Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бухгалтерский учет, анализ и аудит




ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

ПРАКТИКУМ

Екатеринбург, 2009/10

Практикум подготовлен

Уральским гуманитарным институтом

 

Составитель: к.с-х.н., ст. преподаватель, Кириллова В.В.

Ответственный редактор: к.х.н., доцент, Ильвес Г.Н.

 

 

При составлении данного Практикума были использованы следующие материалы:

· Практикум по экономике, организации и нормированию труда: Учеб. Пособие /Под. ред. проф. П.Э. Шлендера.- М.: Вузовский учебник, 2008

· Федорова А.Э. Экономика и социология труда/ Методические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов специальностей «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский анализ и аудит», Екатеринбург, УрГИ, 2005.

 

 

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА_____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА___________________

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ________________

Тема. Население, трудовые ресурсы и их воспроизводство

Тема. Рынок труда и занятость населения

Тема. Основы теории производительности и эффективности труда

Тема. Организация трудовых процессов

Тема. Нормирование труда

Тема. Организация и регулирование оплаты труда. Доходы населения

Тема. Социально-трудовые отношения

Тема. Уровень жизни и социальное развитие

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Экономика и социология труда» регионального компонента (дисциплины по выбору) цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения по подготовки специальностям 080507 «Менеджмент организации», 080105 «Финансы и кредит» и 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» является элементом учебного плана перечисленных специальностей.

Цель практикума – способствовать формированию профессиональной управленческой компетентности студентов, умений обосновывать и применять на практике методы организации, нормирования, оценки эффективности труда.

В результате работы с практикумом студенты должны приобрести следующие компетенции:

· анализировать и оценивать важнейшие трудовые показатели (производительность труда, заработную плату, численность персонала и др.);

· знать и применять принципы и правила организации, нормирования, прогнозирования, оценки и оплаты труда;

· применять методы и приемы оценки социально-экономической эффективности организации труда;

· разрешать проблемные и конфликтные ситуации в социально-трудовой сфере на основе знаний трудового законодательства РФ.

Курс «Экономика и социология труда» включает практические занятия по следующим темам: Население, трудовые ресурсы и их воспроизводство, Рынок труда и занятость населения, Производительность и эффективность труда, Организация трудовых процессов, Методы изучения затрат рабочего времени, Самофотография рабочего времени, Нормирование труда, Формирование и расходование заработной платы, Социально-трудовые отношения, Оценка уровня жизни населения.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

Очная форма

Наименование темы Кол-во часов Из них
теор. сем. зан. прак. зан. л/р сам. раб.
1. Население, трудовые ресурсы и их воспроизводство            
2. Рынок труда и занятость населения              
3. Основы теории производительности и эффективности труда              
4. Организация трудовых процессов            
5. Нормирование труда              
6. Организация и регулирование оплаты труда. Доходы населения              
7. Социально-трудовые отношения            
8. Уровень жизни и социальное развитие              
9. Социальное партнерство как ключевое направление реализации социальной политики            
ВСЕГО         -  

Очно-заочная форма

Наименование темы Кол-во часов Из них
теор. сем. зан. прак. зан. л/р сам. раб.
1. Население, трудовые ресурсы и их воспроизводство            
2. Рынок труда и занятость населения              
3. Основы теории производительности и эффективности труда              
4. Организация трудовых процессов            
5. Нормирование труда              
6. Организация и регулирование оплаты труда. Доходы населения              
7. Социально-трудовые отношения            
8. Уровень жизни и социальное развитие              
9. Социальное партнерство как ключевое направление реализации социальной политики            
Всего     -   -  

Заочная форма

Наименование темы Кол-во часов Из них
теор. сем. зан. прак. зан. л/р сам. раб.
1. Население, трудовые ресурсы и их воспроизводство            
2. Рынок труда и занятость населения              
3. Основы теории производительности и эффективности труда              
4. Организация трудовых процессов            
5. Нормирование труда              
6. Организация и регулирование оплаты труда. Доходы населения              
7. Социально-трудовые отношения            
8. Уровень жизни и социальное развитие              
9. Социальное партнерство как ключевое направление реализации социальной политики            
Всего     -   -  

Заочная форма (сфз)

Наименование темы Кол-во часов Из них
теор. сем. зан. прак. зан. л/р сам. раб.
1. Население, трудовые ресурсы и их воспроизводство            
2. Рынок труда и занятость населения              
3. Основы теории производительности и эффективности труда              
4. Организация трудовых процессов            
5. Нормирование труда              
6. Организация и регулирование оплаты труда. Доходы населения              
7. Социально-трудовые отношения            
8. Уровень жизни и социальное развитие              
9. Социальное партнерство как ключевое направление реализации социальной политики            
Всего     -   -  

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Очная форма

Наименование темы Кол-во часов Из них
теор. сем. зан. прак. зан. л/р сам. раб.
1. Население, трудовые ресурсы и их воспроизводство            
2. Рынок труда и занятость населения              
3. Основы теории производительности и эффективности труда              
4. Организация трудовых процессов            
5. Нормирование труда              
6. Организация и регулирование оплаты труда. Доходы населения              
7. Социально-трудовые отношения            
8. Уровень жизни и социальное развитие              
9. Социальное партнерство как ключевое направление реализации социальной политики            
Всего         -  

Очно-заочная форма

Наименование темы Кол-во часов Из них
теор. сем. зан. прак. зан. л/р сам. раб.
1. Население, трудовые ресурсы и их воспроизводство            
2. Рынок труда и занятость населения              
3. Основы теории производительности и эффективности труда              
4. Организация трудовых процессов            
5. Нормирование труда              
6. Организация и регулирование оплаты труда. Доходы населения              
7. Социально-трудовые отношения            
8. Уровень жизни и социальное развитие              
9. Социальное партнерство как ключевое направление реализации социальной политики            
Всего     -   -  

Заочная форма

Наименование темы Кол-во часов Из них
теор. сем. зан. прак. зан. л/р сам. раб.
1. Население, трудовые ресурсы и их воспроизводство            
2. Рынок труда и занятость населения              
3. Основы теории производительности и эффективности труда              
4. Организация трудовых процессов            
5. Нормирование труда              
6. Организация и регулирование оплаты труда. Доходы населения              
7. Социально-трудовые отношения            
8. Уровень жизни и социальное развитие              
9. Социальное партнерство как ключевое направление реализации социальной политики            
Всего     -   -  

Заочная форма (сфз)

Наименование темы Кол-во часов Из них
теор. сем. зан. прак. зан. л/р сам. раб.
1. Население, трудовые ресурсы и их воспроизводство            
2. Рынок труда и занятость населения              
3. Основы теории производительности и эффективности труда              
4. Организация трудовых процессов            
5. Нормирование труда              
6. Организация и регулирование оплаты труда. Доходы населения              
7. Социально-трудовые отношения            
8. Уровень жизни и социальное развитие              
9. Социальное партнерство как ключевое направление реализации социальной политики            
ВСЕГО     -   -  

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ

Очно-заочная форма

Наименование темы Кол-во часов Из них
теор. сем. зан. прак. зан. л/р сам. раб.
1. Население, трудовые ресурсы и их воспроизводство            
2. Рынок труда и занятость населения              
3. Основы теории производительности и эффективности труда              
4. Организация трудовых процессов            
5. Нормирование труда              
6. Организация и регулирование оплаты труда. Доходы населения              
7. Социально-трудовые отношения            
8. Уровень жизни и социальное развитие              
9. Социальное партнерство как ключевое направление реализации социальной политики            
ВСЕГО         -  

Заочная форма

Наименование темы Кол-во часов Из них
теор. сем. зан. прак. зан. л/р сам. раб.
1. Население, трудовые ресурсы и их воспроизводство            
2. Рынок труда и занятость населения              
3. Основы теории производительности и эффективности труда              
4. Организация трудовых процессов            
5. Нормирование труда              
6. Организация и регулирование оплаты труда. Доходы населения              
7. Социально-трудовые отношения            
8. Уровень жизни и социальное развитие              
9. Социальное партнерство как ключевое направление реализации социальной политики            
ВСЕГО     -   -  

Заочная форма (сфз)

Наименование темы Кол-во часов Из них
теор. сем. зан. прак. зан. л/р сам. раб.
1. Население, трудовые ресурсы и их воспроизводство            
2. Рынок труда и занятость населения              
3. Основы теории производительности и эффективности труда              
4. Организация трудовых процессов            
5. Нормирование труда              
6. Организация и регулирование оплаты труда. Доходы населения              
7. Социально-трудовые отношения            
8. Уровень жизни и социальное развитие              
9. Социальное партнерство как ключевое направление реализации социальной политики            
ВСЕГО     -   -  

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Тема: НАСЕЛЕНИЕ, ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВО

 

Практическая работа № 1

Тема: Население, трудовые ресурсы и их воспроизводство

Цель практической работы: научить студентов анализировать динамику численности населения и трудовых ресурсов в составе населения

Ожидаемый результат: навык определения численности трудовых ресурсов в составе населения, а так же расчета показателей их прироста

Практические задания:

Задание 1. Заполните таблицу 1 соответствующими данными и проанализируйте динамику изменений по всем показателям до настоящего времени. Анализ проиллюстрируйте графиками и диаграммами.

Таблица 1

Характеристика населения РФ в динамике

 

Показатели Ед. изм. Годы
              ххх
Территория тыс. км2 17,075 17,075            
Население млн. чел.                
Прирост населения %                
Рождаемость на 1000 чел                
Плотность населения на км2                
Доля сельского населения %                
Доля городского населения %                
ВВП млрд. дол.                
Реальный ВВП на душу населения дол. ППС                
Темпы роста ВВП %                
Средняя ожидаемая продолжительность жизни   лет                
- все население                  
- мужчины                  
- женщины                  

 

1) Охарактеризуйте динамику воспроизводства населения РФ за исследуемый период.

2) Оцените влияние демографических процессов в РФ на развитие экономики страны.

 

Задание 2. Термины «кадры», «персонал», «рабочая сила», «трудовые ресурсы» отражают функциональный, технократический подход к работнику и соответствуют концепции «экономического человека», а термин «человеческие ресурсы» является выражением личностного подхода и соответствует концепции «человека социального». В экономике развитых стран давно уже перешли от управления трудовыми ресурсами к управлению человеческими ресурсами.

1) Чем «человеческие ресурсы» отличаются от «трудовых»?

2) Какова суть понятия «человеческий капитал», «трудовой потенциал», «интеллектуальный потенциал»?

Задачи:

Задача 1. Численность населения в трудоспособном возрасте в области на начало года составила 1 млн. человек, из них неработающих инвалидов - 5 тыс. человек. Работающие пенсионеры и подростки составляли 45 тыс. человек.

В течение пятилетнего срока в составе населения произошли следующие изменения:

- вступило в рабочий возраст 250 тыс. человек,

- прибыло из других областей 90 тыс. человек,

- вовлечено для работы 20 тыс. пенсионеров,

- перешло в пенсионный возраст, на инвалидность и умерло 200 тыс. человек трудоспособного возраста,

- 15 тыс. пенсионеров перестали работать,

- выбыло в другие регионы 75 тыс. человек трудоспособного возраста.

Определить:

1) численность трудовых ресурсов на начало и конец периода, а также в среднегодовом исчислении;

2) общий, естественный и механический прирост трудовых ресурсов и соответствующие коэффициенты движения трудовых ресурсов.

 

Задача 2. Рассчитать величину трудовых ресурсов района, если его население в трудоспособном возрасте составляет 100 тыс. чел.; количество неработающих инвалидов войны и труда I и II групп и пенсионеры по старости, получающие пенсии на льготных условиях, – 3 тыс. чел.; работающие пенсионеры и подростки – 15 тыс. чел.; маятниковая миграция равна 5 тыс. человек.

 

Задача 3. В городе численность населения составляет 180 тыс. чел., коэффициент естественного прироста в базовом периоде – 2,0%, а доля трудовых ресурсов – 58%.

Определить перспективную численность населения и трудовых ресурсов на начало следующего года при условии неизменности доли трудовых ресурсов в населении города и рассчитать коэффициент естественного прироста трудовых ресурсов.

 

Задача 4. По балансу трудовых ресурсов области население в трудоспособном возрасте составляет 3618 тыс. чел., работающих лиц старших возрастов – 180 тыс. чел., работающих подростков – 12 тыс. чел.

Ожидаемое выбытие из числа работающих (по разным причинам) – 210 тыс. чел., пополнение за счет демобилизованных и уволенных из ВС и ранее незанятого населения – 156 тыс. человек. Объем продукции в области возрастет по плану на 2,1% при росте производительности труда – на 2,5%.

Определить численность трудовых ресурсов на плановый год и избыток (или недостаток) трудовых ресурсов.

 

Задача 5. На начало года 44 % населения находится за пределами рабочего возраста, из них 14% (или 30 тыс. чел.) приходится на ту часть населения, которая занята в народном хозяйстве, но уже вышла из рабочего возраста.

Определить общую численность населения и численность населения в рабочем возрасте.

 

Задача 6. Определить контингент учащихся в регионе на конец года, если на начало года учащихся в регионе было 100 тыс. человек, планируется принять в учебные заведения 30 тыс. человек, плановый выпуск – 22 тыс. человек за год. Число учащихся, выбывающих в течение года, составляет 2% от количества учащихся на начало года.

 

Задача 7. Определить среднесписочное число учеников, если на 3-х месячных курсах обучалось 15 человек, на 6-ти месячных – 45 человек, на 4-х месячных – 60 человек.

 

Задача 8. Списочное число работающих на предприятии на начало года составило 6700 человек. Принято на работу в течение года 400 человек, уволено с работы:

- в связи с переходом на учебу, призывом в армию и уходом на пенсию - 180 человек,

- по собственному желанию – 98 человек,

- в связи с нарушением трудовой дисциплины – 15 человек.

Определить:

1) среднесписочную численность работающих;

2) абсолютные показатели по приему и выбытию;

3) коэффициенты оборота и текучести кадров;

4) экономию времени и дополнительный выпуск продукции, которые можно получить в результате полного устранения излишнего оборота рабочей силы по увольнению, если плановая выработка на одного рабочего 5 тыс. рублей в день, а потери времени для предприятия в связи с текучестью составляют 5 дней на одного уволившегося.

 

Методические указания к решению задач:

Схему расчета численности трудовых ресурсов можно представить в следующем виде:

 

Чтр.рес. = Чнас.тр.возр. – Чн/р пен.льгот – Чн/р инв. + Чраб.подр. + Чраб.пенс.,

 

где Чтр.рес – численность трудовых ресурсов, тыс. чел.;

Чнас.тр.возр. – численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, тыс. чел.;

Чн/р пен.льгот – численность неработающих мужчин и женщин, получающих пенсию на льготных условиях, тыс. чел.;

Чн/р инв. – численность неработающих инвалидов войны и труда I и II групп, тыс. чел.;

Чраб.подр. – численность фактически работающих подростков до 16 лет, тыс. чел.;

Чраб.пенс. – численность фактически работающих пенсионеров, тыс. чел.

Среднесписочная численность работников предприятия рассчитывается по формуле:

где Vпл – годовой объем производства планируемого периода, руб.;

Вб – годовая выработка одного рабочего в базисном периоде, руб.

 

Коэффициент оборота по приему характеризует отношение числа принятых работников к среднесписочной численности работающих или рабочих:

и

Коэффициент оборота по увольнению характеризует отношение числа уволившихся к среднесписочной численности работающих или рабочих:

и

Коэффициент общего оборота характеризует отношение числа поступивших и выбывших к общей среднесписочной численности работающих или рабочих:

и

Сопоставление этих коэффициентов в отчетном и базовом периодах позволяет изучить оборот рабочей силы.

 

Тема: РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

 

Практическая работа № 1

Тема: Рынок труда и занятость населения

Цель практической работы: научить студентов анализировать состояние рынка труда и связанные с ним экономические явления – занятость, безработицу и трудовую мобильность

Ожидаемый результат: навык расчета показателей занятости и безработицы, а так же определения их видов

Практические задания

Задание 1. Заполните таблицу 2 соответствующими данными и проанализируйте динамику изменений по всем показателям до настоящего времени. Анализ проиллюстрируйте графиками и диаграммами.

Таблица 2

Показатели занятости и безработицы в Российской Федерации

 

Показатели Ед. изм. Годы
              ххх
Структура занятости: %                
в промышленности                  
в сельском хозяйстве                  
в сфере услуг                  
другие отрасли                  
Уровень безработицы зарегистрированной %                
Безработица зарегистрированная тыс. чел.                

 

1) Охарактеризуйте динамику показателей занятости и безработицы в РФ за исследуемый период.

2) Оцените влияние показателей занятости и безработицы в РФ на развитие различных отраслей экономики страны.

 

Задание 2. Мобильность рабочей силы – способность работников менять место, район и даже страну, где они трудятся, в поисках более выгодных условий продажи своих знаний, навыков и способностей. Американские работники, например, за свою жизнь меняют место работы 10 и более раз, из-за чего средний срок работы на одном рабочем месте составляет в США 3,6 года. Такая мобильность очень сильно влияет на состояние рынка труда.

1) Как можно оценить мобильность российских работников?

2) Назовите факторы, оказывающие положительное и негативное влияние на мобильность трудовых ресурсов в РФ.

 

Задание 3. Научно-технический прогресс рождает новые товары, технологии и отрасли. Так, появление в России большого числа персональных компьютеров привело к отказу от использования распространенных ранее крупных ЭВМ, для обслуживания которых требовалось большое количество программистов. Их труд пользовался большим спросом, но пришло новое поколение программных продуктов, позволяющих общаться с машиной без посредника-программиста, и специалисты старой школы оказались ненужными.

1) О какой разновидности безработицы идет речь?

2) Какие изменения в структуре спроса на рынке труда произойдут, по Вашим оценкам, в ближайшее будущее и чем они обусловлены?

3) Означает ли полная занятость отсутствие безработицы?

 

Задачи:

Задача 1. Определить коэффициент использования трудовых ресурсов в крае, если численность населения составляет 20 млн. чел., в том числе трудоспособное население – 12,1 млн. чел., в общественном хозяйстве занято 8 млн. человек. Определить также нагрузку на одного занятого работника.

 

Задача 2. Численность населения области на 1 января составляет 3460 тыс. человек; численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте – 1585,8 тыс. человек; численность работающих пенсионеров и подростков – 144,2 тыс. человек; численность временно не работающих в трудоспособном возрасте – 48,4 тыс. человек; численность иждивенцев отдельных лиц – 1153,3 тыс. человек.

Определить:

1) численность экономически активного и занятого населения;

2) нагрузку на одного экономически активного работника и на одного занятого;

3) семейную нагрузку на одного экономически активного работника и на одного занятого.

 

Задача 3. Численность экономически активного населения района составляет 168 тыс. чел., численность занятого населения – 151 тыс. чел. Определить общий уровень безработицы в районе и уровень регистрируемой безработицы, если известно, что 24% незанятого населения зарегистрированы в службе занятости и имеют статус безработных.

Методические указания к решению задач:

Коэффициент использования трудовых ресурсов рассчитывается по формуле:

К исп.тр.рес. = ,

где Чзан. – численность занятых, чел.;

Чтр.рес. – численность трудовых ресурсов, чел.

 

В российской практике уровень безработицы (Убезр) рассчитывается как отношение численности граждан, официально признанных безработными (Чбезр.оф.) к численности экономически активного населения (Чэк.ак.), т.е.

 

Убезр = · 100%

 

В мировой практике уровень безработицы (Убезр.общ.) рассчитывается как отношение общей численности безработицы (Чбезр.общ.) к численности экономически активного населения, т.е.

 

Убезр.общ. = · 100%

 

 

Тема: ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА

 

Практическая работа № 1

Тема: Производительность и эффективность труда

Цель практической работы: научить студентов анализировать динамику производительности труда

Ожидаемый результат: навык расчета показателей производительности труда и трудоемкости, оценки их динамики и факторов, определяющих уровень производительности труда

 

Практические задания

Задачи:

Задача 1. Бригада лесорубов в составе четырех человек за 23 рабочих дня отчетного периода заготовила 966 м3 древесины. А в базисном периоде бригада в составе 5 человек за 25 рабочих дней заготовила 1250 м3 древесины.

Определить индекс и процент роста производительности труда.

 

Задача 2. Норма времени на обработку детали составляет 10 минут. Рабочее время составляет 480 мин. в смену. Расход тепловой энергии за смену – 2800 ккал.

Определить производительность труда, производительную силу труда и интенсивность труда.

 

Задача 3. Определить рост производительности труда в условно натуральных измерителях, при неизвестной численности, используя данные таблицы 3.

 

Таблица 3

Затраты труда по видам изделий

 

Изделие Количество изделий Затраты труда на одно изделие, нормо-час.
по плану фактически
№1      
№2      
№3      

Задача 4. Определить индекс производительности труда стоимостным методом по данным таблицы 4:

Таблица 4

Выработка и производительность труда по видам изделий

 

  № цеха Базисный период Отчетный период Индекс Производитель- н
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...