Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эксперимент как основной метод познания




Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания)

Декарт видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самого человека. В современной литературе цель познания усматривается в истине.

Говоря о формах познания,выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причем к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.

Важное замечание: в индустриальном и постиндустриальном обществе существует своя мифология. Основой технической мифологии является ритуальная рациональность: расчетливость и планирование, устранение неоднозначностей, попытка сведения всего к исчислимой форме. При соприкосновении с новой областью непознанного наука порождает свои «гносеологические» мифы (открытие марсианских «каналов», «парникового эффекта», вопрос о распространенности жизни во Вселенной), которые активно используются в политике и экономике. Подробнее об использовании мифов для прямого воздействия на сознание – в отдельной главе настоящего Пособия. Религиозное познание – широко распространенный на всех уровнях общества способ мышления и познания, к сожалению, имеющий неочевидную связь с темой данной работы, поэтому рассмотрение религиозного познания вынесено за ее рамки.

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.

Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной. Эксперимент — это метод исследования, который воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз, и даёт идентичный результат.

ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Физический эксперимент — способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. В отличие от теоретической физики, которая исследует математические модели природы, физический эксперимент призван исследовать саму природу.

Именно несогласие с результатом физического эксперимента является достаточным критерием ошибочности физической теории или, более точно, неприменимости теории к окружающему нас миру. Обратное утверждение не верно: согласие с экспериментом является только необходимым, но не достаточным доказательством правильности (применимости) теории.

В идеале, Экспериментальная физика должна давать только описание результатов эксперимента, без какой-либо их интерпретации. Однако на практике это недостижимо. Интерпретация результатов более-менее сложного физического эксперимента неизбежно опирается на то, что у нас есть понимание, как ведут себя все элементы экспериментальной установки. Такое понимание, в свою очередь, не может не опираться на какие-либо теории.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. Данный вид эксперимента можно лишь условно отнести к эксперименту, потому как он не отражает природные явления, а лишь является численной реализацией созданной человеком математической модели. Действительно, при некорректности в мат. модели — ее численное решение может быть строго расходящимся с физическим экспериментом.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Мысленный экспериментв философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Как правило, мысленный эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости. При проведении мысленного эксперимента могут обнаружиться противоречия внутренних постулатов модели либо их несовместимость с внешними (по отношению к данной модели) принципами, которые считаются безусловно истинными (например, с законом сохранения энергии, принципом причинности и т. д.).

КРИТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Критический эксперимент — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

Постарайтесь привести пример ситуации, когда эксперимент как метод познания неприменим.

Приведите примеры религиозного и мифологического способа познания.

Отличие наблюдения и эксперимента.

Спланируйте эксперимент, направленный на выявление в вашей организации «генераторов идей» для коллективных методов решения неформализованных задач.

Спланируйте эксперимент, направленный на выявление в организации-покупателе лиц, принимающих решение о закупке;

Глава 3

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ МЫШЛЕНИЯ

Величайший прогресс, которого достигли люди, состоит в том, что они учатся правильно умозаключать. Это вовсе не есть нечто естественное, а лишь поздно приобретенное и еще теперь не является господствующим.

Человеческое, слишком человеческое.

Фридрих Ницше.

Решение разнообразных конкретных задач предполагает в качестве необходимого условия некоторые общие философские методы, отличительная особенность которых — универсальность. К таким методам относятся законы и категории диалектики, наблюдение и эксперимент, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, законы логики (закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего и пр) и т.д. Если специальные методы выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские методы, являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения, развития, разумеется, по-особому проявляющихся в зависимости от специфики объекта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...