Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 4: Развитие психодиагностики в 1940-е годы.

 

Так же как и Первая мировая война, Вторая мировая стимулировала разработку новых тестов. В начале Второй мировой войны психологи США вновь обращаются к разработке групповых тестов для нужд армии. Так появляется Армейский общий классификационных тест – групповой тест, проведенный примерно с 10 миллионами военнослужащих в ходе войны. Были изобретены многие другие тесты для использования, например, при отборе морских офицеров, пилотов. Известны множество «военных» модификаций ранее применяемых тестов (групповой тест Роршаха, сокращённый вариант ТАТ и др.). В то же время значительный прогресс был достигнут в создании ситуационных тестов, которые допускали прямое воздействие на обследуемого мощных стрессовых факторов. Они использовались для отбора лиц, наиболее подходящих для выполнения разведывательно-шпионской деятельности во время Второй мировой войны.

Несмотря на официальную политику, направленную против использования тестов, они сумели выжить и в нацистской Германии. Официально тестирование было запрещено в 1942 г. Американские историки психологи обычно указывают на две причины такого запрета: 1) психологическое тестирование – это демократическая процедура в том смысле, что отбор основывается на психологический особенностях индивидуума, а не на членстве в доминирующей политической партии или социальной группе, и 2) проявлялось желание отрицать существование психологических проблем в немецких вооруженных силах. Однако психологическое тестирование скрытно проводилось в рамках немецкой программы использования рабского труда народов оккупированных стран. Отдельные германские промышленники санкционировали тестирование для наиболее эффективного распределения рабочих ресурсов.

Всё большее внимание психологов привлекает Миннесотский многоаспектный личностный опросник, созданный психологом Старком Р. Хатауэем и психиатром Мак-Кинли. Несмотря на то что первоначально ММРI был предназначен для содействия в дифференциации психиатрических диагнозов, его шкалы, основанные на 550 утверждениях, также начинают использовать при диагностике непатологических личностей.

Из новых личностных опросников также необходимо отметить появившийся в 1947 г. Моудслейский медицинский опросник. Этот тест, предназначенный для диагностики нейротизма, был первым из серии известных опросников, разработанных английским психологом Гансом Юргеном Айзенком. Пытаясь выделить основные свойства личности, а затем разработать соответствующие инструменты их измерения, некоторые исследователи в конце 1940-х гг. обращаются к факторному анализу.

Дальнейшее развитие получает проективный подход к диагностике личности. При этом резко возрастает число исследований, связанных с пятнами Роршаха. С 1939-го по 1947 г. состоялось 436 публикаций только по одной этой методике.

После окончания войны появляются новые проективные методики. Тест Саула Розенцвейга (1945) предназначался для оценки реакций на фрустрацию и состоял из 24 рисунков. Каждый рисунок изображал двух людей в ситуации фрустрации. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Персонаж, изображённой слева, произносит слова, которыми описывается собственная фрустрация, или те, которые фрустрируют другое лицо. Над персонажем, находящимся справа, нарисован пустой квадрат, в который необходимо вписать первый пришедший на ум ответ. На основе этих ответов оценивались направление реакции индивидуума в ситуации фрустрации, её тип, а также степень социальной адаптации.

Тест Блекки, созданный Блюм в 1949 г., требовал составления рассказа по рисункам, изображающим жизнь собачьего семейства. Полагалось, что, скажем ребенок, рассказывающий о собаках, будет говорить о своих проблемах и проблемах окружающих его людей. На каждом из рисунков были изображены одна или нескольких собак в ситуациях, отражающих аспекты функционирования личности, постулированные психоаналитической теорией.

В тесте Карен Софии Маховер требовалось нарисовать человека, а затем – лицо противоположного ему пола. К. Маховер одна из первых стремиться использовать для разработки диагностического инструмента известную связь между рисуемой фигурой и личность рисующего. Тест Бука основывался на рисунке дома, дерева и человека. Появлялись и другие, сходные с названиями, рисуночные проективные техники.

Цвета, которыми придавалось разное психологическое значение, давно притягивали внимание исследователей. Тест цветового выбора был предложен швейцарским психологом Маком Люшером. Эта проективная методика, неоднократно подвергавшаяся критике за умозрительность теоретических построений автора (наиболее валидно её использование в качестве индикатора психических состояний, но не свойств личности), тем не менее получила в 1960-е гг. в мировой психодиагностике значительную популярность (по данным некоторых опросов конца 1990-х гг. – лидирует в российский психодиагностических исследованиях). Впоследствии появились и другие цветные методики, например Тест цветовых пирамид Пфистера-Хейса, однако ни одна из этих методик не могла сравниться по своей популярности с рисуночными тестами, не говоря уже о тесте тесте Роршаха и ТАТ. Впрочем, общей проблемой было практически полное отсутствие убедительных для всех психологов доказательств валидности и надёжности этих техник.

В 1949 г. Раймонд Бернард Кеттел и др. основывают Институт тестирования личности и способностей, который был призван создавать и развивать соответствующие исследовательские инструменты, публиковать посвящённые им работы. Звёздным часом в деятельности этого института была публикация опросника 16 личностных факторов, разработанного Р. Кеттелом и его сотрудниками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...