Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зарождение экономической теории. Классическая школа




Экономическая теория как наука, изучающая фундаментальные законы и принципы экономики, сложилась сравнительно недавно, во второй половине XVIII века. Этому предшествовало примерно три столетия господства меркантилистских воззрений - предыстории экономической теории. Первоначальное имя "политическая экономия" науке дал поэт, дуэлянт и изгнанник, мятежник и государственный преступник, небогатый французский дворянин Антуан Монкретьен, опубликовавший в 1615 году небольшую работу "Трактат политической экономии". Свой труд он посвятил молодому королю Людовику XIII. Это были верноподданнические предложения по оздоровлению экономики Франции. Правительство должно покровительствовать купцам и промышленникам, ограждать их

от иностранных конкурентов - таково содержание книги.

  Политическая экономия - наука о государственном хозяйстве, об экономике, направляемой государством. Она противопоставлялась экономике как науке о домашнем хозяйстве.

Меркантилизм - так назвал А. Смит первую школу в политической экономии. Меркантилисты жили в разное время и в разных странах (Г. Скаруффи, А. Серра - в Италии, А. Монкретьен - во Франции, У. Стаффорд, Т. Мен - в Англии, А. Ордын-Нащекин - в России). Их объединяют основные черты научного мировоззрения: богатство страны - золото и серебро (деньги), накопление богатства может быть достигнуто с помощью активной политики государства (политики протекционизма). Меркантилизм получил название доктрины торгового баланса. В соответствии с ней государство должно поощрять вывоз готовых изделий и ввоз дешевого сырья, посредническую торговлю, что должно приводить к накоплению денег в стране. Чем больше в стране денег, тем она богаче- таков вывод меркантилистов. Меркантилистская политика приводит к обнищанию населения и разорению страны, что

особенно проявилось во Франции в эпоху царствования Людовика XIV.

Как реакция на меркантилизм возникла физиократическая система.

Физиократы (Ф. Кенэ, А.Р. Жак Тюрго, Р. Кантильон, В. Гурнэ) перенесли анализ из сферы обращения (торговли) в производство. Кенэ и Кантильона называют подлинными отцами политической экономии.

Физиократическую систему можно рассматривать как первый этап в развитии классической школы (классической политэкономии, по определению К. Маркса).

Физиократы видели источник богатства в сельском хозяйстве и только труд фермера считали производительным. Они дали первый анализ капитала, первый анализ общественного воспроизводства (Ф. Кенэ), первый анализ предпринимательства (Р. Кантиль-он).

Ограниченность физиократических воззрений преодолел Адам Смит (1723-1790 гг.) - вершина классической школы. В 1776 году Смит опубликовал первый крупный систематический труд по политэкономии: "Исследование о природе и причинах богатства народов".  Главным условием роста богатства является экономическая свобода. Принцип экономической свободы (экономического либерализма) образно сформулировал ранее Венсан де Гурнэ: Laissez faire, Laissez passer [лесэ фэр,лесэ пасэ] - пусть все идет как идет. Благодаря таланту и мудрости Смита этот принцип становится общепризнанным. Человек, по мнению Смита, не думает об общественном интересе и имеет в виду всегда свой собственный интерес, но "в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это".

Богатство создается трудом. Производительность труда увеличивается благодаря разделению труда и специализации работников. Обмен становится условием существования людей, а общество является своего рода меновым союзом. Капитал увеличивает производительность труда и потому меновая ценность товара образуется не только трудом, но и капиталом, и землей и равна сумме естественных норм доходности труда, капитала, земли, то есть сумме заработной платы, прибыли и ренты. Сказанное не позволяет считать А. Смита последовательным сторонником трудовой теории ценности1. Как указывает известный историк экономической мысли XX века М.Блауг, слова Смита о том, что "труд - основа и сущность богатства", были в те времена расхожей фразой и удобным аргументом в борьбе с меркантилистским мышлением.

 Другим крупным представителем классической школы был Давид Рикардо (1772-1823 гг.). Свой главный труд "Начала политической экономии и налогового обложения" он опубликовал в 1817 году. Главная задача политической экономии, полагал Рикардо, - определить законы, управляющие распределением продукта общества между классами на заработную плату, прибыль и ренту. Меновая ценность произведенных товаров пропорциональна труду, затраченному на их производство, включая и труд, необходимый для изготовления орудий и машин. Как сторонник трудовой теории ценности2 Рикардо  сформулировал ряд выводов, которые позднее К. Маркс использует для обоснования эксплуататорской природы капитализма, для обоснования неизбежности его гибели: о противоположности заработной платы и прибыли, о неизбежности увеличения земельной ренты с развитием капитализма и падения нормы прибыли. Вместе с тем Рикардо можно считать подлинным изобретателем техники экономической науки: метода абстракций, метода моделирования, предельного анализа, принципа сравнительных преимуществ (сравнительных издержек) при анализе внешней торговли.

Видными представителями классической школы и последовательными сторонниками экономического либерализма были Ж.Б. Сэй во Франции и Дж.Ст. Милль в Англии. Другой современник Сэя и Рикардо, Сисмонди, последовательный сторонник трудовой теории ценности и первый исследователь кризисов, приходит к отрицанию экономического либерализма и к обоснованию этатизма.3

Марксизм

Марксизм как течение общественной мысли в основных своих чертах сформировался в 40-60-х годах XIX века. Основоположник марксизма - Карл Генрих Маркс (1818-1883 гг.). Его учение оказало огромное влияние на обществознание, политику и, прежде всего, историю двадцатого века. До сих пор оно оценивается неоднозначно. "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно, - писал В.И. Ленин в статье

"Три источника и три составные части марксизма". - Оно полно и стройно, давало людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета". Современные американские экономисты Р. Хейлбронер и Л. Туроу, давая характеристику Марксу как одному из трех великих экономистов (А. Смит, К. Маркс и Дж. Кейнс), называют его гением, человеком, изменившим характер нашего мышления об обществе, самым удачливым возмутителем умов, с которым могут конкурировать только Христос, Магомет и Будда. Но законное место Маркса в ряду великих мыслителей скорее среди историков, чем среди экономистов.

Развивая этот вывод и детально анализируя экономическую теорию Маркса, М. Блауг приходит к выводу, что Маркс "допуская логические ошибки, искажал факты. Делал необоснованные выводы из исторических данных и едва ли не умышленно закрывал глаза на слабые места в своем исследовании". Прежде всего, несостоятельна его теория прибавочной ценности, теория обнищания рабочего класса. А его модель межотраслевой конкуренции (и цены производства) и воспроизводства общественного капитала подчас рассматривались как "некий курьез в музее экономической мысли".

В.И. Ленин выделял три источника марксизма (немецкая философия - Гегель, Фейербах, английская политическая экономия—Рикардо, французский социализм - Сен-Симон, Фурье, Оуэн) и три его составные части: философия, политическая экономия, научный социализм.

Главным в учении Маркса и его соратника Ф. Энгельса является вывод о неизбежности гибели капитализма и замены его социализмом, а затем коммунизмом. Этот вывод предшествует экономическому анализу

капитализма. Наиболее четко суть марксизма как революционного учения изложена в "Манифесте коммунистической партии" (1848). Вскоре Маркс приходит к выводу о близости социалистической революции и приступает к большим экономическим исследованиям, ставя перед собой задачу дать пролетариату экономическое обоснование его борьбы.

Так возник четырехтомный труд "Капитал. Критика политической экономии" объемом почти в четыре тысячи страниц.

Целью исследования Маркса является открытие экономического закона движения буржуазного общества. Экономической клеточкой этого бщества является товар. Все товары есть продукты труда. Они обладают двумя свойствами: полезностью (потребительной ценностью), которая создается конкретным трудом, и ценностью (стоимостью), создающейся абстрактным трудом. Среди всех товаров капиталист находит на рынке один особый товар - рабочую силу. Только рабочая сила создает ценность (стоимость). Стоимость, созданная в единицу времени средним общественным трудом, всегда одинакова. Величина стоимости, созданной за рабочий день, определяется его продолжительностью и не зависит от стоимости или цены рабочей силы как товара. Цена рабочей силы есть его заработная плата, и определяется она стоимостью товаров, необходимых для существования рабочего. Разница между стоимостью, созданной рабочим, и его заработной платой - прибавочная стоимость (прибавочная ценность) - неоплаченный труд наемных рабочих. Отношение между прибавочной стоимостью и стоимостью рабочей силы есть норма прибавочной стоимости - точный показатель степени эксплуатации труда капиталом. Из теории прибавочной ценности Маркс делает ряд выводов-прогнозов относительно будущего капитализма:

 1. Производство прибавочной ценности или нажива – абсолютный закон капиталистического способа производства. Для ее увеличения капиталист сокращает необходимое рабочее время и увеличивает прибавочное. Противоречие между трудом и капиталом неизбежно обостряется.

2. Для достижения своей цели капиталисты вводят машины. Машины вытесняют рабочих. Следствием этого является рост безработицы и падение нормы прибыли на вложенный капитал.

3. Накопление капитала как подлинная цель капиталистического производства сопровождается ростом богатства на одном полюсе, его концентрацией в немногих руках и нищеты, мук труда - на другом. Это абсолютный, всеобщий закон капиталистического производства.

4. Обнищание пролетариата с развитием капитализма не может быть отменено повышением заработной платы. Пролетариат может изменить свое положение только уничтожив капитализм, частную собственность и рынок вообще.

5. Обострение противоречий капитализма неизбежно приводит к социальному взрыву. "Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней, - пишет Маркс, —бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют". Ошибочность теории Маркса обнаружилась довольно быстро, уже в конце прошлого века. Прежде всего, ошибочна сама трудовая теория ценности, так как она не учитывает научно-технический прогресс и роль капитала как фактора роста производительности труда и богатства общества. Во все времена труд имелся в достатке и был самым доступным хозяйственным ресурсом. Поэтому миром экономики управляли два основных (дефицитных) ресурса - земля и капитал. Теория прибавочной ценности культивирует простой малоквалифицированный труд, считая именно его главным фактором роста богатства. Она совершенно игнорирует проблему организации экономической жизни общества, проблему накопления, проблему реализации продукции. Тем не менее теория Маркса многими воспринималась как вполне убедительная.

Причиной этого является скорее не научная аргументация, а талант Маркса как писателя. "В своем несомненном умении доводить экономических проблем: теории рынка, теории денег, теории капитала (кругооборот и оборот капитала), деловых (средних) циклов и т.п. Сомнения в созидательной силе социалистической идеи проникли достаточно давно (столетие назад) и в ряды самого социал-демократического движения. Во второй половине 90-х годов XIX столетия один из лидеров немецких социал-демократов и II Интернационала Эдуард Бернштейн опубликовал ряд статей с критикой основных положений марксизма. Он сформулировал два исходных положения: любая теория периодически нуждается в ревизии, то есть в проверке истинности ее основных положений с точки зрения практики жизни; "движение - все, конечная цель - ничто", так как то или иное представление о конечной цели есть лишь гипотеза, прогноз, истинность которого будет подтверждена или отвергнута будущей практикой. Бернштейн последовательно отказался от основных положений революционного марксизма: теории прибавочной стоимости (учения о капиталистической эксплуатации), вывода об обнищании пролетариата с развитием капитализма, о неизбежности пролетарской революции, о диктатуре пролетариата и т.д.

Так называемый ревизионизм, возникший на базе идей Бернштейна, означал замену революционного фанатизма и прожектерства практическим здравомыслием, ориентацией пролетариата не на разрушение и жестокость, а на созидание и сотрудничество.

На основе "ревизионизма" Э. Бернштейна после Первой мировой войны возникла теория демократического социализма, ставшая официальной доктриной Социалистического Интернационала. В соответствии с ней пролетариат отказывается от революционной борьбы и от уничтожения частной собственности, добиваясь более справедливого распределения доходов парламентскими методами: "демократический социализм" есть не конечная цель, а непрерывное совершенствование.

Социальные гарантии, защита населения от бедности, безработицы, доступность здравоохранения, образования, обеспеченность жильем таковы цели государства. Социализм на практике выродился в азиатскую форму общества, тоталитарную систему, где нет ни подлинной демократии, ни свободы, ни прогресса. Повсеместный и быстрый крах социализма- подтверждение ненаучности этой идеальной модели общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...