он, по каким-то внутренним соображением, решил, что плохих парней полюбят все, в том числе и вы. Т.е. на самом у него «провисает» потребность в привязанности. И тогда надо создать такие условия, где он сможет ощутить, что ничего прекраснее принятия в этой жизни нет.

Но может быть еще большая интересность. Вдруг окажется, что этот смелый и воинствующий с виду ребенок вдруг пугается приближаться к другим. Вроде бы вы создали все условия для того, чтобы он и его «полюбили». Вот тебе, удовлетворяй потребность в привязанности на здоровье. Но нет! Оказывается, он вдруг стал бояться и избегать ваших распростертых объятий. И тогда становится ясно, что на самом деле ребенок до ужаса боится всех вас. И тогда вы начинаете аккуратно и пошагово учиться вместе с ним доверять друг другу. Важно быть максимально честным и последовательным.

Вообще, последовательность, обоснованность и ситуативная гибкость – три кита, которые вам будут необходимы в работе со сложными участниками.

Следующий материал сделан на основе материалов из книги «Игра в тренинге. Личный помощник тренера»

Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Голышев Г.С. - Спб.: «Питер», 2011

Тип «трудного участника» Характеристика поведения в группе Рекомендации по взаимодействию с «трудным участником»
«Энергетический чайник», «Говорун-террорист», «Крикун», «Болтун»   Такой участник постоянно говорит практически без остановки. Нередко «сотрясает воздух» словами только ради привлечения внимания к себе, чем сбивает остальных участников тренинга с общей канвы обсуждения происходящего.   В своей наиболее утомительной форме это тип «крикуна» («говоруна-террориста»), который занимает доминирующее положение в группе и навязывает себя в качестве лидера в любой дискуссии.   В своем более мирном, но не менее опасном варианте, это тип «болтуна» («энергетического чайника»), который, о чем бы ни шла речь, всегда утверждает, что нечто подобное с ним уже случалось. Он даже задаёт вопросы, только чтобы поговорить.     Избегайте позитивного невербального подкрепления со своей стороны (такого, как: улыбки, одобрительные кивки, жесты), когда видите, что такой участник тренинга начинает себя вести демонстративно, работает, что называется, «на публику».   Установите каждому участнику тренинга лимит времени на «монополию» внимания в процессе работы. Подчеркните, что работа и внимание группы должны быть распределены равномерно между всеми участниками (например: «Я вынужден прервать тебя, другие участники тоже хотят высказаться»).   Обращайтесь к другим участникам, особенно к застенчивым, предоставляя им право говорить.   Ищите конструктивные возможности перебить его. Поблагодарите такого участника или согласитесь с ним, а затем, обратив на себя внимание группы, направьте разговор в другое (конечно же, целевое) русло, чтобы помочь группе переключится и продвигаться дальше к намеченной цели, а также утвердить ваше преимущество (например: «Да, твое предложение имеет смысл. У кого еще есть предложения по этому поводу?»).   Переспросите, а затем переводите разговор на группу (например: «Ты сказал то-то и то-то, а как считают остальные участники?»)   Поговорите с ним во время перерыва и объясните, что вам очень приятно видеть его активное желание участвовать, но хотелось бы предоставить законную возможность включаться в обсуждение другим.   Направляйте его энергию в другое русло, полезное для группы (например, попросите его записывать высказываемые участниками идеи или наблюдать за достижением целей упражнения).  
«Конспиратор», «Шептун-провокатор»   Основная характеристика: практически не может действовать в одиночку, разве что «бурча» себе под нос что-то по поводу происходящего в группе.   Для «успешной работы» такому участнику необходимо объединить усилия с еще одним или несколькими родственными по духу участниками тренинга. В момент, когда они объединены своей частной дискуссией, не обращают практически никакого внимания на вожатого и то, что происходит вокруг.   Если вам кажется, что это сиюминутная (а не постоянная!) поведенческая реакция, то проигнорируйте такого участника (таких участников) и смело работайте дальше по своему плану.   Если нет, то перестаньте говорить, и посмотрите на них так, чтобы им стало понятно, что они отвлекают группу и мешают вам сосредоточиться процессе. Если этого не происходит, выдержите паузу, часто кто-нибудь из группы начинает призывать их к вниманию вместо вас.   Спросите их, есть ли у них вопрос, который они хотели бы и могли бы обсудить со всеми.   Или признайте важность их разговора и скажите, что у них будет для него перерыв.   Используя имя одного из «Конспираторов», сформулируйте некий содержательный вопрос, ответить на который предстоит всем, начиная с него (например: «Скажите, пожалуйста, как, по мнению каждого из Вас, можно было бы по-другому справится с заданием, ещё лучше (быстрее, точнее и т.п.)? Начнём с Владимира»).  
«Весельчак», «Шут», «Паяц»   «Весельчак» вызывает улыбку на лицах окружающих своим поведением, и всегда можно рассчитывать, что у него припасена веселая шутка на любой случай. В действительности, именно его способность находить смешное в любой ситуации, постепенно (но уверенно!) превращает его в «Шута» и «Паяца», вызывая раздражение остальных участников, настроенных на серьёзную работу.   Используйте «Весельчака» по прямому назначению – если с вашей подачи, то он сможет разрядить обстановку тогда, когда это действительно требуется.   В тот момент, когда «Шут» намеренно готовит почву для шутки или байки, объясните, что это сейчас неуместно, а возможность развлечь группу анекдотами представится ему в течение перерыва, время тренинга же предназначено для эффективной работы.   Другой способ – использование влияния группы для создания условий, в которых «Шуту»/»Паяцу» не захочется делать необдуманные заявления.  
«Великий ворчун», «Злюка», «Нытик»   Поведение такого участника может меняться от практически полного молчаливого неучастия, как говорится, «ворчания себе под нос», вплоть до постоянных жалоб (и тогда он рассматривает каждую дискуссию в процессе тренинговой работы как возможность обнародовать жалобы о своем окружении, о коллегах по работе и т.д.) На самом деле, это может быть недовольство чем угодно. Если дать такому человеку шанс поговорить «о наболевшем», его негативизм может полностью подавить энтузиазм остальной части группы.     Первое слово отдайте «Ворчуну». Позвольте ему выговориться и двигайтесь дальше (например: «Я вижу, для тебя это важно. Давай сейчас мы отведем ровно три минуты, чтобы это обсудить, а потом отложим этот вопрос до окончания игры/задания/мероприятия»).   Поверните проблему другой стороной и спросите «Нытика», что он хотел бы с ней сделать и какие действия предпринял бы для ее решения. Может оказаться, что все же есть простое решение, а в таком случае, почему бы ему не заняться его осуществлением.   Примите позитивное/альтернативное решение, сводящее проблему «Злюки» к минимуму (например, обращаясь к группе в процессе выполнения упражнения, в котором «Злюка» жалуется на то, что его не слушают: «Если Вам сложно договариваться друг с другом с помощью слов, давайте попробуем выполнить это же задание вообще без слов, по очереди договариваясь друг с другом только жестами и мимикой»).  
«Фома неверующий», «Циник», «Критик»   Скептицизм «Фомы» распространяется на всё: он не верит в успех группы и свой собственный, будучи «Циником», обесценивает комментарии и поддержку вожатого и т.д. «Критик» всегда (постоянно, при каждом удобном случае!) критикует чужие предложения, выдвигая множество аргументов «против» (зачастую, неадекватных!).     Шаг за шагом добивайтесь принятия идеи. Сначала придите к соглашению о том, что если идея или процесс окажутся применимыми (реализуемыми) и полезными, потраченные на обучение время и усилия оправдаются. Если вы достигните согласия в этом вопросе, следующим шагом будет предложение «Фоме неверующему» пойти на то, чтобы отложить свои суждения до завершения упражнения (программы), когда можно будет оценить конечный результат (например, на заявление «Критика» - «Это нереально!!!»: «Предлагаю попробовать. У Вас будет возможность убедиться в реальности выполнения этого задания в процессе упражнения, после чего мы обсудим наши результаты»).  
«Эксперт», «Умница»   «Умница» часто занимает позицию активного наблюдателя-эксперта, старается подмечать ошибки вожатого: реальные и не существующие. Любит спорить с вожатым и другими участниками. Ему важно показать свои знания. В своей речи он нередко использует научные термины, сложные фразы, цитаты.     Поблагодарите «Эксперта» за замечания, позитивно оценив их, и двигайтесь дальше по программе в русле темы (например: «Спасибо тебе за знания, которыми ты поделился с нами. А теперь приступаем к следующему упражнению»).   Обратитесь за помощью к «Умнице» в какой-то ситуации (например: «Мне нужна помощь для того, чтобы следующее упражнение получилось наиболее эффективным. Володя, могу я рассчитывать на тебя как на «Эксперта»?»).   Предложить провести какое-либо упражнение, подсказать или продолжить тему (например: «Володя, ты бы мог сейчас провести какую-нибудь игру на знакомство?»).  
«Молчун», «Цветочек»   «Молчун» не включён в работу, он, как говорится, «витает в облаках», рассеян, чаще молчит, чем говорит.   Не всегда понятно, о чём и в каком контексте такой «Цветочек» говорит.   Побеседуйте с «Молчуном» в перерыве, протранслируйте то, что его не хватает, как участника.   Постарайтесь намеренно обращаться к «Молчуну» и задавать ему вопросы в процессе тренинговой работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...