Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вид изучаемого вопроса: куда? откуда?




Предложения по отработке понимания и применения вопросительной конструкции предложения:

1. Погоняйте друг к другу машинку, сопровождая каждую поездку соответствующими фразами: «откуда— от меня»; «куда — к Сереже», например. То же самое должен повторить и ребенок, отправляя свой автомобиль к вам. Помогите ему первое время сориентироваться в направлении движения. Точно так же можно отрабатывать понимание вопроса «по чему?»: пускайте машинку сначала по ковру, потом по полу, а следом по столу и комментируйте (по чему? по ковру; по чему? — по полу и т. д.).

2. Поставьте на стол перед малышом игрушечный домик и импровизированное гнездо, пусть ваша птичка, вырезанная из картона например, перелетает с крыши домика в гнездо, а вы тем временем комментируйте ее действия: куда полетела — в гнездо, откуда— с крыши. Когда ребенок заинтересуется игрой, попросите его выполнять действия с птичкой и снова комментируйте, ждите, когда ребенок к присоединятся, Позднее измените траекторию полета птицы, ни с крыши в гнездо, а с крыши на дерево а с дерева в гнездо. И снова требуйте комментариев, используя вопросы «откуда?» и «куда?». Поменяйтесь с ребенком местами, теперь вы двигаете птичку, а ребенок задает вопросы (специально выберите для упражнения незнакомые ребенку объекты).

3. Когда ребенок освоил правила игры, используйте ее для повторения материала между делом, перед рисованием, например. Возьмите две разные емкости, стакан и миску, и перекладывайте из одной в другую карандаш по той же схеме.

Комментарии. Обратитесь к наглядным примерам, выполненным в миниатюре, чтобы расстояние не сокращало внимание ребенка. Данные вопросы (как и все вопросы направления) лучше всего отрабатывать вместе. В таком режиме лучше запоминается их смысл, так как вопросными словами можно охватить всю траекторию движения и в то же время наглядно показать, на каком этапе применим конкретный вопрос.

Вид изучаемого вопроса: почему? (зачем? как?)

Предложения по отработке понимания и применения вопросительной конструкции предложения. Понять смысл данного вопроса не так-то просто, а придумать ответ еще сложнее. Сделать вопрос ясным помогут сказки и тематические сюжетные картинки, на которых будут красоваться как причина, так и, следствие события. Анализируйте вместе с ребенком постоянно читаемые ему сказки (короткие и несложные для понимания), каждый раз задавая очевидный вопрос, ответ на который не требует размышлений о душевных качествах героев, а имеется в тексте. Например, почему (как) потушили кошкин дом (заливали водой); зачем заливали (чтобы спасти дом от огня). Помогайте ребенку не только ответить, но и найти ответ на иллюстрации.

По такому же принципу работайте и с картинками. На одной изображайте картину, содержащую потенциальную тему вопроса (причину), на второй — тему ответа (следствие).

Работайте и с практическими примерами — мини-спектаклями.

Комментарии. Данная группа вопросов одна из самых трудных для понимания ребенком. Любимый вопрос всех детей «почему» ставит в тупик не только родителей, но и детей с задержкой речи. Потому как его смысл не всегда доступен ввиду требуемой для понимания абстрактности мышления. Работать над его пониманием и применением следует дольше обычного, в основном ища понятные примеры в бытовых ситуациях, постоянно закрепляя на различных примерах его и понимание.

Вид изучаемого вопроса: альтернативный вопрос

Предложения по отработке понимания и применения вопросительной конструкции предложения. Чтобы привлечь внимание ребенка к изучению альтернатив, вы можете предложить ему веселую игру. Зажмите в ладонях две разные конфетки, например, и предложите выбрать себе сюрприз, указав на одну руку. Сопровождайте процесс выбора текстом: «Выбираем: или - или, смотрим, что нам подарили».

Легче всего сделать выбор тогда, когда он очевиден. Поэтому, зная вкусы ребенка, предложите ему сделать выбор между заведомо любимым и нелюбимым предметом. Например, редис или шоколад.

Оба предмета держите в руках (или используйте ящички), чтобы ребенок видел, что он выбирает альтернативу. Позднее, когда смысл вопроса уяснен, отходите от наглядности.

Комментарии. Две альтернативы должны быть всегда у ребенка на виду, чтобы сравнить и выбрать.

 

На обобщающем этапе, закрепляя понимание всех вопросных слов, вы можете практиковать игру, когда на глазах ребенка будете брать по очереди в руки разные предметы из его коробки для игрушек и проходиться по ним всей гаммой вопросов: кто это; из чего это; для чего это; чье это; почему Димин; это Димин или мамин и т. д.

Ребенок отвечает на ваши вопросы, после чего вы меняетесь местами. Пустите его в ваш гардероб: пусть теперь он задает вам вопросы относительно вашего имущества.

Постепенно отходите от принципа наглядности при работе с вопросными конструкциями речи. Задавайте вопросы между делом. Как только у ребенка будет получаться отвечать без опоры на наглядный пример перед глазами, начинайте практиковать различные временные формы, сослагательное наклонение и другие более сложные речевые конструкции в вопросах.

Результатом работы по уяснению смысла вопросов и практики их применения станет возможность для ребенка пользоваться речью как инструментом поиска информации, иными словами, ваш малыш выйдет на качественно новый для себя уровень развития. Поэтому чередуйте в диалоге с ребенком вопросительные и утвердительные предложения как можно чаще.

Работа с речевыми конструкциями,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...