Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие и нормальные кризисы взрослого человека




Из книги: Проблемы психологии личности.М.: Наука, 1982. С. 133-139.

Под нормальными кризисами подразумеваются кризисные периоды, которые необходимо возникают на жизненном пути большинства людей. До сих пор исследования таких кризисов концентрировались в основном в рамках подросткового возраста, однако в последнее время социологи и психологи все чаще проявляют интерес к кризисам взрослого, зрелого человека. По Левинсону (Levinson D., 1978), жизнь состоит из чередования периодов стабильного состояния и периодов изменения. В период стабильного состояния различные компоненты жизни человека (его работа, семья, дружеские отношения, идеалы) находятся в состоянии равновесия между собой. При этом один-два компонента являются центральными. По Левинсону, этот период продолжается обычно 6 — 8 лет.

Период изменения наступает, когда человек, относительно довольный своей жизнью, начинает видеть ее в новом свете. Собственное отношение к различным ценностям жизни кажется ему уже неправильным. Он начинает понимать, что некоторые моменты в своей жизни переоценивал, в то время как


другие недооценивал. Он может прийти к выводу, что не сумел самореализоваться, проявить способности, утвердить свои ценности и идеалы. Наконец, ему может просто показаться, будто в его жизни что-то не так. Возникшая неудовлетворенность требует от личности поисков выхода. Человек должен понять, что ему нужно изменить в своей жизни, от чего он должен отказаться, чтобы найти что-то новое.<...>

Развитие личности происходит лишь тогда, когда ей в период изменения удается совершить ту духовную работу, которой требует жизненная ситуация. Человек должен адекватно оценить эту ситуацию и принять решения, которые лягут в основу его следующего жизненного периода.<...>

Период изменения, или нормальный кризис, можно разделить на несколько этапов. Во время первого из них человек старается не видеть, как изменилась его жизненная ситуация, хотя при этом может чувствовать себя несчастным, разочарованным, испытывать депрессию или ощущать нависшую над ним угрозу

(у него могут даже обнаруживаться соответствующие психосоматические симптомы). Второй этап начинается, когда личность обращает внимание на эти сложные чувства, приближается к ним, одобряет их, считает своими, не отказывается думать о них. На третьем этапе человек начинает выяснять, как эти чувства связаны с его жизненной ситуацией, ищет причины недовольства собой и той жизнью, которую ведет. На последнем этапе принимается решение, какой путь в жизни избрать, что оставить и с чем расстаться, чтобы освободить место для нового.

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ МУЖЧИНЫ

Исследование общей структуры жизни мужчин было проведено Левинсоном. (Levinson D., 1978) на основе большого количества интервью, взятых у американцев из разных общественных слоев. Согласно его данным, жизнь взрослого начинается с «кризиса ранней взрослости» (примерно от 17 до 22 лет), на протяжении которого юноша прощается с детством и пробует сделать некоторые предварительные шаги на пути реального самоопределения. Во время первого стабильного периода взрослого возраста (примерно от 22 до 28 лет) мужчины переживают свои первые профессиональные выборы, отношения к любви, браку, семье, друзьям, ценностям, своему образу жизни. В течение следующего далее периода изменения (примерно от 28 до 33 лет), который можно назвать кризисом 30 лет, он переоценивает и исправляет свои выборы. Во время последующего стабильного периода (примерно от 33 до 40 лет) мужчина устраивается на своем месте более основательно, создает себе положение в обществе, в котором ощущает свою значимость, старается продвигаться, становится полномочным членом своей общности, приобретает авторитет и большую уверенность в своих проявлениях, становится более ответственным.

На протяжении следующего периода (примерно от 40 до 45 лет), который можно назвать кризисом среднего возраста, он опять начинает обдумывать свою жизнь, спрашивая себя: «Что я сделал в жизни?», «Какие у меня настоящие ценности?», «Что я действительно могу дать другим и что я сам от них получаю?», Одни проходят этот период, сделав основательную переоценку, своей жизни, расставшись с ценностями, которые уже не кажутся существенными, с иллюзиями о себе, что помогает им возродиться заново. Другие сохраняют иллюзии о себе и о своей жизни, например, представляют себя вечно молодыми и сильными, что мешает их дальнейшему развитию.

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ

Жизнь женщины также состоит из различных компонентов: работа, профессия, брак и семья, отношения с друзьями, досуг, общественная деятельность. Однако, когда женщина занята воспитанием детей, дом и материнство обычно становятся одной из центральных сфер ее жизни. Поэтому изменения, связанные с материнством, составляют важнейший нормальный кризис в жизни женщины.<...>

Во время первой беременности женщина испытывает противоречивые состояния, связанные с подготовкой к будущему материнству, которое становится частью ее новой жизни и долгие годы будет занимать в ней центральное место. Отныне все дела приходится соотносить с ожидаемым рождением ребенка, которого она даже еще не знает. С беременностью связаны многие противоречивые чувства. Однако для женщины труднее всего, быть может, осознать, что, с одной стороны, она хочет стать матерью и иметь ребенка, а с другой—боится его, т.е. что ее чувства амбивалентны.

Причины, по которым женщины стремятся родить ребенка и стать матерью разнообразны. Для некоторых рождение ребенка составляет смысл жизни или же средство скрасить одиночество. Многие женщины считают, что только с рождением ребенка брачный союз становится семьей, и они хотят иметь эту семью, общаться с другими такими же семьями, принадлежать к их числу. Другие женщины хотят пережить чувства, связанные с беременностью, родами, хотят кормить грудью, ухаживать за ребенком, следить за его ростом и развитием. Некоторые надеются через рождение ребенка улучшить супружеские отношения. Наконец, женщина может стремиться к материнству, чтобы приобрести статус взрослой личности, настоящей женщины и тем самым повысить свою значимость, завоевать большее уважение.

В то же время существует множество причин, которые заставляют женщину избегать рождения ребенка. К их числу относится прежде всего противоречие между материнством и работой. Для современной женщины, часто имеющей хорошее образование и интересную профессию, трудно смириться с мыслью, что она не сможет полностью отдавать себя работе, что ей придется хотя бы на время расстаться с коллегами и в значительной мере отказаться от личной свободы и независимости. Второе противоречие состоит в трудности быть одновременно матерью и женой. После рождения ребенка у супругов остается гораздо меньше времени, которое они могут посвятить друг другу,


а появление третьего в отношениях между двумя часто вызывает ревность. Отец может ревновать ребенка к матери, но и матери также бывает трудно смириться с близостью между отцом и ребенком. Женщине не всегда легко принять и ту ответственность перед родственниками и обществом, которая возлагается на нее с рождением ребенка. Беспокоят и грядущие экономические заботы или даже просто необходимость тратить на детские принадлежности средства, которые могли бы быть использованы для личных нужд.

Отношение женщины со своими родными и близкими также существенно влияют на то, как она переносит свою беременность. Например, если не сложились отношения с мужем, ей может недоставать чувства безопасности, а при плохих отношениях с матерью она может чувствовать себя неуверенной как женщина как мать. Если женщина очень молода и у нее еще слабо развито самосознание, ей трудно принять роль матери. Эриксон (Erikson H. I., 1968) подчеркивал, что идентичность личности формируется не ранее чем в 20-летнем возрасте и лишь после этого женщина готова к браку и к рождению детей.

К своим амбивалентным чувствам женщина может относиться по-разному. Она может полностью игнорировать положительные чувства и подчеркивать лишь отрицательные или же игнорировать отрицательные и подчеркивать только положительные. Если же у женщины хватает психических ресурсов, и она пользуется пониманием и поддержкой близких, то она может одобрять свои амбивалентные чувства, изучать их и, наконец, управлять ими. В этом случае у нее формируется исходная позиция для решения всех противоречий новой роли.

Чтобы преодолеть противоречие между работой и материнством, женщина должна правильно оценить для себя значение своей работы и найти равновесие между ней и материнством. Она может частично отказаться от личного времени и честолюбивых стремлений и в то же время сохранить профессиональный интерес, пойдя на некоторый компромисс. Противоречия между супружеством и родительскими обязанностями разрешаются гораздо легче, если отношения супругов позволяют им совместного обсуждать текущие и надвигающиеся затруднения. Лишь посредством совместной работы можно избежать, в частности, сексуальных осложнений и трудностей в распределении труда после рождения ребенка.

Когда родители ощущают ответственность за рождение ребенка, они начинают думать о том, что означает его появление по отношению к обществу. При этом у них пробуждается интерес

к положению дел в детских учреждениях и школе, более важными становятся проблемы будущего человечества, пример загрязнение окружающей среды. Во время первой беременности часто изменяется отношение к своей матери. Будущая мать начинает лучше ее понимать и одобрять ее поступки и действия. Она начинает чувствовать себя наравне со своей матерью, становится более независимой, легче принимает от нее помощь, давая со своей стороны ей возможность испытать чувство быть бабушкой.

Когда женщина, сталкиваясь с переживанием амбивалентных чувств, принимает их, она лучше узнает саму себя, вырабатывает способность принимать себя такой, какая она есть. Тогда женщина может стать матерью, исходя из своих возможностей, не пытаясь никому подражать и не испытывая при этом неуверенности.

В исследовании, проведенном нами со студентами факультета психологии университета г. Турку, были опрошены 38 матерей. Вопросы задавались на восьмом месяце беременности, спустя 3 недели после родов, а затем ежегодно в течение 4 лет. Все опрошенные относились к разряду нормальных матерей, т. е. были нормального возраста (20 —30 лет), жили в браке с отцом ребенка, а их беременность и роды протекали без осложнений. Как показали результаты исследования, среди наших испытуемых не было ни одной, которая видела бы лишь отрицательные стороны материнства. При этом мы выделили три типа женщин: 1) тех, которые способны хоть в какой-то мере преодолеть противоречия, связанные с беременностью; 2) тех, которые забывают о трудностях; 3) тех, которые игнорируют трудности, преувеличивая положительные чувства. По отношению к последней группе были получены следующие статистически значимые результаты.

Женщины, преувеличивающие свои положительные чувства, связанные с материнством, и не умеющие реально оценить противоречия материнства, не хотели продолжать работу, не интересовались тем, что происходит вне дома, включая состояние дел в детских учреждениях и школах. Помимо этого, они не нашли равновесия между ролями матери и жены, а посвятили себя ребенку, отстранив мужа от ухода за ним и воспитания. В итоге их супружеские отношения ухудшились, что проявилось, в частности, в ослаблении половой жизни. После рождения ребенка эти женщины не сумели также установить со своими матерями более равноправные отношения, продолжая оставаться зависимыми и одновременно далекими от них (Phillipson H., 1955).

Характерной чертой этих женщин была убежденность в том, что «беременность и роды превращают женщину в истинную женщину», что «радость материнства может почувствовать лишь женщина, сама испытавшая роды», и что «материнство станет самым счастливым делом их жизни». То же самое они говорили и несколько лет спустя после рождения ребенка, подчеркивая, что материнство позволяет им чувствовать себя настоящими женщинами. Таким образом, материнство было для них средством самоутверждения. До рождения ребенка они были неуверенными в себе как женщины и как личности и хотели стать матерями, чтобы стать «кем-нибудь», чтобы приобрести чувство собственного достоинства,


выступая в этой роли.

Каждая из этих женщин полагала, что она близка к тому, чтобы считаться идеальной матерью, т. е. такой, которая «отрицает свои чувства» (всегда спокойная, никогда не сердится на своего ребенка, терпеливая, любит ребенка с момента его появления), «забывает о себе, стараясь удовлетворить потребности ребенка» (самоотверженная, уступчивая, бескорыстная, с удовольствием приспосабливает свою жизнь к потребностям ребенка) и «стремится в своем материнстве к совершенству». Таким образом, их требования к идеальной матери весьма высоки. Это объясняется тем, что, добиваясь в своей неуверенности уважения через материнство, они вынуждены выдвигать такие требования к роли матери, чтобы их выполнение действительно заслуживало уважения.

Помимо вышеизложенного, женщины данного типа статистически значимо отличались от других женщин в следующем. Во время родов они, по определению как акушерок, так и их самих, больше, чем другие матери, напрягались, хуже управляли своим дыханием, хуже сосредоточивались и не были в состоянии хорошо сотрудничать с акушеркой, испытывали более сильные боли и получали больше лекарств. Мужья этих женщин реже присутствовали при родах, чем мужья других женщин, т. е. уже в этот момент было видно, что отца оставляют вне отношения «мать — ребенок».

При уходе за ребенком эти матери испытывали больше неуверенности и больше противоречивых чувств, чем другие. Они относились к кормлению грудью более негативно и кормили более короткое время. При этом даже по прошествии двух лет они проявляли повышенную обеспокоенность состоянием здоровья своего ребенка, тем, получает ли он достаточное количество пищи, ласки, достаточно ли спит и не может ли задохнуться во время сна. Таким образом, эти женщины в действительности не верили в себя как в мать, хотя и мечтали стать идеальными матерями.

Все это повлияло и на развитие их детей. В возрасте двух — трех лет дети таких матерей при тестировании дали более низкие результаты, например хуже сосредоточивались, чем другие. Это указывает на то, что эти дети чувствовали себя более беззащитными в ситуации тестирования. В трехлетнем возрасте они были менее инициативными, менее увлеченными, нуждались в большем поощрении, хуже понимали инструкции.

Таким образом, у вышеописанной группы матерей кризис первой беременности не привел к адекватной психологической перестройке из-за недостатка у них душевных сил. По-видимому, во время беременности такие матери нуждаются в поддержке доброго и понимающего человека, вместе с которым они смогли бы приблизиться к сложным чувствам и проанализировать свою жизненную ситуацию. Эти матери не могут извлечь никакой пользы из такой «помощи», которая поддерживает в них недооценку или отрицательное отношение к своим трудностям и подчеркивание лишь положительных чувств. Такие явления имеют место в каждом периоде изменения человека. Личность может осуществить психологическую перестройку, требуемую периодом изменения, лишь изучая свою жизненную ситуацию и давая адекватную оценку своих переживаний. Лишь этим путем она может выйти из кризиса и развиваться дальше.

Шихи Г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...