Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение культуры и цивилизации, теории культуры.

ЛЕКЦИЯ №13

Тема: Социология культуры.

1. Понятие культуры.

2. Основные элементы культуры.

3. Формы и функции культуры.

4. Соотношение культуры и цивилизации.

 

Понятие культуры.

Культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. Культура – это чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных.

Понятие «культура» имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова colere, которое означает возделывание или культивирование почвы, ее обработку, облагораживание. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, в результате чего возник термин agriculture, или искусство земледелия.

Но в 18 и 19 веках термин «культура» стали употреблять и по отношению к конкретным людям. Если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали культурным. Тогда термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа.

Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также виды деятельности.

Мы часто говорим, что человек культурен, если он владеет иностранными языками, вежлив в обращении с другими людьми, умеет правильно пользоваться вилкой и ножом. Но известно, что представители примитивных племен чаще всего едят без ножа, употребляют в своей речи не более четырех десятков слов, и тем не менее имеют свою культуру, например обычаи, традиции, а также примитивное искусство.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

В социологи под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Культура, очевидно, выступает как качественная сторона любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности как материальные, так и духовные. В реальной жизни они слиты, но есть и различия.

Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности.

Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное выражение. Этого нельзя сказать о духовной культуре. Многие ее предметы бесценны и уникальны.

К материальной культуре относится все вещественное, что создано человеком: столы, заводы, машины, станки оружие, различные виды сооружений (жилища, театры, вокзалы и др.), одежда, музыкальные инструменты и др.

К духовной относятся идеальные результаты творческой деятельности людей: знания, художественные и музыкальные произведения, научные идеи, изобретения, обычаи, традиции, правила, религиозные церемонии, способности, квалификация и др.

Основные элементы культуры.

Первым, и наиболее важным, элементом культуры являются основные формы мышления - понятия. Эти мысленные, духовные сущности закрепляются, материализуются в языке. Язык – это явление социальное. Им нельзя овладеть вне социальных взаимодействий, т.е. без общения с другими людьми. Язык служит основным средством передачи культуры.

Вторым, не менее важным элементом культуры являются ценности. Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, дружба и т.п. Ценности служат эталоном, идеалом для всех людей. Без ценностей не обходится ни одно общество. Ценности могут быть разными в разное историческое время и при разном социальном устройстве.

Ценности можно разделить на:

- смысложизненные (представление о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

- универсальные: а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние и так далее); б) общественного признания (социальное положение, трудолюбие, коммуникабельность, ум, энергичность); в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность, забота, уважение); г) демократические (свобода слова, национальный суверенитет и так далее);

- партикулярные (привязанность к родине, семье, вера в бога, стремление к абсолюту).

Третьим элементом культуры являются отношения. Культура не только отвечает на вопрос «что есть?», т.е. описывает с помощью понятий то, из чего состоит мир, но и указывает на связь друг с другом в пространстве и времени различных явлений, может ответить на вопрос «что может быть?» в результате взаимодействия составных частей социального организма.

Четвертый элемент культуры – это нормы и правила. Эти элементы регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Благодаря культуре у индивида образуется определенная система общих мировоззренческих представлений, на основе которой он может строить свои действия.

Формы и функции культуры.

Главной функцией культуры, центром функционального круга, является гуманистическая или человекотворческая функция. Суть ее отражает понятие cultura animi – культура души. Оно передает главную истину о том, что душой культуры является культура души. С древности люди видели главную задачу в духовном совершенствовании человечества.

Познавательная, или гносеологическая функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей, накапливая тем самым богатейшие знания о мире и создавая благоприятные возможности для его познания и освоения. Все типы общества существенно различаются, прежде всего, по этому признаку.

С познавательной функцией тесно связана коммуникативная функция. Коммуникативная функция – это функция социального общения, передачи информации в любом виде: (устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов и т.д.), обеспечивающей адекватность взаимопонимания.

Информационная функция, или функция исторической преемственности – это функция трансляции социального опыта, которая обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего. Культуру недаром называют исторической памятью человечества, его социальной генетической наследственностью. Культура осуществляет передачу знаний и опыта от поколения к поколению через знаковые системы.

Важнейшим способом действия культуры является ценностно-ориентационная, или аксиологическая функция (от греч. аxia – ценность). Культура – это прежде всего нормативная система, и как таковая она формирует у человека вполне определенные ценностные ориентации. Культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек.

Нормативно-регулирующая или управленческая функция культуры проявляется в том, что она выступает средством социального контроля за поведением человека, она вырабатывает систему норм и требований, обязательных для всех членов общества в целях поддержания его целостности и обеспечения гармонии межгрупповых интересов.

Семиотическая, или знаковая функция представляет собой определенную знаковую систему культуры. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Язык является средством общения людей.

Следующей функцией является защитная. При помощи искусственно созданных приспособлений (орудий труда, лекарств, транспортных средств) человек сильно увеличил свои возможности приспособления к окружающей среде, подчинение себе природы. Но на смену одним неблагоприятным факторам, устраненным техническим прогрессом, приходят другие, порожденные им же (истощение почвы, вырубка лесов, ухудшение экологии, появление новых болезней).

Релаксационная функция. Культура выполняет задачу релаксации, т.е. расслабления людей как физического, так и психического. Для этого используются разные средства – искусство, спорт, праздники, фильмы, туризм и т.д.

Формы культуры.

В большинстве европейских обществ к началу 20 века сложились две формы культуры. Высокая культура – изящное искусство, классическая музыка и литература. Она создавалась и воспринималась элитой общества. И народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы. Она принадлежала бедным слоям населения. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась.

С появлением и развитием в 20 веке средств массовой информации (радио, телевидения, массовых печатных изданий, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Научно-техническая революция стимулировала широкое распространение массовой культуры.

Она появилась вместе с возникновением общества массового производства и массового потребления. В западной социологии массовая культура, в первую очередь, означает «коммерческая культура». Довольно часто считается, что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем людям.

Понятие «масса» имеет не только количественные характеристики (большинство общества), но и качественные – обезличенность, преобладание чувства, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки.

Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция – развлекательно-компенсаторная.

Если подлинная и массовая культуры различаются по своим целям и ценностям, то по отношению к господствующей культуре выделяются субкультура и контркультура.

Субкультурой называют систему норм и ценностей, отличающих группу от большинства. Субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы (молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи, панки и т.п.), территориальные общности (горожане, сельские жители, население малых городов), конфессиональные группы (православные, мусульмане, иудеи, католики, буддисты), национально-этнические (англосаксы, славяне, монголоиды) и т.д.

Но иногда в силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может выработать образцы поведения, нормы или ценности, которые противоположны господствующей культуре. В этом случае социологи говорят о появлении в обществе контркультуры.

Соотношение культуры и цивилизации, теории культуры.

Употребляя слово «культура», мы оцениваем прежде всего характер и способы человеческого труда, развития самого человека, генезиса общества. Понятием «культура» определяется стиль функционирования и ценностные характеристики любой цивилизации, способы ее самовыражения, духовность, мера гуманизма.

Понятие «цивилизация» (от лат. Civis-гражданин, civilis-гражданский, государственный) – понятие, известное со времен античности, где оно как некая форма и порядок жизни противопоставлялось варварству, а в качестве самостоятельного термина, соотнесенного с понятием «культура», вошло в словоупотребление и научный оборот в 18 веке.

Понятие «цивилизация» в первую очередь определяет уровень и результат поступательного развития общества, в то время как «культура» выражает или отражает механизмы и процессы освоения этого уровня и достигнутого результата.

Важной проблемой социологии является оценка людьми другой культуры. Многие люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной. Такая позиция называется этноцентризмом. Этноцентризм препятствует научному исследованию культуры. Мы не сможем понять поведение других народов, если будем интерпретировать его в контексте собственных ценностей, убеждений и мотивов.

Этноцентризму противостоит культурный релятивизм, провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры. В связи с этим, любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в ее целостности.

С точки зрения культурного релятивизма неважно, является определенный обычай нравственным или нет, значение имеет та роль, которую он играет в жизни народа.

Вывод о том, что ни одна ценность, ни один обычай не могут быть поняты полностью, если их рассматривать в отрыве от целого, беспорно, правилен. Но представляется неверным делать акцент только на самобытность культуры, не увязывая данную культуру с другими, не рассматривая культурный процесс как общечеловеческий процесс, развитие мировой цивилизации в целом.

Список использованной литературы:

1.Бабосов Е.М. Социология в текстах. Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов. М.2009. с.127

2.Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.1992. с.430

3.Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М. 1992. с.431

4. Культура: время ренессанса. Казахстанская правда. 07.12.2007.с.3.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...