Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные задачи работы с ребенком




Реуцкая О.А.

Р44 Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Ре­уцкая. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 155, [1] с. — (Библиотека логопеда).

ISBN 978-5-222-20445-0

В наше время логопеды все чаще отмечают задержку речевого развития у детей. Несмотря на то, что явление это становится все более распространенным, родители и специ­алисты должны понимать масштаб возможных последствий такого диагноза. Отсутствие нормального развития речевых способностей не только лишает ребенка возможности актив­но развиваться, воспринимая и усваивая новую информа­цию, но и сокращает способность к наращиванию мысли­тельного процесса.

В нашей книге речь идет в первую очередь даже не о врачебной и медикаментозной поддержке, а о ежедневной коррекционной работе внутри семьи, естественно, при помо­щи квалифицированного логопеда и психолога-дефектолога.

В книге будет рассказано об основных правилах речево­го взаимодействия, об организации быта ребенка с задерж­кой речи, о том, как научить плохо говорящего ребенка ори­ентироваться в пространстве и во времени. Мы предлагаем игры для расширения кругозора, для отработки навыков речи, д ля обучения ребенка правильному пониманию и ис­пользованию различных речевых конструкций.

Рекомендована для логопедов, психологов-дефектологов, воспитателей ДДУ, родителей.

 

УДК 376.36

ISBN 973-5-222-20445-0 ББК 74.3

 

© Реуцкая О.А., 2011

© ООО «Феникс»: оформление, 2012


Каждый, здоровый человек здоров только отчасти.

 

Зигмунд Фрейд

Глава 1

Задержка речи

1.1. Задержка речевого развития

Задержка речи (ЗР) у ребенка — в настоящее вре­мя явление весьма распространенное. Однако этот факт не может служить утешением для родителей, кото­рые осознают масштаб возможных последствий тако­го диагноза. Ведь отсутствие нормального темпа раз­вития речи зачастую тормозит общее психическое раз­витие ребенка, создавая к этому вполне очевидные препятствия.

В то время, когда ребенок должен активно накап­ливать знания о мире, речь дается ему как инстру­мент познания. И в отсутствие этого инструмента ма­лышу крайне непросто поспевать за своими ровесни­ками по уровню развития.

С другой стороны, само по себе возникновение речи и ее поэтапное развитие дают некий стимул мышлению, которое, подобно мышце, ежедневно выполняет рече­вые упражнения, способствующие накоплению силы.


Отсутствие нормального развития речевых способ­ностей не только лишает ребенка возможности разви­ваться, воспринимая и усваивая новую информацию, но и сокращает способность к наращиванию мысли­тельного потенциала.

Как правило, причин, вызывающих ЗР, в XXI веке огромное количество. В основном, неврологи грешат на мозговые дисфункции той или иной степени тяже­сти. Однако постановка диагноза и лечение — задача врачей. Родителям же важней всего бороться за раз­витие ребенка, пытаясь «выжать» максимум возмож­ного из прогнозов при любом диагнозе.

Зачастую в семьях мамам и папам удается творить чудеса, если они вовремя начинают бить тревогу и хва­таются за любой шанс помочь своему ребенку. При­чем, здесь речь идет в первую очередь не о врачебной, медикаментозной поддержке, и даже не об организа­ции помощи логопедов и психологов-дефектологов, а о собственно коррекционной работе внутри семьи (ежедневном стимулировании ребенка к возникнове­нию диалога).

Основные проблемы в работе с ребенком

Как правило, малыши с ЗР страдают дефицитом внимания и, как следствие, плохо воспринимают и усваивают (запоминают) информацию, а также не мо­гут ей оперировать. Одна из основных проблем задер­жки речи - отсутствие возможности концентрировать внимание.

Однако порой страдает и мотивация к подражанию речевым способностям родителей. При этом ряд заболеваний, которые врачи не всегда имеют возможность диагностировать на ранних стадиях развития малыша (такие как ранний детский аутизм, например), затрудняют возникновение речи тем, что малыш в ней по сути не испытывает нужды в силу специфики своего психического развития. Его речь — это внутренний монолог, который не нуждается в словах. Заставить аутичного ребенка озвучить свою речь на понятном родителю языке крайне сложно. Задача усложняется еще и тем, что внимание аутичного малыша также страдает.

В то же время необходимо отметить, что порой только родители способны подобрать к малышу тот самый индивидуальный ключик, который откроет их ребенку дверь в мир социального взаимодействия. Поскольку ни психологи, ни врачи-логопеды и дефектологи не в состоянии обеспечить вашему ребенку круглосуточное наблюдение, в котором он остро нуждается.

Специалисты, к которым обращаются родители, могут указать направление работы с ребенком, назначить медикаментозную поддержку, но настоящий труд по развитию способностей ребенка с особенностями развития всегда (в особенности речевых, которым нужна регулярная практика, тренировка) будет лежать на плечах родителей.

И, к счастью или к несчастью, деньги здесь решают не главную роль. Существуют случаи, когда здоровье ребенка действительно можно «купить», например, заплатив деньги за дорогостоящую операцию. Однако в случае с ЗР ситуация иная.

Помочь ребенку с ЗР могут не разовые финансовые вложения в его оздоровление, а регулярная, грамотно организованная, ювелирная (поскольку уникальная в своем роде), работа по раскрытию и развитию его возможностей. Эта работа должна обязательно проводиться в соответствии с принципом систематичности (непрерывности). Это главный принцип работы с детьми с ЗР.

Основные задачи работы с ребенком

Родители ежечасно, ежеминутно должны обеспечивать малышам с задержкой речи режим наибольшего благоприятствования развитию, учитывающий специфику возможностей концентрации внимания ребенка.

Детям с задержкой речи необходимо постоянное наблюдение, в ходе которого будет осуществляться непрерывная борьба за внимание к информации и усвоение этой информации.

Задача каждого родителя — наладить связь с ребенком и, пользуясь своими наработками по возбуждению интереса ребенка, пробудить в нем познавательный инстинкт к ряду вещей (в том числе к общению), с целью удлинения времени концентрации его внимания, развития коммуникативных и речевых возможностей.

Необходимо понимать, что здоровые дети получают новые знания не на специальных занятиях длительностью в энное количество часов, а ежеминутно: в процессе взаимодействия с предметами и явлениями, а также в процессе социального взаимодействия с другими людьми: детьми и взрослыми. Именно поэтому их поведенческий репертуар становится ранообразным а речь приобретает все новые детали и нюансы.

Практика — ежеминутная, ежедневная — дает этим детям все необходимое для полноценного развития. В том числе неоценимую роль в развитии, начиная с 1-1,5 лет, играет практика общения: живого общения в паре, а затем в коллективе. В результате малыш начинает понимать, как ему добывать информацию самостоятельно. Речь и способность к социальному взаимодействию становятся активными инструментами развития, заставляющими его ускоряться.

Как правило, в этом возрасте ответственные родители начинают бить тревогу, если речь их ребенка запаздывает. Несмотря на то, что возрастные нормы овладения речью врачи-педиатры сейчас варьируют довольно широко, мамам и папам не стоит уповать на то, что речь возникнет сама по себе, продолжая позволять своему ребенку часами молча смотреть телевизор и заучивать стереотипные движения.

Вообще говоря, к сожалению, только по прошествии лет, постфактум, родители зачастую начинают понимать, как дорога каждая минута, проведенная в общении с ребенком.

Если можно так выразиться, масштаб отставания развития, которое возникло в раннем детстве, заметен крайне незначительно. Но спустя пару лет разрыв с нормой становится очевиден.

Обиднее всего, что в старшем дошкольном возрасте влиять на ситуацию уже сложнее. Однако в раннем возрасте, напротив, природой созданы все условия для ускоренного развития и шансов догнать норму у ребенка больше. И даже незначительные мозговые дисфункции не в силах помешать ребенку усвоить тот максимум информации, который доступен ему в силу его способностей.

Поэтому родителям так важно не пропустить то время, когда у малыша начало наблюдаться отставание в речевом развитии. Это может быть тревожным звоночком, особенно в наше время неблагополучных родов, неблагоприятной экологической обстановки, постоянных стрессов. Помните, что в раннем возрасте важен каждый месяц, каждый день. И если ваш малыш их теряет, а речь все не появляется, это повод действовать, не дожидаясь постановки точного диагноза.

Не хочется никого разочаровывать, но, к сожалению, организация здравоохранения в нашей стране далека от совершенства. Да и, в принципе, в детском возрасте, диагностика — нелегкая задача. Как правило, диагноз у маленьких пациентов детского невролога меняется по несколько раз за год.

Однако нельзя терять время, потому что при поддержке родителями заложенных природой способностей крохи (а способности есть у каждого, и они вполне могут помочь восполнить недостатки) возможны настоящие чудеса.

Родители, давайте же постараемся, чтобы диагноз «задержка речи» для вашего малыша канул в Лету. Или уж как минимум не мешал вашему ребенку жить и развиваться. «Дети расплачиваются за грехи родителей» — эта ужасная по своей сути поговорка не должна быть применима к ситуации, в которую попал ваш малыш, ведь вы точно знаете, что сделали все от вас зависящее, чтобы ваш ребенок имел не только счастливое детство, но и благополучную дальнейшую судьбу.


 

Основные правила

Речевого взаимодействия

Мы нарочно не будем рассматривать случай возможной задержки психического развития у детей с ЗР, полагая, что постановка точного диагноза в данном случае не изменит предлагаемой тактики действия родители.

Кроме того, вовремя оказанная помощь при задержке речевого развития более чем в половине всех случаев помогает предотвратить задержку умственного (психического) развития. Поэтому, дабы не лишать родителей надежды и раньше времени не накликать беду, мы будем рассматривать проблему задержки психического развития как окончательную причину отсутствия у ребенка речи.

Сами врачи редко ставят диагноз задержки психического развития детям раннего возраста, поскольку точно судить о возможностях мозга ребенка в этот период не представляется возможным даже специалистам.

Родителям же и вовсе все равно, что написано у ребенка в медицинской карточке, главное, чтобы речь у их малыша развивалась. В этом единодушны и специалисты: в раннем возрасте при задержке речи крайне важна постоянная положительная динамика развития.

И пусть темп этой динамики будет не такой бойкий, как у здорового ребенка. Основная задача продолжает оставаться прежней: недопущение стагнации и регресса развития, которые могут действительно впоследствии привести к задержке развития психических функций.

 

Природа позаботилась о том, чтобы в раннем детстве малыш мог постичь максимум информации о мире, развить двигательные и речевые способности.

Раннее детство может стать тем преимуществом, которое есть у детей с ЗР. Именно этот период может помочь максимально сократить, а то и вовсе нивелировать возникшее отставание, если работа с ребенком будет вестись интенсивно.

Так как природа в этом возрасте наградила малыша потенциалом к интенсивному развитию, мы обязательно должны это использовать. Временной ресурс I крайне важен в работе с ребенком в раннем возрасте. Постоянная непрекращающаяся работа, пронизывающая каждый вид деятельности, очень важна для ребенка с ЗР в плане сокращения возможного отставания. Иными словами, такой подход позволяет максимизировать достигнутый результат, закреплять его на практике и тем самым ежедневно сокращать дистанцию отставания, интенсивно используя ограниченные временные ресурсы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...